Как рождается ум. Практические методы обучения детей научному образованию в Китае

Ярослав Арцишевский

В данной книге автор в первую очередь обращается к специалистам, кто каким-либо образом относится к набирающему все большую популярность во всем мире STEM образованию. Благодаря опыту работы в Китае автор подробно описывает особенности методов преподавания (эдьютейнмента, класс-менеджмента и многих других) для создания успешной учебной среды в этой стране. Материал будет полезен педагогам, желающим разнообразить активности в классе, улучшить методы обучения и уроки в целом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как рождается ум. Практические методы обучения детей научному образованию в Китае предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1.

Преподаватель по науке

С самых первых страниц я буду постепенно приоткрывать таинства мира образования. Это будет сочетание моего путешествия, фактов и приемов, которые я считаю важными и полезными. Поэтому давайте представим, что мы отправляемся в небольшое путешествие.

У любой истории есть своё начало. Это может быть некая совокупность фактов и событий. Или причин, по которым происходят события будущего. Прямо сейчас я сижу перед ноутбуком и пишу этот текст. Стараюсь собрать мысли в логическую цепочку. Может, это получится не так красиво, как в мировых бестселлерах, и вместе с тем именно так я вижу то, о чем хочу рассказать.

Возможно, в некоторых частях книги речь пойдёт о чем-то не связанном с научным образованием. И всё же эту информацию, по моему мнению, тоже необходимо узнать.

Глава 1. История обо мне и связь с образованием

Сколько себя помню, я всегда интересовался жизнью в других странах. Сначала, конечно же, это были Соединённые Штаты Америки. Затем фокус внимания стал плавно смещаться на восток. В конце концов, центром притяжения для меня стал Китай. Какая-то магическая аура всегда окружала эту страну. Не то чтобы я был хорошо знаком с её историей или культурой или знал китайский язык. Нет. Просто эта страна притягивала меня к себе.

Я рассуждал так: экономика Китая растёт быстрее всех в мире. Китайцев больше всех на земле. В Китае производится много продукции. А значит, в будущем эта страна станет лучшей!

Любопытно, но почти те же рассуждения помогли мне выбрать будущее высшее образование в области информационных технологий. И, как сейчас уже понятно, я не прогадал: оба этих направления в настоящее время действительно достаточно сильны и энергично развиваются.

Однажды в моей жизни наступил момент, когда мне предстояло выбрать, куда двигаться дальше. На одной чаше весов была Москва, столица России. Я несколько раз был в этом городе, жил в Подмосковье и примерно представлял, что там происходит. Конечно, в столице жизнь совсем другая, там много интересного. И все же я там уже был.

Противовесом был Китай. Там у меня не было знакомых, я не знал ни языка, ни культуры этой страны. Зато давно испытывал к ней жгучий интерес. Как оказалось, не случайно…

Глава 2. Статистика

2.1. Про образование

Образование. С детства помню, что образование — синоним слова «учеба». Сначала в школе познаются основы окружающего мира. К старшим классам изучение становится углублённым. В вузе процесс обучения становился более серьезным. При переходе к работе термин «образование» становился синонимом слова «деньги».

Каждый человек в этом мире начинает познавать что-то новое с момента своего рождения. Первыми учителями-наставниками выступают родители или дедушки и бабушки. Через несколько лет эта функция переходит к воспитателям в детском саду. Потом эстафету принимают школа, колледж, университет.

Как известно, образование — огромный рынок. В Российском образовании можно насчитать порядка десяти направлений1. Это психологическое, экологическое, техническое, математическое, медицинское, педагогическое, юридическое, экономическое, гуманитарное и социальное.

А что же происходит дальше? После окончания обучения по специальности?

Чаще всего недавний студент становится сотрудником компании и его образование продолжается в лучшем случае на корпоративных тренингах. Но даже это хорошо. Ведь у других оно попросту останавливается. К сожалению, рейтинг самообразования в России невысок2.

В мире всё большую популярность набирает тренд непрерывного обучения. Когда каждый человек в течение всей жизни может обучиться чему-то новому в соответствии со своими текущими задачами и родом деятельности.

Рынок образования непрерывно меняется. Новые технологии и компьютеризация толкают стандартные паттерны обучения вперёд. И это давление стало ощутимо еще сильнее за время пандемии коронавируса COVID-19.

2.2. Экскурс в историю Китая

Находясь в Китае определенное время, я начал сравнивать различные аспекты жизни китайцев. Как, например, прием пиши, взгляды на жизнь, отношения между людьми. Они во многом отличаются от привычных устоев жизни в России, Европе или Северной Америке. Поэтому в моей голове возник вопрос: «Почему?»

На мой взгляд, помимо статистики, цифр и рейтингов, очень важно понимать историю. Почему сейчас всё обстоит именно так и что привело к текущему положению дел?

Ввиду того, что эта книга описывает научное образование в Китае, я решил включить сюда и краткую историю этого государства за последние 150 лет. Потому что традиции и взгляды на жизнь за этот период времени влияют и на современное китайское общество.

Итак, что же там происходило?

После прихода к власти маньчжурской династии Цинь в середине XVII века Китай начал постепенно изолироваться от других государств. Контакты местных жителей с иностранцами представлялись властям страны крайне опасными. Однако развитый Китай был лакомым кусочком для европейской буржуазии. Поднебесная активно экспортировала чай и шёлк, взамен получая от Великобритании опиум, который та в свою очередь вывозила из Индии. Курение опиума стало настоящим бедствием для китайцев, и власти запретили ввоз наркотика в страну. Начались опиумные войны, в которых Поднебесная потерпела поражение. Англия получила в этой борьбе Гонконг, Франция и США тоже не остались в стороне. В итоге Китай был колонизирован европейскими государствами.

Последствия опиумных войн

Поражение в опиумных войнах подорвало доверие местных жителей к правительству страны. Ослабление императорской власти стало причиной дестабилизации социальной обстановки в Китае. Династия Цинь была не в силах наладить взаимопонимание между разными слоями общества. То тут, то там появлялись оппозиционные группы, напрямую угрожающие официальной власти. Всю страну охватили волнения и мятежи.

Одним из самых известных и могущественных стало движение тайпинов, выступавших под предводительством крестьянина Хун Сюцюань. Участники движения ратовали за укрепление ценностей Конфуция. В 1850 году тайпины устроили восстание. За короткое время они подчинили себе всю территорию долины реки Янцзы, объявив о создании нового государства со столицей в городе Нанкин (Nanjing). Китайцы часто упоминают Нанкин как бывшую столицу.

Тайпины мечтали создать утопическое государство со справедливым обществом. Они активно боролись с местными феодалами и императорской династией. Однако их планам не суждено было осуществиться: в 1864 году официальное правительство Поднебесной ликвидировало государство тайпинов.

Правление Цы Си

Это был период правления императрицы Цы Си (1861—1908). Она активно увлекалась модернизацией страны, считая своей главной задачей усиление Китая. Императрица мечтала взять все лучшие достижения науки и техники других стран и поставить их на службу Китаю. В стране начал стремительно развиваться промышленный сектор, но в нем преобладали иностранные предприятия. Бюджет расходовался преимущественно на нужды армии и укрепление промышленной отрасли.

Это повлияло на формирование китайской буржуазии. Однако отсутствие преобразований в сфере сельского хозяйства тормозило индустриализацию государства. Курс на усиление не дал тех результатов, которых от него ожидали.

Отсутствие необходимых реформ усилило кризис в государстве. Вторая половина 1899 года ознаменовалась активной деятельностью общества «Кулак во имя мира и справедливости» («Ихэтуань»). Его сторонники выступали против разрушения традиционных китайских ценностей и засилья атрибутов европейской цивилизации.

Императрица Цы Си решила использовать силы группировки «Ихэтуань» на благо своей страны, чтобы бороться с влиянием западных государств и вернуть Китаю былое величие. Она подписала указ, объявляющий войну странам Европы, и разрешила участникам «Ихэтуань» войти в Пекин. Эта новость заставила глав европейских стран и Японии направить в столицу Китая свои войска для подавления восстания. 14 августа 1900 года интервенты вошли в Пекин. Им удалось подавить восстание. После этого представители европейских держав навязали Китаю ещё более жёсткие условия. Иностранцам разрешалось держать в Китае свои войска и флот, при этом Поднебесная была обязана выплачивать внушительную контрибуцию.

Для более наглядного понимания жизни того времени я рекомендую посмотреть старые черно-белые видео, которые раскрашены Искусственным Интеллектом. Ощутить дух времени. Например, по этой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=5bQwGlMEeOE

или QR-коду.

КНР

В конце ХIХ века Китай пережил глубокий кризис, результатом которого стала революция 1911—1912 гг. Монархия была свергнута, Китай стал республикой. 1 июля 1921 года была создана Коммунистическая Партия Китая. В октябре 1949 года было объявлено о создании нового государства — Китайской Народной Республики. Пришедшая к власти коммунистическая партия положила начало масштабным преобразованиям китайского общества.

Одним из самых важных преобразований стала аграрная реформа. 47 млн га земли были изъяты у помещиков и поделены между крестьянами. Собственность иностранцев в Китае была национализирована, торговля и промышленность перешли в руки правительства Поднебесной. В то же время активно шла индустриализация. В этом процессе ощутимую помощь Китаю оказал СССР.

Особенности кризиса в Китае

Кризис в Поднебесной в корне отличался от восточноевропейского сценария. Китай наращивал темпы развития, стремясь вернуть себе былое величие. В 1958 году глава коммунистической партии Мао Цзэдун утвердил новый политический курс «трёх знамён»: согласно ему предполагалось добиться ускоренного роста благодаря развитию мелкой промышленности. В планировании экономики инициатива перешла к местным органам власти. Развивать мелкую промышленность должны были «народные коммуны», работавшие безвозмездно. Для решения глобальной задачи строительства коммунизма правительство Поднебесной даже готово было к ракетно-ядерной войне. Это стало причиной охлаждения в отношениях Китая и СССР.

Курс «трёх знамён» провалился. Из-за отмены денежного стимула к труду началось падение производства. В некоторых провинциях Китая начался голод. Вместо рывка вперёд страна была отброшена назад, назревал экономический кризис. На этом фоне появлялось всё больше оппозиционных к курсу Мао Цзэдуна группировок, что побудило председателя партии вступить в открытую борьбу со своими противниками. Он хотел привлечь на свою сторону молодежь, призывая её к насилию во имя революции и создания коммунистического общества. Сторонники правления Мао Цзэдуна начали погромы по всей стране: они разрушали вузы, министерства, громили театры и магазины. Это движение вошло в историю под названием «великой пролетарской культурной революции». Её последствиями стали разруха и хаос. Было очевидно, что курс Мао Цзэдуна изжил себя. Окончательная развязка наступила после смерти коммунистического лидера в 1976 году.

Следующий лидер государства Дэн Сяопин хотел бросить все силы на вывод Поднебесной из кризиса. Именно его курса стали придерживаться политики. В истории Китая началась новая эра.

В государстве стала развиваться промышленность. В страну постепенно возвращались иностранные инвестиции, в сельском хозяйстве вновь появились кооперативы, заработали законы рыночной экономики. Проведённые реформы положительно сказались на государстве.

Но отношения Китая и СССР продолжали портиться, так как китайские власти начали предъявлять территориальные претензии к СССР. Однако на этом фоне улучшились отношения Китая с другими державами. После развала СССР между Поднебесной и Россией восстановились хорошие отношения.

В 1989 году на площади Тяньаньмэнь вспыхнуло антикоммунистическое восстание. Но оно потерпело крах. Коммунистический режим не только не был свергнут, но наоборот — был ужесточён.

Компартия Китая продолжила следовать курсом развития государства и укрепления международных связей. Политика развития промышленности принесла ощутимые плоды, и с начала 2000-х темпы развития Китая привлекают все больше внимания со стороны мирового сообщества.

2.3. Образование в Китае и изучение английского языка

Первые контакты между китайцами и англичанами возникли с началом торговли между странами. Первые школы, где преподавался английский язык, открылись в Макао в 1630-х годах. Широкую популярность английский язык получил между 1911 и 1949 гг., когда его активно изучали в христианских колледжах и миссионерских школах. После провозглашения Китайской Народной Республики официальным иностранным языком стал русский. Однако, когда отношения с СССР стали ухудшаться, в систему образования вновь начали включать английский язык. Во времена Культурной революции не утихало осуждение англоязычной культуры — вплоть до того момента, когда президент США Никсон посетил Поднебесную с официальным визитом.

При Сяопине ситуация изменилась. Политика открытых дверей сделала английский и другие языки более популярными среди китайцев. Но максимальное распространение английский язык получил в период с 1970 по 1990 годы, став средством общения в сферах туризма и торговли.

После окончания культурной революции, когда США стали устанавливать с Китаем прочные дипломатические связи, в стране стало расти число людей, говорящих на английском: в 2000 году их количество достигло 200 миллионов человек. Сейчас в Китае более 50 миллионов детей изучают этот язык в школах.

При этом КНР занимал 47-е место среди 88 стран с «низким уровнем владения английским языком». Это, скорее всего, объяснялось тем, что английский неплохо знали жители больших городов, тогда как проживающие в провинции люди имели весьма ограниченный словарный запас. По данным The Telegraph (2017 г.), менее 1% населения использует английский в своей разговорной речи.

По исследованиям China Daily, изучать английский язык в Китае многие начинают ещё в детском саду. Школьникам его преподают с 3-го класса. В интернациональных школах с зарубежными корнями ситуация бывает разной, но преимущественно английский язык присутствует уже с 1-го класса.

Но раннее изучение языка не всегда гарантирует хорошее владение им в дальнейшем. Многие специалисты критикуют педагогику за то, что она основана только на проверяемых навыках. Изучение правил грамматики лежит главным образом на запоминании. Но не стоит сбрасывать со счетов такие творческие задания, как письмо: в Китае оно считается неотъемлемой частью обучения детей английскому языку.

Лингвисты давно признали неэффективными методы изучения языка, основанные на зазубривании правил грамматики и заучивании новых слов. Такой подход практически не даёт обучающимся возможности применять новые слова в своей речи. Эта проблема образуется из-за широкого распространения мандаринского диалекта: именно он доминирует в Поднебесной. В то время как английские слова практически не используются в китайском языке.

В провинции Гуандун с 2010 года введён обязательный экзамен для всех учеников. В него входит тест на знание английского языка, 80% которого составляет письменный компонент, а остальные 20% — аудирование. При этом разговорный компонент нужен только тем, кто занимается углублённым изучением английского.

При этом китайские школьники год от года испытывают высокую нагрузку для достижения требуемых академических показателей. В особенности перед Гаокао.

Гаокао — это всекитайский государственный вступительный экзамен в вуз. Экзамен проводиться в течение 2—3 дней по трем предметам: китайский язык, математика и иностранный язык. Как правило, это английский.

Ввиду роста экономики и расширения рынка встает вопрос о коммуникации с иностранными партнерами. Поэтому сдача Гаокао и овладение иностранным языком дают возможности для китайского ученика иметь хорошее будущее и поступить в иностранный вуз.

Разумеется, за последние 10 лет рынок обучения английскому языку получил огромную популярность как внешкольная программа. Хотя в середине 2021 года правительство начало регулировать сектор внешкольного образования для детей, чтобы снизить нагрузку для студентов.

2.4. Мой путь в Китай

Этот день я вспоминаю часто. Потому что считаю его отправной точкой, началом моей истории. Виза была готова, небольшое исследование на предмет первых шагов в Китае проведено. А ещё был найден агент, который гарантировал мне, что работа найдется, надо лишь прилететь.

Меня ожидал долгий перелёт в Пекин. Общее время в пути составило около 20 часов, в течение которых я сменил три самолёта.

При этом, с одной стороны, я ощущал азарт и ожидание приключений и открытий. Потому что я никогда раньше не бывал в Азии. Потому что это новый, незнакомый мне язык. Потому что у меня был только один знакомый человек на всю страну — агент по поиску работы. Потому что Китай был моей мечтой.

С другой стороны, я испытывал страх и стресс. Неизвестность пугала. Потому что никогда раньше я не был в Азии. Потому что это новый, незнакомый мне язык. Потому что на всю страну у меня был один знакомый человек — агент по поиску работы. Потому что это огромный неизвестный Китай.

По пути в китайскую столицу у меня была пересадка в Новосибирске — городе в центре Сибири. Приступая к посадке, командир самолёта объявил, что температура воздуха в аэропорту минус 37 градусов Цельсия.

Тогда я ещё не знал, что от самолёта до здания аэропорта нужно будет идти пешком. Холодный старт, одним словом. Для жителей Сибири это, может быть, и нормально. Я же в таких температурных условиях оказался впервые.

Прибытие в Пекин должно было состояться 22 января 2018 года в 5:10. Но самолёт приземлился чуть раньше, и на китайскую землю я ступил ровно в 5 утра.

Почему я помню это время так точно? Потому что очень часто в Китае меня спрашивают, как долго я нахожусь в этой стране. И ради интереса я стал высчитывать точное время. И отвечать предельно точно3.

Глава 3. STEAM, или Science, Technology, Engineering, Art and Math

3.1. Что такое STEAM-образование

STEM — это учебная программа по обучению четырём специальным дисциплинам: наука, технология, инженерия и математика в междисциплинарном и прикладном аспекте. Вместо того чтобы преподавать четыре дисциплины отдельно, STEM объединяет их в единую парадигму обучения, основанную на реальных примерах. Арт, или искусство, в этом сочетании является дополнением, тогда и аббревиатура становится иной — STEAM. Искусство даёт возможность применять креативность и самовыражение через творчество.

Исторически сложилось так, что Соединённые Штаты были лидером в этой области образования.

Понятие «STEM» ввели сотрудники Национального научного фонда США для обозначения новой парадигмы образования в 2001 году. С ее помощью планировали обеспечить растущие потребности США в высококвалифицированных технических специалистах для развития промышленности и науки.

В 2009 году администрация Барака Обамы объявила о проведении кампании «Обучай инновациям», призванной мотивировать и вдохновлять учеников на успехи по предметам STEM4.

Десять департаментов правительства Соединенных Штатов вошли в партнерство в Комитет по основному образованию (CoSTEM). CoSTEM разрабатывал совместную национальную стратегию по инвестированию федеральных средств в систему образования STEM K-12, которая предполагала расширение участия общественности и молодежи в STEM и разработку лучшего последипломного образования для работников STEM. В настоящее время Министерство образования США предлагает ряд программ на основе STEM, включая исследовательские программы с акцентом на STEM, программы отбора грантов STEM и общие программы, поддерживающие образование STEM.

Согласно прогнозам аналитиков Бюро статистики труда США, в ближайшие десять лет потребность в STEM-кадрах опередит другие специальности на 76%. Только для американского рынка потребуется около 10 млн человек, при этом дефицит кадров сохраняется, несмотря на рост темпов обучения5.

STEM образование в Китае

В настоящее время образование по системе STEM приобретает всё большую популярность во всём мире и особенно в Китае.

Для продвижения STEM-образования в Поднебесной китайское правительство в 2016 году выпустило руководство по национальной стратегии инновационного развития, в котором говорится, что к 2020 году Китай должен стать инновационной страной; к 2030 году он должен быть на передовой среди инновационных стран; а к 2050 году он должен стать мощной державой в области технологических инноваций.

В феврале 2017 года Министерство образования Китая объявило об официальном добавлении STEM-образования в учебную программу начальной школы, что является первым официальным государственным признанием STEM-образования. А позже, в мае 2018 года, в Пекине состоялась церемония запуска и пресс-конференция Плана действий 2029 по китайскому образованию в области STEM. Этот план направлен на то, чтобы позволить как можно большему количеству студентов извлечь пользу из образования в области STEM и вооружить всех студентов научным мышлением и способностью к инновациям. В ответ на стимулирующую политику правительства школы как в государственном, так и в частном секторе по всей стране начали проводить образовательные программы STEM.

Однако для эффективного внедрения учебных программ STEM необходимы учителя, специализирующиеся на образовании STEM и соответствующем контексте, которые необходимо преподавать.

Важность обучения STEM

Согласно отчёту сайта STEMconnector.org, в 2018 году в США требовалось 8,65 млн рабочих в сфере STEM. Производственный сектор столкнулся с критической нехваткой сотрудников почти в 600 000 человек. По данным отчёта, только в сфере облачных вычислений в период с 2011 по 2015 год было создано 1,7 миллиона новых рабочих мест. Бюро статистики труда США сообщало, что к 2018 году основная часть рабочих мест в STEM имела такое процентное соотношение:

• вычислительная техника — 71%;

• традиционная инженерия — 16%;

• физические науки — 7%;

• область естественных наук — 4%;

• математика — 2%.

Не все вакансии STEM требуют высшего образования или даже степени бакалавра. Среди рабочих мест STEM начального уровня таких меньше половины. Однако наличие степени существенно влияет на заработную плату — для должностей STEM начального уровня она на 26% выше, чем для должностей, не относящихся к STEM.

Потребность в специалистах STEM актуальна не только для Соединенных Штатов. Например, в Соединённом Королевстве хотят каждый год выпускать по 100 000 магистров STEM, только чтобы закрыть спрос. В Германии не хватает 210 000 специалистов по математике, информатике, естественным наукам и технологиям.

3.2. Смешанное обучение

От традиционного и математического образования STEM отличает смешанная среда обучения. Она учит вычислительному мышлению и концентрируется на реальном решении проблем. Обучение STEM начинается ещё в юном возрасте.

Начальная школа (1—4 класс). STEM-образование фокусируется на вводном курсе в науку, технологии, инженерию и математику, а также ориентирует учеников на профессии STEM. Это обучение, основанное на стандартах, структурировании, реальных мировых проблемах. Цель состоит в том, чтобы поддерживать заинтересованность учащихся продолжить курсы — как в рамках школы, так и вне ее.

Средняя школа (5—9 класс). На данном этапе обучение становится более строгим и сложным. На этом уровне начинается обучение профессиям, связанным со STEM.

Старшая школа (10—11 класс). Программа обучения направлена на применение предметов в сложной или специальной среде. На этом уровне сейчас доступно множество спецкурсов STEM, ведется подготовка к получению среднего образования и трудоустройству. Больше внимания уделяется расширению возможностей обучения в рамках STEM, а также применению навыков на практике.

Также, согласно статистике, у девушек значительно меньше шансов поступить в магистратуру или начать карьеру по STEM-специальностям. Юноши более склонны изучать инженерные и технологические области, в то время как девушки отдают предпочтение таким наукам, как биология и химия. В целом в отчёте STEMconnect говорится, что заинтересованность представителей сильного пола в карьере STEM в три раза выше.

3.3. Эдьютейнмент

А теперь посмотрим ещё на один метод в образовании. Хотя его, скорее, можно назвать подходом, так как это достаточно комплексное понятие.

Эдьютейнмент (или Edutainment) — это подход, который превращает обучение из скучной «обязаловки» в приятный процесс. Он объединяет обучение и игровые технологии — уже в самом названии соединились два английских слова: education (образование) плюс entertainment (развлечение).

Ничего революционного в этом подходе нет: в детстве все учатся в процессе игры. Революция лишь в том, чтобы распространить такой подход и на другие дисциплины. Ведь в обществе есть стереотип, что обучение — не игрушки, что знания приобретаются через боль, пот и слёзы.

В чём плюсы игрового подхода и почему в будущем он будет ещё популярнее?

Лёгкий вход в обучение. Игровой формат даёт понять: сейчас будет нечто интересное и приятное. Ученик вовлекается в учебный процесс быстро, без негативных эмоций. Все играли в детстве в разные игры, игровой формат знаком обучающимся.

Дополнительная мотивация. Её обеспечивают игровые техники: вот есть цели, и за успехи в их достижении будет награда. Плюс присутствует соревновательный момент. Всё это стимулирует ученика пройти обучение до конца и хорошо себя проявить.

Раскрепощающая безопасность. В игре ученик ведёт себя смелее. И если игра имитирует реальную работу, то могут вскрыться важные моменты: болевые точки или неожиданные достоинства. А также в расслабленном состоянии мозгом лучше усваивается информация.

3.4. Мои первые шаги в Китае

Китай встретил меня ранним утром и прохладной погодой января. Воздух был туманный. Солнца не было видно из-за серого неба. По прилёте мой агент поселил меня в апартаментах на юге Пекина. Это было достаточно далеко — на станции Liangxiang University Town. Мне предоставили студию на 10-м этаже с минимальным набором всего необходимого для жизни. А ещё помогли сделать местную сим-карту и разменяли немного денег.

Было холодно, и после долгого перелёта в первый день я просто отдыхал дома. Отоспавшись, я решил выйти за продуктами и разведать территорию. Понимания, что здесь можно купить и сколько это будет стоить, не было совсем. Практически незнакомый ассортимент, непонятные запахи, никто не знает английский, и нигде не принимают карты Visa. Это было первое личное знакомство с окружающим миром в мой первый вечер.

В тот раз я купил продуктов по минимуму, а потом искал каждую позицию в чеке и пересчитывал на рубли, чтобы сравнить цены с привычными мне. Пришлось использовать переводчик по картинке. Зато было интересно — все отличалось от привычного уклада вещей.

Вот несколько фактов о продуктах в Китае, которые сразу бросились в глаза:

• Лапша продается везде. Впрочем, как и рис.

• Цены обычно указаны за 500 граммов. Это китайская мера веса, называемая «дзинь».

• Овощи оказались дешевле, чем в России.

• Продукты бывают странные. Например, голубое яйцо внутри оказалось чёрным.

• Молочные продукты распространены мало.

Через несколько дней агент сообщил, что мне предстоит встреча, где нужно присутствовать лично. Место встречи находилось в другой части Пекина, в 2,5 часах от моего района. Мне нужно было проснуться в 5 утра, чтобы вовремя быть на месте.

Накануне я приготовил всё необходимое и изучил маршрут, как вдруг вечером в квартире погас свет и перестали работать все электроприборы. Как оказалось, счётчики нужно было пополнять — при достижении 0 они отключали всё электричество. Мой агент перевёл деньги на счётчик, но зачисление происходило в течение 24 часов.

Тьма, холод и самое неприятное — невозможность зарядить телефон. Для экономии заряда я перевёл его в режим полёта и лёг спать.

Утром был ранний подъём, первый спуск в метро, долгая дорога. Я взял ноутбук, чтобы зарядить от него телефон в экстренной ситуации. Которая, конечно же, настала, потому что основное устройство в Китае — это именно сотовый телефон. Без него никуда. На втором месте power bank, которого у меня на тот момент тоже не было.

На место встречи я всё же прибыл. Было холодно, ноутбук давно сел, да и на телефоне оставалось совсем мало заряда, поэтому мы с агентом могли только переписываться. Языковой барьер к тому же делал наше общение долгим, на объяснение простых вещей уходило много времени. И вдруг телефон тоже погас. Внезапно, без предупреждения, видимо, из-за холода. А мы, пытаясь понять друг друга, так и не успели назвать точное место встречи. И до назначенного времени оставалось 8 минут…

Собравшись с мыслями, я решил, что можно зайти в салон сотовой связи (там наверняка есть зарядки). Показав на пальцах, что надо зарядить телефон, я все же получил зарядное устройство. Наконец включился и смог отправить сообщение.

Интересный произошел случай. Он показал мне, что самые разные ситуации могут случиться неожиданно. И надо быть готовым применить все возможные навыки общения. И, конечно же, эрудицию, смекалку и весь жизненный опыт.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как рождается ум. Практические методы обучения детей научному образованию в Китае предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Более подробно об образовании в России можно ознакомиться на сайте Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru/folder/13398#.

2

По данным исследований газеты «Известия», Ссылка https://iz.ru/news/719297.

3

Например, на момент работы с этим текстом я нахожусь в Китае уже 3 года, 8 месяцев, 29 дней и примерно 18 часов.

4

https://obamawhitehouse.archives.gov/administration/eop/ostp/nstc/committees/costem

5

https://www.bls.gov/emp/tables/stem-employment.htm

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я