Наука побеждать для начинающих предпринимателей

Юрий Яворский

Книга о том, способны ли вы создать собственный бизнес и как правильно надо начинать своё дело, если вы на это уже решились.Многочисленные советы автора в примерах из практики 25 лет личного опыта предполагают работу над ошибками, если вы уже в бизнесе, и содержат рекомендации: как не совершать типичные ошибки, не заблуждаться, начитавшись американских книг, и не верить в мифы, создаваемые теоретиками от бизнеса.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука побеждать для начинающих предпринимателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Способность быть «композитором»

Нельзя стать предпринимателем играючи. Но предпринимателя можно в себе вырастить, соблюдая правила рынка потребления и одновременно нарушая их. Это могут себе позволить только люди с нестандартным мышлением и способностями.

Важнейшее качество будущего предпринимателя — способность «сочинять» процесс. Предприниматель должен быть «композитором» или стремиться имстать.

Здорово, если начинающий предприниматель сумеет совместить определения «творец» и «организатор». Бизнесмен должен быть способен не только «творить мелодию», но и «организовывать» её выпуск и продажу, переходя из кустарной стадии в стадию структурированного современного производства.

Творчество, направленное не только на создание продуктов или услуг, но и на их реализацию, является краеугольным и даже философским камнем предпринимательской деятельности.

Многие примеры рыночных успехов построены на исключениях, и именно на них сегодняшние гуру выстраивают программы обучения в школах бизнеса. Однако бизнесреальность куда шире примеров «Кока-колы», «Макдональдса», «Майкрософта», Форда, Трампа или Стива Джобса. Начинающие предприниматели в своём подавляющем большинстве не понимают, каким образом можно сотворить такое чудо, как Интернет, или как построить компании, подобные Apple или Skype.

Предпринимательство — это повседневная рутина из труда и забот, лишь изредка переходящая в праздник, если настигает внезапный финансовый успех. При этом важно, чтобы успех был не разовым, а на годы и с устойчивым ростом. Бизнес-процесс можно сравнить с эскалатором, который движется только вниз. Хочешь быть успешным — шагай по нему вверх. Хочешь опережать других — беги, не останавливайся.

Итак, ваш бизнес стартовал, появились первые успехи — вы позволяете себе купить дорогую машину, элитное жильё, руководствуясь порой не столько собственными желаниями, сколько сложившимися в обществе традициями…

Вилла, яхта, VIP-курорты, экзотические страны — чтобы всё это не потерять, предприниматель вцепляется в руль своего бизнеса до белых костяшек на руках. Но если он рулит персонально, то продолжает оставаться менеджером. Такое «раздвоение личности» — владелец и менеджер — сродни тому, когда композитор, постоянно проводя время за роялем, является ещё и музыкантом в им же созданном оркестре. Чтобы зря не расходовать энергию, которую лучше направить в русло творческого созидания, предприниматель-«композитор» должен только «сочинять» бизнес, а непосредственное управление как можно быстрее передать в руки наёмного менеджера.

Успех в конкурентной борьбе — это и непрерывный рост, и способность предлагать новые интересные методы продвижения своего продукта или услуги, и постоянное обновление. Если при этом предприниматель останется «композитором», то он всегда будет на шаг впереди своих конкурентов.

Впрочем, в любом развитии есть предел, поэтому неизбежно возникают вопросы: как же определить свой максимум? Стоит ли довольствоваться приобретённым в собственность табачным киоском, парикмахерской или небольшой пекарней? Есть ли возможность, с самого начала ограничив себя в доходах, держать небольшой по размерам бизнес всю жизнь? Изначально никто не задумывается, до каких высот в бизнесе он дойдет, но даже у тех, кто выпускает домотканые чулки или чеканит по металлу, есть мечта, чтобы их продукция и их творчество было признано максимальным количеством людей.

Признание определяется спросом. «Я хочу производить нечто стоимостью в один доллар, но чтобы это купили все жители планеты,» — примерно так должен думать каждый начинающий предприниматель.

— Практика бизнеса —

…Мне приходилось неоднократно наблюдать, как мои друзья начинали выстраивать бизнесы, а затем неожиданно меняли направление своих амбиций, придумывая новые пути развития. Одна из таких компаний сегодня работает с тентовыми тканями и в своём сегменте стала одной из самых известных и сильных. Хозяева бизнеса (семейная пара) на старте занимались торговлей обувью: покупали оптом и продавали в розницу, накапливая опыт, компетенцию и начальный капитал. Они выезжали на итальянские фабрики, увеличивали количество точек реализации, но в один прекрасный момент вдруг начали шить тенты на грузовые автомобили. Почему случился переход в совершенно другую сферу деятельности? Ответ прост: они не смогли преодолеть нарастающую конкуренцию в рамках обувного бизнеса. И «композиторский» талант подсказал: меняйте рынок, переносите свои усилия туда, где нет такой жёсткой конкуренции!

Рынок пошива тентов на тот момент оказался пустым и растущим. Сначала они решили работать в партнёрстве с «Камтентом» из Татарстана, но вскоре появилась самостоятельная компания «Нижтент». В течение уже первого десятилетия «Нижтент» стал не только доминировать в своём регионе, но и развиваться в других субъектах России. Приобретённое оборудование и организация производственных площадей с десятками хорошо обученных сотрудников позволили хозяевам бизнеса шагнуть в сторону создания из тентовых и других специальных тканей павильонов, а ещё позже сдавать их в аренду. И всё это благодаря тому, что они не остались на «сжавшемся» обувном рынке, а перешли в другой, обеспечив своему бизнесу устойчивый рост.

…Я начинал с торговли запасными частями, но однажды, гуляя по авторынку, вдруг обнаружил, что комплектующие для панели приборов (их было чуть более сотни) продаются по отдельности и все детали вплоть до самых мелких есть в наличии. Сложив цену комплектующих, понял: готовая панель приборов на том же авторынке стоит в два-три раза дороже. Я купил все комплектующие, собрал панель приборов и продал её в ближайшем комиссионном автомобильном магазине, удвоив тем самым капитал, вложенный в комплектующие. Через несколько месяцев в моих мастерских работало несколько сборщиков панелей, а в последующие годы моё молодое предприятие выпускало для растущего авторынка страны уже тысячи панелей приборов.

Как без нот не написать музыку, а без слуха не стать композитором, так и предпринимателю без образованности и осмотрительности невозможно развить и расширить созданный бизнес.

Я много путешествовал и много учился, посещая различные бизнес-школы. В основе одной шведской программы обучения лежал очень полезный призыв «подглядывайте!».

Подглядывайте и учитесь: путь, который другие уже давно прошли, необходимо изучить как можно быстрее. Очень важно узнать процесс поближе: постараться освоить всё, что связано с поставками сырья и материалов, а также разузнать, как работают дилерские и дистрибьюторские механизмы в интересующей вас сфере деятельности, каковы законодательные нормы, налоги и ограничения, какие необходимы лицензии и как сертифицировать выпускаемую продукцию или услугу.

— Практика бизнеса —

…Один мой приятель, будучи уже состоявшимся предпринимателем в сфере оптово-розничной торговли продуктами питания, принял решение параллельно начать новый бизнес. В одночасье приобрёл оборудование по производству зубочисток и запустил небольшой цех. Где-то подсмотрев технологический процесс, он посчитал, что с его более чем пятьюдесятью магазинами (и при опыте реализации большого ассортимента в других дружественных торговых сетях) у него достаточно быстро получится сделать бизнес по производству зубочисток прибыльным. К сожалению, ни предпринимательский опыт, ни прекрасно скопированный технологический процесс не смогли помочь, поскольку у него не оказалось «партитуры» всего процесса производства зубочисток. Было очень важно разобраться: сколько стоит кубометр леса, какого качества древесину необходимо использовать, есть ли возможность наладить регулярное сотрудничество с серьёзным поставщиком сырья и как быть с упаковочной тарой?

Он создал это производство, потому что владел небольшим лесным хозяйством и лесные угодья позволяли иметь дешёвую древесину любого размера и качества. Но оказалось, что лесозаготовка, производство зубочисток, их упаковка и реализация — это разные по прибыльности, объёмам и сложности бизнесы. Когда же предприниматель смешал эти разные бизнесы, то на выходе получил убыточное производство зубочисток, которое впоследствии пришлось продать, так же как и бизнес по заготовке леса. А вот в продовольственном ретейле он до сих пор очень успешен.

…Однажды я решил помочь создать бизнес с нуля. Я был уверен, что достаточно применить некий набор знаний, правильно определить продукт и место его реализации, и всё получится. Мы подобрали немецкий кожгалантерейный бренд «Пикард», закупили непосредственно на фабрике достаточный для торговли объём продукции в максимально широком ассортименте и с максимально возможными скидками, привезли в Россию, растаможили, открыли две торговые точки. Успешные продажи длились всего десять месяцев, пока хозяйка бизнеса лично контролировала весь процесс. Однако обстоятельства сложились так, что пришлось поручить бизнес-управление доверенному топ-менеджеру. Через некоторое время бизнес перестал быть прибыльным, а потом и вовсе закрылся.

Как бы «правильно» ни был организован бизнес, им должен заниматься сам хозяин. Ни один консультант не поставит бизнес так, чтобы он вечно приносил прибыль без участия в нём самого предпринимателя, поскольку по ходу написания «партитуры» бизнеса (а бизнес-процесс никогда не бальзамируется) только предприниматель-«композитор» может вносить изменения и быть бесконечно успешным. Но сам бизнес-процесс — никогда.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука побеждать для начинающих предпринимателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я