Как рождается ум. Практические методы обучения детей научному образованию в Китае

Ярослав Арцишевский

В данной книге автор в первую очередь обращается к специалистам, кто каким-либо образом относится к набирающему все большую популярность во всем мире STEM образованию. Благодаря опыту работы в Китае автор подробно описывает особенности методов преподавания (эдьютейнмента, класс-менеджмента и многих других) для создания успешной учебной среды в этой стране. Материал будет полезен педагогам, желающим разнообразить активности в классе, улучшить методы обучения и уроки в целом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как рождается ум. Практические методы обучения детей научному образованию в Китае предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2.

Учебная часть

В этой части книги я собрал свой опыт, опыт моих знакомых и коллег, а также то, что открылось мне после общения с людьми, каким-либо образом связанными с образованием. Информация была проверена на моей практике, в ходе исследований и разработок методов коммуникаций, при работе с группами людей, в процессе обсуждений с другими преподавателями, а также во время разработки учебных материалов для смежных дисциплин.

Все описанные сведения тестировались и применялись в оригинальном или немного изменённом виде.

Глава 4. Три главных компонента научного образования

Мы живём в замечательном мире. Яркая природа, многочисленные ресурсы, научные и технические достижения человечества. Знания увеличиваются, технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. И наука оказывает на этот процесс огромное влияние.

Чтобы понять новый и разнообразный мир, требуется овладеть базовыми научными знаниями. И, конечно же, нам следует понимать, как доносить эти знания до других людей.

Преподавание научных уроков немного отличается от преподавания, например, английского. Хотя есть и много общего. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Итак, в настоящее время на рынке научного образования мы можем представить 3 главных и неотъемлемых составляющих урока, посвящённого науке.

Мы можем представить их в виде треугольника:

учитель;

план урока;

оборудование.

Важно понимать, что данный треугольник обладает иными свойствами по сравнению, к примеру, с треугольником управления проектами (также известным как «Тройное ограничение» или «Железный треугольник»), показывающим модель ограничений управления проектом. В такой треугольник включены иные параметры: время, стоимость и качество. Совместно в нём могут существовать только 2 параметра, тогда как третий обычно выпадает. Важно помнить про этот треугольник в других рабочих процессах.

В нашем треугольнике научного образования все 3 параметра непременно должны быть вместе, без них отличный научный урок невозможен.

Далее мы подробнее разберём эти 3 главных «ингредиента» и то, как их сбалансировать.

Глава 5. Учитель, или Вопрос «КТО»

Я надеюсь, что мой уважаемый читатель имеет представление, чем хороший учитель отличается от не очень хорошего. Если же нет, то рано или поздно это понимание придёт. Я расскажу вам, как обрёл его я.

Разумеется, знакомство с учителями начитается с 1-го класса школы. На этом этапе учителя выполняют первичную задачу обучать своих учеников. Так случилось и у меня, когда я пришёл в первый класс в маленьком городе Славянск-на-Кубани на юге России. Уроки шли своим ходом, а я был далеко не лучшим учеником. После окончания школы, поступив в университет, я столкнулся с другим типом учителей — преподавателями высшего учебного заведения. В плане информации, ее подачи и направления здесь всё было гораздо серьёзнее, чем в школьные годы. Но ощущение скуки, подпитывавшее мое «внутреннее раздолбайство», не оставляло и здесь. За что я, кстати, был отчислен после первого курса обучения. Впоследствии мне пришлось восстанавливаться на курс.

Обучение продолжалось своим чередом, и знания усваивались соответствующим образом. Как вдруг однажды, в конце третьего курса, мой сокурсник и друг по кличке Грубак предложил мне поступить вместе с ним на дополнительное обучение, чтобы получить второе высшее лингвистическое образование в дополнение к первому техническому. Мотивировал он это двумя простыми причинами. Во-первых, другой наш общий сокурсник и друг по кличке Чеснок уже пошёл туда год назад, а во-вторых, дополнительное образование «переводчик английского языка» будет полезным дополнением к нашим техническим специальностям.

Вот так благодаря Грубаку и Чесноку я отправился получать ещё одно образование.

В начале обучения нашей группе был назначен преподаватель, с которым мы уже познакомились за время обучения на первом и втором курсе в рамках общей университетской программы. Тогда я был студентом-раздолбаем и мой английский, несмотря на два года в университете, был на очень низком уровне. А теперь мне предстояло в течение ещё двух лет учиться у того же преподавателя. Скрепя сердце, я решил, что можно, во всяком случае, попробовать, а там будет видно.

Однако на этот раз я столкнулся с чем-то интересным. Поменялся подход учителя к ученику. В результате постепенной работы мы с преподавателем вышли на устойчивое понимание основ и постоянное развитие. Я был замотивирован на получение знаний. Не сразу, конечно, но всё-таки это произошло.

Эти изменения в подходе к обучению затронули и другие университетские предметы, входившие в мою основную программу. В итоге пятый курс обучения я окончил на «отлично» практически по всем предметам.

Поэтому спасибо Вам, Надежда Леонидовна Пшеничнова! Благодаря Вашим усилиям как минимум один раздолбай смог овладеть английским языком.

Но осознал я это позже, лишь через несколько лет. И тогда же понял, как много значит личность учителя для процесса обучения. Есть учителя-магнитофоны, которые просто транслируют программу. А есть учителя, которые стремятся что-то изменить, улучшить. Это самое главное и важное отличие.

Конечно же, многое зависит от условий работы учителя и его рабочего окружения. К тому же система образования разных стран не всегда позволяет человеку реализовать свой педагогический потенциал. Я не хочу здесь касаться темы педагогики и политики в этой области, а также советского наследия всех учебных заведений. Это лишь мои наблюдения и впечатления. И они сводятся к тому, что хороший учитель — главное звено в образовательном процессе.

5.1. Как стать хорошим учителем

Хорошими учителями не рождаются — ими становятся. Как и любой другой навык, искусство преподавания требует тренировок. Чем больше — тем лучше. Это как в спорте, главное — регулярность. Разный возраст учеников, как разные группы мышц, будут укреплять преподавательский навык быстрее.

Теперь что касается преподавания прикладных дисциплин. Для преподавателя научных дисциплин преимуществом будет образование самого учителя. Часто это высшее инженерно-техническое образование. И еще одно просветление, которое меня настигло лет через 5 после окончания университета. На пятом курсе во время вручения дипломов заведующий кафедрой Олег Федорович Ковалев сказал одну фразу, которую я часто вспоминаю и по сей день.

«Самое главное умение инженера — это умение искать и находить нужную информацию».

Эту же фразу можно применить и к подготовке к научным урокам. Самостоятельно проводить небольшие исследования и докапываться до сути зачастую работает лучше, чем материал из методических пособий. Потому как становится понятно самому, как именно это работает и какие есть тонкости.

Например, для того чтобы быстро надеть резиновые перчатки, нужно иметь сухие руки. А лучше использовать детскую присыпку. Это тонкость, о которой обычно не упоминается при проведении химических экспериментов.

Итак, на чём же стоит фокусироваться учителям, если они хотят стать лучше и сильнее? Вот несколько направлений, которые помогли мне и другим людям из моего окружения достичь определённых коммуникативных целей.

5.2. Языки или способность выражения своих мыслей

Главное в любой коммуникации — возможность быть услышанным. Это основа общения. В передаче информации вербальный канал имеет огромное значение. Важно знать и понимать, что Вы говорите. Причём, словарный запас в этом случае отходит на второй план — по сравнению с умением передавать информацию доходчиво. Уверенность при передаче сообщения — основа успеха.

Способность выражать свои мысли тесно связана со словарным запасом и умением строить предложения. Это простая и очевидная логика. Любой человек чувствует себя увереннее, когда ему есть что сказать.

При выступлении на родном языке для этого достаточно подготовить материал. Если же коммуникация идёт на иностранном языке, к этому добавляется необходимость свободно оперировать словарным запасом.

Для ускорения процесса тренировки наибольшее внимание следует уделить подготовке материала и изучению новых слов, если обучение ведётся на иностранном языке.

Более подробно вопрос подготовки к урокам будет рассмотрен в другой главе этой книги.

5.3. Голос

Если предыдущий раздел был посвящён тому, что говорить, то в данном параграфе речь пойдёт о том, как говорить.

Все учителя в некоторой степени актёры. А великие учителя — это великие актёры. Игра голосом способна превратить монотонную речь в настоящее произведение искусства. На уроках литературы в школе это называлось «читать с выражением», с интонацией. Правда, сам я никогда не понимал, что значит чтение с выражением и что именно надо «выражать». Обычно в ответ на призыв учителя читать с выражением ученики просто «прибавляли громкость».

А выражать нужно было эмоции, окрашивая голос в соответствии с контекстом. Например, позитивные моменты следовало проговаривать громко и весело. Негативные — серьёзным или грустным голосом. Важные — громко и отчётливо. Шёпот заставляет слушателей вслушиваться, а паузы придают речи особое качество и чувственность.

Игра с голосом позволяет любой обычный «серый» текст сделать «цветным» в ушах любого слушателя.

Развитию речевого навыка следует уделять особое внимание. Можно посмотреть игру актёров в театре или пройти курс актёрского мастерства. Также для практики и тренировки можно взять простой рассказ или стихотворение и перечитывать его разным голосом, интонируя и придавая каждому предложению характерные эмоции. Это позволит и в обычной речи использовать уже проверенные шаблоны.

5.4. Язык тела

Невербальный канал передачи информации также несёт в себе огромную мощь. Он воспринимается на любом языке. Язык тела и жестикуляция помогут быстро и доходчиво дополнить речь, подкрепляя передаваемые голосом эмоции. Если игра голосом придаёт повествованию красок, то язык тела и жестикуляция придают речи объём. Жесты дублируют словесное описание. И само воздушное пространство становится «холстом» для передачи сообщения.

Язык тела тесно связан с культурными особенностями. Например, итальянцы активно жестикулируют.

Развитию этого навыка тоже необходимо уделять внимание. Без тренировки он также останется на месте, как и в случае работы с голосом. Практиковаться можно с демонстрацией каждого слова в сообщении: большой, маленький, грустный — или рисовать формы предметов в воздухе и просто показывать пальцами разные мелочи. Наблюдение за рэп-исполнителями и актёрами тоже откроет немало секретов в отношении языка тела.

А теперь самое интересное! Встаёт вопрос о соотношении вербальной и невербальной составляющей в процессе общения. Так вот, согласно многочисленным исследованиям,

• всего 10% информации передается средствами речи, то есть тем, что мы говорим,

• 30% передаётся интонацией, то есть тем, как мы говорим,

• 60% смысла заключено в невербальном языке тела, то есть в позах, жестах и мимике.

Схематично это выглядит вот так:

Напоследок можно добавить, что на невербальный компонент влияет внутреннее состояние или, говоря попросту, то, как мы себя чувствуем в момент коммуникации.

Человек, который не знает, что говорить, или впервые выступает перед классом или другой аудиторией, чувствует себя зажато. Это скажется и на телесных зажимах. Тогда как уверенный в себе человек чувствует и ведёт себя свободно.

Особо стоит отметить то, где находится учитель относительно учеников. Для достижения большего комфорта надо стараться, чтобы лица учителя и ученика при вербальном общении были на одном уровне. Особенно это важно в начале обучения, когда ученики чувствуют скованность.

5.5. Навыки публичных выступлений

Любой урок можно считать выступлением перед публикой.

«Оратор вещает, а публика слушает. Основное время в коммуникации уделяется оратору. Он взаимодействует с публикой, которая задаёт вопросы. Оратор также управляет публикой».

Разве это описание публичных выступлений целиком и полностью не совпадает с ходом урока? Так почему бы не использовать в классе те же методы, которыми уже владеют профессиональные ораторы?

Приведённые ниже методы и советы по улучшению коммуникации с различной аудиторией были опробованы не только лично мной, но и моими коллегами. Поэтому могу сказать с уверенностью — они увеличивают эффективность урока. Вот несколько «лайфхаков» о том, как можно улучшить выступление перед публикой:

Изучить класс до урока. Прийти пораньше, спокойно изучить помещение. Походить и потрогать какие-то предметы в классе. Через прикосновение мозг построит тактильную карту этого места, и значит, выступающий будет чувствовать себя в этом месте как дома. Простой пример: когда ночью мы просыпаемся в темноте и ищем выключатель или воду, то знаем, где расположены эти предметы. Поэтому и чувствуем себя комфортно.

Подготовить всё необходимое. Имеет смысл приготовить всё базовое и необходимое для выступления. Не важно, на какую тему будет речь, урок, совещание или встреча. Доска и маркеры точно понадобятся всегда. Возможно, вам захочется пить, а ещё неплохо бы знать, где находится туалет и как отрегулировать кондиционер. Ощущение «как дома» придаёт уверенности.

Понимать структуру доклада. Тема подготовки к уроку будет рассмотрена позже, пока лишь отметим, что с точки зрения подготовки к выступлению важно понимать, какие у вас есть части доклада. В таких случаях нам на выручку придёт простой и понятный план урока. Его нужно составить на бумаге и прочитать несколько раз.

Следить за временем. Навык качественного управления временем приходит с опытом. Следует заранее планировать, сколько времени займёт каждая часть урока. Не всегда сразу можно попасть в цель и распланировать всё чётко по минутам. Но даже примерный план временных затрат поможет сориентироваться, пора ли начинать торопиться или же можно разобрать что-то более подробно.

Перемещаться по «сцене». Определив ту зону, в которой будет происходить выступление, надо использовать её по максимуму. Можно максимально приблизиться к кому-то из аудитории или пройти в конец помещения. Это привлечет к вам дополнительное внимание публики, ведь рассказчик, стоящий на одном месте, не так интересен, как движущийся человек. Причем, стоя на одном месте, можно донести одну часть выступления, а переместившись на другое — начать следующую часть. Кстати, здесь отлично сработают навыки по жестикуляции.

Понимать и представлять свою аудиторию. Просто представьте, кто наш слушатель. Каков его возраст, род занятий, интересы, чем он любит заниматься и на каком языке разговаривает. Можно представить себя этим человеком и посидеть где-нибудь в помещении, представляя себя в этом образе. Я уверен, так можно лучше «прочувствовать» фактуру предстоящего выступления.

Контактировать глазами со всеми слушателями. Этот приём даёт каждому слушателю ощущение персонального подхода. «Человек на сцене посмотрел на меня, заметил и выделил меня!» — такое чувство обычно возникает в подсознании слушателя. Лично мне помогает тактика смотреть на разных слушателей в произвольном порядке, а потом возвращаться к каждому из них снова.

Взаимодействовать с аудиторией. Всегда полезно задавать классу вопросы, пусть даже самые простые. Давая возможность всей аудитории или отдельно взятому человеку что-то сказать, мы придаем выступлению интерактивности. Фокус внимания слушателей переключается. То, что слушатель теперь вовлечён в беседу со спикером, привлечет внимание остальных учеников. А может, кого-то другого тоже спросят?!

Использовать свой стиль поведения и взаимодействия. После наблюдения за другими спикерами, из собственного опыта и тестирования разных методов коммуникации вырабатывается свой собственный стиль выступления, свои особенности интонации и мимика. Индивидуально проявляется язык тела и способность связывать одну часть выступления с другой. Растёт уверенность, и приходит понимание, что ещё можно улучшить. Собственный стиль выступающего всегда запомнится его слушателям.

Улыбаться. Это простое правило способно привнести в любое общение ту изюминку и комфорт, которых нам так часто не хватает.

Разумеется, публичное выступление — большая отдельная тема. Как готовиться к выступлению, управлять публикой, обходить неприятные моменты и справляться с непредвиденными ситуациями. Учитель, владеющий этими методами, имеет большое преимущество. Я надеюсь, что читатель возьмет на вооружение описанные приёмы как можно скорее.

5.6. Преподаватель по науке

Главным ключом к успешному обучению естественным наукам является высокий уровень профессионализма преподавателя. Помимо навыков преподавания, нужно ещё и то, что сразу даст понять, что перед нами профессионал в своей области.

Существует так называемый «принцип утки». Если что-то выглядит как утка, крякает как утка и двигается как утка, значит, это утка.

Использование верного языка

Это самый явный и простой способ, который стоит использовать всем, кто хочет достичь высокого уровня профессионализма в своей сфере (помним про принцип утки). Речь идёт о том, чтобы использовать подходящий язык или набор слов. Обычная замена простых слов уже выделяет учителя как специалиста в глазах не только учеников, но и любой другой публики. Простые примеры:

• вместо слова «действие» используем слово «эксперимент» или «процедура»;

• вместо слова «предмет» — «инструмент»;

• слово «вещь» заменим словом «оборудование».

Правильное использование оборудования

Тут всё просто. Если к чему-либо прилагается инструкция, то стоит её изучить. Другими словами, необходимо понимать, как что работает. Например, для химических экспериментов важно отмерить верное количество веществ и смешать их в нужном порядке. Для экспериментов по физике будет критически важным положение используемых объектов или скорость. Аналогично и в остальном. Обычно понимание приходит после изучения плана урока и последующей практики. Это придаёт преподавателю уверенности, которую очень легко почувствовать и очень сложно подделать.

Обычно после таких фраз, как:

• «Для данного эксперимента мы будем использовать порошок А, жидкость Б, мензурку среднюю, пробирку, лоток и вату»

или

• «Для защиты мы будем использовать халат, перчатки и защитные очки»

— становится сразу понятно, что мы имеем дело с действительно научным подходом.

Использование научных методов и подходящих

терминов

Данный подход имеет более комплексное значение, чем просто использование верного языка для общения. Как правило, за научными терминами или методами стоит целое определение действий, которые нужно произвести или взять во внимание. Вот некоторый их перечень:

• вести научное наблюдение;

• классифицировать;

• вымерять;

• высчитывать;

• коммуницировать;

• прогнозировать;

• строить гипотезы;

• делать заключение.

С одной стороны, может показаться, что это простые слова, но в научном контексте они имеют особый вес. Например, понятие «вести научное наблюдение» несёт в себе наблюдение с какой-либо целью: выявить движение, найти закономерности или особенности поведения наблюдаемого объекта.

«Прогнозирование» должно дать понимание, как может повести себя мячик, который кинули в стену.

«Заключение» — это своего рода финальный анализ после научного наблюдения и проверки гипотезы средствами эксперимента.

5.7. Моё знакомство со страной

Я с уверенностью могу сказать, что первые две недели жизни в Китае существенно меняют мышление и восприятие мира. Не знаю, работает ли это для режима «отдых» или «короткая командировка», когда заранее знаешь, что изменения временные. Но когда осознаёшь, что это надолго, волей-неволей меняешься сам.

Самое яркое впечатление — это, конечно, язык: все говорят по-китайски, и никто не знает английского. За исключением метро и аэропорта, везде звучит лишь китайский. В центре Пекина или Шанхая, а также других мегаполисов это не проблема. Но стоит удалиться от центра — и все, ты обречен на непонимание.

В таких случаях, конечно, очень выручает электронный переводчик, особенно с функцией распознавания речи. Также отлично помогает функция перевода текста на картинке. Она будет полезна, к примеру, в ресторанах с фотографиями блюд, которые сразу становятся гораздо привлекательнее, чем те, где меню написано только текстом.

В Китае, как больше нигде в мире, начинаешь осознавать нужность мобильного телефона. Всё здесь завязано на мессенджерах и приложениях. Через мессенджеры, помимо обмена сообщениями, звонками и файлами, можно оплачивать покупки, знакомиться, слушать музыку, торговать и публиковать новости. Если говорить о приложениях, то они есть вообще у всего. Все социальные и государственные службы давно перешли на электронный документооборот. Еда, шопинг, доставка, работа внутри компании, а также проверка и оплата налогов — всё делается через приложения. Они везде и их очень много.

Я постепенно втягивался в эту жизнь: научился самостоятельно покупать продукты и другие необходимые вещи, передвигаться по городу и общаться.

Так получалось, что рабочий день и мои новые обязанности начинались утром в 8 часов, и вставать мне нужно было в 5:30. Когда живешь далеко от центра города, ехать приходится долго. Причем далеко ехать было не только мне, а ещё и тысячам других людей, также спешащим на работу ранним утром. Как следствие, на дорогах были пробки, а в метро — толкучка. Дорога в одну сторону занимала у меня два часа и предполагала четыре пересадки в метро.

Я могу сказать, что это жесть. И мне правда жаль людей, которые тратят 3—4 часа в день для того, чтобы добраться до места работы.

В такие моменты понимаешь, как важно сидеть, а не стоять. Потому что потом предстоит ещё два часа ехать обратно. Близился Китайский новый год, и после праздников я планировал переехать поближе к работе.

Тогда я уяснил три простых лайфхака, которыми пользуюсь до сих пор, когда мне нужно поехать на дальнее расстояние:

• в начале и в конце поезда людей меньше и найти свободное место гораздо проще;

• если поезд, на который тебе нужно пересесть, отходит пустой, а ты оказался не в первых рядах, то стоит его пропустить — тогда в следующем точно сможешь сесть;

• в полном вагоне лучше пройти в середину, где люди уже сидят, а не стоят у дверей — рано или поздно кто-нибудь встанет, и можно будет занять его место.

Глава 6. План урока, или Вопрос «КАК»

Учебные пособия, методические материалы, тренинг-программы, руководства, такие как эта книга, и, конечно же, планы урока, несут в себе одну задачу — раскрыть весь процесс донесения знаний до учащихся.

Методы при этом могут быть абсолютно разными. Есть даже целая наука — педагогика, посвящённая вопросу как учить. Помимо этого, я приведу здесь ряд своих наблюдений и заключений об уроках по научным дисциплинам.

Различные учебные заведения и тренинговые центры могут придерживаться своих форматов и правил. Зачастую они отражают саму идею конкретного заведения, учитывают форматы и необходимые нормы, которым должен соответствовать преподаваемый материал. И в целом это хорошо, поскольку обрабатывать большие объёмы данных проще, если они чётко структурированы.

Основная идея плана урока состоит в том, чтобы он был простым и логичным. Если учитель сможет понять материал просто, то и донести эту информацию до учеников ему тоже будет легче. В следующем параграфе приведён пример плана, который может быть адаптирован для любых уроков.

6.1. Пример шаблона плана урока

Техническая информация

Название школы, уровень класса, стандарт образовательной программы, длительность урока, название и номер урока, к какой теме или проекту относится.

Информация, общая для процесса обучения

Общая информация для текущего уровня детей, бриф (краткое содержание) урока, задачи и цели урока, ключевые слова, памятка для всех уроков (может быть отдельным документом).

Подготовка к уроку

Подготовка материалов, организация мебели и пространства, подготовка детей до их прихода в класс.

ПРОЦЕСС УРОКА

Нулевой шаг

Установка или повторение правил поведения в классе, установка или повторение системы вознаграждений, краткое повторение предыдущего урока, краткий обзор темы сегодняшнего урока, переход к следующему шагу.

Активность 1. Тип, название, примерное время, используемые материалы

Короткое описание, пример ключевых диалогов, пошаговая инструкция к действию, пример перехода.

Активность 2. Тип, название, примерное время, используемые материалы

Короткое описание, пример ключевых диалогов, пошаговая инструкция к действию, пример перехода.

Активность 3. Тип, название, примерное время, используемые материалы

Короткое описание, пример ключевых диалогов, пошаговая инструкция к действию, пример перехода.

Заключение

Уборка рабочего места, повторение того, что можно сделать дома.

После урока

Бриф урока, оценка учеников по нескольким параметрам, упаковка материалов.

6.2. Комментарии к шаблону плана уроков

Теперь расшифруем все термины и более детально рассмотрим логику включения соответствующих пунктов в план урока.

Техническая информация — раздел, который содержит данные для классификации, наименования и другой информации, облегчающей поиск и хранение документа.

*Название школы — полное или сокращённое наименование заведения, для которого предназначается данный план, или учебного подразделения, которое разработало данный план.

*Уровень класса — на какой возраст или класс рассчитана данная учебная программа. Здесь можно указать внутреннее наименование уровня учеников в учебном подразделении.

*Стандарт образовательной программы — к какой образовательной программе относится данный курс.

*Длительность урока — длительность занятия в минутах. Может иметь несколько значений, если данный урок планируется проводить в разных учебных заведениях. Разницу по времени следует отразить в описании процесса урока ниже.

*Название и номер урока — запоминающееся название и порядковый номер урока.

*К какой теме или проекту относится — указание модуля или блока тем, в рамках которого изучается группа уроков.

Информация, общая для процесса обучения — в этом разделе содержится информация, которая поможет во всём процессе изучения данного курса. Даёт понимание деталей и особенностей взаимодействия с учениками.

*Общая информация для текущего уровня детей — на что стоит обращать внимание при обучении определённых учеников в текущем месте пребывания. Нужно ли уделять больше времени дисциплине и как донести информацию с учётом возраста.

*Бриф (краткое содержание) урока — короткое лаконичное описание урока в несколько предложений. Необходимо для лучшего понимания учителем, а также для публикаций в других источниках по требованию.

*Задачи и цели урока — перечень того, что нужно сделать на уроке, какие знания передать в приоритетном порядке и на чём фокусироваться.

*Ключевые слова — набор слов или терминов, которые необходимо использовать на уроке и которые стоит несколько раз повторить ученикам в ходе занятия.

*Памятка для всех уроков — дополнительная информация для всех уроков в целом, содержащая детали преподавания, где находится место сбора учеников, каким маршрутом их надо доставить в класс и надо ли, куда надо сопроводить всех учеников после урока, логистика учащихся, правила школы или другие организационные вопросы. Может быть отдельным документом.

Подготовка к уроку — раздел, описывающий подготовку к самому уроку. Что стоит подготовить непосредственно в месте проведения урока.

*Подготовка материалов — что нужно припасти заранее и на что обратить внимание при изучении урока. Например, заморозить воду или предварительно смешать реактивы для проведения реакции. Разумеется, следует распаковать детали, которые поставляются в заводской упаковке, чтобы обеспечить к ним быстрый доступ. Также проверить электронные устройства и убедиться, что они работают.

*Организация мебели и пространства — расставить столы и стулья в соответствии с планируемым уроком. Возможно, потребуется темнота в классе или дополнительные устройства вентиляции.

*Сбор информации об учениках — желательно заранее получить список учеников и уточнить возраст каждого. На первом или нескольких первых уроках детям желательно иметь бейджик. Если позволяет информационная система, можно предварительно загрузить фото ученика для простой и быстрой идентификации.

*Подготовка детей до их прихода в класс — в некоторых случаях детей надо забирать из точки сбора. Или же рассказать некую предысторию, которая настроит их на тему урока. Такая подготовка может быть отличным переходом к уроку, особенно в первые несколько раз.

Процесс урока — данный раздел содержит этапы самого урока. Собственно, с этого места и начинается урок. Можно считать, что учебное время уже запущено и взаимодействие с учениками началось. Данные рекомендации могут использоваться выборочно. Всё зависит от учителя и целей занятия. Я называю этот этап нулевым шагом.

Нулевой шаг

*Знакомство — на первых уроках важно представиться ученикам и представить других учителей, если они есть в классе. Желательно крупно записать имена где-нибудь в классе и/или на бейджах, чтобы их было легко вспомнить.

Затем можно попросить каждого ученика назвать своё имя, возраст и что он любит. Спрашивать можно по очереди. Ответы тоже записать на доске в соответствии с их рассадкой в классе. На этом этапе уже можно понять коммуникативные способности каждого ребёнка.

Если есть возможность, будет полезно сделать групповое фото и над каждым учеником указать его имя — это поможет быстрее их запомнить.

*Установка или повторение правил поведения в классе. Правила — это основа класс-менеджмента. Они будут помогать в проведении урока. Важно, чтобы они были понятны и донесены до учеников в запоминающейся форме. Можно привести примеры, показывающие важность этих правил. Рекомендуется повторять правила каждый урок. Более подробно этот пункт будет описан в разделе про класс-менеджмент.

*Установка или повторение системы вознаграждений — логично рассказать ученикам про похвалу и порицание. Чтобы было сразу понятно, «что такое хорошо и что такое плохо». Более подробно этот пункт будет описан в разделе про класс-менеджмент.

*Короткое повторение предыдущего урока — быстрое повторение в формате «вопрос-ответ» по теме прошлого урока. Со стороны учителя возможно короткое повторение ключевых тем прошлого урока или уроков, особенно если они связаны с текущим уроком.

*Короткий обзор темы сегодняшнего урока — если план урока не предполагает раскрытия секретов, то можно коротко рассказать, что будет сегодня и какие интересные моменты ждут впереди. Так ученики будут более мотивированы. Можно задать им пару вопросов о том, знаком ли кто-нибудь с темой урока.

*Переход к следующему шагу — несколько предыдущих вопросов, адресованных ученикам, могут послужить хорошим переходом к следующему этапу урока. Задача перехода — стать связкой для более мягкой подачи материала. Тогда урок будет похож на срежиссированный фильм.

Далее разберём следующие этапы урока. Называть их можно по-разному. Я использую слово «Активность», поскольку здесь подразумевается взаимодействие с учениками. Данный блок выделен в особый раздел, чтобы быстрее увидеть основные моменты по данной активности.

Активность № — порядковый номер активности. Можно использовать сокращения, например А1.

Тип — какую именно деятельность будем выполнять в рамках данной активности. В научных классах это могут быть демонстрация и действие. Демонстрация — это процесс, когда с материалами взаимодействуют только учителя, а ученики за этим наблюдают.

Действие — это процесс, когда ученики используют материалы урока для каких-либо опытов и экспериментов. Более подробно это описано в главе о подготовке к уроку.

Название — имя активности, которое отражает её суть. Может быть забавным и запоминающимся.

Примерное время — ориентировочное время, которое рекомендуется потратить на данную активность. Разумеется, оно может меняться в зависимости от различных факторов.

Используемые материалы — перечень материалов, которые необходимы для данной активности. Порядок их использования будет указан в коротком описании и пошаговой инструкции.

В информационной части активности желательно опираться на цветовой код для лучшего распознавания. Не все текстовые блоки обязательны, некоторые могут опускаться.

Короткое описание — описание действий или идеи данной активности. Может содержать немного теории, которую следует дать ученикам.

Пример ключевых диалогов — пример разговора между учителями или вопросов, адресованных напрямую ученикам.

Пошаговая инструкция к действию — требуется тогда, когда надо провести эксперимент. Необходимо в случаях, когда порядок действий или количество материалов значимо для правильного результата.

Пример перехода — совет о том, как просто и логично перейти к следующей активности.

Заключение — в данном разделе указано, как можно завершить занятие в рамках урока.

*Уборка рабочего места — при активных экспериментах и другой деятельности нередко остаётся много материалов, которые следует убрать за собой. Возможно, потребуется привести помещение в нормальный вид, расставить стулья по местам или просто убрать мусор. К тому же данная привычка полезна для будущих навыков. Как правило, родители тоже поддерживают развитие у детей таких навыков.

*Повторение — короткое повторение изученного материала в конце. Это всегда способствует лучшему закреплению. Обычно проводится в форме выборочных вопросов и ответов по пройденной теме или как повторение ключевых моментов в ходе практических экспериментов.

*Что можно сделать дома — желательно, чтобы оставалась возможность дома продолжить практиковаться с теорией или материалами урока, которые были даны в классе. Подобная практика вызывает у ученика большую привязанность к предмету. По возможности домашнее задание не должно быть похоже на то, что уже делалось в школе. Сухая теория или задачи без явного практического применения будут не так интересны, как что-то яркое и запоминающееся. Например, можно дать детям с собой часть какого-то материала, использованного на уроке, или инструменты, которыми они пользовались в классе. Ученик с радостью продолжит практиковаться дома, где у него будет больше времени, чем на школьном занятии.

После урока — здесь представлены задачи, которые по возможности следует выполнить после окончания урока. Разумеется, практика для разных учебных заведений может различаться.

*Бриф урока — короткое текстовое описание урока, повествующее о том, что было сделано и какая в этом польза. Может использоваться для рассылки родителям, публикации в общих чатах или на сайте, презентации для родителей после урока.

*Оценка учеников — происходит, как правило, после или во время урока, в зависимости от требований, предусмотренных программой образования. Оценка ведётся по нескольким параметрам: социальный (дисциплина), коммуникация, усвоение материала, уровень английского, работа в команде и т. д. Для разных курсов или даже тем могут применяться свои параметры оценки. Главное, чтобы они были понятны и оценка не занимала у учителя много времени.

*Упаковка материалов — все учебные материалы, которые использовались для экспериментов на уроке, всегда необходимо убирать в место хранения. В данном пункте можно также указать особые рекомендации по хранению материалов.

6.3. Пример упрощенных планов для 10 уроков

Я хочу привести пример очень простого плана уроков, чтобы показать логику. Планы не такие детальные, как примеры ранее. Зато их можно докрутить, используя те возможности и компоненты, которые доступны учителю.

6.3.1. Растения

• Вокруг нас огромный прекрасный мир. Зелёным цветом в нём отмечены растения. Что мы про них знаем? Богатое разнообразие. Просмотр фото. Факты.

• Растения сначала маленькие, потом вырастают большими, а потом и вовсе умирают. Оказывается, у растений есть жизненный цикл. Семя — росток — взрослое растение — цветок — плод. Рассказать и показать каждый этап.

• Выход на улицу, сбор корней, листьев, цветов и фруктов в специальные контейнеры. Показать, чем собирать и как.

• Обзор собранных материалов в микроскопе и под увеличительным стеклом.

• Обзор семени. Разобрать семя подсолнечника, ореха или боба. Найти все части.

• Коллаж из листьев и цветов — заламинировать и вставить в рамку. Закрепить можно двусторонним скотчем. Показать все части растений на коллаже.

6.3.2. Химия и состояния вещества

• 3 состояния вещества — Твердое, Жидкое и Газообразное. Их свойства по заполнению объёма. Показать слайды или карты. Спросить о примерах из жизни.

• Всё состоит из молекул. Строительные блоки материи. Расположение и поведение молекул в ТЖГ состоянии.

• Практика с расположением молекул. Игра 3D — или 2D-пазл по расположению (собрать молекулу воды).

• Вещества могут переходить из одного состояния в другое. Как? Под воздействием разных температур. Демонстрация со льдом.

• Что происходит, когда разные вещества смешиваются? Иногда ничего, а иногда — химическая реакция (растворить соду в воде, подкрасить уксус и смешать на подносе).

• Другая реакция.

6.3.3. Электричество

• Электричество везде, оно помогает нам в повседневной жизни. Электричество бывает двух видов: статическое и постоянное.

• Статическое электричество. Атомы: протон, нейтрон, электрон. Н тянется к Э. Теория — когда много, то электрон прыгает. Пример как на свитере.

• Практика. Шарик, который притягивает бумажки. Шарик закрепить на стену. Как воздействует Шарик на соль и перец. Алюминиевая банка и воздействие шариком.

• Палка со статическим электричеством и летающая фольга. Теория, демонстрация, практика.

• Машина Ван де Граафа. Демонстрация. Объяснить правила, и ученики могут попробовать по одному.

• Еще эксперименты6.

6.3.4. Тело человека

• Тело человека — это сложный организм, который ещё не до конца изучен. Что может делать тело? Наше тело имеет 12 систем, которые работают вместе. Сейчас мы рассмотрим несколько из них.

• Скелет. Кости: 270 — в детстве, 206 — во взрослом возрасте. Основные кости. Соединяются суставами. Составить скелет вместе.

• Органы — это что-то вроде устройств с определёнными функциями и местоположением. Перечислить и рассмотреть фото. Найти на теле. Пазл.

• Мышцы и сердце. Мышцы располагаются по всему телу. Нужны для движения. Объяснить, как работают. Сердце — это орган из мышц, который качает кровь, как насос, без отдыха и перерывов на обед и сон. Пример с помпой: как работает сердце.

• Кожа — это загадочный и большой орган. Кожная система защищает. Дренаж. Разные цвета кожи.

• Собрать модель тела человека.

6.3.5. Магниты

• Трюк с магнитами. Почему притягивается? Потому что это магниты. Что такое магниты?

• Магнитные и немагнитные материалы. Все ли материалы могут нести магнитные свойства? Нет. Только железо, никель и кобальт. Или сплавы, где они содержатся. Тест.

• Магниты имеют полюса. На примере с Южным и Северным полюсами земли. Противоположные полюса притягиваются. Одноимённые отталкивают друг друга. Тест с 2 магнитами. Собрать башню с отталкивающимися кольцами.

• Магнитное поле. Его не видно. Как его разглядеть? Рамка с магнитной пылью. Нарисовать поля в разных магнитах.

• МП есть в том числе у земли. Поле имеет направление. Это используется в работе компаса. Сделать компас. Скрепка и магнит.

• Сделать магнитный сувенир.

6.3.6. Программирование с Майкробит

• Современный мир требует общения с устройствами. Специальный язык инструкций. Представить устройство Майкробит и объяснить подключение.

• Как программировать после подключения. Как настроить среду. Перетягивание блоков. Как сохранить и передать на устройство

• Простая программа. Демонстрация по шагам, все ученики повторяют. Отгрузка программы на устройство.

• Пример второй программы. Чуть сложнее первой. Меньше помощи ученикам

• Пример третьей программы. Ученики работаю самостоятельно.

6.3.7. Солнечная система и космос

• Мы живём на Земле. Что такое Земля? А что дальше? Что мы видим в небе? Звёзды. Солнце — это звезда. Вокруг — планеты.

• Что такое Солнце. Создаёт солнечную систему. Вокруг него вращаются все планеты — показать модель. Раньше думали иначе.

• Солнечная система со списком планет. Отличительные особенности.

• Кто путешествует в космосе? Астронавты. В космосе нет воздуха, невесомость, холод и т. д. Надо надевать специальный костюм. Имитация костюма.

• Как исследовать далёкие планеты? Спутники и Роверы. Работают на радиосвязи. Принимают команды и исполняют их. Простая игра — исполнение. Работа с РК-ровером (VR, AR).

6.3.8. Химическая лаборатория и слайм

• В химической лаборатории много всего, что выглядит сложно и страшно. На самом деле, у всего есть своя цель. Вещества имеют разные свойства. Изучение списка и что куда применяется.

• В химии важно быть точным. Отмерять вещества правильно. Примеры для точного переливания воды.

• Иногда нам нужны индикаторы для того, чтобы видеть поведение. Смешение горячей и холодной подкрашенной воды. Примеры распространения.

• Важно отмерять нужное количество. Время реакции и соотношение компонентов имеет значение. Сделать Слайм с разными свойствами.

6.3.9. Баланс и структура

• В нашей жизни мы видим множество простых фигур. Они везде. Повторение и поиск вокруг.

• Если сложить простые фигуры рядом, то получатся сложные 3D-фигуры. Обзор и поиск фигур вокруг.

• Для чего нужны фигуры? Например, чтобы строить что-нибудь: здания, механизмы. Из каких фигур состоит дом — 2D или 3D?

• Зачем строили башни? Чтобы обозревать больше пространства и размещать больше людей. Башня должна быть прочной. Как этого добиться? Использовать в конструкции треугольники. Это самая прочная фигура. Тест и практика постройки башни.

• Также можно строить мост, используя треугольники. Посмотреть фото. Попробовать проложить мост между двумя столами.

6.3.10. Водный мир

• Водный мир огромен. 71% поверхности планеты — это вода. Жизнь в воде была задолго до динозавров. Жизнь появилась из воды. Что же там на глубине? Просмотреть структуру океана.

• Теперь построим модель океана в бутылке. Когда гуляли на пляже, что было под ногами. Песок — это камни. Трение камней, делаем песок. Добавляем песок в бутылку.

• Что ещё? Ракушки. Их функция — защита. Рассмотреть примеры. Добавить в бутылку.

• Морские создания. Бывают разные. Кто-то живёт в глубине, а кто-то даже летает. Фото. Добавляем рыб и других обитателей моря.

• Растения. Растут по-другому. Например, водоросли. Их функция — фильтрация и насыщение кислородом. Потому что рыбам в воде тоже нужен кислород (фотопример). Эксперимент с фильтром и грязной водой. Добавить к модели растения.

• Вода. Синяя и солёная. Раздать ученикам воду. Соль они добавят сами. Добавить в бутылку. Оформить с именем.

6.4. Еда в Китае

Конечно, этот вопрос актуален с самого первого дня: что и где можно поесть? Китайская кухня особенная, и люди, приехавшие из Европы или Америки, обычно не понимают, что можно съесть, чтобы это было похоже на привычную пищу.

У каждой провинции в Китае свои блюда. Сычуаньская кухня славится своими острыми блюдами. У северных провинций много пельменей, а также еды, похожей на российскую. У южных провинций смешивается много компонентов. Всё вместе создаёт свой вкус и аромат, который иногда кажется странным.

Есть и совсем необычные блюда. Так, например, жареный тофу, который воняет, свиная кожа, нарезанная полосками и промаринованная, куриные ноги, гусиные и утиные головы. В Китае вообще особенно ценятся ноги и головы. Например, закуску в виде куриных лап можно встретить в любом магазине. Это известное блюдо, оно подаётся в ресторанах, и дети едят его с малых лет.

Одних только способов приготовления яиц в Китае великое множество. Яйца вымачивают в чае, соевом соусе или ферментируют другим способом.

Когда я только приехал, то открыл для себя, что мусульманская пища в Китае отдалённо напоминает кавказскую кухню. В отличие от оригинальных китайских методов приготовления, продукты не пережариваются в масле и не смешиваются с разными соусами и специями. В первые дни это было моим спасением.

Разумеется, спустя несколько месяцев вспоминаешь домашнюю еду: молочные продукты, супы и закуски. Ее не хватает. Соскучившись по родному рациону, можно совершенно спокойно отправиться на метро в другой конец города, проведя в пути час или полтора, чтобы просто отведать борща в русском ресторане.

Со временем я нашёл для себя оптимальное решение — стал готовить сам. Благо найти нужные продукты не составляет большого труда, если уже знаешь, где и как их искать.

Тема еды интересна в любой стране. Но в Китае — особенно. И поднимать её можно на любых уровнях переговоров. Даже одно из простых приветствий «Как дела?» (chīfàn mǎ) дословно переводится как «Ты поел?».

По прошествии нескольких лет у меня сложилось своё понимание китайской кухни. Где и что лучше поесть, какие бывают виды пельменей, фаст-фуда и деликатесов. Я смог оценить и понять местные особенности и пристрастия китайцев к определённой пище.

Огромное влияние на современную кухню оказал великий голод в Китае в 1959—1961 годах. Видимо, поэтому сейчас у китайцев считается нормой заказывать еды больше, чем получается съесть.

Глава 7. Оборудование, или Вопрос «ЧТО»

Подходящее оборудование, а также нужные материалы и инструменты способны сделать занятие в классе незабываемым для учеников. При использовании в экспериментах материальных предметов происходит переход обучения от теории к практике. Все знают, что практика — это лучший способ усвоить материал. Порой теоретические знания даже отодвигаются на второй план в угоду практике. Для сравнения можно представить, что нам нужно описать шум моря, вкус мороженого или прыжок с парашютом. Пока не испытаешь лично, сложно будет понять, что это такое.

Так же и с научными экспериментами. На уроках любая материальная вещь может частично или полностью участвовать в проведении научного эксперимента. С ее помощью получается легче донести до учеников теоретические знания. Помимо простой демонстрации, ученики имеют возможность сами создать и провести такой эксперимент. Потрогать и, так сказать, «вымазать руки». Подобная практика способствует лучшему запоминанию материала и его успешному применению в будущем.

7.1. Использование оборудования

Разумеется, важно понимать, как именно нужно использовать оборудование в классе, особенно в рамках конкретного эксперимента. Вопрос в том, какими функциями будет наделён данный предмет. И что ещё можно рассмотреть.

Например, обычный пластиковый стакан может служить сосудом для жидкости, может быть геометрической фигурой, а может — даже шляпой для какого-либо изделия. Продолжая думать в том же направлении, можно наделить любой предмет различными (иногда поразительными) свойствами. Такими, что заинтересуют учеников. Это возможно, когда у учителя есть навыки презентации и немного фантазии.

Хороший пример мне как-то показал мой бывший коллега Артём. Ему нужно было презентовать маленький камень. Камень! Для детей это обычная вещь, которую можно найти буквально под ногами. Но ведь камень может быть магическим талисманом знаний. Камню можно дать имя. Он может стать лучшим другом. С ним можно гулять и спать. Словом, в нём может быть заключена невероятная сила!

Разумеется, в рамках урока, а точнее в плане урока, должен быть представлен список материалов, которые можно будет использовать. Если планируются сложные эксперименты, то для них лучше описывать весь порядок использования и количество требуемых компонентов. Раздел «Используемые материалы» и пункт «Пошаговая инструкция к действию» как раз предназначены для понимания способа и порядка использования материалов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как рождается ум. Практические методы обучения детей научному образованию в Китае предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Несколько примеров https://iswitch.com.sg/fun-static-electricity-home-experiments/

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я