Цитаты со словом «революционный»

Область
поиска
Область
поиска
Так и русская революционная интеллигенция XIX века будет раскольничьей и будет думать, что властью владеет злая сила.
Власть все более и более будет отчуждаться от интеллигентных, культурных слоев общества, в которых будут нарастать революционные настроения.
Вопреки мнению славянофилов, русский народ был народом государственным — это остается верным и для советского государства — и вместе с тем это народ, из которого постоянно выходила вольница, вольное казачество, бунты Стеньки Разина и Пугачева, революционная интеллигенция, анархическая идеология, народ, искавший нездешнего царства правды.
Достоевский отлично понимал русский характер интеллигента-революционера и назвал его «великим скитальцем русской земли», хотя он и не любил революционных идей.
Для русской интеллигенции, в которой преобладали социальные мотивы и революционные настроения, которая породила тип человека, единственной специальностью которого была революция, характерен был крайний догматизм, к которому искони склонны были русские.
Радищев имел для своего времени довольно смелые и радикальные взгляды и был одним из предшественников революционной интеллигенции и русского социализма.
Он писал революционные стихи и он же был поэтом русской великодержавности.
Никакой революционной деятельностью петрашевцы не занимались, — в те времена революционной деятельности в России не было и не могло быть, — все происходило в сфере мысли.
Тут выражено очень характерное для русской революционной интеллигенции настроение — любовь к «дальнему», а не любовь к «ближнему».
Из кружка петрашевцев крайнее, революционное направление представлено было Н. Спешневым, который, по-видимому, послужил Достоевскому поводом к созданию образа Ставрогина в «Бесах».
Дело петрашевцев не могло не укрепить революционных настроений русской интеллигенции.
Воинствующий атеизм русских революционных, социалистических и анархических направлений был вывернутой наизнанку русской религиозностью, русской апокалиптикой.
Хотя Белинский был человеком 40-х годов, принадлежал к поколению славянофилов и западников, но он, может быть, первый выразил тип революционной интеллигенции и в конце своей жизни формулировал основные принципы ее миросозерцания, которые потом развивались в 60-е и 70-е годы.
Известно, что Гегеля можно понимать консервативно и революционно: он породил правое и левое течение, он был философом прусского государства, в котором видел воплощение абсолютного духа, и он же через диалектику внес революционную динамику в мышление, породил Маркса.
Такой момент консервативного гегелианства пережили Белинский и Бакунин, люди революционного темперамента, которые потом пришли к революционному миросозерцанию.
Но у Белинского это принимает форму кризиса гегелианства, с которым вся левая, революционная русская мысль порывает до возникновения русского марксизма, который вновь обратился к Гегелю, но понял его диалектику революционно.
В последний период Белинский приходит к революционному социализму и воинствующему атеизму.
Очень важно, что в Белинском русский революционный социализм эмоционально соединяется с атеизмом.
По Белинскому можно изучать внутренние мотивы, породившие миросозерцание русской революционной интеллигенции, которое будет долгое время господствовать и в конце концов породит русский коммунизм, но уже в иной исторической обстановке.
Белинский был уже проникнут сектантским духом, который так характерен для русской революционной интеллигенции.
Он не типичен для революционной интеллигенции, гораздо менее типичен, чем Белинский.
Тип культуры шестидесятников, Добролюбова, Чернышевского, нигилистов, возраставшей революционной интеллигенции был пониженный по сравнению с типом дворянской культуры 30-х и 40-х годов, культуры Чаадаева, И. Киреевского, Хомякова, Грановского, Герцена.
На нем можно видеть, в какой душе родились нигилистические и революционные идеи.
Нужно просвещение, нужно революционное изменение всего строя жизни.
Чернышевский был материалистом, последователем Фейербаха, и вместе с тем идеалистом земли, как и Добролюбов, как и все лучшие представители революционной и нигилистической интеллигенции.
Чернышевский пишет утопический роман «Что делать?», который стал как бы катехизисом русского нигилизма, настольной книгой русской революционной интеллигенции.
Реакционное настроение сверху и революционные настроения снизу стали нарастать, и атмосфера делалась все более и более нездоровой.
Началось революционное движение, которое выразилось в террористических актах против Александра II.
Эти настроения реализовались в репрессиях, которые в свою очередь вызывали революционные настроения и акты.
Революционные акты изменить строя не могли, так как огромная масса народа все еще верила в священность самодержавной монархии.
После освобождения крестьян революционное народничество, аграрный социализм получили новые мотивы.
Для крайних, максималистических революционных течений конца 60-х годов наибольший интерес представляет зловещая, жуткая фигура Нечаева, характерно русская фигура.
Он был основателем революционного общества «Топор или народная расправа».
В этом документе нашли себе предельное выражение принципы безбожной революционной аскезы.
Нечаевский «Катехизис революционера» по жуткости напоминает вывороченную православную аскетику, смешанную с иезуитизмом, это что-то вроде Исаака Сириянина и вместе с тем Игнатия Лойолы революционного социализма, предельная форма революционного аскетического мироотвержения, совершенной революционной отрешенности от мира.
Нечаев хотел покрыть всю Россию такими маленькими революционными ячейками с железной дисциплиной, для которых все, все дозволено для осуществления революционной цели.
Что-то Нечаевского аскетического революционного типа перешло к Дзержинскому, создателю и руководителю Чека.
Это огромное дитя, всегда воспламененное самыми крайними и революционными идеями, русский фантазер, неспособный к методическому мышлению и дисциплине, что-то вроде Стеньки Разина русского барства.
Его революционный мессианизм есть мессианизм русско-славянский.
И в этом русском революционном мессианизме он является предшественником коммунистов.
Лавров, один из ученых идеологов революционного социалистического движения 70-х годов, хотел поучать народ и ждал революции от этого поучения.
Михайловский выразил это в следующей фразе: «Если бы революционный народ вторгся в мою комнату и пожелал разбить бюст Белинского и уничтожить мою библиотеку, то я боролся бы с ним до последней капли крови».
Разбить же бюст Белинского захочет революционный народ именно потому, что он проникается некоторыми идеями этого самого Белинского.
В этом парадокс революционной мысли.
Ткачев издавал за границей революционный орган «Набат», который был выражением самого крайнего течения.
В истории революционных движений в России Ткачев является предшественником «Народной воли», которая в отличие от народнического движения 70-х годов поставила себе политическую задачу свержения самодержавной монархии путем террора.
Основная идея его есть захват власти, захват власти революционным меньшинством.
Народ по мнению Ткачева всегда готов для революции, потому что он лишь материал, которым пользуется революционное меньшинство.
Он говорит о замене консервативных учреждений революционными почти также, как потом будет говорить Ленин.
Ткачев же был сторонником организации революционного меньшинства, которое должно завоевать власть.

Неточные совпадения

[См. Г. Плеханов: «Наши разногласия» и «Историко-революционная Хрестоматия», т. 1, 1923 г.]
 

Цитаты из русской классики со словом «революционный»

Хозяйственно-государственно-правовая общественность, консервативная, либеральная или революционная, феодальная, буржуазная или социалистическая, — всегда общественность по необходимости, а не по свободе, всегда — приспособление, а не творчество, всегда — ветхая общественность.
Для революционной интеллигенции революция была религиозной, она была тоталитарна, и отношение к ней было тоталитарное.
Может быть социализм революционный и социализм реформаторский, социализм религиозный и социализм атеистический, социализм демократический и социализм аристократический.
Консерваторы возмущались тем, что учение о непротивлении злу насилием препятствует энергическому подавлению революционных элементов, могущих погубить благосостояние народа; революционеры возмущались тем, что учение о непротивлении злу насилием препятствует ниспровержению консерваторов, губящих благосостояние народа.
Я восставал против дворянского общества, против революционной интеллигенции, против литературного мира, против православной среды, против коммунизма, против эмиграции, против французского общества.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «революционный»

Предложения со словом «революционный»

Значение слова «революционный»

Афоризмы русских писателей со словом «революционный»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «революционный»

РЕВОЛЮЦИО́ННЫЙ, -ая, -ое; -цио́нен, -цио́нна, -цио́нно. 1. только полн. ф. Прил. к революция. Революционный праздник. Революционный гимн.

Все значения слова «революционный»

Предложения со словом «революционный»

  • Десять лет усилий, борьбы и тяжёлых, иногда, разочарований показали нашей молодёжи, что организация революционного движения в крестьянстве невозможна при современных русских условиях.

  • И всё же, по свидетельству современников, во время французского нашествия этот храм пострадал меньше прочих, а вот во время революционных событий 1917 г. снарядом было разрушено его крыльцо.

  • Эта победа открыла дорогу для подъёма революционной борьбы рабочего класса, невиданного размаха национально-освободительного движения и краха позорной колониальной системы.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «революционный»

Ассоциации к слову «революционный»

Что (кто) бывает «революционным»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я