Неточные совпадения
Мир склоняется к отрицанию реальности
духа.
Спиритуализм обычно понимает
дух как субстанцию, как реальность особого качества среди вещей природного
мира, но все же реальность в том же смысле.
Философская мысль часто натурализировала
дух и вводила его, как высшую ступень, в иерархию объективного
мира.
Этим приписывалась
духу реальность, подобная реальности объектов объективного
мира.
Но можно ли обрести реальность
духа, показать его реальность, как объекта в
мире?
В так называемом объективном
мире нет такой природы, такой вещи, такой объективной реальности, которую мы могли бы назвать
духом.
Субъект творит весь
мир, но этот субъект не человек, это есть трансцендентальное сознание, сознание вообще, сверхличный субъект, абсолютный
дух.
Дух и есть реальность, раскрывающаяся в экзистенциальном субъекте и через него, реальность, идущая изнутри, а не извне, не от объективированного
мира.
Дух совсем не есть идеальная, универсальная основа
мира.
Личный
дух вкорнен не в универсалиях, не в идейном
мире, он образ Божьего, т. е. личного же,
духа.
Дух не может быть детерминирован и
миром идей в платоновском смысле.
Дух зряч и видит реальности, видит и реальности
мира духовного, и реальности
мира объективированного, природного, душевного, исторического, социального.
Дух, духовная действительность не сообразна с универсальными законами разума, совсем не есть
мир универсальных идей, совсем не есть
мир объективный.
Преодоление платоновского дуализма, возносившего часть человеческой души к
миру идей, ведет к признанию космического
духа, космического логоса.
У гностиков, которые синкретически смешивали разные
миры, разные мифы и идеи, пневма и духовна, и материальна, космические силы господствуют над
духом человека, освобожденным христианством.
Христос возносится в небо, уходит из
мира, но остается
Дух Святой, Параклет.
В первом понимании
Дух есть благодатная энергия, прорывающаяся из иного, божественного
мира в наш
мир, во втором понимании
Дух есть идеальная основа
мира, разум, возвышающийся над чувственным
миром.
Дух в форме реального
мира, в котором свобода есть необходимость, есть объективный
дух.
Дух по-иному реален, чем
мир природных вещей.
Можно сказать, что такими признаками
духа являются — свобода, смысл, творческая активность, целостность, любовь, ценность, обращение к высшему божественному
миру и единение с ним.
Дух есть прорыв в этом отяжелевшем
мире, динамика, творчество, полет.
Пико делла Мирандола говорит, что
дух человека небесного рода, т. е. он происходит не из природного
мира.
Потому
дух не детерминирован природным
миром и есть прорыв в нем.
В
духе есть прометеевское начало, восстание против богов природы, против детерминизма человеческой судьбы, есть порыв и прорыв к высшему свободному
миру.
Дух есть качество, стоящее вне всякой утилитарности, заражающей жизнь
мира, вне употребления средств, не похожих на цели, вне внешних достижений и реализации, вне орудий, которыми пользуется «
мир» в борьбе, вне «общественного мнения», вне социальной обыденности.
Дух понимали как отвлеченность, отрешенность от
мира, как реальность, противоположную реальностям
мира, в то время как
дух есть энергия, действующая внутри всех реальностей, хотя и пришедшая из более высокой сферы, и
дух конкретен и целостен, ничего не дробит и не отвлекает.
Духи ангельской и демонской иерархии не персоналистичны в том смысле, в каком мы говорим о персоналистичности человеческого
мира и Бога.
Дух есть высшее качество души, ее свобода от власти «
мира».
Именно отрезанность духовной жизни от полноты жизни и человеческого труда породила ложную, иллюзорную духовность. В некоторых формах оккультизма, теософизма, спиритизма мы видим такое иллюзорное, галлюцинаторное общение с
духами и духовным
миром. Это есть результат нарушения целостности человеческого существа.
В этом таинственность действия
Духа Божьего в человеческом
мире.
Дух означает прерывность, прерывность в жизни
мира, в истории
мира.
Дух есть пребывание в своем собственном, родном
мире.
Дух не может не выходить из себя в другое, в
мир.
Дух вступает в
мир, который не есть только
дух.
Когда субъективный
дух объективируется, то он вовсе не выходит к «ты», к другому субъективному
духу, не общается и не соединяется с ним, а выходит к объекту, к объективному
миру, который не имеет своего собственного существования и связан с существованием лишь в скрытом за ним субъективном
духе.
Когда субъективный
дух выходит в объективный
мир, то происходит отчуждение
духа от самого себя, он исходит в объективности.
Объективация
духа в
мире истории и цивилизации может быть понята как отчуждение от человека его духовной природы.
Человек принимает за объективные духовные реальности
мира то, что есть продукт творческой активности субъективного
духа.
Греки ставили конечное выше бесконечного, потому что им более открывался объективный
дух, чем субъективный
дух, открывался дух-космос и
дух —
мир идей.
Я бы сказал, что самая объективация
духа есть активность субъективного
духа и вызывается отношением личного
духа к разорванному состоянию
мира, необходимостью установить сообщения с другим, ему чуждым.
Но она означает также акты субъекта, личного
духа, направленные на установление связей и сообщений в этом падшем
мире.
Эта духовная общность есть универсальное качественное содержание субъективного личного
духа, он реализуется в духовном
мире, а не в объективированном
мире.
Но объективация
духа устанавливает связи в падшем
мире, познает
мир в соответствии с падшестью и организует ее.
Окончательное торжество
духа означало бы угасание и исчезновение объективного
мира как не подлинного и переход к плану экзистенциальному, к подлинному существованию, переход от символизации к реализациям.
Проблема заключается в том, как актуализировать
дух в
мире, т. е. не оставлять его в свернутом и как бы потенциальном состоянии, и вместе с тем не объективировать его, не отчуждать его от самого себя, не выбрасывать существования в падший
мир.
Но творческий акт субъективного
духа есть выход из себя в
мир.
Во всяком творческом акте привносится элемент изначальной свободы субъективного
духа, элемент, ничем не детерминированный, не определяемый
миром.
Творческий акт человека, всегда исходящий от
духа, а не от природы, предполагает материал
мира, предполагает мужественный человеческий
мир, он исходит от
духа в
мир и вносит в
мир новое, небывшее.
Дух в творческом порыве и взлете возвышается над
миром и побеждает
мир, но он также нисходит в
мир, притягивается
миром вниз и в продуктах своих сообразуется с состоянием
мира.
Дух объективируется в продуктах своего творчества и в этой объективации сообщается с данным состоянием множественного
мира.
Неточные совпадения
Самая полнота и средние лета Чичикова много повредят ему: полноты ни в каком случае не простят герою, и весьма многие дамы, отворотившись, скажут: «Фи, такой гадкий!» Увы! все это известно автору, и при всем том он не может взять в герои добродетельного человека, но… может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского
духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в
мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения.
— Он очень деловит, — сказала Варвара и, неприятно обнажив зубы усмешкой, дополнила: — Кумов — не от
мира сего, он все о
духе, а этот — ничего воздушного не любит.
Вспомнились слова Марины: «
Мир ограничивает человека, если человек не имеет опоры в
духе». Нечто подобное же утверждал Томилин, когда говорил о познании как инстинкте.
Диомидов выпрямился и, потрясая руками, начал говорить о «жалких соблазнах
мира сего», о «высокомерии разума», о «суемудрии науки», о позорном и смертельном торжестве плоти над
духом. Речь его обильно украшалась словами молитв, стихами псалмов, цитатами из церковной литературы, но нередко и чуждо в ней звучали фразы светских проповедников церковной философии:
— Душа сопричастна страстям плоти,
дух же — бесстрастен, и цель его — очищение, одухотворение души, ибо
мир исполнен душ неодухотворенных…