Восход памяти

Ядвига Симанова, 2021

Жизнь Марианны похожа на сказку, но отнюдь не добрую, – чем дальше, тем страшнее. Всему виной – проклятье цыганки, повстречавшейся девушке на перроне железнодорожной станции. А что, если встреча эта не случайна и вся ее жизнь подчинена чьему-то заранее продуманному плану? И проблемы в личной жизни, и несчастный случай, покалечивший ее, и необъяснимые провалы в памяти, и таинственный Вихрь – помеха в информационном поле, который пытается отыскать молодой ученый Константин, – все это части одной мозаики. Жестокая цыганка, мальчик-андрогин с на редкость не подходящим ему именем, призрачная девочка, обитающая по ту сторону зеркал, что зовет себя Марийкой, популярный рэп-музыкант и некая Бусинка, сущность из недр земли, – все связаны между собой невидимой нитью. И ключ ко всему запрятан глубоко в тайных подвалах памяти Марианны. Личная история Марианны – история взаимоотношений девушки с ее прошлым и будущим, тесно переплетенная с символикой Таро, бег от самой Смерти. «Смерть – это Гидра, от нее надо бежать!» Только ли от нее? Марианне раскрывается альтернативная картина мира, с восприятием которой понимаешь, что бежать, по сути, некуда. Книга погружает в мир магии и мистического символизма. Наряду с занимательным сюжетом и неожиданной развязкой в ней под художественным соусом преподнесены некоторые практические знания.

Оглавление

Глава 4. Сон Марианны

Широкая деревенская дорога… Заснеженный асфальт, по бокам неказистые деревянные домишки утопают в сугробах, впереди — туманный горизонт оловянных небес. Прежде она уже шла той дорогой, вот только никак не припомнит когда. Голова ее покрыта серым пуховым платком, из-под которого выбиваются черные кудри. Грузное тело едва способно выдержать путь, но она знает — идти надо, не такое терпели. Но куда и зачем она идет, она силится вспомнить, но усилия эти напрасны… Марианна открывает глаза. Странный сон… Ни широкой заснеженной дороги, ни того, кто шел по ней, она не помнит. Глубокая ночь скрывает очертания предметов, но это точно ее комната, ее одеяло, которым она накрывается по плечи, засыпая в плену уже совсем другого сна — мучительного, приходящего из ночи в ночь назойливым напоминанием о пережитых ранах.

В ранних декабрьских сумерках Марианна бредет по лесу. Тропинка совсем пропала, и ноги в узеньких сапожках проваливаются в сугробы. Снег проникает внутрь, и ступни ощущают холодную влагу, колени под тонкими колготками давно замерзли. Короткая юбка и овечий полушубок — симпатично, но явно не по случаю. Знала бы она заранее, что телефонное приложение неверно определит адрес, что от железнодорожной станции до бабкиного дома идти и идти, что дорог здесь нет — сплошная глушь и снег, — может, оделась бы по-другому. Но делать нечего — поздно отступать. Дорогу назад все равно не найти. Раз безнадежно заблудилась, придется идти вперед.

Вперед… А зачем? Что за блажь привела ее сюда? Что не так было с ее жизнью, что заставило благополучную во всех отношениях (или почти во всех) молодую девушку блуждать по заснеженному лесу в поисках деревенской ведуньи? Бухгалтер — востребованная профессия, как всегда говорила мама — учись тому, что приносит деньги, и Марианна выучилась. Теперь она — ценный специалист со стабильным заработком. До тридцати еще было далеко, а она уже успела закрыть ипотеку — небольшая однокомнатная квартира на окраине, зато собственная, — несомненное достижение и предмет гордости ее родителей. Всего добилась сама, все выносила на своем горбу. Но время шло, и так Марианна переходила из одного благополучного дня в другой благополучный день, и благополучие это почему-то совсем не радовало. Ее душа засыпала… Ненавистная стабильная работа звала каждое утро, а после вечером она возвращалась в одинокую квартиру — комфортабельную тюрьму, однако уже не отягощенную ипотекой. Марианна сгорала… До тридцати еще далеко, а она почти перегорела, став равнодушной к самой жизни. Она считала, что жизнь дана для чего-то большего, чем работа и стабильный доход, всего этого слишком мало для жизни. Время шло, а горб становился все больше, он довлел над ней, а на горбу жирным шрифтом виднелась вытатуированная надпись — «благополучие». Девушке попросту не хватало сил, чтобы продолжать нести свое «благополучие», для сил требовались эмоции, а взять их оказалось неоткуда. В жизни Марианны совсем не было любви. Обстоятельство странное и даже фатальное. Все ее отношения заканчивались, а точнее, обрывались, не успев начаться, без каких бы то ни было видимых причин. Девушка привлекала внимание, но когда отношения достигали черты под названием «серьезные», карточный домик из внимания, подарков, комплиментов и прочих нежностей мгновенно рушился. Нет нужды вдаваться в детали — каждый новый раз в точности повторял предыдущий неудачный опыт. И так без конца. Подруга Марианны, Галина, уверяла, что это рок и непременно стоит разобраться, в чем дело. Она же посоветовала лесную ведьму. И вот перед Марианной — сырость, снег, глухой лес, сугробы по колено, холод и тьма…

Неподалеку каркнула ворона — недобрый знак… или наоборот? Марианне отчего-то захотелось пойти в том направлении, откуда доносилось карканье. Ворона уже не одна, их целых две, они кружат в верхушках заснеженных елей, откуда горстями падают студеные хлопья. А вот и третья ворона — пролетела прямо над головой. Мысли спутались. Ноги сами несут девушку в глубь леса, где она, черпая сапогами снег, протаптывает дорогу в неизвестность, провожаемая карканьем черных птиц. Неужели она не ошиблась и это огонек мерцает вдалеке? Марианна заставляет себя ускорить шаг. Вороны как будто ждут ее и тоже летят на огонек. Девушка боится потерять сияние из виду и следует напрямую, продираясь через валежник, не замечая, как острые сучья режут онемевшие колени через давно порванные колготы. Все это — житейские мелочи по сравнению с радостью, что охватывает Марианну — неужели спасена? Неужто нашла? Огонек светит из незашторенных окон маленькой избушки, сколоченной из крупных бревен и едва заметной через толстый слой налипшего на древесину снега. Марианна уверена — она нашла то, что искала. Она позволяет себе остановиться, отдышаться, морозная влага наполняет грудь.

И вот она уже сидит в тускло освещенной комнатенке на скрипучем деревянном табурете, попивая свежезаваренный хозяйкой час с весьма странным вкусом из затейливой смеси трав и кореньев. Печь давно не чищена — черна от золы, и в ней неспешно тлеют поленья. Но аромату дров не под силу перебить затхлый запах старости всего и вся. Марианне кажется, что этот тухлый смрад исходит от самой хозяйки: тощей сгорбленной старухи с платком на голове, едва скрывающим жиденькие ниточки седых волос, и с огромной бородавкой под левым глазом, который то ли из-за нее, то ли сам по себе значительно меньше правого и скошен к переносице. «Настоящая Баба-яга, — думается Марианне. — Что ж, тем лучше, ведь так и должна выглядеть настоящая ведьма».

— Беда твоя — не редкость, — говорит старуха скрипучим голосом. — Ты вся такая ладная: фигурка, смотрю, волосы белесые. Образованная, видать тоже. А счастья нет…

Марианна смутилась под оценивающим взглядом ведьмы, а та продолжала:

— Стоит кому-то тебе полюбиться, чуть сердечко забьется сильнее… как бац! Конец всему! Пропадает хлопец, да так, что не сыскать. И видеть тебя не хочет, знать не хочет, из сердца вон. Вот что я скажу тебе, девица: порча это!

Старуха угрожающе подняла вверх палец.

— А кто ее на меня навел? И можно ли как-то ее снять? — спрашивает Марианна.

— Узнаем, — говорит старуха. Берет в руки карты, обыкновенную игральную колоду. Тасует. — Сними! От себя, говорю!

Девушка с трепетом касается колоды. Старуха смачивает слюной палец, достает верхнюю карту, которая тотчас появляется перед самым лицом перепуганной девушки.

— Вот она — твоя пиковая дама! — ржавым голосом изрекает ведьма, тыча пальцем в картинку с изображением профиля темноволосой женщины.

В глазах Марианны — недоумение и немой вопрос, а глубже — то, что скрыто: сожаление о напрасно потраченном времени и все более крепнущее желание поскорее покинуть странную и страшную бабку.

— Вспомни, — продолжает скрипеть старуха, — твои шестнадцать лет, кожаная куртка, черная юбчонка короткая, вокзал, железная дорога, станция с буквой «В»…

— Выхино! — вдруг мелькнуло в памяти Марианны, и сердце обдало холодком. — Помню, станция «Выхино», я ездила к родственникам, верно, и мне было шестнадцать…

— А цыганку помнишь?

Ведьма подводит Марианну к овальному зеркалу на стене — единственному безукоризненно чистому предмету из всей обстановки. В зеркале — немного уставшее, но несомненно привлекательное лицо сероглазой блондинки с короткой стрижкой. Тут же гаснет свет, и из-за плеча девушки появляется старуха со свечой в руке.

— Зажмурь глаза и по моей команде быстро открой! — командует она.

Марианна делает, как ей велено.

— Гляди! — вновь командует ведьма, кладя руку девушке на плечо.

И девушка смотрит в зеркало широко распахнутыми глазами — в нем на месте лица белокурой девицы отсвет мерцающей свечи являет грубые черты, черные кудри под цветастым платком.

— Она! — что есть мочи кричит девушка, отпрянув от зеркала. — Это она! Цыганка, та самая!

Марианна оборачивается, рыская глазами в темноте — старухи не видать.

— Тук-тук! — Кто-то стучит в окно. — Тук-тук!

Сердце девушки замирает. Она устремляется к окну: сквозь тьму различимы белые снежинки, и что-то еще проглядывает через стекло. Марианна подходит ближе и замирает вновь, не в силах выдавить крик: из тьмы лесной чащи во мрак ведьминой избы глядит черный вороний глаз…

Зажигается лампа, свет наполняет пространство избы, рассеивается тьма, а вместе с ней и страх, навеянный колдовскими чарами.

Появляется и старуха, будто и не исчезала вовсе.

— Вижу, ты вспомнила, — говорит она, как ни в чем не бывало попивая за столом свое пойло.

— Да, вспомнила, — соглашается Марианна. — Помню, как стояла у платформы в ожидании поезда. Перрон непривычно пустой: я да старая цыганка неподалеку, больше никого… Цыганка подошла ко мне. «Дай, погадаю», — говорит. Я ответила, что не стоит. Она принялась бесцеремонно тыкать в меня пальцем — то по руке попадет, то по плечу, по животу, приговаривая: «Надо погадать, надо, а то худо будет. Деньги-то есть у тебя? Деньги давай!» Я понимала, что надо уходить, но руки сами полезли в сумку, достали кошелек. Я готова была отдать все, лишь бы избавиться от назойливой попрошайки. Но денег в кошельке, как назло, не оказалось — последние я потратила на билет. Я искренне сожалела. Но цыганке, похоже, было плевать на мою искренность. Она, разглядев пустой кошелек, затараторила, буравя меня черным немигающим взглядом, от которого мутнело в голове: «Скверно, девочка, скверно… Не видать тебе счастья, мимо оно пройдет…» — или что-то вроде того, не помню уже.

Тут как раз подошел поезд и люди вдруг замелькали на перроне — целая толпа, а цыганка пропала, скрылась за чьей-то спиной, и нет ее уже. Я впрыгнула в отворившиеся двери вагона, поезд тронулся, платформа осталась позади. Но скверный осадок от встречи с цыганкой остался надолго. До сих пор я не забыла ее лица и темных глаз, вгрызающихся в самую душу, — их я увидала в зеркале. Значит, это она навела на меня порчу?

— Значит, так, — ответствует старуха.

— Вы можете ее снять?

Похабная ухмылка обнажает двойной ряд зубов, и ведьма произносит:

— Я? Ни в коем случае! Снять может только тот, кто порчу навел. Да и не порча это — проклятье!

«Что я тогда здесь делаю?» — думает Марианна.

— Но я могу спасти твою душу. Ваша встреча на платформе была не случайной. Все предопределено. Это наказание за грехи.

— За что? Что я такого успела натворить к шестнадцати годам, что заслуживало наказания на всю оставшуюся жизнь? — возмущается Марианна.

— Остынь, девица! — шикает ведьма, брызжа слюной. — Кто сказал, что наказание — тебе? Твоей душе воздается по заслугам за прошлые ее непотребства. Это — закон. Нынешняя жизнь предъявляет счет за прошлое зло твоей черной души.

— Я, кажется, начинаю понимать… Вы говорите, можно спасти душу. Иными словами, можно как-то закрыть этот счет?

— Закрыть его можно только нынешней жизнью. Заплатив! Иного пути нет.

Ведьма сделала пауза, отхлебнув пойла.

— Можно устроить так, что следующее твое воплощение не унаследует грехи этой жизни.

Марианна тут же сникла:

— Зачем мне это? Ведь в другой жизни я буду уже не я?

— Не ты… не ты… Но твоя душа — единая для всех прошлых и будущих воплощений. Душа, хранящая память каждого из них, в конечном итоге завершит цикл перерождений и отправится дальше — к свету или куда ты там хочешь… — Снова отвратительная ухмылка скривила рот. — Она, душа, требует очищения. Это нужно твоей душе, а значит, и тебе нынешней, и тебе будущей. Скажи, хотелось бы тебе без накопленного груза грехов войти в следующую жизнь?

Марианна думает, что, в сущности, ничем не рискует.

— Что для этого нужно? — произносит она.

— Это уже совсем другой разговор! — Старуха удовлетворенно потирает ладони. — Представь, что твоя душа может получить следующее воплощение, не дожидаясь твоей физической смерти. Представь, что в одном и том же времени смогут существовать две половинки одной души — ты и другая ты.

— Наподобие моей копии?

— Не совсем. Некому тебя копировать. Ты сама делишься… Делишься частицей своей души. В части заключено целое — запомни это! Тем самым душе дается новая жизнь, новое воплощение. Главное — в этой новой жизни не будет места старым счетам, ты-то свою жизнь еще не прожила, и предъявлять покамест нечего! Вдобавок ты сможешь сама наблюдать за тем, как растет новая жизнь, помогать этому человеку, указывать путь, зная, что ты и он — одно целое.

— Похоже на клонирование… Клонирование души, — вслух подумала Марианна.

— Давай-ка, девица, попроще! Без новомодных слов! — отрезала старуха.

— Мошенничеством, говорю, попахивает, — тут же нашлась девушка. — Не по-божески как-то это…

— А невинным созданиям ни за что ни про что расплачиваться по счетам прошлого, о котором они даже не помнят, по-божески? Впрочем, как знаешь. Мое дело — предложить, — процедила старуха сквозь зубы, отвернувшись.

Марианне вдруг вспомнился фильм из детства про Мэри Поппинс и сцена, что тронула до слез: когда по велению волшебства взрослые встречаются со своим детством и беседуют с детьми — теми, кем были когда-то. Маленькая Марианна не раз представляла, что бы она-девочка сказала себе взрослой. А когда сама повзрослела, не раз задумывалась, что бы могла себе, девочке, посоветовать, от чего бы предостерегла. И теперь ей предоставляется, по сути, та же возможность — направить себя будущую по верному пути.

— Что нужно сделать? — спрашивает Марианна.

Старуха оборачивается, и Марианне почудилось, будто молния сверкнула и тут же погасла в зрачке ее левого косого глаза.

* * *

Марианна просыпается, сжимая в руке белую наволочку. «Снова этот сон, будто явь. Ненавижу его!» — думает она, но на всякий случай с надеждой ощупывает ноги — без изменений. Ведь во сне она шла по лесу на своих ногах. «Нет, без изменений, — в который раз с горечью замечает она. — Я по-прежнему не чувствую ног…»

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я