Неточные совпадения
Дух есть
космический элемент — последствие понимания его как воздуха, и
дух есть познание, мудрость, идея — наследие греческой философии.
Так прорывался
дух в замкнутый круговорот
космической жизни.
У гностиков, которые синкретически смешивали разные миры, разные мифы и идеи, пневма и духовна, и материальна,
космические силы господствуют над
духом человека, освобожденным христианством.
Дух всегда означает, что человек не раб, а господин
космических сил, но господин — друг и освободитель.
С этим связана по существу двойственная, но
космическая роль техники, которая оборачивается против
духа, хотя есть создание
духа.
Дух совершает акт относительно души, оформляет ее смыслом и истиной, дает ей свободу от власти
космических сил.
Но согласно закону поляризации человеческого существования,
дух овладевает объективностью техники и может сделать ее орудием спиритуализации и гуманизации
космической и социальной жизни.
Но в мистике внехристианской одинаково и на одном и на другом пути исчезает человек, в
космической первостихии или в отвлеченном
духе, снимаются границы личности.
В неоплатонизме человек приобщается к единству и достигает слиянности в отрешенности от
космической множественности, в отвлеченном
духе.
С. 306–309.] западного типа, религиозно-соотносительное, а до известной степени и эквивалентное в тоносе [Тонос — букв.: напряжение, в переносном смысле «сила»; понятие стоической философии, означающее напряжение, интенсивность
космического духа (пневмы).] своем нашему русскому хлыстовству.
Неточные совпадения
— Я много читаю, — ответила она и широко улыбнулась, янтарные зрачки разгорелись ярче — Но я с Аристотелем, так же как и с Марксом, — не согласна: давления общества на разум и бытия на сознание — не отрицаю, но
дух мой — не ограничен,
дух — сила не земная, а —
космическая, скажем.
Материальное,
космическое развитие идет от первоначальной целостной органичности, скрепляющей
дух и плоть и прикрепляющей
дух к материи, к механичности, расщепляющей
дух и плоть, нарушающей цельность и освобождающей
дух от связи с материей.
Подобно тому, как недолговечно и поверхностно существование оазиса — общины в
духе толстовца или утопического социализма, недолговечно и поверхностно и существование всей человеческой общественности в сложной и бесконечной
космической жизни.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в
космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти
космических сил, от
духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение
космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Дух есть синтетический момент в мистической диалектике, осуществленное
космическое спасение, осуществленное обожение человечества и мира, соборное возвращение творения к Творцу.