Неточные совпадения
Долгое время для традиционной
русской критики Достоевский оставался закрытым, как и все величайшие
явления русской литературы.
Иван Карамазов и Смердяков — два
явления русского нигилизма, две формы
русского бунта, две стороны одной и той же сущности.
Для Достоевского «
русские мальчики», атеисты, социалисты и анархисты —
явление русского духа.
И наша «западническая» литература —
явление русского духа.
И вот является соблазн думать, что эта мировая тенденция современной цивилизации не имеет власти над Россией и
русским народом, что мы другого духа, что она есть лишь
явление Запада, народов Европы.
Достоевский с гениальной чуткостью открывает, что беспокойное и мятежное
русское скитальчество, странничество нашего духа есть
явление глубоко национальное,
явление русского народного духа. «В Алеко Пушкин уже отыскал и гениально отметил несчастного скитальца в родной земле, исторического
русского страдальца».
Но
русский скиталец, которого Достоевский считал продуктом
русского барства и презрительно называл «gеntilhоmе russе еt сitоуеn du mоndе», —
явление глубоко
русское и только в России встречающееся, одно из
явлений нашего народного духа.
Он считал
русскую «интеллигенцию», оторвавшуюся от «народа», национальным
явлением.
Не случайно в недрах
русского народа народилось хлыстовство,
явление очень национальное, характерно
русское.
Сам Достоевский был великим
явлением русской культуры, ее вершиной.
Неточные совпадения
— Каждый член общества призван делать свойственное ему дело, — сказал он. — И люди мысли исполняют свое дело, выражая общественное мнение. И единодушие и полное выражение общественного мнения есть заслуга прессы и вместе с тем радостное
явление. Двадцать лет тому назад мы бы молчали, а теперь слышен голос
русского народа, который готов встать, как один человек, и готов жертвовать собой для угнетенных братьев; это великий шаг и задаток силы.
Должно сказать, что подобное
явление редко попадается на Руси, где все любит скорее развернуться, нежели съежиться, и тем поразительнее бывает оно, что тут же в соседстве подвернется помещик, кутящий во всю ширину
русской удали и барства, прожигающий, как говорится, насквозь жизнь.
Это было, точно, необыкновенное
явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед.
Варвара пригласила к столу. Сидя напротив еврея, Самгин вспомнил слова Тагильского: «Одно из самых отвратительных
явлений нашей жизни — еврей, зараженный
русским нигилизмом». Этот — не нигилист. И — не Прейс…
«Дмитрий нашел ‹смысл› в политике, в большевизме. Это — можно понять как последнее прибежище для людей его типа — бездарных людей. Для неудачников. Обилие неудачников — характерно для
русской интеллигенции. Она всегда смотрела на себя как на средство, никто не учил ее быть самоцелью, смотреть на себя как на ценнейшее
явление мира».