Четверть века назад северо-западный угол Ленинградской области приковал к себе внимание всей страны: 14 октября 1999 года произошел штурм Выборгского ЦБК сводным отрядом ГУИНовского спецназа и частного ОП-формирования… Штурм комбината в поселке Советский, предпринятый в интересах очередного «законного» собственника по решению Выборгского суда считается кульминацией многомесячного противостояния трудового коллектива и двух поочередно сменявших друг друга юридических лиц — «Нимонор» и «Алцем». претендовавших на имущественный комплекс обанкроченного акционерного общества «Выборгский ЦБК». Противостояние закончилось победой трудового коллектива: собственники предприятия в письменном виде дали согласие на выполнение всех экономических требований — полное погашение задолженности перед работниками ОАО «Выборгский ЦБК», подписание коллективного договора, обеспечение медицинского страхования, сохранение 2550 рабочих мест, сохранение профиля предприятия, запуск производственного комплекса.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Выборгское противостояние в современной политической истории России. Часть Первая. Перед штурмом» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. Муниципалы, вперед! Или, Вперед в муниципалы
Точка отсчета
Некоторые нюансы в отношении озвученных в предыдущей главе персонажей сложно понять, не затронув историю становления местной муниципальной власти.
Это сладкое слово… Зона
Субъективные истоки Выборгского самоуправления надо искать в… «зоне». Правда, в «свободной». И ещё, якобы, — «экономической».
Теоретически свободная экономическая зона — это часть суверенной территории государства, где товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без уплаты обычных таможенных сборов, иными словами — это своего рода беспошлинная торговая и складская зона, которая, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматривается как находящаяся за пределами государственных границ. Такие зоны десятилетиями существовали и существуют для облегчения международной торговли во многих странах, в том числе европейских — Италии, Испании, Германии.
Разговоры о свободной экономической зоне в Выборге выплеснули на страницы газет в 1988 году. Этому предшествовало заседание Политбюро ЦК КПСС, на котором тогдашний 1 секретарь Ленинградского обкома КПСС Ю. Соловьев «пробил» Выборг[384]. СЭЗ сразу стала скорее пропагандистским лозунгом, чем экономическим проектом. Кто только «не использовал» эту идею. «Демократы» всех мастей — в дискуссионном 89-м, выборном 90-м и путчевом — 91-м: «свободная» преподносилась как «свободная от государственного планирования, от монополии на внешнюю торговлю, открытую для предпринимательства». После, когда эта мечта сбылась и в масштабах всей страны «воцарился» рынок, знамя «зоны» подхватили бюрократы. Масть у них была исключительно серая — по цвету рабочего костюма. Делали они всё исключительно в интересах народа, а именно — населения Выборга и района. Поэтому, с их точки зрения, идея «свободной экономической зоны» приносила свои результаты хотя бы по факту её провозглашения.
Шли серьезные проработки. Появилось несколько более или менее сырых проектов, из которых самым детальным было создание выборгской «Экономической палаты». На её основе и разработали Положение о СЭЗ «Выборг», утвержденное 9 июля 1991 года Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным. В этом Положении было много всяких интересных, а по тем временам прямо-таки революционных предложений — таможенные и налоговые льготы, безвизовый въезд иностранцев, «электронные деньги»… Увы, всё уперлось в необходимость подготовить и согласовать множество нормативных актов.
Пакет документов по выборгской «зоне» гулял по Верховному Совету вплоть до 93-го года, когда он и сгорел вместе с Белым Домом.
Стоит ли этому удивляться?! Напомним, что уже имелся определенный опыт СЭЗ в Находке (Постановление Верховного Совета РСФСР «О создании в Приморском крае и районе г. Находка свободной экономической зоны» было принято 24 октября 1990 года). Тем не менее, Распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 12 мая 1991 года № 1188–1 «О хозяйственно-правовом статусе зон свободного предпринимательства г. Ленинграда и г. Выборга Ленинградской области»[385] изобиловало, несмотря на короткий текст, юридическими «перлами» типа: «предоставить… статус зоны свободного предпринимательства (свободной экономической зоны) с… упрощенным порядком… создания советских и иностранных предприятий». Даже по действующему до перестройки законодательству вряд ли можно найти юридическое определение «советское предприятие».
Но не точность юридических формулировок была целью разработчиков документов, а «скорейшее» принятие самих этих документов. Цель поставлена, её надо реализовать также «советскими» методами: «Совету Министров РСФСР (т. Силаеву И. С.), Ленинградскому городскому Совету народных депутатов (т. Собчаку А. А.), Ленинградскому областному Совету народных депутатов (т. Ярову Ю. Ф.)… обеспечить утверждение до 1 июня 1991 года Положения…». В результате документ «продавили», но «получилось как всегда» — «сделай то, не знаю что»!
Можно сказать, что в этом заключались субъективные предпосылки того, что проект не будет реализован. Менялись разработчики и эксперты, давались разные, в том числе и разумные советы, но дело стояло на месте. Выборгской СЭЗ — её по факту так и не получалось. Чтобы понять причины подобного «не сложения», прежде надо уяснить, а «Что» хотели сделать.
Сначала всё было просто: территория СЭЗ равна Выборгскому району. «Зона» представлялась как место производства экспортной и импортозамещающей продукции. Примерно через год после постановления правительства появилась идея создания субзон. Предполагалось учредить их в Светогорске, Приморске, в обоих портах, на предприятиях, производящих экспортную продукцию.
Почему так произошло?
Николай Арцыбашев, аспирант Академии внешней торговли РФ, работавший над кандидатской диссертацией «Анализ перспектив развития свободной экономической зоны города Выборга» доходчиво объяснил жителям Выборгского района требования «международных стандартов к «Свободной экономической зоне»:
«Это, ВО-ПЕРВЫХ, выгодное стратегическое местоположение на перекрестке мировых торговых путей, что открывает возможности создания здесь опорных пунктов для продвижения товаров на рынки региона. ВО-ВТОРЫХ, данные зоны обладают развитой и налаженной коммерческой инфраструктурой в виде портового и складского хозяйства, отделений крупных банков, коммунальными службами и различными предприятиями сферы услуг. ТРЕТЬЕ обстоятельство со странами, где расположены зоны, имеют дипломатические отношения большинство стран, чем может быть обеспечен необходимый уровень консульской защиты. И, наконец, САМОЕ ВАЖНОЕ: все они представляют своим резидентам исключительно льготные условия деятельности. Важнейшее из этих условий — освобождение от уплаты таможенных пошлин и всех прочих сборов при ввозе машин, оборудования, сырья, полуфабрикатов и прочих товаров, в также экспорте произведенной на их основе продукции и реэкспорте ввезенных ранее товаров. Значительно упрощена процедура прохождения грузами таможни. Отсутствуют и ограничения на движение валюты и капиталов как в зоны, так и из них.
Другими типичными чертами свободных зон являются:
— полное освобождение от пошлин и других сборов машин, сырья и компонентов, завезенных в зону для организации производства;
— освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок), а также предоставление на оговоренный период льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране;
— предоставление льготных кредитов;
— предоставление в аренду земли, помещений, транспортных услуг по льготным тарифам и расценкам;
— наличие необходимой инфраструктуры, жилых домов, торговых, лечебных и прочих заведений для нужд жителей зоны;
— наличие специальной административной структуры, призванной существенно упростить для иностранных инвесторов вступление в зону и контакт с властями»[386].
Можно, не боясь ошибиться, сказать, что Выборг (как город, но не весь район) соответствовал этим требованиям.
Экономическая перспектива была радужной во всех отношениях. Уместно привести следующее мнение председателя Комитета по внешнеэкономическим связям и иностранным инвестициям Ленинградской области М. Выборнова: «Выборгский район является местом, где сходятся различные компоненты транспортной инфраструктуры — порты, железные дороги, автодороги, аэропорт и трубопроводы… По этой причине Выборгский район превращается в мультимодальный транспортный центр российского и международного значения, что повлечет за собой ускоренное развитие всех сфер экономики»[387].
Или ещё такой штрих: «Наверное, ей, нерожденной зоне, обязаны выборжане самым большим количеством банков и СП на душу населения»[388].
А законодательную базу можно было бы при хорошо организованном лоббировании в Москве, и тем более в государственных структурах Ленобласти, продавить без особого труда.
Так почему же «не пошел» проект?
Он оказался просто ненужным Выборгу. «Выборгу», — читай выборгским бюрократам, «отцам города и района». Спустя много лет Валерий Школдин, имевший непосредственное отношение к «пробиванию» проекта, признался: «Председатель Совета и руководитель Исполкома говорят: «А кто же мы? Что будет делать Совет народных депутатов? Что будет делать мэрия?» Разработчики ответили — да, мэрия будет заниматься канализацией, водой, теплом, а администрация свободной экономической зоны… инвестициями, землей…»[389]
Объективно надо признать, что главная цель — «торжество рынка» в России к середине 90-х годом (точнее, с момента расстрела Белого дома) было достигнуто. Исчезла необходимость укрепления «форпостов капитализма» в виде СЭЗ. Это относится не только к Выборгу. В августе 1994 года после поездки в Калининград глава администрации Выборгского района Николай Смирнов выразился однозначно: «…свободная экономическая зона «Янтарь» — такой же миф, как и наша»[390].
«Свободные зоны» были опасны для тех, кого в будущем назовут «олигархами». Они, в отличие от простых выборжан, прекрасно осознавали, что эта «игрушка» вовсе не предназначена для российских предпринимателей. Наши теоретики не особенно баловали слух отечественных бизнесменов очевидными перспективами, а финские соседи, например, не считали нужным делать из этого тайну. Райтта Косонен, научный сотрудник Академии наук Финляндии: «Столетия главным двигателем экономического роста Выборга являются иностранные предприятия, которым стоит действовать в Выборге в длительной временной перспективе и закрепляться на территории с помощью создаваемой ими местной инфраструктуры»[391]. Опасность «зон» для олигархов могла быть в том, что там пришлось бы «жить и работать» не по российских законам, причем — в условиях реальной конкуренции крупных капиталов. Поэтому правовой базы свободных зон «принимать» никто не стал. А «большой капитал» на территорию Выборгского района стал приходить подобный тому, который мы уже наблюдали на Выборгском ЦБК.
Мелкому бизнесу в Выборге эти теоретические выкладки были, в общем-то, безразличны, а вот более крупному, «богатым по выборгским меркам» предпринимателям и бизнесменам, объективно пришлось принять участие в разрешении последствий «реализации» идеи свободной зоны на политическом поле.
Можно отметить и следующее, если бы «пошла» свободная зона в Выборге, то социальные последствия были предсказуемы. Об этом, не скрывая, писал в своей диссертации Николай Арцыбашев: «Одной из важнейших черт, характеризующих свободные зоны в развивающихся странах, является особый режим, регулирующий использование рабочей силы (в основном, ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах зоны, приостановление действия трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т. п.)»[392]. Бесспорно, что «у нас» так бы и произошло, поскольку, как отмечает Н. Арбыцашев: «Если же обратиться к истории создания свободных зон, то складывается впечатление, что их организаторы априорно исходили из того, что влияние зон на национальную экономику может быть только положительным и не нуждается в специальном регулировании»[393].
Справедливости ради отметим, что все эти обстоятельства понимали руководители Выборгского района (к ним мы ещё обратимся персонально), стоявшие у руля в период 1991–96 годов. Приведенное выше мнение Николая Смирнова относится к августу 94-му году. Полтора года спустя, в феврале 96-го, уже знакомый нам г-н В. Ременюк в предисловии к статье Н. Арцыбашева с определенной грустью, но без лишних слов, написал: «самое время осмотреться и определить место СЭЗ «Выборг» в сегодняшнем политико-экономическом раскладе, и желательно — без иллюзий»[394].
На эти полтора года пришелся последний пик активности по реализации проекта СЭЗ «Выборг». Стоит заметить, что если бы премьером областного правительства в это время не был бы Николай Смирнов, этот пик больше напоминал бы скошенный холмик.
Да и «зона» уже значительно отличалась в своем внутреннем содержании от той, что была ранее. Теперь уже применительно к Выборгу употреблялся термин «особый экономический район». Особенности его были вовсе не такие прорывные, как замысливалось проектом СЭЗ — чуть больше самостоятельности местной власти, чуть меньше денег отдавать в центр. На налоговые льготы махнули рукой, решили добиваться хотя бы таможенных. И всё больше замыкались на интересы конкретных предприятий.
В апреле 95-го на суд выборгского обывателя представили — материалы совещания в администрации Выборгского района, рассмотревшего вопрос, как «ускорить реальное развитие СЭЗ путем создания на территории Выборгского района ряда зон экспортного производства (ЗЭП) и свободных таможенных зон (СТЗ) со статусом специальных экономических зон»[395].
Представленный совещанию проект отдела внешнеэкономических связей администрации предусматривал три отдельных зоны. Это — свободная таможенная зона «Высоцк» на территории острова Высоцкий; зона экспортного производства «Балтинборг» на территории, ограниченной автодорогой Е-18, линией Выборгского залива, реками Песчаная и Вилайоки; и, наконец, зона экспортного производства «Выборг»: на производственной территории предприятий «Выборгский морской торговый порт», «Выборгский приборостроительный завод», «Выборгский судостроительный завод», а также территории грузового терминала.
Умственных усилий, судя по количеству бумаги на выходе, было потрачено много: очередные Концепции развития и бизнес-планы, проекты временных положений зон (а для СТЗ «Высоцк» уже готовится землеотвод, хоть и нет ещё даже временного положения), проекты положений об органах управления; протоколы о намерениях с рядом зарубежных фирм об инвестициях в развитие инфраструктуры, разумеется, в долларах. И, естественно, — проект распоряжения правительства «О дальнейшем развитии свободной экономической зоны «Выборг», которым предполагалось, что зона экспортного производства и свободные таможенные зоны на территории Выборгского района получают статус областных специальных экономических зон.
Итоги подвел присутствовавший на совещании глава областного правительства. Быть может, дело сдвинется, говорил Н. В. Смирнов, когда Дума, наконец, примет «Закон о СЭЗ». Пока он принят только в первом чтении. Всего же существует четыре варианта закона. Очень важно, какой из них будет принят. А пока областной премьер призвал «продолжать создавать компетентную управленческую структуру проектов, принимать правильные решения по управлению зоной, определяться и двигаться дальше, успевать за временем, изыскивать внутренние возможности, привлекать решительнее финансы других»[396]. Лыко-мочало — начинай сначала. Николай Васильевич к этому времени уже вряд ли верил в «свободную зону».
Через несколько дней, 14 апреля, в Москве состоялись парламентские слушания[397] по проекту Закона о свободных экономических зонах. На заседание Совета Федерации были приглашены и те, кому в этих зонах предстояло жить. Выборг, в частности, представляли глава Администрации В. В. Кириллов и советник по внешнеэкономическим связям В. А. Ременюк. Обсуждение проекта было бурным, мнения противоречивыми. В итоге проект отправился на доработку в согласительную комиссию для сглаживания наиболее острых углов. По правилам, срок следующего рассмотрения — через месяц. Участвовавшие в этом совещании были единодушны: «Гарантом стабильности может быть только Закон, а не постановления Правительства и Указы Президента, которые можно отменять сколько угодно»[398].
С этим все были согласны, но касательно «Закона о СЭЗ» всё более становилось понятным, что у него нет перспективы. Губернатор Ленобласти Александр Беляков прокомментировал это следующим образом: «Свободная зона «Выборг» — предмет зависти «несвободных» губернаторов и других членов Совета Федерации, поэтому закон «О свободных зонах» не проходит Кремль»[399]. Далее смело можно ставить многоточие…
В тот период на государственном уровне было достаточно использовать идею СЭЗ «на словах». По существу, это была постсоветская, «демократическая» форма реализации одной из малодекларируемых функций «свободных зон», которую Н. Арцыбашев, анализируя мировой опыт, сформулировал следующим образом: «По существу, правительства концентрировали свои усилия на том, чтобы выстоять в конкурентной борьбе за привлечение иностранного капитала»[400].
…Проходит год. Федерального закона по-прежнему нет. Выборгская администрация направляет, теперь уже областным законодателям, проект закона Ленинградской области о региональных зонах экономического развития. Можно сказать, — крик души: «Принятие областного закона позволило бы подвести хоть какую-то законодательную базу под разработку выборгской «Зоны». Возможности введения финансовых льгот у местной власти ограничены, поэтому большое внимание в проекте уделено льготам административным. Как известно, произвол российских чиновников остается одним из главных пугал для иностранных инвесторов»[401]. Таков комментарий официальной газеты свободной экономической зоны «Выборгские ведомости». С ним трудно не согласиться.
Итоги первой половины 90-х годов хорошо характеризуются Вадимом Густовым, бывшим депутатом Совета Федерации России от Ленинградской области: «…Мы сегодня сами не знаем, что хотим построить»[402]. Сказано это было во время посещения Выборга в апреле 1995 года в присутствии руководства района.
Как нельзя не согласиться с выводом, что идея зоны, какой она была в своем первоначальном виде, себя изжила. И условия в стране уже были иные. Каждый, кто поднимал в очередной раз лозунг СЭЗ «Выборг», вкладывал в него уже своё содержание и преследовал свои цели, либо политические, либо коммерческие.
Районный «Голова» и его команда
Вот и подошло время поближе познакомиться с «отцами» города и района. Увы, приходится вытаскивать на суд людской сюжеты, про которые многим из них хотелось бы забыть, а цепочка выстроенных фактов приводит к выводам, порой отличным от официальных. Нельзя не признать, что люди они энергичные, конечно, в разной степени, но талантливые, как руководители. Ещё, возможно, можно было бы сделать поправку на «право на ошибку», — и время новое, и бюрократы всё «молодые». Можно было бы, но не будем, ибо все действовали, зная, что поступают неправильно.
Наиболее опытным, ещё советским бюрократическим «зубром», был Николай Васильевич Смирнов, личность незаурядная. Как исторический деятель, не боюсь применить к нему подобное выражение, несомненно, заслуженно стал «почетным гражданином Выборга». До назначения на должность главы администрации Выборгского района Н. В. Смирнов прошел, и весьма успешно, советскую школу как хозяйственного руководителя, так и партийного: восемь лет был во главе Сланцевского горкома КПСС (1978–86)[403]. В 1987 году был «избран председателем Выборгского райисполкома Ленинградской области». «С 1991 года — глава администрации Выборгского района».
Стоит обратить на этот нюанс чуть больше внимания, ведь между двумя этими должностями, мало отличающимися между собой по функциям, была ещё одна, не менее важная в структуре управления городом, а именно, — должность председателя Выборгского городского Совета народных депутатов. Возможно, исчезновение этой информации в конкретном справочнике, выпущенном в 95-м году, связана с тем, что Николай Васильевич, ставший к тому времени председателем областного правительства, хотел корректно и весьма дипломатично избежать упоминания о болезненном для его прямого шефа — губернатора Ленобласти Александра Белякова, так же выходца из выборгской земли, поражения в выборной борьбе за этот пост[404].
В 1990-м году, на выборах первого «демократического» городского Совета Николай Смирнов был единственным из крупных местных партийных и советских работников, кого не «прокатили» избиратели. Затем в течение нескольких месяцев в горсовете шла борьба — за кресло председателя. Лидером демократов «первого призыва» считался Александр Беляков. Надо отметить, что Н. В. Смирнов не оказался в Совете без своей команды, был её лидером. И победа досталась ему потому, как вспоминал сам Н. В. Смирнов, что «мои сторонники оказались сплоченнее»[405].
К взаимоотношениям Николая Смирнова и Александра Белякова мы ещё вернемся, поскольку их пути «круто» пересекутся ещё как минимум дважды, — при совместной работе в областном правительстве и при выборах на пост губернатора области в 1996 году.
А пока, вспоминая 90-й год, напрашивается вопрос: «А когда же был председателем исполнительного комитета Выборгского городского Совета народных депутатов Геннадий Николаевич Веретенников?»[406] Если верить опубликованному Приговору по делу № 1–440/90 от 7 сентября 1990 года, то первый инкриминируемый Веретенникову эпизод относится как минимум к августу 1988 года. А разбирали на пленуме горкома и «клеймили позором члена бюро Г. Н. Веретенникова (в его отсутствие, он находился в это время на очередном допросе)» 29 марта 1990 года.
Напомним, что в 1990 году по всей стране, и в первую очередь особенно активно в Санкт-Петербурге и Ленобласти, реализовывался лозунг — «Вся власть Советам!» Маятник реальной власти качнулся в сторону «представительной ветви». «Взяв» Совет, «Председатели» со своими сторонниками любыми способами либо «ослабляли» исполкомы, либо вообще их ликвидировали, передавая исполнительную власть либо «малым советам», либо «администрациям». Выборг не был исключением. А Николай Смирнов был главным звеном в команде, которая «планово велась» к управлению районом в новых «перестроечных» условиях.
«Альтернативы Смирнову нет!» К такому выводу пришли депутаты на заседании малого Совета, когда обсуждался вопрос о главе администрации Выборгского района. Председатель горсовета Н. В. Смирнов получил 13 голосов в свою поддержку, трое воздержались. Другие претенденты — председатель горисполкома Н. Л. Рачинский и директор судостроительного завода Г. А. Порядин — сразу сняли свои кандидатуры.
«Человек, согласившийся занять эту должность, — камикадзе, — так заявил в своём выступлении заместитель председателя горсовета В. И. Быстров. — Ни о каких привилегиях и жажде власти речи быть не может, это кропотливая работа на износ. В сегодняшних условиях иной кандидатуры кроме Смирнова, я не представляю[407].
А, забегая вперед, скажем, что Геннадий Веретенников, удаленный с «публичной» политической сцены, ещё долго присутствовал в её «тени». И, возможно, сыграл в нашей истории с Выборгским ЦБК одну из, если не ключевых, то достаточно значимых ролей…
Николай Смирнов относился к своей должности с особой ответственностью, тому были веские основания:
— Выборг в силу своей значимости был и будет на первом месте в Ленинградской области. Никуда от этого не уйдешь. Это исторический центр, это культурный центр, это промышленный центр. Это практически 12 процентов областного населения.…Мне, а точнее, администрации вместе со мной удалось поднять Выборг на несколько иной уровень значимости, и в масштабах области, и в масштабах России. Выборг сегодня знают, с мнением Выборга считаются. Нас приглашают участвовать в работе различных правительственных комиссий. Думаю, немногим мэрам городов районного значения довелось бывать в Совете Федерации, в Думе, в Правительстве, как мне. Во-вторых, мы подняли на совершенно иную ступень культурную значимость нашего города. Выборг, можно сказать, получил международное признание — об этом свидетельствует и то, что здесь проводятся соревнования, конкурсы, фестивали, конференции[408].
Уходя в ноябре 94-го года в областное правительство, Н. В. Смирнов, не кривя душой, мог отнести в свой актив следующие результаты: «Выборг по своему экономическому положению занимает место выше среднеобластных показателей»[409].
Можно было бы порадоваться за Выборг… Но потом в грустью вспомним эти слова, когда будем сверять их с реалиями кризиса 96–99 годов. И представим себе для сравнения другие районы области, где «показатели» были ниже. А ведь их заставляли учиться у «передовиков капиталистического производства»: «Многие районы области сверяют по Выборгу свои позиции — не случайно у нас проведено 9 семинаров по изучению опыта деятельности администрации в новых условиях»[410]. Это тоже слова Николая Васильевича, относящиеся к 94-му году. Почему я и не могу согласиться с тем, что у Николая Смирнова и его команды было право на ошибку. Слишком дорого обошлась она району и области.
Уходя в областное правительство, Н. В. Смирнов для родного района обозначил приоритетные направления, в части реализации которых он брал на себя определенные моральные обязательства.
Николай Васильевич особенно подчеркнул, что правительство области будет усиленно работать по вопросу возведения морского терминала в городе Приморске, хотя «ситуация здесь далеко не простая, и давно уже вышла за границы Российского государства»[411]. Второй объект внимания — «вопрос о строительстве грузового аэродрома в поселке Вещево». И, третье, одним из существенных направлений своей деятельности Н. В. Смирнов выделил усиление мер по комплексному использованию Выборгом своих лесных ресурсов[412].
Без особого труда можно заметить, что в перечне основных задач, которые наметил Николай Васильевич, «свободная экономическая зона» не присутствует. Забегая вперед, скажем, что её не будет и в программе кандидата на пост губернатора Ленобласти Н. В. Смирнова в 96-м, а кандидат в депутаты областного Законодательного собрания Н. В. Смирнов Н. В. в 97-м с горечью отметит, что «приток инвестиций после принятия закона о СЭЗ не вырос, а уменьшился…»[413]
Однако и проекты, поддержанные и инициированные самим Николаем Васильевичем, реализовались не так, как он предполагал.
Амбициозный проект конверсии бывшего аэродрома «Вещево» в грузопассажирский аэропорт «Выборг» пытались, с подачи Николая Смирнова, реализовать власти Ленинградской области в 1994–1999 годах. Несмотря на бюджетные средства, потраченные на реконструкцию, аэродром не был доведен до полной готовности. Лишь однажды, в 97-м году, здесь приземлился самолет АН-30[414].
Правительство области попыталось спасти ситуацию, преобразовав ГП в открытое акционерное общество. Однако инвесторов, желающих приобрести акции, не нашлось, имущество аэропорта было арестовано службой судебных приставов и распродано по частям. После того как со взлетно-посадочной полосы были демонтированы плиты покрытия, аэропорт «Выборг» перестал существовать.
Тем не менее, выборжане имеют все основания поставить Николаю Васильевичу памятник. Если бы не он, не введенный им денежный сбор на российско-финской границе, выборгская казна была бы пустой. В трудные годы второй половины 90-х район фактически продержался именно на этом, хоть и «незаконном» источнике финансирования. Во истину, цель оправдывает средства!
Уходя на повышение, Николай Васильевич в силу укоренившейся за десятилетия привычки, (хорошей привычке, — «с каких бы должностей я в свое время не уходил, преемника своего всегда готовил заранее»[415]), назвал своего преемника на посту главы районной администрации. Благо утверждать у депутатов не надо было, губернатор подмахнул распоряжение.
— Я считаю, что Владимир Владимирович Кириллов — это, безусловно, человек, который способен руководить. Готов или не готов он к этой работе? Ну, знаете, пока не поработаешь, никогда не будешь готовым… Я думаю, что Владимир Владимирович обладает нужными качествами — он, прежде чем решить проблему, пытается вникнуть, прислушаться к мнению людей, которые его окружают. Я верю в его порядочность, в работоспособность этого человека, в том, что он в силу своего характера не может принять непродуманного решения — у него взвешенный подход[416].
Ошибся или нет ушлый партократ Смирнов в своем выборе. И да, и нет. Не ошибся, когда оставил за собой того, который чуть слабее его как управленец, но сильнее как бюрократ, проламывающий преграды «силовым напором». Ошибся, когда стало ясно, что его, Смирнова, «кадровая комбинация» стала очевидной для всех, в первую очередь благодаря «личным качествам» его протеже. Сравните две характеристики господина В. В. Кириллова:
«В силу своего характера он умеет прислушаться к мнению окружающих его людей, и любые решения принимает всегда обдуманно и взвешенно»[417]. Спустя два года: «В то же время, как и у каждого, у него есть недостатки. Главное, я считаю, Владимиру Владимировичу нужно уметь слушать людей. Более того — воспринимать и анализировать то, что говорят…»[418] Это всё — из уст Николая Смирнова. Как закономерность, вывод, который делает человек, без сомнения, лучше всех знающий деловые качества своего преемника: «…Есть ведь и объективные вещи, которые он порой упускает. Ну, и наверное, надо глубже вникать в экономические процессы, которые происходят в районе»[419]. (Выходит, чересчур много стало субъективных факторов).
Владимир Кириллов пришел в управленческие структуры района на перестроечной волне с депутатским призывом 1990 года. А до того, — рядовая биография офицера-политработника: служил в пограничных войсках командиром заставы, помощником начальника политотдела Закавказского пограничного округа, заместителем начальника политотдела Прибалтийского пограничного округа. Служил хорошо, сказывались плоды воспитания двух военных ВУЗов, которые прошел будущий руководитель Выборгского района и Ленинградской области — Высшего военно-политического пограничного училища и Военно-политической академии имени В. И. Ленина. В 1991 году выведен в резерв погранвойск в связи с переходом на работу помощником главы Администрации района. Уволен в запас в звании подполковника в 1994 году. (Получается, что аферу с жилыми домами в поселке Советский придется разбирать в «военно-полевом суде», — документы о принятии домов «бюрократ» В. В. Кириллов подписывал «прикрытый» погонами. Может поэтому и взял «грех на душу»?).
«На гражданке» нашел время повысить свое образование — в 1994 году, — хороший год удался! — закончил Институт государственной службы Северо-Западного кадрового центра. Официальные источники умалчивают[420], а сам Владимир Владимирович не скрывает, что успел впитать дух свободы и рынка у заокеанских учителей, — «несколько месяцев учился в США»[421].
Знаний по организации бюрократической машины района у В. В. Кириллова к 94-му года хватало вполне, успел последовательно поработать помощником главы Выборгской Администрации, управляющим делами и, наконец, первым замом[422]. Но главный секрет заключался не в этом. Главное в том, что к моменту ухода Н. В. Смирнова, В. В. Кириллов был уверен в созданной им «своей команде». Именно, — в своей!..
И Владимир Кириллов этого не скрывал: «Команда подбиралась Смирновым при моем непосредственном участии, поскольку я отвечал за кадры, поэтому это в равной степени и моя команда. Люди работоспособные, энергичные, ответственные…»[423]
«Новой метлы» не появилось, была старая, пришедшая к власти на демократической волне, но с прежней, бюрократической хваткой, усиленной военной спайкой, — гремучая смесь образовалась в Выборгском районе. Может, это было одной из скрытых причин ухода Николая Смирнова в областное правительство. Зная, что ему будет трудно, почти невозможно сработаться с «демократом» А. Беляковым, он, разочарованный итогами приватизации с её аферами, которые рано или поздно должны были бы всплыть, поставивший крест на бредовых идеях «свободной зоны», ушел «на повышение», лишь бы не повторять тех шагов, которые он даже в мыслях не мог себе представить при советской власти. Он «отдал» район… «клану бывших политработников и комитетчиков»: В. В. Кириллов — глава администрации, полковник, бывший начальник политотдела; О. Н. Жигилей — помощник главы администрации, майор; В. В. Дубинин — заместитель главы администрации, председатель КУГМИ, полковник, в прошлом начальник особого отдела; Т. А. Джус — начальник БТИ, полковник, зам. командира корпуса; В. А. Калинин — председатель комитета по работе с органами местного самоуправления, подполковник, бывший замполит; В. В. Бочаров — начальник регистрационной палаты, полковник, в прошлом военком; М. Г. Даудов — председатель антимонопольного комитета, подполковник, бывший замполит[424].
В этой «хунте» особое место занимал уже известный нам Виктор Васильевич Дубинин — председатель Комитета по управлению государственным и муниципальным имуществом.
Биография, схожая с кирилловской: окончив Московское высшее пограничное училища служил в пограничных войсках. Пополнил образование, закончив курсы иностранных языков в Москве. В 1984 году получил назначение в Выборг — в 30-й гвардейский армейский корпус. В 1990 году он был избран депутатом Выборгского горсовета. В 1992 году закончил воинскую службу в звании полковника и… в главные приватизаторы Выборгского района.
Да ещё какого района, — со свободной экономической зоной! Пусть она лишь на бумаге. В данном конкретном случае статус «приватизационной» структуры повышался на порядок, — до областного значения, а господин, вчерашний товарищ полковник, В. В. Дубинин получил возможность напрямую общаться с Москвой, с Анатолием Чубайсом и прочими министрами и депутатами.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Выборгское противостояние в современной политической истории России. Часть Первая. Перед штурмом» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
384
Кедрин К. Выборгская свободная: старое название, новое содержание. «Выборгские ведомости», № 43, 01–08.11.96, с.5.
386
Арцыбашев Н. Зона, свободная от иллюзий. Предисловие: Ременюк В. «Выборгские ведомости», № 6, 09–16.02.96, с.4, 5.
387
Выборнов М. Выборгский район — мультимодельный транспортный центр России. «Выборг», № 168, 10.09.96.
388
Кедрин К. Выборгская свободная: старое название, новое содержание. «Выборгские ведомости», № 43, 01–08.11.96, с.5.
389
1-й зам главы администрации Валерий Школдин: работаем для людей. «Новая Выборгская газета», № 15 (64), 20–27.04.00.
391
Косонен Р. Выборг: свободные ворота или форточка? «Выборгские ведомости», № 20, 19–26.05.95, с.4.
392
Арцыбашев Н. Зона, свободная от иллюзий. Предисловие: Ременюк В. «Выборгские ведомости», № 6, 09–16.02.96, с.4, 5.
393
Арцыбашев Н. Зона, свободная от иллюзий. Предисловие: Ременюк В. «Выборгские ведомости», № 6, 09–16.02.96, с.4, 5.
394
Арцыбашев Н. Зона, свободная от иллюзий. Предисловие: Ременюк В. «Выборгские ведомости», № 6, 09–16.02.96, с.4, 5.
397
Карсаков С. Срочно требуется Закон о «СЭЗ». «Выборг», № 74, 21.04.95; Доживем ли до зоны? «Выборгские ведомости», № 16, 21–28.04.95, с.1..
399
Кутлиматов В. Свободной зоны нет, но она служит предметом зависти. «Выборгские ведомости», № 42, 20–27.10.95, с.4.
402
Дмитриев А. Вадим Густов: «Мы сегодня не знаем, что хотим построить». «Выборг», № 62, 05.04.95, с.1, 2.
403
Смирнов Николай Васильевич. В сборнике: Васильев В.К., Кузин О.С., Угрюмов В.Б. Кто есть кто в Санкт-Петербурге `95 / Справочник. — Санкт-Петербург: МП РИЦ «Культ-информ-пресс», 1995, с.175.
404
Николай Смирнов побеждал Александра Беляева дважды. «Выборгские ведомости», № 36, 13–20.09.96, с.2.
405
Миронова Л. Николай Смирнов — наш человек в «верхнем эшелоне». Из «досье» кандидата в депутаты. «Выборгские ведомости», № 72, 27.11–04.12.97, с.3.
406
Бывший мэр Выборга Г.Н.Веретенников оправдан. «Выборгская жизнь», № 6, 1990, с.4; Рождественская Е. А был ли криминал? «Выборгская жизнь», № 7, 1990, с.4.
408
Миронова Л. Николай Смирнов: «Выборг не может не оставить рубца на сердце…» «Выборгские ведомости», № 47, 25.11–02.12.94.
409
Дмитриев А. Николай Смирнов: «К Выборгу у меня всегда останется особое расположение». «Выборг», № 217, 25.11.94.
410
Миронова Л. Николай Смирнов: «Выборг не может не оставить рубца на сердце…» «Выборгские ведомости», № 47, 25.11–02.12.94.
411
Дмитриев А. Николай Смирнов: «К Выборгу у меня всегда останется особое расположение». «Выборг», № 217, 25.11.94.
412
«Сейчас совместно с Турцией предполагается строительство лесоперерабатывающего комплекса на базе домостроительного комбината. Причем 100 процентов круглого леса будут перерабатываться в продукцию высокого качества». (Дмитриев А. Николай Смирнов: «К Выборгу у меня всегда останется особое расположение». «Выборг», № 217, 25.11.94); Михайлов А. Турки, оказывается, не басурмане, а деловые люди. «Выборгские ведомости», № 28, 14–21.07.95, с.2.).
413
Миронова Л. Николай Смирнов — наш человек в «верхнем эшелоне». Из «досье» кандидата в депутаты. «Выборгские ведомости», № 72, 27.11–04.12.97, с.3.
414
(А.Г., К.Ф., М.Б.) Банкротство рассмотрят в феврале. Пока в аэропорту внешнее управление; (К.Ш.) Справка. «Деловой Петербург», 10.11.03, с.6
415
Дмитриев А. Николай Смирнов: «К Выборгу у меня всегда останется особое расположение». «Выборг», № 217, 25.11.94.
416
Миронова Л. Николай Смирнов: «Выборг не может не оставить рубца на сердце…» «Выборгские ведомости», № 47, 25.11–02.12.94.
417
Дмитриев А. Николай Смирнов: «К Выборгу у меня всегда останется особое расположение». «Выборг», № 217, 25.11.94.
418
Иванова Л., Михайлов А. Николай Смирнов: «Рейтинг Выборгского района за эти годы не изменился…» «Выборгские ведомости», № 44, 10–15.11.96, с.2.
419
Иванова Л., Михайлов А. Николай Смирнов: «Рейтинг Выборгского района за эти годы не изменился…» «Выборгские ведомости», № 44, 10–15.11.96, с.2.
420
Васильев В.К., Кузин О.С., Угрюмов В.Б. Кто есть кто в Санкт-Петербурге. / Биографический справочник. Выпуск 5. — Санкт-Петербург: Лениздат, 2000, с.157.
423
Иванова Л. Владимир Кириллов: «Новой метлой себя не считаю…» «Выборгские ведомости», № 48, 02–09.12.94.
424
Возможно, более верна точка зрения Виталия Кирякова. Он считал, что «расставил всех по местам бывший глава района Н.В. Смирнов, добиваясь того, чтобы все ключевые позиции были в единой связке, чтобы легко можно было дергать за ниточки управления, сохраняя за собой политическое руководство». (Киряков В. В объятиях бюрократического спрута. «Выборг», 15.10.97, № 194).