Личность и власть

Юрий Сергеевич Сыровецкий, 2019

В книге рассматривается взаимовлияние отдельной личности на всю иерархию власти, и всей иерархии власти на конкретную личность, а также представлен вариант возможного управления этим процессом.

Оглавление

Воля

Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций (психологический словарь, составленный под редакцией Академии педагогических наук СССР, НИИ общей и педагогической психологии, изд. «Педагогика», 1983 г., с. 53-54). В словарном определении понятия воли следовало бы преодоление внутренних препятствий дополнить словами «на пути преодоления внешних трудностей».

При рассмотрении предыдущих блоков структуры личности уже показывалось участие воли в их функционировании. Воля необходима при преднамеренном восприятии и произвольном внимании, в осуществлении мыслительной деятельности (мышлении), особенно в ходе решения сложных задач, в процессе проявления произвольной памяти, в частности при закладывании информации в ее долговременные «кладовые» (накоплении опыта).

Воле большое значение придавали выдающиеся исторические личности. Многие полководцы (например, Суворов) свое самовоспитание, прежде всего, связывали с развитием у себя воли и начинали ее тренировать с детства, путем участия в труде и занимаясь спортом, требующих настойчивости и упорства. Воля — это психологическая сила личности и она, как и физическая сила, требует для своего развития соответствующих систематических тренировок, нагрузок, только психологических, которые могут совмещаться с физическими. Но главное при развитии воли — это доведение каждого начатого дела до конца, до результата, проявлять непрерывность в повседневной деятельности в процессе выполнения регулярных функций.

Значительно усиливают или ослабляют силу воли эмоции и чувства. В состоянии эмоционального подъема человек, образно говоря, может горы свернуть. Любовь многих вдохновляла на совершение невероятных поступков. В то же время депрессивное состояние порой парализует активность даже волевых личностей.

Темперамент придает проявлениям воли личностью определенную динамику, при этом способствует внешнему и определенному выражению ее эмоций и чувств.

Особый интерес представляет взаимосвязь воли с направленностью личности. Личность с безусловно-социоцентрической направленностью всегда будет обладать сильной волей. Являясь ответственными и добросовестными при выполнении социально значимой деятельности, нередко сопряженной с преодолением немалых трудностей и преград, социоцентристы эти трудности и преграды обязательно преодолевают, что возможно только с сильной волей, которую при этом еще больше укрепляют. Примерно, по тем же основаниям сильная воля присуща и личностям с преимущественно-социоцетрической направленностью.

Личности с крайне-эгоцентрической направленностью могут быть как безвольными, так и иметь сильную волю. Те из них, кто на пути достижения личных благ преодолевает значительные трудности, совершает действия, требующие психологически больших усилий, формирует у себя сильную волю, хотя и используемую на достижение корыстных целей. Крайние эгоцентристы с сильной волей — страшные люди и являются особо опасными для общества.

Что же касается слабоволия, то оно присуще только эгоцентристам. Слабовольные эгоцентристы формируются, как правило, в семьях, в которых детей с малолетства ограждают от трудностей, позволяют им ничего не делать сначала в детстве, а потом даже тогда, когда они становятся взрослыми, обеспечивая их существование. Другими словами, слабовольные эгоцентристы являются обычными тунеядцами, обладающими деятельностным слабоволием. Только эгоцентристы обладают еще и социальным безволием, характеризующимся таким качеством, как трусость. Именно из них чаще всего получаются предатели как бы поневоле. Оно заключается в том, что такие социально безвольные эгоцентристы безропотно отдают власть над собой другим людям, потому что не способны отстаивать свои права в общении с окружающими и боятся этого. Ярким примером подобного безвольного эгоцентриста является муж-подкаблучник.

Но иногда эгоцентристы с социальным безволием внешне выглядят как добрые, потому что позволяют «доить» себя, например, тунеядцам. Таким образом, они не столько «помогают» «халявщикам», сколько пытаются обеспечить себе покой, «уходя» от конфликтов с «доильщиками», не ощущая в себе достаточной силы воли адекватно реагировать на дармоедство тунеядцев. Подобная «доброта» наиболее часто встречается со стороны родителей по отношению к своим деятельностно безвольным, но нередко агрессивным чадам. Такие родители своим потомкам-эгоцентристам создают условия для выживания, как бы выполняя свой «родительский долг», но пока живы сами. А что будет с этими тунеядцами, когда они останутся одни, без родителей? Социально безвольные родители об этом не задумываются и стараются не думать о том, что будет с их детьми потом, после них.

У личностей с умеренно-эгоцентрической направленностью воля характеризуется теми же признаками, что и у крайних эгоцентристов, но не так ярко и выпукло. Эти признаки у них смягчены имеющимся социоцентризмом, хотя и невысокого уровня.

У личностей с хомоцентрической направленностью сила воли может быть как очень сильной, так и доходить до среднего уровня. Слабой она не бывает, потому что таковой ей не позволяет быть образ жизни и деятельности хомоцентриста. Он никогда не бывает тунеядцем и в полной мере социально безвольным. В частности, «подкаблучник» из него бывает лишь относительный.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я