Цитаты со словом «Кант»
Кант — продолжатель дела античной и английско-французской просветительной философии, но он очень углубил просвещение.
Он ограничивает себя у
Канта и расширяет себя до беспредельности у Гегеля.
Даже современный томизм, не желающий признавать ни Декарта, ни
Канта, ни всей новой философии, в сущности, принужден быть неотомизмом и пройти через критику.
Если Вы пишете прекрасное исследование о Платоне и Аристотеле, о Фоме Аквинате и Декарте, о
Канте и Гегеле, то это может быть очень полезно для философии и философов, но это не будет философия.
Кант и идеалистические теории познания утверждают, что познает совсем не человек, ибо это означало бы психологизм и антропологизм, т. е. релятивизм в познании, и познается совсем не мир, ибо это означало бы наивный реализм.
Теория познания, идущая от
Канта, подменяет проблему человека и его силы познавать бытие проблемой трансцендентального сознания, гносеологического субъекта или мирового духа, божественного разума.
Кант имеет неоценимые заслуги в проблематике познания, но он, в сущности, ничего не разрешает, он не преодолевает скептицизма и релятивизма или преодолевает их призрачно.
Как у
Канта не выяснен этот вопрос, так он не выяснен и у Гегеля.
Кант отрицает нравственный опыт в своей этике, хотя у него самого он был, как и у всякого настоящего философа.
Современное сознание до того испорчено историзмом и психологизмом, что ему очень трудно отличать вопрос о самом добре от вопроса о человеческих понятиях о добре от готтентота до
Канта и Конта.
Этика Когена, по-своему замечательная, соединяет
Канта с иудаизмом, и она обнаруживает формалистический, правовой, отвлеченно-моралистический характер этого направления.
Такого рода нравственный постулат противоположен постулату
Канта.
Очень тонко критикует Шелер идею автономии у
Канта, Фихте, Гегеля и справедливо видит у них не автономию личности, а автономию безличного духа.
Этика
Канта и была типом такой нормативной, законнической этики.
Поэтому учение
Канта об автономии совсем не есть учение о свободе человека.
Автономная этика
Канта, в сущности, отрицает человека, для нее существует лишь нравственно-разумная природа, подавляющая самого человека.
Философы и моралисты, Сократ и стоики,
Кант и Толстой пытались очистить нравственный закон от элементов магических.
В автономной, но законнической этике
Канта носителем нравственного закона, правда, является личность, а не общество.
Мы видим у
Канта совершенное равнодушие к нравственному опыту и нравственной борьбе.
Она со временем трансформируется в законничество внутри христианства, в этику
Канта, в идеалистический нормативизм.
Так, у
Канта принцип человеческой личности совершенно отвлеченный и нормативный, он не имеет отношения к живой и неповторимой человеческой индивидуальности, которой Кант никогда не интересовался.
Такова прежде всего этика
Канта, которому принадлежит самый замечательный опыт построения философской этики закона.
Автономный характер этики
Канта обнаруживает ее законнический характер, ибо автономия есть своезаконность, т. е. все-таки номизм.
Этика
Канта есть законническая этика потому, что она интересуется общеобязательным нравственным законом, нравственно-разумной природой человека, одинаковой у всех, и совершенно не интересуется самим живым человеком, его нравственным опытом, его духовной борьбой, его судьбой.
Нравственная максима
Канта, что каждого человека нужно рассматривать не как средство, а как самоцель, подрывается законническим основанием этики, ибо каждый человек оказывается средством и орудием осуществления отвлеченного, безличного, общеобязательного закона.
Поэтому
Кант совершенно отрицал эмоциональную сторону нравственной жизни и вызвал известную эпиграмму Шиллера.
Человеческая личность для
Канта совсем не есть ценность, она есть лишь формальный, общеобязательный, законнический принцип.
Столь же законнической, как у
Канта, является и нравственная философия Л. Толстого, хотя она и совсем неавторитарна.
И
Кант и Толстой выросли на почве христианства, но при всем их свободолюбии они означают законническое перерождение христианства.
Евангельская этика искупления и благодати прямо противоположна формуле
Канта: нельзя поступать так, чтобы это стало максимой поведения для всех и всегда, поступать можно только индивидуально, и всякий другой должен иначе поступать.
Ницше понял христианскую мораль слишком в духе категорического императива
Канта.
И человеческая личность есть верховная ценность не потому, что она является носителем общеобязательного нравственного закона, как у
Канта, а именно потому, что она есть Божья идея и Божий образ, носитель божественного начала жизни.
Вопрос о правде и лжи нравственной жизни становится тут совсем в иной плоскости, чем, напр., у
Канта, который не допускает самой невинной лжи во имя спасения жизни людей и впадает в законнический педантизм.
Это одна из антиномий, подобных антиномиям
Канта.
[Учение
Канта об антиномиях чистого разума — самое гениальное в его философии.
Цитаты из русской классики со словом «Кант»
Ассоциации к слову «Кант»
Предложения со словом «кант»
- Он тут же заметил, что на руке у неё висела пара синих гусарских с красным кантом рейтуз.
- Сегодня девушка надела узкое, расшитое драконами алое платье с косым воротом и отделанной белым кантом стоечкой.
- В одной руке он держал низкую поярковую шляпу, отороченную золотым кантом, в другой – свёрток бумаг, заключавших изложение его жалоб, которые он надеялся передать секретарю короля.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «кант»
Значение слова «кант»
КАНТ1, -а, м. 1. Цветной шнурок, оторочка, узкая полоска обычно из ткани другого цвета, вшитые по краям или швам платья или форменной одежды. Фуражка с красными кантами. Отделать платье кантом. Выпустить кант.
КАНТ2, -а, м. 1. Похвальное песнопение (стихотворение) торжественного светского или церковного содержания (жанр, получивший широкое развитие на Руси в 17 и 18 вв.). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КАНТ
Афоризмы русских писателей со словом «кант»
Дополнительно