Цитаты со словом «познающий»
[Н. Гартман в своей книге «Metaphysik der Erkenntnis» приходит к тому, что
познающий субъект есть часть бытия и что разум погружен в темное трансинтеллигибельное, которое ему трансцендентно, но которому он имманентен.]
Но сама первожизнь не противостоит
познающему, ибо он в нее изначально погружен.
Познающий не принимает всерьез своего познания.
В те эпохи, когда познание было в бытии и происходило с бытием,
познающий мог стать и предметом познания.
Платон, Плотин, Бл. Августин, Паскаль, Я. Бёме и т. п. были не только
познающие, они также предмет познания, и очень интересного познания.
Но современный
познающий, поставивший себя вне-бытия, не может стать предметом познания, ибо предметом познания может быть лишь бытие, в бытие же он не входит и не хочет войти, не хочет, чтобы познание его было актом в бытии, в жизни.
Религиозная вера и религиозная жизнь
познающего не могли не отражаться на его философии, он не мог их забыть в своем познании.
Религиозное откровение означает, что бытие открывает себя
познающему.
Познающий человек вне бытия и познаваемое бытие вне человека.
История философии будет философским, а не только научным познанием в том лишь случае, если мир философских идей будет для
познающего его собственным внутренним миром, если он будет его познавать из человека и в человеке.
Странно забывать, что я,
познающий, философ, — человек.
Познающий же субъект не есть бытие, субъект гносеологичен, а не онтологичен, он есть идеальные логические формы, совсем не человеческие, связь которых с человеком остается непонятной.
Теория познания не хочет изучать человека как
познающего, она отдает изучение человека целиком в ведение психологии или социологии.
Мне важно победить скептицизм и релятивизм в человеческой сфере, в
познающем человеке, а не в гносеологическом субъекте.
Я —
познающий — изначально пребываю в бытии и составляю его неотрывную часть.
Познающий и познание имеют онтологическую природу.
Познание не есть вхождение бытия в
познающего, стоящего вне бытия.
Если
познающий в бытии, то познание активно, есть изменение бытия.
Объективирование в познании означает отчуждение между
познающим и познаваемым.
Объективирование и ведет к тому, что и
познающий и познание перестают быть «чем-то» и делаются «о чем-то».
Познающий субъект, которому противостоит бытие, как объект, не может быть «чем-то», он всегда «о чем-то», он изъят из бытия.
В познании духа, которое и есть философия, должно быть внутреннее родство
познающего со своим предметом, должно быть признание реальности духа, должен быть творческий духовный опыт.
Свобода же никогда не может быть лишь в познаваемом, она должна быть в
познающем, как основа бытия.
И все-таки феноменологически нельзя построить этики, нельзя потому, что феноменология не предусматривает состояние человека, как
познающего.
Познающий этический предмет совсем не может находиться в методически пассивном состоянии и впускать в себя предмет.
Тайна познания в том, что
познающий в акте познания возвышается над предметом познания.
Это не значит, конечно, что
познающий должен воображать себя стоящим на нравственной высоте.
Тот факт, что человек, как предмет познания, есть вместе с тем и
познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение.
То, что он называет loi de la participation, свидетельствует о том, что мышление первобытное принадлежит к более высокому типу, чем мышление человека XIX в., ибо выражает мистическую близость
познающего к своему предмету.
Цитаты из русской классики со словом «познающий»
В конце концов на большей глубине открывается, что Истина, целостная истина есть Бог, что истина не есть соотношение или тождество
познающего, совершающего суждение субъекта и объективной реальности, объективного бытия, а есть вхождение в божественную жизнь, находящуюся по ту сторону субъекта и объекта.
В церковном сознании дано тождество субъекта и объекта,
познающего и
познаваемого, мышления и бытия.
Он не может также реально воплощаться в дискурсивной научной мысли, в формально-законнических морали и праве, ни в чем объективном, он воплощается в реальном восхождении субъекта, личности к Богу и в реальном нисхождении любви и милосердия, в интуитивном сопричастии
познающего с
познаваемым, в реальном творчестве небывшего, в оригинальном, первородном суждении.
Всякая напряженность имманентного и трансцендентного,
познающего и
познаваемого, человека и божества, «снимается», преодолевается божественным монизмом, свободным от обособления мира и человека: логика — это «Бог всяческая во всех».
Истина есть осмысливание и освобождение бытия, она предполагает творческий акт
познающего в бытии.
Синонимы к слову «познающий»
Предложения со словом «познающий»
- Если мы ради ложно понятой объективности исключим из мира познающего субъекта, не будет и того мира, который кто-либо мог бы познавать, не будет красок и форм, не будет камней и животных.
- В-третьих, в океане меняющейся и познающей мир жизни человек находится далеко не на последних ролях.
- По мнению великого мудреца, вся культурно-просветительская деятельность познающего разума человека должна быть направлена на нравственное самосовершенствование личности.
- (все предложения)
Дополнительно