Очерк православного учения об ангелах

священник Ипполит Мышкин, 2005

В настоящем сочинении изложен очерк православного учения об ангелах, дополненный большим количеством свидетельств святых отцов церкви об ангелах, рассмотрены вопросы сотворения и бытия ангелов, их природы и существа, местопребывания и служения и блаженная вечность их.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Очерк православного учения об ангелах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II. Сотворение Ангелов

Бог един по существу Своему безначален. «Бог всегда был, — говорит св. Григорий Богослов, — и есть и будет, или лучше: всегда есть. Ибо слова: был и будет суть дробление нашего времени, свойственное тленной природе, а Он есть всегда Сущий, каковым Он Сам Себя называет, говоря на горе с Моисеем. Он вмещает в Себя всецелое бытие, которое не начинается, ни оканчивается, и есть как бы некое беспредельное и бесконечное море сущности, превышающее всякую мысль о времени и природе»[45].

А св. благоверный князь Константин говорит: «Вожделенное для всех благо состоит в том, что Бог по существу вечен, никогда не родился, а потому не имеет и начала. Сам же Он есть начало всего, что родилось»[46].

Беспредельно вечный и безначально блаженный Бог (1 Тим. 1, 11) не имел нужды ни в какой твари. Афинагор, христианский философ, говорит: «Бог сотворил мир, не имея в нем ни малейшей нужды. Бог Сам для Себя есть все, свет неприступный, мир совершенный, дух, сила и разум»[47].

Нельзя ли уяснить нам безначально блаженное состояние Бога прежде сотворения мира видимого и невидимого? Вечно блаженный Бог прежде сотворения тварей, по словам св. Григория Богослова, «наслаждался созерцанием Себя»[48].

Триединый, Он прославлялся Сам в Себе: «Не только прежде Адама, — учит св. Ириней, — но и прежде всякого создания Слово прославляло Отца Своего, пребывая в Нем, и Само прославлялось от Отца, как Оно говорит: Отче, прослави Мя славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Ин. 17, 5)». А св. Григорий Богослов рассуждает: «Поелику Богу нельзя приписать недеятельности и несовершенства, то чем занята была Божия мысль прежде, нежели Всевышний создал вселенную и украсил формами? Она созерцала вожделенную светлость своей доброты. Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих умопредставлениях Им же составленные образы мира, который произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога все перед очами: и что будет, и что было, и что есть теперь. Для меня такой раздел положен временем, что одно — впереди, другое — позади, а для Бога все сливается в одно и все держится в мышцах великого Божества. Все породил в Себе Ум, а рождение вовне совершилось впоследствии благовременно, когда открыло великое Божие Слово»[49].

На апостольском Соборе в Иерусалиме ап. Петр говорил: разумна от века суть Богови вся дела Его (Деян. 15, 18). Всеведущему Богу прежде всех веков присуще было всесовершенное ведение всего, имевшего совершиться через Него впоследствии. «Бог от века созерцал в уме будущее творение, Его мысль никогда не была праздной», — говорит св. Мефодий Патарский[50].

А св. Иоанн Дамаскин говорит: «От века существуют в Боге понятия о тех вещах, которые имеют принять бытие от Него, т. е. предвечный Его совет, который всегда одинаков. Ибо Бог непременен и совет Его безначален, и то, что Он от вечности в нем положил, исполняется в предопределенное от Него время и предуставленным образом. Посему понятия Божии о каждой из тех тварей, которые от Него имеют принять бытие свое, суть их образы, чертежи, или, как называет св. Дионисий, предопределения. Ибо в совете Его начертан образ всем вещам, которым предопределено быть и которые непременно будут, еще до бытия их»[51].

Почему же Бог не приступил к сотворению несколько ранее того времени, когда Он сотворил мир? Св. Афанасий Александрийский говорит: «Бог, имея в виду полезное для тварей, когда увидел, что они, будучи сотворенными, могут пребывать, тогда и сотворил все: создал и тварей, когда восхотел и когда им было сие полезно»[52].

«Как благий, — рассуждает блж. Марк Ефесский, — Он сотворил мир сей, составил его из существ видимых и невидимых, сотворил тогда, когда Ему было угодно, потому что таковые действия определяются и приводятся в исполнение хотением, а не необходимо следуют из сущности Божией»[53].

В размышлении о сотворении Ангелов надлежит рассмотреть: кто, когда, каким образом, в какой многочисленности, с какой мощной силой, в каком совершенстве и с какой целью сотворил Ангелов.

Кто сотворил Ангелов

Всемогущий Бог есть творец Ангелов, неба и земли, всего видимого и невидимого (Кол. 1, 16). Пророк Моисей взывает к Нему: Боже, Боже духов всякия плоти (Числ. 16, 22). Ап. Павел говорит: Тем (Иис. Христ.) создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася (Кол. 1, 16). А пророк Давид подает мысль, что Ангелы сотворены Богом совокупно со Словом и Святым Духом: Господи Боже мой, — вопиет он, — творяй Ангелы Своя духи (Пс. 103, 1, 4). Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6). «Веруем, учит Св. Православная Церковь, что Триипостасный Бог, Отец, Сын и Святый Дух есть Творец всего видимого и невидимого. Под именем невидимого мы разумеем Ангельские силы, разумные души и демонов»[54].

Тоже выражали в своих писаниях и свв. отцы Церкви. Св. Василий Великий говорит: «В творении их (Ангелов) представляй первоначальную причину сотворенного — Отца, и причину зиждительную — Сына, и причину совершительную — Духа, так что служебные духи имеют бытие в воле Отца, приводятся же в бытие действием Сына и совершаются в бытии присутствием Духа»[55].

Св. Григорий Богослов говорит: «Поелику для благости (Божией) было недовольно наслаждаться созерцанием Себя, а надлежало сему благу разлиться и распространиться, дабы весьма многих облагодетельствовать (ибо таково свойство высочайшей благости), то Бог во-первых представляет в мысли Ангельские, небесные силы, и сия мысль приходит в исполнение действием Слова и совершением Духа. Таким образом произошли светы вторичные, слуги первого света, почитать ли их умными духами, или невещественным и бестелесным огнем, или существами другой какой природы, близкой к вышеупомянутому»[56].

Св. Афанасий Александрийский говорит: «О Сыне сказуется: лучший быв Ангелов (Евр. 1, 4). Не само Слово — Творец Ангелов — соделалось лучшим, как будто бы оно было когда ниже Ангелов, но рабий зрак, какой Само Слово присвоило Себе естественным рождением, воссиял лучшим по рождении от первозданного»[57].

Блж. Феодорит Кирский, объясняя слова пророка Давида: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6), говорит: «Истинное богословие указует нам Бога-Слово со Святым Духом, сотворившего небеса и небесные силы»[58].

Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Все Ангелы сотворены Словом и прияли совершенство от Святого Духа посредством освящения, соделавшись причастными просвещения и благодати по мере достоинства и чина»[59].

Когда сотворены Ангелы

В Св. Писании нет ясного сказания о времени сотворения Ангелов, посему нам необходимо обратиться к писаниям свв. отцов; но и свв. отцы касательно этого предмета высказывают свои мысли не утвердительно. Св. Василий Великий говорит: «Было нечто, как вероятно, и прежде мира сего, что и разуму нашему есть удобопостижно, но Писанием для того не предано, что такая повесть не приличествовала быть наставлением в познании для имеющих понятие младенческое. Было некоторое состояние прежде бытия мира сего, премирным силам приличествующее, предлетное, вечное, присносущное. Дела же Творец и Создатель всяческих в оном состоянии совершенно устроил умный свет, свойственный блаженству любящих Господа, словесные и невидимые твари, и все украшение разумных существ, которые превосходят понятие наше и которым имен мы изобрести не можем. Все сие составляет сущность невидимого мира, как Павел научает нас, говоря: яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти (Кол. 1, 16), аще Ангелов воинства, аще и Архангелов чины. По нашему мнению, ежели что-либо было прежде состояния чувственного сего и тленного мира, то, без сомнения, было во свете. Ибо ни Ангельские достоинства, ни все воинства небесные, ниже в конец все, что хотя наименовано или не наименовано, из разумных существ и служебных духов не во тьме пребывали, но во свете и во всяком веселии духовном, приличествующем себе, имели свое пребывание. Сему никто не будет противиться, ни тот по истине, кто на обещанных благах пренебесного ожидает света, о котором Соломон сказует: свет праведных всегда (Притч. 13, 9) и апостол: благодаряще Бога и Отца призвавшего вас в причастие наследия святых во свете (Кол. 1, 12)»[60].

Св. Григорий Богослов рассуждает: «Умные и чувствующие существа, будучи различны между собой, стоя в своих пределах и нося на себе величие творческого Слова, молча восхваляли и громогласно проповедывали великое дело. Но еще не было смешения из той и другой природы, не было совокупления естеств противоположных, которым оказывается высочайшая премудрость и роскошное разнообразие существ; еще не все богатство благости открыто было»[61].

В книге Иова находим свидетельства, что Ангелы в четвертый день творения мира, при создании звезд, восхваляли Бога. Егда [сотворены] быша звезды, говорит Господь Иову, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои (Иов. 38, 7). Посему несомненно, что «Ангелы сотворены Богом прежде всего, и вообще мир духовный — прежде мира вещественного»[62].

Некоторые же из древних, как видно из слов блж. Августина и из новейших, совершенно неосновательно держались мнения, что Ангелы сотворены после мира видимого.

Сотворение Ангелов последовало задолго ли ранее сотворения мира видимого или сотворение их нужно почитать современным творению мира? О сем блж. Феодорит рассуждает: «Если Ангелы ограничены местом, то как им существовать прежде неба и земли? Ибо пока нет содержащего, может ли быть содержимое? Вероятно, что Ангелы созданы в одно время с небом и землей, чтобы, видя, как свет созидается из ничего, и твердь огустевает среди воды, и влажная сущность отделяется от земли, и земля, по слову Божию, украшается всякого рода произрастениями, и все прочее, по Божией воле, приходит в бытие, из видимого ими познали, что и сами они имеют тварную природу, получив бытие от Бога. Ибо и божественный апостол к миру присовокупляет Ангелов, говоря: позор быхом миру, ангелом и человеком (1 Кор. 4, 9). Говорю же сие не утвердительно, ибо смелым признаю утверждать решительно, о чем не говорит в точных словах божественное Писание»[63].

Св. Епифаний говорит: «Если бы Ангелы не созданы были вместе с небом и землей, не сказал бы Бог к Иову: егда [сотворены] быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои (Иов. 38, 7)». Св. Исаак Сириянин говорит: «В первый день сотворено девять духовных природ в молчании и одна природа — словом, и это свет»[64].

После сего, творение Ангелов можно относить к первому дню мира[65], и в словах бытописателя Моисея: вначале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1) — под именем неба, с основательностью, вместе с некоторыми учителями Церкви, мы должны заключать высший духовный мир, т. е. Ангелов[66].

Каким образом сотворены Ангелы

Ангелы сотворены Богом из ничего, одним словом и в одно мгновение. Исповедание кафолической и апостольской Церкви учит: «Прежде всего Он (Бог) помыслил о силах небесных и Его мысль вдруг осуществилась»[67].

Премудрый Сирах говорит: мыслию Его (Бога) преста бездна, и насади в ней (Господь) островы (Сир. 43, 25), а Давид поет: Бог наш на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори (Пс. 113, 11; 134, 6). Хвалите Его вси ангели Его: яко Той повеле, и создашася (Пс. 148, 2, 5). Св. Афанасий Александрийский, объясняя слова царя Давида: Той рече, и быша, Той повеле, и создашася (Пс. 32, 9), говорит: «Не с тем рече, чтобы, как у людей, услышал какой-либо помощник и, узнав волю говорящего, пошел и сделал (это свойственно тварям); о Слове же неприлично так представлять себе или говорить, потому что Божие Слово есть зиждительное и творческое, оно есть Отчая воля. Посему Божественное Писание не сказало, чтобы слышащий, как или какие твари должны получить бытие по воле Отца, выслушав это, и отвечал; но, сказав только: рече Бог да будет, присовокупил: и бысть тако (Быт. 1), потому что угодное Богу и помышленное Им немедленно приведено в бытие и совершено Словом»[68].

«Создатель вселенной, — говорит св. Василий Великий, — имея творческую силу, не для одного только мира достаточную, но в бесконечное число крат превосходнейшую, все величие видимого привел в бытие одним мановением воли. Когда же приписываем Богу глас, речь и повеление, тогда под Божиим словом не разумеем звука, издаваемого словесными органами, и воздуха, приводимого в сотрясение посредством языка, но, для большей ясности учащимся, хотим в виде повеления изобразить самое мановение в воле»[69].

Касательно образа происхождения Ангелов некоторые ложно умствовали, что Ангелы не сотворены Богом, а истекли из существа Его. Этого мнения держались Керинф, Карпократ, Сатурнин и др.

В какой многочисленности сотворены Ангелы

Мир Ангельский сотворен Богом в такой многочисленности, что превышает всякое исчисление человеческое. О неисчислимом множестве Ангелов свидетельствует Священное Писание. Пророк Даниил видел их в показанном ему откровении тысящи тысящ и тьмы тем (Дан. 7, 10); Иисус Христос упомянул о двенадцати легионах ангелов, готовых охранять Его от страданий (Мф. 26, 53); ап. Павел в Послании к Евреям говорит, что они приступили к Небесному Иерусалиму и тьмам ангелов (Евр. 12, 22); а в книге Ездры говорится: собрашася бесчисленная воинства ангельская (3 Ездр. 6, 3). Св. Дионисий Ареопагит рассуждает: «То, по моему мнению, достойно тщательного размышления, что говорит Писание об Ангелах, то есть что их тысящи тысящ и тьмы тем, умножая на самих себя числа, у нас самые высшие. Через сие оно ясно показывает, что чины небесных существ для нас неисчислимы. Потому что бесчисленно блаженное воинство премирных умов. Оно превосходит малый и недостаточный счет употребляемых нами чисел и точно определяется одним премирным и небесным их разумением и ведением, дарованным им с преизбытком от Божественной всеведущей Премудрости, которая есть высочайшее начало всего сущего, осуществляющая причина, поддерживающая сила и последний предел всего»[70].

А св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Сочти, как многочислен народ римский, сочти, сколько варваров, которые теперь еще живы, и сколько их умерло за сто лет, сочти всех от Адама до сего дня. Велико число сие; но и оно еще мало, потому что еще больше Ангелов. Они — девяносто девять овец, а человечество — одна, сотая овца. О множестве обитателей должно заключать по обширности места. Населенная земля есть как бы точка среди этого единого неба. И объемлющее землю небо имеет такое множество обитателей, какова его широта. Небеса же небес населены несравненно большим числом. А если написано: тысяща тысящ служаху Ему и тмы тем предстояху Ему (Дан. 7, 10), то не потому, что таково именно число, но потому, что пророк не мог и сказать большего числа»[71].

Мир Ангельский, сколько он ни многочислен, сотворен Богом вдруг, единовременно, и не имеет в себе полов мужского и женского, как в животных и роде человеческом. Блж. Феодорит говорит: «Бессмертная природа не имеет нужды в женском поле. Посему Творец вдруг привел в бытие все число бесплотных»[72].

И еще он же: «Существа бестелесные Он (Бог) создал все вдруг. Ибо сколько мириад Он восхотел произвести их, столько и произвел с самого начала, почему для них и излишне было бы употребление жен»[73].

Что можно сказать нам о душе человеческой — имеет ли она различие полов? Она не имеет полового различия, и души мужей и жен по существу своему однородны и подобны. Приведем свидетельства о сем свв. отцов. Св. Григорий Богослов рассуждает: «Духовному и бестелесному нельзя дать собственного имени. Ибо как наименовать то, что не подлежит нашему зрению и что никакими человеческими чувствами не может быть познано? Для яснейшего уразумения возьмем в пример душу, сию малейшую частицу умного мира. Она, хотя и называется именем (психе́), означающим женский род, однако не имеет в себе ничего свойственного природе женской и не относится ни к женскому, ни к мужскому роду»[74].

Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Все души у мужей и жен подобны, различны только телесные члены. Нет особенного чина душ, по природе согрешающих, и чина душ, по природе творящих правду; но то и другое зависит от произволения, потому что души всех в существе своем однородны и подобны»[75].

С какой мощной силой Бог сотворил Ангелов

Удивляясь бессчетному множеству Ангелов, да не дерзаем мыслить, что многочисленный мир Ангельский утрудил Бога и истощил творческие силы Его. Всемогущий Бог при творении Ангелов и мира видимого не знал труда, не изнемогал и не терял Своих сил, подобно человеку. Пророк Исаия говорит: Содержай (Бог) круг земли, и живущие на ней аки пруги: поставивый небо, яко камару, и простер е, яко скинию обитати… и землю, яко ничтоже сотвори… не взалчет, ниже утрудится (Ис. 40, 22, 23, 28). «Сколько ни черпай воды из ключевого источника, — говорит св. Златоуст, — источник нимало не оскудеет; так и творческая сила Единородного: сколько бы ни было создано и сотворено ею существ, она нисколько не умаляется. Или лучше приведу более ясный пример света, так как и сам евангелист говорит о Нем: и живот бе свет. Как свет, хотя освещает бесчисленные тысячи людей, однако же нисколько не оскудевает в своей светлости; так и Бог, и до творения и по творении, равно не оскудевающ, не истощается, не изнемогает от создания многого. И если бы Ему нужно было создать тьмочисленные такие же миры, Он имеет довольно силы не только создать их, но и, по сотворении, сохранять бытие их».

В каком совершенстве сотворены Богом Ангелы

Что мир видимый Богом сотворен совершенным и прекрасным, это засвидетельствовали Ангелы, когда, по сотворении звездного неба, восхвалиша Его гласом велиим (Иов. 38, 7); это очевидно и из того, что Бог виде вся, — говорит свящ. бытописатель, — елика сотвори: и се добра зело (Быт. 1, 31); об этом непрестанно проповедует весь мир видимый, потому что славы Божией исполнено всякое дело Его. Вся сугуба, едино противу единого, и не сотвори ничтоже скудно. Едино от единого утверди благая: и кто насытится, зря славу Его (Сир. 42, 16, 25, 26). Посему можно предполагать, что Бог сотворил Ангелов, ближайших Своих служителей, в высшем совершенстве. Если веселится Господь о деяниях Своих (Пс. 103, 31), если веселяшеся вселенную совершив и веселяшеся о сынех человеческих (Притч. 8, 31), то, по истине, Он веселится о святых Ангелах, которые выну видят лице Отца Небесного (Мф. 18, 10). Ангелы при самом сотворении их, без всякого сомнения, прияли особенные, высшие в сравнении с человеческими, духовные силы и совершенства. Пророк Давид восклицает: благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию (Пс. 102, 20). Пророк Иезекииль в лице царя Тирского обращается к дьяволу и говорит: ты еси печать уподобления, исполнен премудрости, и венец доброты. В сладости рая Божия был еси, всяким камением драгим украсился еси. Ты, с херувимом вчиних тя в горе святей Божией, был еси среди каменей огненных. Был еси ты непорочен во днех твоих, от него же дне создан еси, дондеже обретошася неправды в тебе (Иез. 28, 12–15). Эти слова пророка свв. отцы, напр. Кирилл Иерусалимский[76] и Ефрем Сирин[77], относят не к царю Тирскому, а к дьяволу. Св. Василий Великий говорит: «Начала и Власти, и вся подобная тварь, имеющая в себе святыню вследствие внимательности и тщательности, не могут, по всей справедливости, быть названы святыми от природы»[78].

И еще: «Вся оная, пренебесная и неизреченная стройность, как в служении Богу, так и во взаимном между собою согласии премирных сил, не может быть сохранена иначе, как под управлением Духа. Так в созидании Дух Святой присущ тварям не постепенно усовершаемым, но с минуты сотворения уже совершенным»[79].

Блж. Августин говорит, что Бог, «создав естество Ангелов, с тем вместе влил в них и благодать»[80].

С какой целью сотворены Ангелы

Единственной побудительной причиной сотворения всех тварей нужно признать благость Божию. Прп. Кассиан Римлянин говорит: «Один Бог творит все благое не из побуждения какого-либо страха или воздаяния, но по единой Своей благости. Вся содела Господь Себе ради, говорит Соломон (Притч. 16, 4), то есть ради благости Своей Он обильно изливает всякие блага на достойных и недостойных»[81]. «Прежде, — учит св. Иоанн Златоуст, — чем существовали Ангелы и прочие небесные силы, был Бог, не имевший ниоткуда начала бытия своего и от вечности не нуждавшийся ни в чем, ибо таково Божество. Он сотворил Ангелов, Архангелов и прочие бестелесные существа, сотворил же не ради чего-либо другого, а по единой своей благости. Ибо, не имея во всем этом нужды, Он и не сотворил бы сего, если бы не был бесконечно благ»[82].

Блж. Феодорит Кирский говорит: «Господь Бог не имеет надобности в восхваляющих, но по единой своей благости даровал бытие Ангелам и Архангелам, и всякому созданию»[83].

Св. Афанасий Александрийский рассуждает: «Существа, приводимые в бытие и творимые, преимущественно творятся для того, чтобы быть и существовать, второе для них по бытии — делать, что повелит им Слово, как подобное сему можно видеть на всех тварях. Адам создан не для того, чтобы делать, но чтобы сперва быть человеком, ибо после сего приял заповедь делати (Быт. 2, 15)»[84].

Посему нужно полагать, что и Ангелы сотворены, во-первых, для того, чтобы наслаждаться жизнью и, во-вторых, чтобы служить Богу. Что жизнь сама по себе есть благо, это ясно из того, что все животные и люди животолюбивы; а разумно-свободное служение Богу есть высокое блаженство существ свободно-разумных: узнавать и исполнять все, что есть воля Божия благая и угодная, и совершенная (Рим. 12, 2), и, чего требует разумное служение (Рим. 12, 1), есть источник блаженной жизни Ангелов и людей. Но нельзя ли указать главнейшую сторону служения Ангельского? Имя Ангела (то есть вестника и посланника) означает не природу, а служебную должность небесных чинов; поелику Бог не имел нужды в служении Ангелов, то главным образом служение их Богу нужно полагать в ниспослании их для спасения людей. «Если не всегда Ангелы были, — говорит блж. Феодорит, — но, когда восхотел, создал их Бог, то был век, в который Бог всяческих не имел песнословящих. Следовательно, Владыка Бог не имел нужды в песнословящих, потому что естество Его ни в чем не имеет нужды; по единой же благости даровал Он бытие и Ангелам, и Архангелам, и всей твари. Да и какое служение было бы у Ангелов до бытия твари, когда не было таких, кто имел бы нужду в их помощи? Ибо, что служат они Богу всяческих в попечении о людях, свидетель сему божественный апостол, который взывает: Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14)»[85].

И еще он же: «Бог всяческих, по сотворении видимой и невидимой твари, произвел напоследок человека, поставив его, как бы некоторый Свой образ, среди тварей неодушевленных и одушевленных, видимых и невидимых, дабы твари неодушевленные и одушевленные приносили ему пользу, как некую дань, а естества невидимые, имея попечение о человеке, свидетельствовали сим свою любовь к Творцу»[86].

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Очерк православного учения об ангелах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

45

Христ. Чт. 1822. Ч. 6, с. 6 и 7.

46

Христ. Чт. 1849. Ч. 2, с. 292.

47

Христ. Чт. 1845. Ч. 2, с. 236.

48

Христ. Чт. 1822. Ч. 6, с. 10.

49

Твор. св. Григор. Богосл. 4, с. 226–229.

50

Прибав. к Твор. свв. отц. М., 1857. Ч. 16, с. 183.

51

Православ. исповед. Восточ. Цер. М., 1838. С. 265.

52

Твор. св. Афанас. Александр. 2. М., 1852. С. 202.

53

Христ. Чт. 1846. Ч. 3, с. 360.

54

Послан. Патриарх. Восточно-кафолич. Церкви о Правосл. вере. Член 4.

55

Твор. свв. отц. Т. 7, с. 288.

56

Христ. Чт. 1822. Ч. 6, с. 10.

57

Твор. св. Афанас. Александр. М., 1853. Ч. 3, с. 372.

58

Твор. блж. Феодорит. М., 1856. Ч. 2, с. 179.

59

Точн. излож. Правосл. веры. Кн. 2, гл. 3, с. 54.

60

Бесед. на шестоднев. СПб., 1824. С. 30 и 46.

61

Христ. Чт. 1821. Ч. 6, с. 12.

62

Правос. испов. Ч. 1. Отв. на вопр. 18. Простр. Катехиз. о перв. чл.

63

Твор. блж. Феодорит. Кир. М., 1855. Ч. 1, с. 10 и 12.

64

Твор. свв. отц. Год 12. М., 1754. с. 88.

65

Истор. церковно-библ., м. Филарета. Перв. ден. мира.

66

Записк. на кн. Быт. СПб., 1816. С. 4.

67

Хрис. Чт. 1846. Ч. 2, с. 347. Из исповед. кафол. и апос. Церкви. Сочин. Митрофана Критопула.

68

Твор. св. Афанас. Алекс. М., 1852. Ч. 2, с. 303.

69

Твор. свв. отц. Т. 5, с. 35.

70

О небес. иерар. Св. Дион. Ареоп. М., 1839. Гл. 14, с. 57.

71

Твор. св. Кирил. Иерус. М., 1855. С. 266 и 267.

72

Твор. блж. Феодор. Кир. М., 1855. Ч. 1, с. 42.

73

Христ. Чт. 1846. Ч. 3, с. 196.

74

Хрис. Чт. 1835. Ч. 2, с. 138.

75

Твор. Кирил. Иерус. М., 1855. С. 62.

76

Твор. св. Кирилл. Иерус. М., 1855. С. 27.

77

Твор. св. Ефр. Сир. М., 1853. Ч. 8, с. 38.

78

Твор. свв. отц. 7, с. 134.

79

Твор. свв. отц. 7, с. 290 и 291.

80

О граде Бож. Кн. 12, гл. 1. О воздых. голубицы. М., 1842. С. 173.

81

Христ. Чт. 1836. Ч. 3, с. 16.

82

Воскр. Чт. 1856–1857. № 37, с. 350.

83

Хрис. Чт. 1843. Ч. 3, с. 324.

84

Твор. св. Афанас. Алекс. М., 1852. Ч. 2, с. 332.

85

Твор. блж. Феодорита Кир. М., 1855. Ч. 1, с. 11.

86

Хрис. Чт. 1843. Ч. 3, с. 348.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я