Русское национальное самочувствие и самосознание всегда ведь было таким, в нем или исступленно отрицалось все русское и совершалось отречение от родины и родной почвы, или исступленно утверждалось все русское в исключительности, и тогда уже все другие
народы мира оказывались принадлежащими к низшей расе.
Неточные совпадения
Он считал русский
народ самым смиренным
народом в
мире.
В русском Востоке открывается огромный
мир, который может быть противопоставлен всему
миру Запада, всем
народам Европы.
Славянофилы верили, что русский
народ — самый христианский и единственный христианский
народ в
мире.
«Всякий великий
народ должен верить, если только хочет быть долго жив, что в нем-то, и только в нем одном, заключается спасение
мира, что он живет на то, чтобы стоять во главе
народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их в согласном хоре к окончательной цели, всем им предназначенной».
Мессианский
народ призван послужить делу спасения всех
народов, всего
мира.
Но они не претендовали на то, что русский
народ должен спасать все
народы и весь
мир, раскрывать вселенскую правду.
Мессианская идея внесена в
мир древнееврейским
народом, избранным
народом Божьим, среди которого должен был явиться Мессия.
Но после явления Христа в пределах христианского
мира невозможно уже мессианское сознание
народа.
И русский
народ сделал опыт осуществления нового царства в
мире.
Шатов говорит Ставрогину: «Знаете ли вы, кто теперь во всей земле единственный
народ „богоносец“, грядущий обновить и спасти
мир именем нового бога и кому единому даны ключи жизни и нового слова?» «Всякий
народ до тех пор только и
народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения».
Мучительно читать теперь страницы, написанные о русском Константинополе, о белом царе, о русском
народе как исключительно и единственно христианском
народе в
мире.
И вот в катастрофах и потрясениях, почуяв зов духовной глубины,
народы Западной Европы с большим пониманием и большей внутренней потребностью подойдут к тому русскому и мировому гению, который был открывателем духовной глубины человека и который предвидел неизбежность катастроф в
мире.
Достоевский и есть та величайшая ценность, которой оправдает русский
народ свое бытие в
мире, то, на что может указать он на Страшном Суде
народов.
Здешние народы, с которыми успели поговорить, не знаю, на каком языке, наши матросы, умеющие объясняться по-своему со всеми
народами мира, называют себя орочаны, мангу, кекель.
Они смотрели в лицо женщины, худое, бледное; перед ними все ярче освещалось святое дело всех
народов мира — бесконечная борьба за свободу.
В этом надменном окрике и неожиданном переходе к вежливости и к «вы» только из-за очков Иван Ильич вдруг остро почувствовал тот старый, брезгливо огородившийся от
народа мир, который был ему так ненавистен.
Неточные совпадения
И за всем тем продолжали считать себя самым мудрым
народом в
мире.
Когда
народ с песнью скрылся из вида и слуха, тяжелое чувство тоски зa свое одиночество, за свою телесную праздность, за свою враждебность к этому
миру охватило Левина.
— Что за
народ военный! — продолжал жид. — Ох, вей
мир, что за
народ хороший! Шнурочки, бляшечки… Так от них блестит, как от солнца; а цурки, [Цурки — девушки.] где только увидят военных… ай, ай!..
— И на что бы трогать? Пусть бы, собака, бранился! То уже такой
народ, что не может не браниться! Ох, вей
мир, какое счастие посылает бог людям! Сто червонцев за то только, что прогнал нас! А наш брат: ему и пейсики оборвут, и из морды сделают такое, что и глядеть не можно, а никто не даст ста червонных. О, Боже мой! Боже милосердый!
— Прощайте, товарищи! — кричал он им сверху. — Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие
народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в
мире силы, которая бы не покорилась ему!..