Цитаты со словом «аскетический»
Истребление человека и человеческого во имя ли
аскетической борьбы с грехами, во имя ли идеи и ценности одинаково есть извращение, ложь и грех.
Если в греческой мысли, у Плотина, в идеалистической философии интеллектуальный элемент, признанный духовным по преимуществу, вытесняет элемент сердечный, душевно-эмоциональный, то в
аскетической святоотеческой литературе и в литературе мистической нередко интеллектуальный элемент отнесен к душевному, а не духовному, и вытесняется.
Никогда люди без
аскетического момента не могли бы победить и сделать революцию.
«Катехизис революции» производит впечатление
аскетического трактата, наставления к духовной жизни революционера, требующего полного отречения от мира.
Аскетическая метафизика предполагает постановку и решение проблемы зла.
Есть две основные формы
аскетической метафизики.
Буддизм есть предельное выражение
аскетической метафизики.
В иной форме встречается
аскетическая метафизика в Греции.
Прежде всего орфизму свойственна
аскетическая метафизика.
Неоплатонизм есть форма
аскетической метафизики, и он учит об избавлении от материального мира.
Этого типа
аскетическая метафизика не знает боговочеловечения.
Эта
аскетическая метафизика не знает любви и милосердия, не знает тайны личности, как и не знает тайны свободы.
Шопенгауэр, представляющий крайнюю форму
аскетической метафизики буддийского типа, которая считает бытие злом, знает, по крайней мере, сострадание.
И любопытно, что борьба против материи в гностических течениях одинаково могла принять формы и
аскетического отрицания плоти и разнуздания плоти, умерщвления ее через разврат, т. е. дурного обращения с ней.
Евангелие не есть
аскетическая книга в том смысле, в каком позже появились христианские аскетические книги, аскетические наставления к духовной жизни.
В Евангелии говорит Бог, в
аскетических книгах говорит человек.
В Евангелии есть элементы, которые формально могут быть названы
аскетическими, но в нем нельзя найти аскетической метафизики, родственной, например, неоплатонизму.
Евангелие есть книга мессианская, если хотите, революционно-мессианская, а не
аскетическая.
Путь пророческого вдохновения совсем не был
аскетическим путем.
Евангелие погружено в юдаистическую человеческую атмосферу, и ему чужды пути и методы
аскетических и мистических школ Индии и Греции.
Евангелие есть благая весть о наступлении Царства Божьего, а не раскрытие
аскетических методов для спасения души.
Евангелие само по себе не обосновывает никакой
аскетической школы.
Отрицание этого «мира» в Евангелии есть не столько
аскетическое отрицание, сколько мессианско-эсхатологическое.
Но это не есть
аскетическое упражнение для дела индивидуального спасения.
Неаскет по принципу может вести более «
аскетическую жизнь», чем аскет, и все же не быть аскетом, т. е. принимать на себя муку множественного тварного мира и разделять его судьбу.
Аскетические писатели «Добротолюбия» учат: монах тот, кто, от всех отделясь, со всеми остается в единении.
Аскетическая литература полна панического страха перед женщиной.
Это мы находим у самого глубокого из
аскетических писателей, св. Исаака Сирианина.
Аскеза,
аскетическая чистота означает угашение душевного человеческого элемента, человек опустошается от всего человеческого.
Духовная любовь, в которой не будет уже ничего душевного и человеческого, будет последним результатом
аскетического пути, до которого почти никто не доходит.
Аскетическая метафизика, враждебная человеку по своему принципу, восстает против человеколюбия Бога.
Но в «Подражании Христу», как и во всех
аскетических книгах, предлагается не любить видимых вещей, т. е. множественного тварного мира.
Эта книга прежде всего
аскетическая, в ней аскетика подавляет мистику.
Такова основная окраска
аскетической духовности.
Неверно истолковывать евангельский призыв к несению креста, к самоотверженной жертве как
аскетический принцип.
Несение креста есть основная мистерия жизни в этом мире, это совсем не есть
аскетический прием и совсем не означает самоистязания.
Монах может двадцать лет сидеть в затворе, может весь отдаться
аскетическим упражнениям, молиться большую часть дня и тем не менее находиться в ужасном обскурантизме ума, обскурантизме нравственных оценок социальной жизни, в нем может быть очень слабая степень гуманизации.
Происходило
аскетическое освящение самых дурных, несправедливых и рабьих форм жизни мира на том основании, что человеческая природа греховна и что для нее необходимы стеснения и страдания, насильственная аскеза.
Даже любовь и милосердие могли понять как
аскетическое упражнение для спасения, т. е. не увидели в них реального выхода из себя к другим.
Активность мистического созерцания связывалась лишь с
аскетическим очищением.
Есть глубокое различие между вдохновением, харизматизмом, новым рождением в первохристианстве и последующими
аскетическими школами, с методами и законами, с длительным путем совершенствования.
Аскетическая метафизика, подменившая идею Царства Божьего идеей личного спасения, оказалась вместе с тем социальным приспособлением к условиям этого «мира», она разом и отрицала «мир» как греховный, и принимала «мир» как неизменный.
Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы (Seminarium Kondakovianum, VIII); R. Kroner. Die Selbstverwirklichung des Geistes.
Неточные совпадения
Ложный, не евангельский уклон в понимании любви и духовной жизни можно найти в духовно-аскетической литературе.
Св. Максим Исповедник, который соединяет в себе мистику практически-аскетическую с мистикой умозрительной, говорит: блажен человек, который всякого человека равно любить может.
В русской духовно-аскетической литературе XIX века наибольшим авторитетом пользовался епископ Феофан Затворник.
Духовно-аскетическая практика у Феофана Затворника есть прежде всего вызывание в себе ужаса гибели и ада.
Цитаты из русской классики со словом «аскетический»
Но это применимо лишь к тому эсхатологическому сознанию, которое нашло себе выражение или в
аскетическом монашестве, или в «Повести об антихристе» Вл. Соловьева, и у К. Леонтьева.
Нечаевский «Катехизис революционера» по жуткости напоминает вывороченную православную аскетику, смешанную с иезуитизмом, это что-то вроде Исаака Сириянина и вместе с тем Игнатия Лойолы революционного социализма, предельная форма революционного
аскетического мироотвержения, совершенной революционной отрешенности от мира.
Во всякой подлинной творческой гениальности накоплялась святость творческой эпохи, святость иная, более жертвенная, чем святость
аскетическая и каноническая.
Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев.
Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его отношение к культуре.
При этом не понимают, что
аскетическая борьба с чувственностью в христианстве проистекает именно из любви к ноуменальной, софийной чувственности, или красоте духовной, и вражда с телом мотивируется здесь высшею любовью к телу, что яснее всего выражается в почитании св. мощей, как духоносного, просветленного тела.
Синонимы к слову «аскетический»
Предложения со словом «аскетический»
- Он был совсем юным, когда начал вести аскетический образ жизни.
- Китайцы называли бессмертными тех, кто сумел подняться над соблазнами и ведёт аскетический образ жизни, и считали, что те обладают особой мудростью и волшебной силой.
- В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «аскетический»
Что (кто) бывает «аскетическим»
Значение слова «аскетический»
Дополнительно