Цитаты со словом «антропология»

Область
поиска
Область
поиска
Философская антропология должна быть основной философской дисциплиной.
Философская антропология есть центральная часть философии духа.
Он дал плодотворные результаты в антропологии, этике, онтологии (М. Шелер, Н. Гартман, Гейдеггер).
Теория познания должна стать философской антропологией, учением о человеке, а не учением о трансцендентальном сознании и гносеологическом субъекте, но и не психологическим или социологическим учением о человеке, а онтологическим и пневмотологическим учением о человеке.
«Этика» Н. Гартмана, наиболее интересная в философской литературе нашего времени, представляется мне принципиально несостоятельной, потому что идеальные ценности у него висят в безвоздушном пространстве и нет антропологии, нет онтологии, которая объяснила бы, откуда берется у человека свобода, откуда у него сила для осуществления в мире ценностей.
Но такого рода онтология, такого рода антропология и космология совсем непонятны.
Это все проблемы философской антропологии, которая еще так мало разработана.
Проблемы философской антропологии.
Макс Шелер, который более других философов интересовался проблемой антропологии, говорит: «Zu keiner Zeit der Geschiche der Mensch sich so problematisch geworden ist, wie in der Gegenwart».
Это значит, что наступило время для философской антропологии, которой до сих пор не существовало.
Психологические, биологические, социологические исследования человека никакой загадки о человеке не разрешали и философской антропологии не строили.
И само наименование антропологии применяется к науке, которая менее всего способна разрешить цельную проблему человека.
Между тем как философская антропология должна быть основой этики.
Философской антропологии в настоящем смысле слова не существует.
Но всегда существовала религиозная антропология.
Антропология христианская учит о том, что человек есть существо, сотворенное Богом и носящее в себе образ и подобие Божье, что человек есть существо свободное и в своей свободе отпавшее от Бога, и что, как существо падшее и греховное, он получает от Бога благодать, возрождающую и спасающую.
Есть оттенки, различающие антропологию католическую, протестантскую и православную.
Согласно католической антропологии человек сотворен естественным существом, лишенным сверхъестественных даров созерцания Бога и общения с Богом, и лишь отдельным актом благодати ему сообщены сверхъестественные дары.
[См. прекрасное изложение католической антропологии в книге Bainval «Nature et surnaturel».]
Такого рода антропология совсем не раскрывает учения об образе и подобии Божьем в человеке и может быть источником натуралистического понимания человеческой природы.
Согласно классической протестантской антропологии грехопадение совершенно извратило и уничтожило человеческую природу, помрачило разум человека, лишило его свободы и поставило всю его жизнь в зависимость от благодати.
Антропология православная мало разработана, но для нее в центре стоит учение об образе и подобии Божьем в человеке, т. е. человек сотворен духовным существом.
Христианская антропология учит не только о ветхом Адаме, но и о Новом Адаме, Христе-Богочеловеке, и потому это антропология богочеловеческая.
Идея богочеловека стоит в центре христианской антропологии.
Таков круг христианской антропологии.
Эта антропология унижает человека как тварь, и идея греха подавляет в ней идею образа-подобия Божьего в человеке.
Но христианская антропология ставит проблему человека в глубине, и она ясно видит, насколько человек есть существо парадоксальное, она бесконечно выше всех антропологий философских.
К типу учений о декадансе в известном смысле может быть причислена антропология Ницше.
Антропологии мы должны учиться у великих художников, у мистиков и у очень немногих одиноких и малопризнанных мыслителей.
Антропология неизбежно ставит человека между Богом и природой или между культурой и природой, и в зависимости от того, как она определяет эти соотношения, слагаются ее типы.
Антропология должна качественно выделить человека из природы.
И лишь антропология декаданса тоскует об утерянной природной силе и зовет человека вернуться к первобытной природе.
Антропология христианская должна раскрыться как учение о человеке-творце, носящем образ и подобие Творца мира.
Но эта антропология страшно усложняется раздвоением человека, его падением и греховным состоянием.
Неокантианская идеалистическая этика Германа Когена имеет свою антропологию.
Этика и антропология Н. Гартмана метафизически несостоятельны.
Больше значения для антропологии имеют два гениальных мыслителя, в свое время непризнанных, теперь же очень влиятельных, — Киркегардт и Бахофен.
Огромное значение для философской антропологии имеет также Бахофен.
В антропологии идеализма, натуралистического эволюционизма, социологизма и психопатологии схвачены отдельные существенные черты — человек есть существо, носящее в себе разум и ценности, есть существо развивающееся, есть существо социальное и существо больное от конфликта сознания и бессознательного.
Только библейско-христианская антропология есть учение о целостном человеке, о его происхождении и его назначении.
Но библейская антропология сама по себе недостаточна и неполна, она ветхозаветна и строится без христологии.
В христианской мысли была разработана антропология католическая.
Такого рода антропология учит о человеке как о существе природном, а не духовном и потому не раскрывает учение об образе и подобии Божьем в человеке.
Унижает человека и протестантская антропология школы К. Барта.
Заслуга этой антропологии, следующей за Киркегардтом, в том, что она видит в человеке существо парадоксальное и трагическое.
В основе христианской антропологии лежат две идеи: 1) человек есть образ и подобие Бога-Творца и 2) Бог вочеловечился, Сын Божий явился нам как богочеловек.
Истинная антропология должна быть персоналистичной.
Философская антропология, которая должна обосновывать этику, очень бедна, и М. Шелер один из немногих философов, которые что-то для нее сделали.
Основной для антропологии является проблема пола.
Огромное значение Бахофена для антропологии и этики в том, что он открывает значение архаического глубинного слоя, коллективного подсознательного, значение инстинкта и крови для нравственной жизни.
 

Цитаты из русской классики со словом «антропология»

Антропология или, точнее, антропологическое сознание предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию.
Творчество Достоевского бесконечно важно для философской антропологии, для философии истории, для философии религии, для нравственной философии.
Но мышление его оставалось социальным, у него не было психологии и не было метафизической глубины человека в его антропологии.
Эта новая антропология отлична от антропологии святоотеческой и схоластической, как и от антропологии гуманистической, поскольку она обоснована натуралистически.
Остро ставилась проблема христианской антропологии и в связи с христианской антропологией проблема христианской культуры и христианского общества.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «антропология»

Ассоциации к слову «антропология»

Все ассоциации к слову АНТРОПОЛОГИЯ

Предложения со словом «антропология»

Значение слова «антропология»

  • АНТРОПОЛО́ГИЯ, -и, ж. Наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова АНТРОПОЛОГИЯ

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «антропология»

АНТРОПОЛО́ГИЯ, -и, ж. Наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека.

Все значения слова «антропология»

Предложения со словом «антропология»

  • Поэтому философия или философская антропология является фундаментом психологии вообще и детской психологии в частности.

  • Культурная антропология изучает содержание совместной жизни и деятельности людей, динамику развития культуры, механизмы её передачи через поколения.

  • Социальная антропология может помочь найти ответы на вопросы, касающиеся структуры поселений, возникавших во время последовательно сменявших друг друга культурных периодов.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «антропология»

Ассоциации к слову «антропология»

Какой бывает «антропология»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я