Бог и Пол. Метафизика секса и смерти

Яков Моисеевич Шмидт, 2013

Книга обращает внимание на сакраментальные совпадения факторов психофизиологии с догматами веры, литературных форм с формами самосознания, категорий эстетики с социальными укладами и на многие другие парадоксальные совпадения и драматические несовпадения, в которых незримо присутствуют и противоборствуют нерасторжимые, как Вечность и Время – Бог и Пол.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бог и Пол. Метафизика секса и смерти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

IV

V

Величие человека состоит в том, что у него есть чувство Величия=Различия и есть чувство Смешного — радости возвращения к безразличию, радости обнуления. От великого до смешного один шаг. Шаг в сторону безразличия.

Смех — это аффект, возникающий из внезапного превращения напряженного ожидания в ничто.

И. Кант “Критика способности суждения”

Где нет возвышенного, не может быть и комического. Лирическое откровение и циничная острота в равной мере свидетельства образа и подобия.

Вера бывает политеистической — со многими богами. И семья бывает полигамной — со многими жёнами, как их ни называй: любовницами, наложницами… Или полиандрийной — со многими мужьями, как их ни называй.

В реальной жизни всё противоречит фундаментальной схеме. Семейные будни зовут прозой, а поход «налево» — днём поэзии. И уж совсем тоскливым и лишённым поэзии кажется религиозный идеал аскетизма и безбрачия. Схема отражает не психологию личности, а скрытую за ней антропологию. И в то же время только через неё можно объяснить загадочную психологию.

Безбрачие, неизбежно ведущее к вымиранию рода и концу Истории, парадоксально заложено в ощущении порочности зачатия. Отчего семейный уклад с его моралью кажется промежуточной ступенью, на которой споткнулась и застряла История. Или, лучше сказать, История и есть промежуточная ступень. Следующая ступень уводит за пределы нашего понимания. Но об этом чуть позже.

Чем больше умозрение отодвигает восприятие, тем более реальной становится противоположность очевидному. Только умозрительно отодвигаясь от очевидного, догадались, что Земля, на вид плоская и неподвижная, имеет форму шара, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, то есть взгляд человеческий всё более совпадал со взглядом Дальнего Наблюдателя. Но восходом и закатом любоваться, слава богу, не перестали.

Внешнему наблюдателю наша планета видится круглой и вращающейся. Ему видна иная гармония, нам недоступная или доступная лишь умозрительно. Кто знает, может быть, взгляду запредельному видна совершенно особая роль Земного Шара.

Извечная боль философского пессимизма: отсутствие смысла жизни и мироздания — происходит от внутреннего убеждения, что такой смысл должен быть: …кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Сказано было не различать добра и зла: смысла и бессмысленности, порядка и хаоса, красоты и безобразия, достойного и постыдного.

История демонстрирует бессилие человека распутать переплетение добра и зла: дорога в ад вымощена благими намерениями. Кукиш, как говорил Розанов, будет памятником философу.

Ибо всему живому знать дано приятное и неприятное, разуму дано постигать причину и следствие, различать истинное и ложное, целесообразное и нецелесообразное, но знать добро и зло — возвышенное и низменное, как самоцельную самооценку, есть богоравность, со-знание с Ним на равных.

Но яблоко съедено и то, что у зверей естественно и однозначно, люди воспринимают символично и трёхзначно: как Таинство или унижение или опустошение. Одна и та же сцена несёт разный смысл в зависимости от контекста — как Поэзия или Сатира или Проза. Когда говорят, что отношения себя исчерпали — значит, прежний текст утратил смысл и стал «рыбой» на ту же мелодию. Если не пародией. Нужны новые слова гимна, новая пара, Новый завет.

До нарушения заповеди сказано было про женщину и мужчину:…и будут два одна плоть. А после нарушения сказано женщине:…умножая умножу…к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою. Он будет господствовать, а её влечение к нему ещё умножится.

Конец ознакомительного фрагмента.

IV

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бог и Пол. Метафизика секса и смерти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я