Долгое время вытравлялась святыня из
народной души и справа, и слева, и это подготовило то циническое отношение к святыням, которое ныне обнаруживается во всем своем безобразии.
Неточные совпадения
И то, как воспринимаются массами эти заклинательные слова о «буржуазии» и «буржуазности», внушает опасение не только за судьбу России, русского государства, русского
народного хозяйства, но — в тысячу раз важнее — за судьбу
души русского народа,
души женственной, податливой и хрупкой, не прошедшей суровой школы самодисциплины и самоуправления.
Когда этот нигилизм полупросвещения распространяется в
народные массы и заменяет в
душе народной угасшую веру, то начинает разрушаться вся национальная, государственная и культурная жизнь.
Нужно преодолеть всякий ужас и страх, порабощающий
душу, и также нужно преодолеть всякий розовый оптимизм, всякую социальную мечтательность, всякую лесть
народной массе, всякую идеализацию темной стихии и потворство силе сегодняшнего дня.
Русская революционная интеллигенция, которая пожинает плоды своей деятельности в направлении и характере русской революции, которая и сама оказалась выброшенной за борт темными
народными массами, слишком долго жила ложной верой, верой в идолов, а не в Бога живого, и
душа была искажена этой ложью и этим идолопоклонством, была развращена и потеряла связь с духовными истинами жизни.
Интеллигент, уверовавший в народ, не знал
души народной, он не постигал ее в себе самом, в родной ему глубине, он поклонялся народу как неведомому и чуждому, манящему своей далекостью.
Это — самоубийство народа, отказ его от великого прошлого и великого будущего во имя корысти данного мгновения, из нигилизма, объявшего
душу народную.
Душа народная была в смятении и соблазнилась о нравственном падении церковной иерархии, о духовном вырождении «официальной» церкви.
Но в глубине
души народной скрыты возможности высшей жизни, и возможности эти должны перейти в активное состояние через культуру.
Одоление хлынувшей на нас
народной тьмы не может быть достигнуто одной политикой, революционной или контрреволюционной, оно предполагает пробуждение религиозного света в
душе народа.
Символические знаки имеют магическую власть над
душой народной, и их уничтожение влечет за собой душевный распад.
Но притом было другое, радостное для Сергея Ивановича явление: это было проявление общественного мнения. Общество определенно выразило свое желание.
Народная душа получила выражение, как говорил Сергей Иванович. И чем более он занимался этим делом, тем очевиднее ему казалось, что это было дело, долженствующее получить громадные размеры, составить эпоху.
А затем вдруг, размеренно, тусклым голосом он говорил о запросах
народной души, обязанностях интеллигенции и особенно много об измене детей священным заветам отцов.
Так, обходя круг сказаний о вихре, мы возвращаемся к исходной точке и видим, что в зачарованном кольце жизни
народной души, которая до сих пор осталась первобытной, необычайно близко стоят мор, смерть, любовь — темные, дьявольские силы.
Неточные совпадения
Потом свою вахлацкую, // Родную, хором грянули, // Протяжную, печальную, // Иных покамест нет. // Не диво ли? широкая // Сторонка Русь крещеная, // Народу в ней тьма тём, // А ни в одной-то душеньке // Спокон веков до нашего // Не загорелась песенка // Веселая и ясная, // Как вёдреный денек. // Не дивно ли? не страшно ли? // О время, время новое! // Ты тоже в песне скажешься, // Но как?..
Душа народная! // Воссмейся ж наконец!
Ему не собрать
народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слез и единодушного восторга взволнованных им
душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлечением; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовет ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображенных героев, отнимет от него и сердце, и
душу, и божественное пламя таланта.
— К народу нужно идти не от Маркса, а от Фихте. Материализм — вне
народной стихии. Материализм — усталость
души. Творческий дух жизни воплощен в идеализме.
И такое отношение будет вполне согласным с
душой русского народа, великодушной, бескорыстной и терпимой, дарящей, а не отнимающей, которой все еще не знают славяне, так как она закрыта для них нашей не
народной государственной политикой.
Много можно было бы указать черт противоположных в
народной польской
душе.