Неточные совпадения
Противники реальности
духа говорят, что
дух есть лишь субъективное душевное состояние
людей.
В германской идеалистической метафизике совсем не была поставлена проблема
человека и личности, которые были подавлены универсальным безличным
духом.
И тело
человека может быть в
духе, может быть спиритуализировано.
Дух есть как бы дуновение Божье, проникающее в существо
человека и сообщающее ему высшее достоинство, высшее качество его существования, внутреннюю независимость и единство.
Субъект творит весь мир, но этот субъект не
человек, это есть трансцендентальное сознание, сознание вообще, сверхличный субъект, абсолютный
дух.
Одно из восприятий
духа человеком есть восприятие его как вдыхания, вдохновения Божьего, что не есть детерминация, свойственная логическому универсализму.
Именно в
духе человек свободен, не чувствует зависимости не только от детерминации природной и социальной, но и от детерминации логического универсализма, т. е. от детерминации природного, социального и логического, родового бытия.
Но это не есть дуализм Бога и
человека, Творца и творения, это есть дуализм субъективного и объективного, свободы и детерминации,
духа и природы, личного и общего.
Дух не может определяться универсалиями, которые являются уже порождением объективации, но
дух означает выход
человека из замкнутости к конкретно-универсальному.
Целостный ум
человека, не ratio, не отвлеченная мысль, есть уже
дух, он духовен, внедрен в существование.
Дух утверждает свою реальность через
человека.
Человек есть манифестация
духа.
В Библии, как и у греков,
дух не присущ
человеку, а подается ему свыше.
Дух значил дуновение, и воздух и
дух значили дыхание живого существа,
человека, богов.
У Филона
человек уже сотворен по образу Божьему через божественный
дух.
Дух человеческий божествен, не
человек божествен, а
дух в
человеке божествен.
В сложной истории раскрытия сущности
духа философское и религиозное понимание
духа были различны: философия понимала
дух главным образом как разум, ум, религиозные же течения понимали
дух как силу высшей жизни, которая вдыхается в
человека Богом, т. е. понимали более целостно.
Фомы Аквината,
дух есть прежде всего интеллектуальная сила, через которую только и соприкасается
человек с бытием.
Греческая философия хотела победить зависимость
человека от
духов, добрых и злых, подчинив его разуму, интеллекту.
У гностиков, которые синкретически смешивали разные миры, разные мифы и идеи, пневма и духовна, и материальна, космические силы господствуют над
духом человека, освобожденным христианством.
В индусской религиозной философии, которая существенно духовна и акосмична, Manos есть
дух и мысль, Atman есть духовная глубина
человека, и она тождественна с Brahman.
Все делает
Дух, а не
человек, т. е. все делает
человек через
Духа, получая
Дух: Царство Божье приходит в
духе и силе.
Дух и делает
людей христианами.
Держась новозаветного понимания
духа, Тареев считает, что
дух не есть вторая или третья составная часть человеческой природы, а есть божественное начало в
человеке.
Дух Святой ближе всего
человеку, наиболее имманентен ему, духовное, от
Духа происходящее делается внутренним достоянием
человека, как бы его составной частью, божественное переходит в
человека через
Дух.
По св. Григорию Нисскому, который наиболее замечателен,
дух есть умопредставимая часть
человека в отличие от чувственной души и питательного тела.
Иринея
дух отходит от
человека в грехе, что ближе к первоначальному смыслу евангельскому и апостольскому.
Для диалектической теологии К. Барта
Дух парадоксально, диалектически себя обнаруживает, выставляет, осуществляет, но несоизмерим с
человеком.
Дух Божий делается имманентным натуральному
человеку.
Наиболее замечательно в гегелевском учении о
духе, что у него между
человеком и Богом, между
духом и
Духом нет бездны объективности.
Гегель монист, и у него нет человеческого и божественного разума и
духа, а есть лишь единый разум и
дух, который и делает
человека человеком.
Религия есть знание божественного
духа о себе через конкретный
дух, т. е. через
человека.
Религия возможна и философия возможна лишь потому, что
человек есть
дух.
Но
дух в
человеке относится к общему, а не к частному.
Фихте считал творческую активность
человека главным признаком
духа, Гегель же считает главным признаком свободу.
Но провалом гегелевской философии
духа было непонимание внутреннего существа личности, личной духовности, личного отношения
человека и Бога.
У Ясперса
дух есть, в сущности, то, к чему
человек трансцендирует.
Пико делла Мирандола говорит, что
дух человека небесного рода, т. е. он происходит не из природного мира.
Через
дух человек есть образ и подобие Божье.
Дух есть божественный элемент в
человеке.
И через
дух человек может подниматься до высших сфер Божества.
Дух есть целостный творческий акт
человека.
Через
дух человек все получает от Бога, и через
дух человек все дает Богу, приумножает данные ему таланты, творит небывшее.
Дух не творится Богом, как природа,
дух эманирует от Бога, вливается, как бы вдувается Богом в
человека.
Дух поставлен перед иррациональной, бессознательной природой в
человеке, и он мужественно овладевает ею.
И Бога в
человека можно понять только через
дух.
Дух всегда означает, что
человек не раб, а господин космических сил, но господин — друг и освободитель.
Дух вносит целостность, единство, смысловую связь в душевную и душевно-телесную жизнь
человека.
Это совсем не значит, что
дух подавляет душу, и еще менее значит, что
дух вытесняет душу у
человека.
И
человек, живой конкретный
человек, восстает против такого понимания
духа.
Неточные совпадения
— А, как это мило! — сказала она, подавая руку мужу и улыбкой здороваясь с домашним
человеком, Слюдиным. — Ты ночуешь, надеюсь? — было первое слово, которое подсказал ей
дух обмана, — а теперь едем вместе. Только жаль, что я обещала Бетси. Она заедет за мной.
И я и миллионы
людей, живших века тому назад и живущих теперь, мужики, нищие
духом и мудрецы, думавшие и писавшие об этом, своим неясным языком говорящие то же, — мы все согласны в этом одном: для чего надо жить и что хорошо.
Из его родных гостил в это лето у них один Сергей Иванович, но и тот был не Левинского, а Кознышевекого склада
человек, так что Левинский
дух совершенно уничтожался.
Самая полнота и средние лета Чичикова много повредят ему: полноты ни в каком случае не простят герою, и весьма многие дамы, отворотившись, скажут: «Фи, такой гадкий!» Увы! все это известно автору, и при всем том он не может взять в герои добродетельного
человека, но… может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского
духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения.
В продолжение этого времени он имел удовольствие испытать приятные минуты, известные всякому путешественнику, когда в чемодане все уложено и в комнате валяются только веревочки, бумажки да разный сор, когда
человек не принадлежит ни к дороге, ни к сиденью на месте, видит из окна проходящих плетущихся
людей, толкующих об своих гривнах и с каким-то глупым любопытством поднимающих глаза, чтобы, взглянув на него, опять продолжать свою дорогу, что еще более растравляет нерасположение
духа бедного неедущего путешественника.