Цитаты со словом «райский»
Познание человека в нашем мировом эоне есть уже изгнание из рая, утеря
райской жизни.
Рай был блаженной жизнью, но был ли он полнотой жизни, все ли возможности были раскрыты в
райской жизни?
В раю не все было открыто человеку и незнание было условием
райской жизни.
В подпочве
райской жизни оставалась эта свобода, и она должна была проявиться.
Человек отверг мгновение
райской гармонии и целостности, возжелал страдания и трагедии мировой жизни, чтобы испытать свою судьбу до конца, до глубины.
[Такие мыслители, как Клагес, хотели бы возврата к первоначальной
райской бессознательности.]
И в отпадении от
райской гармонии, от единства с Богом человек начал различать и оценивать, вкусил от древа познания добра и зла, стал по сю сторону добра и зла.
И человек предпочел горечь различения и смерть
райской жизни в невинности и незнании.
Он мог питаться с древа жизни и жить вечной
райской жизнью, вегетативной и бессознательной.
Но в невинной
райской жизни, в которой человек питался с древа жизни и не подходил к древу познания, отношение между Творцом и творением раскрывалось в аспекте Бога-Отца.
Парадокс христианского сознания в том, что Христос не мог бы явиться в
райской жизни.
Правда, могут сказать, что в
райской жизни присутствовал Бог-Слово, но Слово не воплощенное и не вочеловечившееся, не приносящее жертвы любви.
Райская жизнь остается совершенно в ветхозаветных категориях, она построена не по образу Божественной Троичности.
Если бы человек остался в
райской пассивности и райской невинности, непосредственной стихийности и бессознательности, т. е. в стадии жизни божественно-природной, он не познал бы Христа и не достиг обожения.
Когда Ницше хочет заменить различение между добром и злом различением между хорошим и плохим, он думает, что заменяет категории этические и познавательные категориями природно-стихийными, т. е.
райскими.
«По ту сторону добра и зла», т. е. в
райской жизни, не должно быть нашего «добра», но не должно быть и нашего «зла».
Райское бытие не знает раздвоения на субъект и объект, не знает рефлексии, не знает болезненного сознания, переживающего конфликт с бессознательным.
Бессознательное перестало быть
райским, в нем образовалось темное подполье, и сознанием нужно было оградить человека от разверзающейся нижней бездны.
В генезисе духа есть три стадии — первоначальная стихия,
райская целостность, целостность досознательная, не испытавшая свободы и рефлексии; раздвоение, рефлексия, оценка, свобода избрания; и целостность и полнота после свободы, рефлексии и оценки, сверхсознательная целостность и полнота.
Этика с обеих сторон, в начале и в конце, упирается в сферу, лежащую «по ту сторону добра и зла», в жизнь
райскую и в жизнь Царства Божьего, в досознательное и сверхсознательное состояние.
Существует ли
райское «добро» и существует ли «добро» в Царстве Божьем?
О генезисе духа можно парадоксально сказать, что раскрытие духа связано с грехом, с выходом из состояния
райской невинности.
Мир языческий, мир язычества греческого совсем не был
райским состоянием, каким хотят его некоторые представить.
А это значит, что в основе нравственной оценки и нравственного акта лежит грехопадение, потеря первоначальной
райской цельности, невозможность непосредственно, без рефлексии и различения, вкушать от древа жизни.
Так совершает Евангелие прорыв из морали нашего мира, мира падшего и основанного на различении добра и зла, к морали потусторонней, противоположной закону этого мира, морали
райской, морали Царства Божьего.
Любовь не требует и не ждет награды, она сама уже есть награда, есть просветление и преображение бытия, есть луч
райского бытия.
Евангельская мораль потому не есть норма и правило, что она есть
райская мораль и стоит по ту сторону нашего добра и зла, нашего законнического различения добра и зла.
И подлинно прекрасно в нем лишь воспоминание о
райской красоте.
Отсутствие страха есть
райское состояние.
Греховный человек не может вести
райского хозяйства.
Труд есть проклятие, поскольку он мучителен, сопровождается болью и призван создавать не
райское, а греховное хозяйство.
И где-то в глубине происходит совпадение
райского воспоминания с райской мечтой.
Но и на земле извергнутый из рая человек не только вспоминает о золотом веке, но и способен переживать минуты
райского блаженства в созерцании Бога, истины и красоты в любви, в творческом экстазе.
Райская жизнь была целостна, и ничего, кроме райской жизни, не было, пока не было различения между добром и злом.
После различения
райская жизнь раскололась и наряду с ней появилась и адская жизнь.
Без этой свободы была бы вечная целостная
райская жизнь, ничем не омраченная.
И человека вечно преследует и соблазняет мечта о воссоздании целостной
райской жизни, не омраченной роковыми последствиями свободы духа.
Поэтому нельзя говорить о возвращении к первоначальному, утерянному
райскому состоянию.
Познание добра и зла связано с утратой
райской цельности, но путь познания добра и зла до конца должен быть пройден.
Возврат же к первоначальной
райской цельности, к райской «природе» есть отрицание этого пути человека.
Отблеск утерянного рая есть в искусстве, в поэзии, и человек приобщается в них к мгновениям
райского блаженства через творческий экстаз, т. е. через свой творческий путь вверх.
Искусство Пушкина и не христианское и не языческое искусство, а искусство
райское.
Но и в нем
райское достигается через творчество человека, через путь человека, а не через возврат к первоначальной природе.
Так называемая нравственная жизнь совсем не есть
райская жизнь, и рай не есть торжество «добра».
Основная антиномия нашего мышления о рае в том, что человек страшно мечтает о рае, о
райском блаженстве и вместе с тем боится райского блаженства как скуки, однообразия, неподвижности, конечности.
Отсюда скука всех утопий
райской жизни на земле, ложь утопий и ложь перенесения совершенства из вечности во время.
Райская жизнь в нашем времени, на нашей земле оказалась бы концом творческого процесса жизни, бесконечных стремлений и потому скукой.
Совершенная,
райская жизнь есть отрицание суеты и томление мира, беспокойства и заботы, порожденных временем.
Но совершенная
райская жизнь знает свое творческое движение.
И у нас существует подозрительное отношение к
райскому блаженству.
Цитаты из русской классики со словом «райский»
— Ах ты, сердынятынько мое! Сонечко мое ясное, яблочко ж мое
райское, — разнежилась Грипа, — дай же мне твои бузи! Дай же мне твои бузенятки!..
Если бы ты во ад сошла, и там никакая сила не могла бы коснуться тебя, если б в
райские светлицы вошла, и там не нашла бы бо́льших радостей и блаженства…
Боже мой, чего только не выдумывала его больная фантазия: тут были и светлые ангелы, ведущие борьбу с темными духами зла и побеждающие их. Тут были и
райские сады с маленькими птичками — душами рано умерших детей. Они порхали по душистым цветам Эдема и прославляли пением Великого Творца. Потом он говорил о свирепых горных духах, прятавшихся в пещерах…
Плавание в северных тропиках при вечно дующем освежающем пассате — это нечто такое прелестное и благодатное, что и слов не найти. Недаром моряки называют его
райским плаванием, и воспоминание о нем никогда не изгладится из памяти. Это, так сказать, казовая сторона морской жизни с ее безмятежностью, покоем и негой ласкового океана, вечно голубого неба и вечного солнца.
Она смотрит на деревья, странно нарисованные на образах, и воображает себе целую страну садов, где всё такие деревья и все это цветет, благоухает, все полно
райского пения.
Ассоциации к слову «райский»
Синонимы к слову «райский»
Предложения со словом «райский»
- Скорее это жилище можно назвать настоящим райским садом в миниатюре, где всё предназначено для удовольствий и приятного времяпровождения.
- После дождливой ветреной погоды на улице тёплый двухместный номер показался просто райским уголком.
- Он призывал красноармейцев сдаваться в плен, обещая райские кущи.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «райский»
Что (кто) бывает «райским»
Дополнительно