«Советы ученику: практика на всю жизнь» это книга, которая содержит важнейшие духовные практики и молитвы, способствующие продвижению учеников по пути к пробуждению. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Советы ученику. Практика на всю жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть четвёртая. Другие практики
10. Дополнительные сущностные практики, необходимые для всех
1. Утренние простирания с начитыванием имён Тридцати пяти Будд
По возможности простирайся, произнося имена Тридцати пяти Будд покаяния, трижды каждое утро, или когда можешь. Всё вместе это [с произнесением всех имён] составляет 105 простираний.
Задумавшись об этом, ты поймёшь, что нужно срочно выполнять эту практику. Читая имена этих Будд и одновременно памятуя о накопленной в прошлом неблагой карме, ты очистишься от неё. Без такого очищения ты не обретёшь вновь совершенное человеческое рождение с его восемью свободами и десятью дарованиями, какими обладаешь сейчас, и вместо этого испытаешь противоположное: перерождение в низших мирах страдания.
Более того, если ты не очистишься от созданной неблагой кармы, она будет безмерно возрастать в твоём уме (см. ниже). Поэтому крайне важно от неё очищаться.
Предназначение Тридцати пяти Будд в том, чтобы живые существа быстро очистились от различной созданной ими неблагой кармы. Даже однократное прочтение имён этих Будд очищает от многих кальп дурной кармы; это, словно взрыв атомной бомбы, крайне быстро и мощно уничтожает дурную карму.
Лама Цонкапа сделал много сотен тысяч простираний с практикой покаяния перед Тридцатью пятью Буддами в своей пещере в Олка, Тибет. Лама Атиша также ежедневно совершал множество простираний, даже в преклонном возрасте. То же самое делали многие другие ламы линии преемственности ламрима. В итоге они обрели множество духовных свершений.
Следовательно, практика Тридцати пяти Будд должна стать неотъемлемой частью твоей жизни. Это лучшее, что ты можешь сделать, чтобы сохранить здоровье и в будущем ни о чём не жалеть.
2. По вечерам читай мантру Ваджрасаттвы
Каждый вечер перед сном читай мантру Ваджрасаттвы, чтобы неблагая карма, которую ты накопил за минувший день, не приумножалась. Без подобного очищения она будет возрастать вдвойне и втройне день за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом, вплоть до твоей кончины, и тогда даже неблагая карма, созданная за день, станет огромной и тяжёлой, как гора, — со временем даже один атом неочищенной дурной кармы может дорасти до размера Земли.
Даже если ты, может, и не создаёшь особо тяжкую неблагую карму, неочищенная негативная карма приумножается до бесконечности, и поэтому всего один мелкий проступок может ввергнуть тебя в низшие миры, где ты будешь многими кальпами испытывать сильнейшие мучения.
Поскольку в низших мирах ты постоянно создаёшь всё больше неблагой кармы, тебе будет крайне трудно вновь переродиться в высших мирах, и поэтому у тебя почти не будет возможности практиковать Дхарму. Следовательно, ты должен очищаться от своей неблагой кармы ежедневно.
Очищение от неблагой кармы значительно облегчает достижение освобождения и просветления. Оно также избавляет от страданий и всевозможных препятствий. Очищение от неблагой кармы может означать, что тебе не придётся долгими кальпами страдать в низших мирах.
Нам нужно очиститься от препятствий и омрачений, чтобы обрести свершения на пути к просветлению и безупречно трудиться на благо живых существ, даруя им не просто временное счастье, но и высшее счастье — освобождение от сансары — чтобы им никогда вновь не пришлось страдать в сансаре, — и, наконец, приводя их к полному просветлению.
Достижение просветления означает устранение даже тонких изъянов ума и полное обретение всех свершений. Тем самым мы одновременно избавляемся и от проблем в этой жизни, например, в личных отношениях и со здоровьем, ведь все они — следствие неблагой кармы.
Даже стихийные бедствия, происходящие от земли, воды, огня и ветра, возникают в результате неблагой кармы. Поскольку мы также косвенно очищаемся от всей подобной дурной кармы, нам не придётся страдать от катастроф или таких болезней, как рак, а даже если и придётся, они не обернутся для нас большой бедой.
Всё это зависит от того, насколько горячо, непрерывно и безупречно ты практикуешь очищение; и это ответ на твой вопрос о том, как освободиться от всех этих страданий.
В заключение скажу, что, даже если ты завершил предварительную практику начитывания 100 000 мантр Ваджрасаттвы, ты не можешь на этом успокоиться, расслабиться и сказать себе: «Ну всё, я закончил предварительную практику Ваджрасаттвы, и теперь мне не придётся больше читать эту мантру». Тебе нужно продолжать ежедневно читать длинную мантру Ваджрасаттвы как минимум двадцать один раз, или короткую мантру по меньшей мере двадцать восемь раз, чтобы продолжать очищаться от своей неблагой кармы и её не приумножать.
3. Читай мантру Будды Медицины
Мантру Будды Медицины читают ради достижения успеха. Поскольку у нас масса проблем и мы жаждем преуспеть в жизни, нам нужно читать мантру Будды Медицины ежедневно. Она поможет нам избавиться от проблем, неприятностей и нежеланных страданий и обрести удачу, счастье и необходимые нам внутреннее развитие и свершения на пути.
Бхагаван Будда сказал своему помощнику Ананде, что даже животные, которые услышат мантру Будды Медицины, никогда не переродятся в низших мирах. Кьябдже Чоден Ринпоче, мастер, обретший высочайшие свершения и завершивший весь путь к просветлению, сказал, что, если во время смерти читаешь мантру Будды Медицины, переродишься в чистой земле. Следовательно, читать её нужно не только ради исцеления, но также и для помощи людям и животным, причём постоянно, живы они или при смерти.
Ежедневно читая мантру Будды Медицины, ты будешь очищаться от неблагой кармы и тогда больше никогда не переродишься в низших мирах. Если же ты не очищаешься от дурной кармы, после смерти ты попадёшь в низшие миры, став существом ада, голодным духом или животным, и тебе придётся бесконечно страдать в этих уделах. Поэтому тебе нужно начать очищаться от неблагой кармы уже сейчас.
Если для тебя невыносимы даже твои нынешние мучения в мире людей — которые являются блаженством по сравнению со страданиями в низших мирах — как же ты сможешь вытерпеть ужасающие муки низших уделов бытия, которые невообразимо нестерпимы, длятся целую вечность и в миллиарды разтяжелее всех человеческих страданий, вместе взятых?
Раз чтение мантры Будды Медицины спасает тебя от всех этих страданий, это гораздо драгоценнее небес, полных золота, бриллиантов, чудесных камней исполнения желаний и триллионов долларов. Материальные блага — ничто, потому что они не способны очистить тебя от неблагой кармы. Даже если бы у тебя было всё это немыслимое богатство, простое начитывание или слышание мантры Будды Медицины всего один раз гораздо драгоценнее этого, потому что оставит в твоём уме отпечаток всего пути к просветлению, поможет тебе обрести свершения на пути, избавит от грубых и тонких завес ума и приведёт к просветлению.
Мантра Будды Медицины поможет тебе освободить бесчисленных живых существ от огромного океана страдания и привести их к просветлению, поэтому ты должен читать эту мантру с абсолютным доверием к Будде Медицины, зная, что он полностью позаботится о твоей жизни и целиком тебя исцелит, и что он всё время с тобой — в твоём сердце, на твоей макушке и прямо перед тобой. Будда Медицины ни на миг не упускает тебя из своего поля зрения и ни на мгновение не теряет к тебе сострадание.
4. Практикуй Авалокитешвару и читай его мантру
Все ученики, опытные и начинающие, должны выполнять практику Авалокитешвары, Сострадательнозрящего. Медитация на него и чтение его мантры приносит всевозможное счастье, как временное — счастье в этой и будущих жизнях, так и высшее — счастье освобождения и просветления — бесчисленным живым существам, включая и тебя самого.
Чтение мантры Авалокитешвары дарует безмерные блага, особенно если ты читаешь её с бодхичиттой.
Практика и свершение бодхичитты — самое главное в жизни, потому что это не только исполнит твоё желание стать счастливым, но также подарит счастье каждому без исключения другому живому существу.
С бодхичиттой ты сможешь полностью осушить океан страданий сансары и её причин и достичь освобождения и просветления, потому что она поможет тебе обрести мудрость, непосредственно познающую пустоту, что устраняет как грубые, так и тонкие завесы ума.
Бодхичитта позволяет арья-бодхисаттвам отбросить страдания сансары, включая перерождение, старение, болезни и смерть, просто путём вступления на путь правильного видения. Хотя у архатов Малой Колесницы есть мудрость, напрямую постигающая пустоту, и многие другие из них обладают непостижимыми достоинствами, они до сих пор не избавлены от остатка страдающих совокупностей.
Бодхичитта же — врата в путь Махаяны к просветлению и корень безграничных качеств святых Тела, Речи и Ума Будды.
Мужественные бодхисаттвы способны вынести всё бремя служения живым существам, каким бы тяжким оно ни было, даже ценою своей жизни. Ведь бодхисаттвы видят, насколько благотворно терпеть тяготы, чтобы трудиться ради других, и потому они не только способны пережить их, но и при этом испытывают безграничную радость. Для бодхисаттв даже смерть в результате служения другим подобна вкушению нектара; они блаженствуют, словно лебедь, погружающийся в прохладный пруд в жаркий полдень.
Бодхисаттвы отказываются от желания достичь собственного освобождения от океана страдания сансары и его причин — омрачений и кармы — так же, как мы выбрасываем использованную туалетную бумагу, ни капли о ней больше не заботясь. У них остаётся одно отвращение к обретению высшего счастья нирваны только лишь для себя.
Бодхичитта позволяет бодхисаттвам завершить накопление двух видов заслуг — запредельной мудрости и добродетели — и такова причина обретения ими двух святых Тел — Рупакаи, святого Тела Формы, и Дхармакаи, святого Тела Ума, а в этом и состоит абсолютная цель.
Единственная цель обретения этих двух святых Тел — в том, чтобы суметь безупречно трудиться во благо всех живых существ. Хотя живых существ бесчисленное множество, и завершение накоплений для того, чтобы привести каждое из них к просветлению, может занять три неисчислимые кальпы, именно в силу бодхичитты бодхисаттвы решаются на такой подвиг.
Сколько бы кальп ни потребовалось им, что побудить всего одно живое существо к зарождению одного добродетельного помысла, бодхисаттвы будут стремиться к этому без устали. В «Украшении махаянских сутр» Майтрея сказал: «Дабы привести к созреванию даже один благой помысел, бодхисаттва, дитя Победоносных, чей ум упрочен наивысшим усердием в доведении до полного созревания живых существ, никогда не впадает в уныние, даже если это займёт миллионы кальп».
Итак, как видишь, решимость, которая побуждает бодхисаттв выносить все тяготы и непрерывно трудиться на благо живых существ, исходит от бодхичитты, которая, в свою очередь, берёт своё начало в её корне — великом сострадании. Этот корень, великое сострадание, является топливом для обретения бескрайних благ, получаемых от бодхичитты, подобно ракетному топливу, запускающему в небеса космический корабль, или же электрическому току, который, исходя от электростанции, освещает весь город.
И, кроме того, именно великое сострадание уже привело к просветлению бесчисленных живых существ в прошлом, приводит в настоящем и приведёт в будущем. Именно великое сострадание побуждает бесчисленных будд на совершенные, безошибочные труды во благо бесчисленных живых существ, пока они не достигнут просветления. И именно великое сострадание порождает у всех будд всеведущий ум и совершенную силу, ведь как раз в этом они нуждаются для того, чтобы помочь всем живым существам.
Точно так же и твоё великое сострадание станет источником покоя и счастья бесчисленных живых существ — источником всего их временного и высшего счастья — включая существ в этом мире, в стране, где ты живёшь, и в твоей собственной семье — твоих родителей, супруги, детей и, наконец, тебя самого.
Без сострадания в сердце всё, что у тебя остаётся, — это эго, которое прямо и косвенно вредит всем живым существам, включая обитателей этого мира и твоей страны, а также твоей собственной семьи — родителей, супругу, детей и тебя самого. Чем больше ты способен на практику сострадания, тем больше покоя и счастья будет в твоём сердце и в твоей жизни.
Твоё сострадание — источник счастья даже людей и животных, которых ты видишь каждый день. Без сострадания же ты вечно сражаешься со своим эго и испытываешь множество других проблем — гнев, ревность и тому подобное. Без сострадания твоя жизнь полна несчастий, и ты — словно мышь, погибшая в мышеловке, словно слон, задохнувшийся, увязнув в болоте, словно муха, запутавшаяся в паутине и сожранная пауком, или же мотылёк, привлечённый огоньком светильника и утопший в горячем воске. Ты погряз в проблемах, и так будет, пока ты не умрёшь, как мотылёк в воске. Именно поэтому тебе нужно практиковать сострадание, ведь это важнейшая для тебя практика Дхармы, твоя главнейшая медитация.
Самое лучшее, что ты можешь сделать, — это жить и работать с состраданием. А когда у тебя возникнут проблемы, ты можешь переживать их за других, используя их для развития сострадания. Так ты преобразуешь свои проблемы в путь к просветлению.
Подобным же образом, если ты, например, заболел раком или СПИДом, ты можешь переживать свой недуг с состраданием, ради блага других живых существ, — чтобы подарить им всё счастье, вплоть до просветления. Тогда твоя болезнь станет путём к просветлению.
Следовательно, все проблемы — разрыв отношений, болезни, неудачи в бизнесе, безработица — станут очень важными и полезными, необычайными героическими подвигами. Если раньше подобное тебе было неприятно и ты пытался от этих проблем избавиться, то теперь, с твоей практикой сострадания, они станут для тебя очень желанными и совершенно необходимыми для развития твоего ума на пути — мощнейшими и особенными средствами.
А когда твоя жизнь подойдёт к концу, лучший способ умереть — с чувством сострадания. Его Святейшество Далай-лама часто говорит, что умирание с состраданием — это словно «самообеспечение». Тебе не понадобятся окружающие люди, чтобы как-то тебе помочь — ты вполне сможешь справиться самостоятельно. Ты ведь предводитель, и сам можешь привести себя к счастью в будущих жизнях.
Чтобы развить в себе великое сострадание, ты должен понять учения Будды о том, как его породить. Но даже если ты вызубришь наизусть все молитвы о сострадании и научишься на них медитировать, лишь этого будет недостаточно, чтобы постичь их смысл.
Для этого тебе потребуется опора — благословения Авалокитешвары, Будды Сострадания. А для этого ты должен практиковать его медитацию, сопряжённую с начитыванием его мантры.
5. Читай «Сутру золотистого света» ради мира во всём мире
Те, кто хочет мира во всём мире, должны постоянно читать «Сутру золотистого света»[4]. Это очень важная практика, которая способствует прекращению насилия и войн в нашем мире. «Сутра золотистого света» — один из лучших способов восстановления мира. Её могут читать все, как бы заняты они ни были. Даже если ты можешь прочесть лишь одну страницу или всего несколько строк этой сутры каждый день, делая это непрерывно, ты в конечном итоге прочтёшь всю «Сутру золотистого света».
Святая «Сутра золотистого света» является царицей всех сутр. Она крайне могущественна, исполняет все твои желания и также приносит всем живым существам покой и счастье, вплоть до просветления. Она также является крайне мощным средством утверждения мира во всём мире и защиты тебя, твоей страны и всей планеты. Кроме того, она обладает великой силой исцеления жителей страны от болезней.
Для тех, кто желает покоя и мира для себя и других, это духовный, или дхармический, способ принесения мира без необходимости причинения вреда другим, их осуждения или даже митингов протеста.
Простое чтение текста этой сутры поможет умиротворить окружающую среду. И вовсе необязательно быть буддистом для того, чтобы читать эту сутру ради мира во всём мире. Даже небуддисты, стремящиеся к миру, могут её читать, и это будет очень действенно.
«Сутра золотистого света» также защищает отдельно взятых людей и целые страны от так называемых стихийных бедствий — нарушений равновесия элементов ветра, огня, земли и воды — таких как землетрясения, наводнения, циклоны, пожары, ураганы и прочее. На самом деле подобные происшествия даже нельзя назвать стихийными, ведь они являются следствиями соответствующих причин и условий, то есть прошлых неблагих мыслей и поступков людей, которые соприкоснулись с определёнными внешними условиями.
Итак, блага от чтения этой сутры безмерны. Как сказано, ты можешь создать гораздо больше заслуг чтением нескольких строк «Сутры золотистого света», чем подношением бесчисленным буддам драгоценностей, числом равных песчинкам Тихого океана.
Чтение этой сутры направляет всю твою жизнь к просветлению — это невероятное средство очищения, создающее безмерные заслуги, ты получишь всё, в чём нуждаешься, твоя жизнь станет очень лёгкой, все твои желания сбудутся — и также ты освободишь бесчисленных живых существ от океана страданий сансары и приведёшь их к просветлению.
Поэтому сейчас, сложив ладони, я прошу тебя читать «Сутру золотистого света» как можно больше[5].
Продиктовал лама Сопа Ринпоче дост. Ценла, дост. Брайяну и дост. Холли Энсетт в 1999 году, с обширными дополнениями, продиктованными дост. Холли в 2010, 2011 и 2013 годах. Отредактировал Николас Рибуш в 2005 и 2011 годах.
Эта версия была отредактирована и отформатирована дост. Робиной Кортин в центре «Лангри Тханпа», Брисбейн, Австралия, 12 мая 1016 года и в центре «Даргье», Данедин, Новая Зеландия, 3 июня 2016 года.
Для дальнейшей информации о том, как делать предварительные практики и получать к ним комментарии, просьба связаться с Международным офисом ФПМТ, www.fpmt.org.
См. «Архив мудрости ламы Еше» (Lama Yeshe Wisdom Archive), где содержится большая коллекция учений ламы Еше, ламы Сопы Ринпоче и многих других высоких лам на сайте www.LamaYeshe.com.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Советы ученику. Практика на всю жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других