Личность и власть

Юрий Сергеевич Сыровецкий, 2019

В книге рассматривается взаимовлияние отдельной личности на всю иерархию власти, и всей иерархии власти на конкретную личность, а также представлен вариант возможного управления этим процессом.

Оглавление

Восприятие, рефлексия

Восприятие — это процесс формирования субъективного образа предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

Рефлексия — это непосредственное самовосприятие своих действий и поступков, поведения и деятельности, и восприятие себя через восприятие другими.

Эти психологические свойства достаточно полно и всесторонне (почти бесспорно) описаны в психологической литературе, но важно взглянуть на них как личностные и во взаимосвязи с другими блоками структуры личности. Существуют следующие разновидности восприятия: преднамеренное и непроизвольное. Первое в отличие от второго связано с постановкой определенной задачи; оно характеризуются целенаправленностью, плановостью, систематичностью и является наблюдением. Непреднамеренное восприятие выступает как компонент какой-либо другой деятельности (психологический словарь, составленный под редакцией Академии педагогических наук СССР, НИИ общей и педагогической психологии, изд. «Педагогика», 1983 г., с. 56).

Одной из важнейших характеристик восприятия является внимание. Оно бывает произвольным (послепроизвольным) — активным и непроизвольным — пассивным. Произвольное (послепроизвольное) внимание определяет устойчивость, распределение, переключение и объем восприятия. Произвольное внимание, начавшееся сознательно в результате волевых усилий, может переходить в послепроизвольное, когда человек увлекается своей работой и ему уже не требуется усилий воли для удержания внимания на объекте восприятия, но активность сохраняется.

Рефлексия может быть описана теми же характеристиками, что и восприятие, поэтому нет смысла повторяться.

Социальная основа восприятия и рефлексии наполняется за счет других личностных блоков. Рассмотрим эту взаимосвязь.

Преднамеренное восприятие и произвольное активное внимание, как отмечено, характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью, устойчивостью, распределением, переключением и объемом. Это достигается путем управления восприятием и вниманием со стороны мышления и воли. Именно в мышлении формируется целенаправленность, плановость и систематичность. А воля обеспечивает устойчивость, распределение, переключение и объем.

Однако мышление и воля управляют восприятием и вниманием не самостоятельно, а во взаимосвязи с другими блоками структуры личности, которые, как правило, искажают достоверность воспринимаемой информации в позитивном либо негативном плане.

Так, эмоции и чувства существенно влияют на то, в каком цвете личность воспринимает окружающий мир. Если объект восприятия вызывает у человека положительные эмоции и чувства, то, как говорят, он все воспринимает в «розовом цвете», а если отрицательные — в «черном». И то, и другое деформирует восприятие и лишает его объективности.

Память и опыт в целом повышают объективность восприятия, помогают лучше и полнее распознавать те или иные стороны воспринимаемой информации за счет уже накопленных в памяти знаний. И чем их больше, тем качественнее происходит восприятие, но при этом новая информация нередко (часто непроизвольно) в той или иной мере подгоняется под уже накопленные знания.

Темперамент дополняет роль воли в восприятии личностью окружающего мира и определенным образом влияет на устойчивость, распределение, переключение и объем внимания — замедляет их или ускоряет.

Однако наибольшее воздействие на восприятие человека через мышление оказывает направленность личности. Она задает общую ориентацию восприятию и рефлексии, наполняя их определенным социальным смыслом.

Безусловно-социоцентрическая направленность побуждает личность воспринимать окружающий мир и рефлексировать в социоцентрическом свете — через призму социальной значимости происходящих явлений (полезны они или вредны обществу в целом и другим людям в частности). Преимущественные социоцентристы обладают более адекватным восприятием и рефлексией, но в целом сохраняют в своем влиянии через мышление на восприятие и рефлексию те же тенденции.

Крайне-эгоцентрическая направленность фильтруют восприятие и рефлексию человеком окружающего мира с точки зрения личных корыстных интересов — полезны или вредны они лично для них. Умеренные эгоцентристы более адекватны в восприятии окружающей действительности и рефлексии, но в целом сохраняют в своем влиянии через мышление на восприятие и рефлексию тенденции, свойственные эгоцентристам вообще.

Хомоцентрическая направленность способствует наиболее адекватному протеканию процессов восприятия и рефлексии личности, одинаково внимательно отражая позитивную и негативную информацию об окружающем мире и самой себе. Кстати, нередко можно слышать призыв оптимистов — видеть во всем только положительное. По нашему мнению, это верное средство, чтобы часто оказываться в «дураках» в значительной степени из-за ложного восприятия объекта в результате игнорирования его негативных сторон, хотя в реальности они существуют. Нужно мир воспринимать по-хомоцетрически и обращать внимание на все стороны наблюдаемого объекта.

Как видно, восприятие и рефлексия человека не представляют собой полностью объективного отражения окружающей действительности и самого себя. Они всегда субъективны и отражаются в сознании обязательно в трансформированном другими личностными свойствами виде.

Личностно искаженное восприятие и рефлексия соответствующим образом и сами влияют на развитие остальных блоков структуры личности. Повысить объективность восприятия и рефлексии может помочь хомоцентрическая направленность и получение информации из разных и независимых друг от друга источников, а также опора на богатый и разносторонний, проверенный временем опыт.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я