Неточные совпадения
Если так свободен
человек, то не все ли дозволено, не разрешено ли какое угодно
преступление во имя высших целей, вплоть до отцеубийства, не равноценен ли идеал Мадонский и идеал содомский, не должен ли
человек стремиться к тому, чтобы самому стать богом?
Сторонники суровых наказаний более глубоко смотрят на природу
преступления и на природу
человека вообще, чем гуманистическое отрицание зла.
Во имя достоинства
человека, во имя его свободы Достоевский утверждает неизбежность наказания за всякое
преступление.
Человек сам не может примириться с тем, что он не ответствен за зло и
преступление, что он не свободное существо, не дух, а отражение социальной среды.
И соответствует высшему достоинству
человека, его богосыновству думать, что путь страдания искупает
преступление и сжигает зло.
И вот с поразительной силой обнаруживается в «
Преступлении и наказании», что это не дозволено, что такой
человек духовно убивает себя.
Мука совести не только обличает
преступления, но и обличает бессилие
человека в его ложных претензиях на могущество.
Достоевский исследует и обнаруживает муки совести и покаяние на такой глубине, на какой они до сих пор не были видимы, он открывает волю к
преступлению в самой последней глубине
человека, в тайных помыслах
человека.
Муки совести сжигают человеческую душу и тогда, когда
человек никаких видимых
преступлений не совершил.
Человек кается, обличает себя, хотя воля к
преступлению не перешла ни в какие действия.
Не утилитарный страх наказаний должен удерживать от
преступлений и убийства, а собственная бессмертная природа
человека, которая
преступлением и убийством отрицается.
И те же пути, которые влекут отдельного
человека к
преступлению, влекут целое общество к революции.
И она оправдывает это
преступление тем, что отец был грешный и дурной
человек.
— Что в этом толку, — заметил Вацлав Лаврентьевич. — Теперь дело идет не о Егоре Никифорове, которого я знаю за честного, неспособного не только на убийство, но ни на какое
преступление человека, а о подозрительных личностях.
Неточные совпадения
— Входить во все подробности твоих чувств я не имею права и вообще считаю это бесполезным и даже вредным, — начал Алексей Александрович. — Копаясь в своей душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно. Твои чувства — это дело твоей совести; но я обязан пред тобою, пред собой и пред Богом указать тебе твои обязанности. Жизнь наша связана, и связана не
людьми, а Богом. Разорвать эту связь может только
преступление, и
преступление этого рода влечет за собой тяжелую кару.
— Ну, теперь прощайте, а то вы никогда не умоетесь, и на моей совести будет главное
преступление порядочного
человека, нечистоплотность. Так вы советуете нож к горлу?
В других домах рассказывалось это несколько иначе: что у Чичикова нет вовсе никакой жены, но что он, как
человек тонкий и действующий наверняка, предпринял, с тем чтобы получить руку дочери, начать дело с матери и имел с нею сердечную тайную связь, и что потом сделал декларацию насчет руки дочери; но мать, испугавшись, чтобы не совершилось
преступление, противное религии, и чувствуя в душе угрызение совести, отказала наотрез, и что вот потому Чичиков решился на похищение.
Преступления этих
людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего.
— А! не та форма, не так эстетически хорошая форма! Ну, я решительно не понимаю: почему лупить в
людей бомбами, правильною осадой, более почтенная форма? Боязнь эстетики есть первый признак бессилия!.. Никогда, никогда яснее не сознавал я этого, как теперь, и более чем когда-нибудь не понимаю моего
преступления! Никогда, никогда не был я сильнее и убежденнее, чем теперь!..