«Математические головоломки» Якова Перельмана – это увлекательнейшая книга, которая познакомит читателя с пятым, шестым и седьмым математическим действием, а именно: с возведением в степень, извлечением корня и логарифмами. И, конечно, не обойдется дело без парадоксов, задач, арифметических шуток и головоломок. Для среднего школьного возраста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Математические головоломки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава вторая
Язык алгебры
Искусство составлять уравнения
Язык алгебры — уравнения. «Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический», — писал великий Ньютон в своем учебнике алгебры, озаглавленном «Всеобщая арифметика». Как именно выполняется такой перевод с родного языка на алгебраический, Ньютон показал на примерах. Вот один из них.
Чтобы определить первоначальный капитал купца, остается только решить последнее уравнение.
Решение уравнений — зачастую дело нетрудное; составление уравнений по данным задачи затрудняет больше. Вы видели сейчас, что искусство составлять уравнения действительно сводится к умению переводить «с родного языка на алгебраический». Но язык алгебры весьма немногословен; поэтому перевести на него удается без труда далеко не каждый оборот родной речи. Переводы попадаются различные по трудности, как убедится читатель из ряда приведенных далее примеров на составление уравнений первой степени.
Жизнь Диофанта
ЗАДАЧА
История сохранила нам мало черт биографии замечательного древнего математика Диофанта. Все, что известно о нем, почерпнуто из надписи на его гробнице — надписи, составленной в форме математической задачи. Мы приведем эту надпись.
РЕШЕНИЕ
Решив уравнение и найдя, что x = 84, узнаем следующие черты биографии Диофанта; он женился 21-го года, стал отцом на 38-м году, потерял сына на 80-м году и умер 84-х лет.
Лошадь и мул
ЗАДАЧА
Вот еще несложная старинная задача, легко переводимая с родного языка на язык алгебры.
«Лошадь и мул шли бок о бок с тяжелой поклажей на спине. Лошадь жаловалась на свою непомерно тяжелую ношу. «Чего ты жалуешься? — отвечал ей мул. — Ведь если я возьму у тебя один мешок, ноша моя станет вдвое тяжелее твоей. А вот если бы ты сняла с моей спины один мешок, твоя поклажа стала бы одинакова с моей».
Скажите же, мудрые математики, сколько мешков несла лошадь и сколько нес мул?»
РЕШЕНИЕ
Мы привели задачу к системе уравнений с двумя неизвестными:
Решив ее, находим: х = 5, y = 7. Лошадь несла 5 мешков и 7 мешков — мул.
Четверо братьев
ЗАДАЧА
У четырех братьев 45 рублей. Если деньги первого увеличить на 2 рубля, деньги второго уменьшить на 2 рубля, деньги третьего увеличить вдвое, а деньги четвертого уменьшить вдвое, то у всех окажется поровну. Сколько было у каждого?
РЕШЕНИЕ
Расчленяем последнее уравнение на три отдельных:
откуда
Подставив эти значения в первое уравнение, получаем:
откуда х = 8. Далее находим: y = 12, z = 5, t = 20. Итак, у братьев было:
8 руб., 12 руб., 5 руб., 20 руб.
Птицы у реки
ЗАДАЧА
У одного арабского математика XI века находим следующую задачу.
На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной — 30 локтей, другой — 20 локтей; расстояние между их основаниями — 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами; они кинулись к ней разом и достигли ее одновременно.
Рис. 1
На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?
РЕШЕНИЕ
Из схематического чертежа (рис. 2), пользуясь теоремой Пифагора, устанавливаем:
AB2 = 302 + x2, AC2 = 202 + (50 — x)2.
Рис. 2
Но АВ = АС, так как обе птицы пролетели эти расстояния в одинаковое время. Поэтому
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Математические головоломки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других