В Легенде ставятся лицом к лицу и сталкиваются два мировых начала — свобода и принуждение, вера в
Смысл жизни и неверие в Смысл, божественная любовь и безбожное сострадание к людям, Христос и антихрист.
Неточные совпадения
Живой
Смысл и живая Истина подменяются своевольным устроением
жизни, созданием человеческого благополучия в социальном муравейнике.
Это — любовь противоположная христианской, не от
Смысла бытия, а от бессмыслицы бытия, не для утверждения вечной
жизни, а для использования преходящего мгновения
жизни.
Диалектика Ивана Карамазова есть диалектика «Эвклидова ума», это — диалектика атеиста, отказавшегося принять
Смысл мировой
жизни.
Мир может быть принят и исторический прогресс с его неисчислимыми страданиями оправдан, если есть божественный
Смысл, скрытый от «Эвклидова ума», если есть Искупитель, если
жизнь в этом мире есть искупление и если окончательная мировая гармония достигается в Царстве Божьем, а не в царстве мира сего.
Если мировая
жизнь не имеет высшего
Смысла, если нет Бога и бессмертия, то остается устроение земного человечества по Шигалеву и Великому Инквизитору.
Но если нет Истины и нет
Смысла, то остается один лишь высокий мотив — сострадание к массе людской, желание дать ей бессмысленное счастье в краткий миг земной
жизни.
Но он не учитель
жизни в строгом
смысле слова.
«Я не Питер Шлемиль и не буду страдать, потеряв свою тень. И я не потерял ее, а самовольно отказался от мучительной неизбежности влачить за собою тень, которая становится все тяжелее. Я уже прожил половину срока жизни, имею право на отдых. Какой смысл в этом непрерывном накоплении опыта? Я достаточно богат. Каков
смысл жизни?.. Смешно в моем возрасте ставить “детские вопросы”».
Оправдание всякого народа, как и всякого человека, перед высшим
смыслом жизни может быть лишь динамическим, а не статическим.
Итак, принимаю Бога, и не только с охотой, но, мало того, принимаю и премудрость его, и цель его, нам совершенно уж неизвестные, верую в порядок, в
смысл жизни, верую в вечную гармонию, в которой мы будто бы все сольемся, верую в Слово, к которому стремится вселенная и которое само «бе к Богу» и которое есть само Бог, ну и прочее и прочее, и так далее в бесконечность.
Неточные совпадения
Есть законы мудрые, которые хотя человеческое счастие устрояют (таковы, например, законы о повсеместном всех людей продовольствовании), но, по обстоятельствам, не всегда бывают полезны; есть законы немудрые, которые, ничьего счастья не устрояя, по обстоятельствам бывают, однако ж, благопотребны (примеров сему не привожу: сам знаешь!); и есть, наконец, законы средние, не очень мудрые, но и не весьма немудрые, такие, которые, не будучи ни полезными, ни бесполезными, бывают, однако ж, благопотребны в
смысле наилучшего человеческой
жизни наполнения.
Вероятнее всего, ему было совестно, что он, как Антоний в Египте, ведет исключительно изнеженную
жизнь, и потому он захотел уверить потомство, что иногда и самая изнеженность может иметь
смысл административно-полицейский.
— Неужели эти сотни миллионов людей лишены того лучшего блага, без которого
жизнь не имеет
смысла?
И всё это вместе с охотой за дичью и новой пчелиной охотой наполняло всю ту
жизнь Левина, которая не имела для него никакого
смысла, когда он думал.
В сущности, понимавшие, по мнению Вронского, «как должно» никак не понимали этого, а держали себя вообще, как держат себя благовоспитанные люди относительно всех сложных и неразрешимых вопросов, со всех сторон окружающих
жизнь, — держали себя прилично, избегая намеков и неприятных вопросов. Они делали вид, что вполне понимают значение и
смысл положения, признают и даже одобряют его, но считают неуместным и лишним объяснять всё это.