Книга «Феномен лидерства в стратегии управления государством: эволюция» представляет собой исследование основополагающих качеств лидеров, их поведения и эволюции в различных государствах, состоит из множества многосторонних оценок и личного мнения авторов относительно широкого круга известных и влиятельных людей прошлого и настоящего. Основная идея книги: показать, как в различные времена, одни лидеры способствовали поступательному развитию возглавляемых ими государств, а другие приводили их в состояние упадка.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Феномен лидерства в стратегии управления государством: эволюция предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Качества, необходимые лидеру
Все существа, живущие в сообществах, нуждаются в лидерах. В каждой стае есть свой вожак, и среди волков, и среди волчат. Если людей лишить лидеров, неважно, символических или реальных, они будут их искать, особенно во времена кризисов и быстрых изменений.[6]
Еще в 6 веке китайский мудрец Лао Цзы знал о том, что лидеры и последователи должны быть взаимополезными. Он говорил, что лучший лидер — это тот, чьи последователи могут сказать — мы всего добились сами.
Помимо способности управлять, настоящее лидерство в умении помочь другим научиться управлять собой.[7]
Предприниматель, руководитель — прежде всего лидер, способный влиять на людей и коллектив, побуждать их эффективно работать для достижения поставленных целей. Успех любого лидера зависит от его личных качеств и стиля его руководства, иными словами, от его манеры поведения по отношению к подчиненным, от его способности оказывать на них воздействие.
Существуют два основных направления в стиле руководства. Первое характеризуется минимальной степенью, с которой руководитель делегирует свои полномочия, его стремлением достичь цели любой ценой, не оказывая доверия сотрудникам. Второе определяется стремлением лидера достичь целей путем создания деловой доверительной обстановки в коллективе. В первом случае стиль руководства находится в пределах от авторитарного до либерального, а во втором — от ориентированного на бизнес до ориентированного на человека.[8]
На практике руководитель, формально оставаясь полностью самостоятельным, по сути зависит от множества обстоятельств и огромного количества людей. На него воздействуют подчиненные и коллеги внутри предприятия, руководители и работники других фирм, знакомые и знакомые знакомых.
Если руководитель не может должным образом взаимодействовать с людьми и учитывать все обстоятельства, он не в состоянии качественно выполнить свою работу. Он должен быть не только компетентным в специфических делах фирмы, но и постоянно чувствовать настроение людей, стараясь не злоупотреблять своей властью, чтобы не вызвать негативной реакции у подчиненных.
Традиции и обычаи в организации, стиль работы и имидж во многом формируются благодаря создателю фирмы, ее руководителю. Осуществляя и воплощая свою мечту, основатели фирмы пытаются создать идеальный образ будущей организации.
Чтобы быть способным создать в коллективе благоприятный климат, руководитель сам должен обладать определенными личностными качествами, позволяющими ему эффективно руководить людьми.
Формировать и развивать эффективную систему управления может такой руководитель, который не только обладает знаниями, но и способен обучать других, вносить необходимые изменения в деятельность организации. Он имеет определенный кредит доверия от коллектива, который зависит от его авторитета. таким образом лидер — наиболее яркий приверженец групповых норм, однако способность при необходимости выйти за установленные рамки является его дополнительным преимуществом.
Принципиальным моментом управленческой этики является готовность руководителя брать ответственность за промахи организации на себя, независимо от степени его персональной ответственности.
В предлагаемой вниманию читателя монографии вопросам лидерства, формирования стилей управленческой деятельности и их влияния на развитие корпоративной культуры уделено относительно больше внимания, чем в других исследованиях такого рода.
Есть лишь общее понимание, разделяемое практически всеми исследователями: лидерство, как система управления, должно стимулировать инновационно-активное поведение сотрудников, обеспечивающее постоянное создание и использование нового знания на всех уровнях организации.
Таким образом, можно выделить, как минимум, две черты эффективной системы управления:
— Обеспечение стабильно-инновационного поведения сотрудников компании.
— Обеспечение воспроизводства лидеров на всех уровнях организации.
Введение регулярного менеджмента (мечта большинства российских собственников) резко снижает зависимость компании от личности менеджера. Менеджмент может быть обезличенным, лидерство — всегда персонально. Лидер не может спрятаться за процедуру, норму, правило. Лидер обязан поддерживать и демонстрировать инновационное поведение: его задача менять, повышать эффективность, влиять на сотрудников, побуждая их к действию. В компании регулярного менеджмента лидер на низших и средних уровнях иерархии становится злом, разрушающем стройную систему управления.
Одно из наиболее популярных определений лидерства сегодня выглядит следующим образом: лидерство определяется наличием последователей. В свою очередь, роль последователей при преобразованиях необыкновенно важна.
Как правило, лидера приглашают в бизнес на прорыв, на реорганизацию, на изменения. Однако организационные изменения имеют одну особенность: они нарушают стабильность, разрушают знакомое, удобное, комфортное. Как бы профессионально ни проводились изменения, компания в любом случае попадает в зону тревоги и неопределенности. И в этой ситуации наличие харизматичного лидера, в которого беспредельно верят последователи, верят без ненужных и мучительных сомнений, значительно облегчает проведение изменений в компании, как минимум — в той ее части, где есть последователи.
Тем не менее, оборотная сторона наличия такого лидера в организации заключается в том, что, если в компании есть последователи, то есть и те, кто ими не являются. То есть, существует некая граница, отделяющая преданных лидеру людей от всех остальных и формируется группа. А далее начинают работать законы групповой динамики, основным из которых является закон сохранения группы. Сохранение группы требует доказательств, что лидер имеет право на лидерство: появляется необходимость противопоставления «мы — они». Имидж начинает управлять человеком, появление харизматичноголидера неизбежно приводит к поляризации, расхождению интересов, конфликты становятся явными. Возможно ли лидерство рядом с харизматичным лидером? — Нет. Независимость суждений и новые идеи допускаются, только если они совпадают с течением мысли лидера.
Имеет ли место альтернативная модель? Безусловно. Это — разделенное лидерство, лидерство как координация деятельности многих лидеров. Однако разделенное лидерство предъявляет повышенные серьезные требования к личности: высокая чувствительность и в то же время устойчивость к изменениям, навыки управления парадоксами, самодостаточность и многое другое. А самая главная проблема — непривычный имидж, противоречащий устойчивым представлениям о сильном лидере.
Различные ученые пытались выделить необходимые черты или характеристики, которыми должен обладать тот или иной руководитель. Этой проблеме уделяется пристальное внимание, прежде всего, в зарубежной психологии управления. Первоначально научные поиски нашли свое воплощение в так называемой «теории черт» (иногда ее называют «харизматической» теорией, от слова «харизма», то есть нечто снизошедшее на человека от бога).
В соответствии с этой теорией лидером, руководителем не может быть любой человек, но лишь такой, который обладает определенным набором врожденных личностных качеств, набором или совокупностью определенных психологических черт. Управление — это не только наука, а еще и своеобразное искусство, как утверждают сторонники этой теории. Управленец — это своего рода режиссер, деятельность которого основывается на его врожденном таланте, сердца и собственной силы. Такую позицию занимал, в числе многих, Е. Шумахер, отмечавший, что действия по осуществлению руководства «относятся скорее к области поэзии, нежели к точным наукам».[9]
На основе приведенных взглядов позднее формируются теории «элиты и толпы». Согласно им, обязательным условием жизни всякого общества выступает его дифференциация на два слоя — на «элиту», привилегированную правящую группу, члены которой призваны руководить, и на «толпу», остальную массу людей, которые слепо идут за лидерами. Согласиться с такой точкой зрения — значит признать ненужными попытки выявить закономерности эффективного управления, качества, которыми должен обладать руководитель. Однако изучение практики показывает, что определенные закономерности существуют, типичные черты есть. Некоторые из них могут быть приобретены в результате обучения и накопления опыта. В этом направлении проводятся многочисленные исследования, направленные на выявление универсальных черт, которые с необходимостью должны быть свойственны лидерам.
В практике управления довольно часто сталкиваются с вопросом: а когда же нужен лидер?
Руководитель обязан быть сильным, как и лидер, но всегда ли руководитель должен быть лидером? Большинство современных авторов дают на это утвердительный ответ. В любой организации все процессы начинают протекать активнее, когда у руля появляется лидер. У. Эдвардс Деминг писал, что лидерство — это пусковой механизм работы системы качества, и без него она — скорее фикция, чем реальность. «Лидерство требуется для всех компонентов системы», — отмечал У. Э. Деминг в предисловии к книге Г. Р. Нива «Пространство доктора Деминга».[10] И, прежде всего, важна лидирующая роль высшего руководства, без которой конструктивные преобразования практически невозможны. Одним из основных положений теории инновационного менеджмента является утверждение о том, что лидерство является ключевым элементом инновационного процесса и развития культуры в организации. Лидерство — это ключ, который открывает путь к успеху в бизнесе. Джуран акцентирует внимание на том, что лидерство высшего менеджмента — это один из восьми уроков, которые усваивают успешные компании. Аналогичные взгляды выражает и Т. Конти.[11]
Как и в версиях международных стандартов ISO 9000 лидерство названо одним из восьми основополагающих принципов. Новая, нацеленная на качество организация зависит от лидерства, которое создает внутренние условия успеха. Несомненно, окончательный успех корпорации будет зависеть от способности всех ее сотрудников творчески работать вместе для достижения общей цели. Однако здесь опять не обойтись без лидерства, которое питает, поддерживает нужные умения и требуемое отношение. То, что менеджер, управляющий поведением других людей, должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из современных исследователей проблем управления не вызывает сомнения. Все передовые модели ведения бизнеса можно узнать по ведущей роли в них лидерства. Это модели таких светил, как У. Эдвардс Деминг, Джозеф Джуран, Питер Друкер и др. Лидерство в этом случае относится, как правило, к высшему руководству и в меньшей степени к менеджменту на местах.[12]
Несомненно, компаниям нужны три типа лидеров:
— лидер — руководитель компании или организации;
— лидеры-менеджеры, которые проводят политику компании на местах;
— лидеры-активисты, среди рядовых сотрудников организации, которые постоянно поддерживают «огонь в костре» и не дают ему угаснуть, пока менеджеров нет рядом.
Итак, лидерство — это неотъемлемый элемент современной системы управления, и более того, лидерство — «пусковой механизм» этой системы, это то, благодаря чему все технические элементы, концепции и принципы начинают жить.
Лидерство — компонент не только неотъемлемый, но и незаменимый. Ведь его отсутствие повлечет за собой значительные финансовые потери и потерю конкурентоспособности. Есть мнение, что лидерство можно заменить четкой системой контроля, наказаний и поощрений. Что из этого получится? Нет лидерства — жестче контроль (контролировать приходится, по крайней мере, чаще), больше времени уходит на постановку задачи, хуже климат в коллективе — происходит потеря ресурсов: временных и человеческих. Нужны средства, чтобы нанять лишнего контролера или организовать службу контроля; текучесть кадров, порожденная плохим климатом в коллективе, также отражается на финансовом состоянии организации. Все вместе сказывается на эффективности компании, естественно, не в лучшую сторону. Из этого можно сделать вывод, что лидерство служит ключом к «хорошей организации и конкурентоспособности в глобальном масштабе».
Следующим за вопросом когда нужен лидер, встает вопрос: как стать лидером?
Лидер не относится к людям средней нормы: он тот, кто отличается от других и превосходит их. В каком-то смысле он рождается, уже обладая предрасположенностью, склонностью к лидерству: он уже наделен природным даром. Через жизненный опыт и образование он обучается мастерству. это значит, что лидера отличает от большинства способность быть центром управления, которая определяется не карьерой или количеством прожитых лет, а только лишь природной предрасположенностью, усовершенствованной жизненным опытом. Следовательно, в каком-то смысле, лидерами не только рождаются, но и становятся.
В монографии «Как стать руководителем?», проф. Кулапов М. Н. утверждает, что командовать может только тот, кто умеет исполнять. Истинный лидер определяет другого лидера по умению эффективнее всех всех работать, оказываясь в подчиненном положении. Он — вождь именно потому, что умеет делать больше и лучше других.
Необходимо, также, обозначить качества лидера, без которых он не представляет интереса ни для конкретного руководителя, ни для бизнеса в принципе.
Общая культура. Лидер должен знать культуру своей страны и своей среды. Ему следует знать немного обо всем: искусстве, музыке, психологии и т. д., поскольку, будучи вовлеченным во взаимоотношения человеческих интересов, он должен в них разбираться.
Профессиональная культура. В избранной области деятельности лидер должен быть специалистом высшей квалификации. Профессиональное знание собственного сектора рынка является гарантией экономического прогресса компании.
Опыт дипломатических отношений. Лидеру следует быть настоящим дирижером своих отношений с различными партнерами и строить отношения на дипломатической основе, привлекая людей. Умение привлекать людей является фундаментальным качеством для бизнесмена, крупного психолога, поскольку «насильно мил не будешъ». Нельзя просто претендовать на то, чтобы другие признали его величие, — необходимо научиться искусству установления отношений с людьми, сотрудничество с которыми необходимо для достижения его целей.
Способность уйти от стереотипов. Для этого этапа необходима зрелость, позволяющая преодолевать стереотипы. Необходимо развивать способность возвыситься над общепринятыми моральными и культурными нормами. Как только бизнесмен поставит цель в достижении прибыли, он должен быгь готовым к тому, чтобы создавать идеи, ситуации, идеологии, не фиксируясь на какой-либо культуре, морали, традиции, которые могут его переориентировать. Следовательно, лидер должен подниматься над традиционными ценностями для достижения своей цели.
Лидера высшей формации создают не университет или академия, а только опыт и учителя жизни (если таковые встретились). Это уровень крупных бизнесменов, для которых успех лишь средство, возможность проявления высшего разума.
Лидер должен уметь поддерживать многое для достижения собственного удовлетворения, порождающего некую функцию жизни. Лидер щедр к жизни, ибо она щедра к нему. Великие всегда шли против правил. Начиная с Христа, Сократа, Юлия Цезаря, Петра Первого — все противодействовали существующему порядку, меняя, с их точки зрения в лучшую сторону, весь свод правил. Надо суметь понять эту ситуацию. Есть две морали: одна внутренняя, то есть согласие с жизнью, глубокие, честные, откровенные отношения. их ни в коем случае нельзя предавать, это — внутренние ценности. А есть еще и внешняя мораль, которая является инструментом в руках лидера. Система подчиняет толпу, массу, но не сильных лидеров — их она одолеть не может.
Получается, что истинное лидерство — это работа, работа и еще раз работа. Прежде всего работа над собой. А врожденные задатки лидера — это тот внутренний потенциал, который следует подчинить себе и направить в нужное русло, иначе дальше лидера дворовой команды по футболу прирожденный лидер не пойдет.
П. Сенге в своей книге «Пятая дисциплина: основа самообучающейся организации» на вопрос «Как создаются лидеры?» отвечает: «Таких людей вообще нельзя создать, ибо они создают себя сами».
Отметим, что ценности лидера входят в организацию, ее культуру и остаются там даже после ухода лидера. Этот вывод прежде всего говорит о социальной ответственности, которую лидер берет на себя, осознает он это или нет. Он реально влияет на жизнь многих десятков, сотен или даже тысяч человек тем, что все они живут в системе, которая создана им, в системе, которая обретает и имеет смысл только благодаря ему.
В конце данной главы считаем полезным привести ряд высказываний Лао-цзы, китайского основателя даосизма, основные высказывания которого состоят в нижеследующем:[13]
Мудрый лидер подобен воде, которая течет везде и следует закону без принуждения. Лидер работает в любой обстановке и воздействует на своих подчиненных так, будто они все приносят пользу. Лидер, подобно воде, познает важность расчета времени и своевременность действий.
Лидер не вмешивается во все дела без необходимости. Люди хотят действовать самостоятельно. Надо предоставить им такую возможность, но, в то же время, присутствие лидера должно ощущаться. Плохой лидер много делает, много говорит, заводит своих фаворитов и последователей — именно таким образом лидер формирует свой культ.
Лидер помогает другим искренне. Худший лидер применяет силу и страх, чтобы побудить людей к действиям. Наилучший лидер находит подход к каждому, с добротой и пониманием.
Образованный лидер пользуется в своем руководстве разными моделями, но, в то же время, чутко и быстро реагирует на то, что происходит и помнит о том, что ему постоянно необходимы уединенность и размышление.
Когда лидер разрывается на части, это значит, что настало время остановиться. Покой творит порядок. Когда возникает порядок, дел у лидера становится мало.
Лидер не манипулирует людьми, и поэтому не вызывает у них обиды. Действия лидера остаются как бы незамеченными.
Лидер может действовать как воин, и как целитель. Как воин, лидер действует решительно и энергично. Но большую часть времени лидер действует как целитель, т. е. является открытым и восприимчивым. Единство воина и целителя в структуре поведения делает лидера сильным и продуктивным.
Три важных качества лидера: сочувствие ко всем, материальная простота или умеренность, чувство равноправия или скромность.
Лидер не должен злоупотреблять властью. Но он должен достигать результатов постоянно, не почивая на лаврах. И никогда при этом не достигать результатов силой, потому что за силой приходит упадок.
Другой китайский философ Сунь Цзы (vi-v вв до нэ) в трактате исскусство войны писал, что есть несколько путей к поражению[14]:
— Неспособность оценивать силы противника;
— Неэффективность системы наград и наказаний;
— Недостаточная подготовка войск;
— Подверженность эмоциям;
— Отсутствие дисциплины;
— Неумение отобрать сильных и решительных.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Феномен лидерства в стратегии управления государством: эволюция предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6
Кетс де Вриес, «Лидеры, шуты и мошенники», эссе на тему психологии лидерства, пер. с английского, М.: Аквамариновая книга, 2008 г.
7
Лао-цзы — древнекитайский мудрец, которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао дэ цзин».
8
Козлов В.В. Корпоративная культура: Учебно-практическое подобие. — Издательство «Альфа-Пресс», 2009 г. При написании данной главы использовались материалы этой публикации.
9
E.Shumaher. Small Is Beautiful. A Study of Economics As If People Mattered (1973) / Пер. с англ. и примеч. Д. О. Аронсона. — М.: Изд. дом ВШЭ,
10
Деминг, Уи́льям Э́двардс; Э́двард Де́минг (англ. William Edwards Deming, 14 октября 1900 — 20 декабря 1993) — американский учёный, статистик и консультант.
11
«Самооценка в организациях» Автор: Тито Конти. Год издания: 2000 г.
Тито Конти — консультант по менеджменту, организационным структурам и качеству, член Международной академии качества, бывший президент Европейской организации по качеству. Он также является одним из организаторов Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) и главным идеологом разработки концепции модели Европейской премии по качеству.
В своей книге «Самооценка в организациях» Тито Конти предложил модифицировать имеющуюся Европейскую модель с учетом современных требований и потребностей.
12
— Питер Дракер; 19 ноября 1909, Вена — 11 ноября 2005, Клермонт) — американский учёный австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века.
— Джозеф Мозес Джуран (Joseph Moses Juran) (24.12.1904, Брэила, Румыния — 28.2.2008, Рай, штат Нью-Йорк, США), американский экономист, теоретик менеджмента.