Бог и Пол. Метафизика секса и смерти

Яков Моисеевич Шмидт, 2013

Книга обращает внимание на сакраментальные совпадения факторов психофизиологии с догматами веры, литературных форм с формами самосознания, категорий эстетики с социальными укладами и на многие другие парадоксальные совпадения и драматические несовпадения, в которых незримо присутствуют и противоборствуют нерасторжимые, как Вечность и Время – Бог и Пол.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бог и Пол. Метафизика секса и смерти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

III
V

IV

Совершенно необъяснимой кажется только третья фундаментальная одномерность Духа и Пола.

Если вместо пространного понятия о духовном употребить более конкретное — Язык и Музыка в их неразрывной связи слов и интонаций, то можно обнаружить три способа этой связи.

Первый состоит в том, что слова соответствуют музыкально-поэтической интонации и усиливают её звучание.

Второй способ можно назвать пародийным, когда слова имеют прямо противоположный смысл и звучат как насмешка над музыкальным образом (или, наоборот, лирическое откровение, спетое на мотив частушек). Вспомним попутно, что Сатиры в древней мифологии — божества похотливые.

И, наконец, третий способ связи называют рыбой. Он представляет собой набор слов, просто укладывающихся в метр или мелодию и, как бы, её опрощающих, опустошающих. Нельзя не заметить, что это тоже сатира, разве что, менее злорадная.

Этим трём способам связи смысла с возвышенной интонацией отвечают три формы мировоззрения.

Первому соответствует Вера, второй похож на воинствующий атеизм, третьему соответствует «нулевой» атеизм, давно уже победивший и апатично осевший в умах.

Первый возвышенно определит красоту как «бесконечную жизнь, заключённую в конечную форму» (Г. В. Ф. Гегель, Н. А. Бердяев). Второй разоблачит в эстетике вытесненную сексуальность. Третий скучно объяснит красоту как пользу или выгоду.

Поэзия — Сатира — Проза = Вера — Воинствующий атеизм — Атеизм.

Это не совпадает с тем, что проповедовал исторически реальный воинствующий атеизм, который был аналогом «воинствующей веры» — инквизиции. Надеюсь, читатели понимают условность принятой здесь терминологии. Нашу версию подтверждает тот факт, что в Советском Союзе были равно запрещёнными религиозная и сексуальная пропаганда.

Насильно верить или не верить, как и любить или не любить, не заставишь, но хладнокровной веры, как и безразличной поэзии, не бывает — это всегда заряженная информация. Отсутствие заряда переживается как «сердечная недостаточность»: Без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви. Отодвинутость человека от человека и человека от веры очень схожи. Философский экзистенциализм характеризует безверие в своей мрачной терминологии: Страх, Ужас, Скука, Тоска, Пошлость, Фантазмы.

В начале было Слово, совпадающее с мелодией. Поэзия первична.

Три формы мировоззрения есть одновременно три формы самосознания и все три даны неотрывно вместе.

Такая же тройственность открывается при взгляде «снизу», со стороны Пола.

Есть то, что называют Таинством брака. Заговор двоих против всего мира.

Есть то, что можно по аналогии назвать «воинствующей антисемейностью», которую в мирное время заменяют нецензурные выражения. Унизить можно лишь то, что высоко поднято. В Дании, стране свободного секса нет мата.

И есть «нулевая» обыденность, половой сервис. Иногда к ней, не без юмора, но и не без основания относят так называемое «устоявшееся семейное счастье». Но ближе к полному обнулению, т. е., к несемейному, стадному укладу общественной жизни, конечно, публичный дом. Публичный, значит, открытый, всенародный. В принципе (а, иногда, в реальности) — это открытая общая спальня.

Все рассмотренные примеры рисуют нам шкалу, где бесконечно положительные значения знаменуют эстетику возвышенного, религию, провидение, незаменимость, суженость, таинство и закрытость.

Нуль принадлежит привычному атеизму, практичности, открытости, общности, случайности, безындивидуальности, безличности, безразличности, равенству, доступности — бессимволичности.

А отрицательные значения — сатира, воинствующий атеизм, насилие и мат направлены на обнуление, унижение положительных. Атеизм может просто не знать бога, воинствующий атеизм в боге нуждается.

Августин (Блаженный) учил: Как тишина есть отсутствие всякого шума, нагота — отсутствие одежды, болезнь — отсутствие здоровья, а темнота — света, так и зло есть отсутствие добра, а не нечто существующее само по себе. По нашей версии есть ещё и минус — злорадство и трагикомизм возвращения от плюса к нулю. Прагматизм после романтизма выглядит цинизмом.

V
III

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бог и Пол. Метафизика секса и смерти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я