Неточные совпадения
В
пути, описываемом
мистиками, она есть лишь очищение, καθάρσις.
Мистика есть духовный
путь и высшие достижения на этом
пути.
Мистики и пророки самые свободные люди, они не согласны быть детерминированы в своих
путях коллективом, обществом, хотя бы религиозным обществом.
Мистики описывают бездну между человеком и Богом, падшесть мира, диалогическую борьбу, трагизм духовного
пути.
Как в индусской
мистике, Единое есть сверхбытие,
путь к нему апофатический.
Но в
мистике внехристианской одинаково и на одном и на другом
пути исчезает человек, в космической первостихии или в отвлеченном духе, снимаются границы личности.
Она гораздо менее антропогична, чем христианская
мистика Запада, в ней менее разработан сложный
путь человека, менее раскрывается человеческая борьба.
Поэтому Восток почти не знает исповедей, дневников, автобиографий, описаний духовного
пути святых и
мистиков, которые так любит Запад.
Недостаточный интерес к человеческому
пути и к человеческой борьбе, определяемость всей духовной жизни сверху вниз ведет к тому, что в восточной
мистике не может быть прохождения через «темную ночь» чувственности и разума, как у св. Иоанна Креста.
Неточные совпадения
В прошлом можно установить три типа
мистики:
мистика индивидуального
пути души к Богу, это наиболее церковная форма;
мистика гностическая, которую не следует отождествлять с гностиками-еретиками первых веков, эта
мистика обращена не к индивидуальной только душе, но также к жизни космической и божественной;
мистика пророческая и мессианская — это
мистика сверхисторическая и эсхатологическая, предела конца.
Христианство, употреблявшее это слово в более строгом смысле, называло
мистикой лишь
путь души, который вел к соединению с Богом.
Именно те, которые переносят веру и
мистику исключительно в субъективную действительность человеческого духа, те, которые отрицают мистическую реальность бытия и
пути соединения с ней, отрицают чудесную тайну преосуществления в мире объективном, в мировой душе, те должны быть признаны рационалистами.
Не реальна и не подлинна та
мистика, которая достигает преображения
путем превращения в иллюзию и призрак всякого объективного бытия,
путем отсечения темных переживаний от бремени бытийственности.
Слишком часто забывают, что
мистика есть дисциплина, что
путь к мистическому экстазу не есть
путь хаоса и тьмы, а просветления и оформления.