Формирование научного мировоззрения в образовательном процессе. Социально-философский срез

Юрий Петрович Батутин

Как внести в образовательный процесс философские идеи, которые лежат в основе мировоззрения человека? В книге рассматривается подход в образовании через осмысление и формирование духовности ученика. Как прожить правильно, ярко и достойно свою жизнь? Можно ли через обучении сформировать крепкую моральную основу? Автор раскрывает свою концепцию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование научного мировоззрения в образовательном процессе. Социально-философский срез предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. формирование научного мировоззрения у учащихся посредством образовательного процесса

2.1. Образовательный процесс как объективная взаимосвязь идеально-духовных процессов обучения и воспитания

Самые первичные истоки человеческой жизни показывают, что жизнь человеческая была всегда действенно-практической.

Действуя практически, люди совершенствовали свою жизнь и расширяли социальную среду. В силу объективности практической жизни любой человеческой общности объективно вытекает из неё забота о маленьких детях данной общности. Эта забота содержит в себе объективную, глубинную суть, которая заключается в одновременном обучении родителями своих детей чему-либо конкретному и воспитание родителями своих детей (выработка у детей истинно-человеческого, гуманистического духа). Эта суть проявляется именно в одновременности обучения детей и их воспитания. Если при занятиях с детьми игнорировать процесс воспитания, то разрушается объективность заботы о детях. То есть будет нарушаться объективная взаимосвязь процесса обучения и процесса воспитания. А при занятиях с детьми в отсутствие процесса воспитания у детей не будет вырабатываться истинно-человеческий, гуманистический дух, то есть у детей не может появиться этот самый дух. Это означает, что эти дети будут бездуховными. Они будут выступать как бездуховные социально-биологические существа и называть каждого из них(в силу их бездуховности) человеком нельзя. Человек отличается от животного именно своей духовностью. Те дети, которые не получили воспитания, остаются на уровне животного. Такое положение дел для человеческой цивилизации недопустимо. Благодаря выше отмеченному, мы утверждаем, что нельзя разрывать объективную взаимосвязь идеально-духовных процессов обучения и воспитания. Эти процессы объективно взаимосвязаны и игнорирование процесса воспитания при работе с детьми есть страшная ошибка для любой человеческой общности. Исторически размышляя и следуя объективной взаимосвязи процессов обучения и воспитания, в любой человеческой общности родители занимались обучением своих детей чему-либо через игровую деятельность и воспитанием своих детей. Родителей занимал вопрос: смогут ли их дети стать положительными личностями и смогут ли они в дальнейшем противостоять молодым людям с вредными привычками и с дурацким их поведением? Будут ли наши дети самостоятельными и ответственными в своих делах? Все эти вопросы решаются идеально-духовным процессом воспитанием(выработкой родителями у своих детей истинно-человеческого, гуманистического духа). Действительно в истории развития любой людской общности управленцы, родители в меру своих соображений и знаний занимались обучением и воспитанием молодого поколения. В одних семьях родители готовили наследников. В других семьях родители готовили себе замену. Многие молодые люди были причислены в отряды и в дружины. В них серьёзно занимались военным делом. Обучением готовили как владеть своим оружием и как владеть своим телом в рукопашном бою и одновременно с этим занимались воспитанием воинов-патриотов. Одновременное обучение и воспитание молодых людей в работе с ними представляется как объективная суть заботы о детях и молодых людях. Эта суть заботы о детях показывает объективную взаимосвязь процессов обучения и воспитания. Замечу в поддержку выше сказанному, что процесс обучения в человеческой истории развития был всегда (не так важно чему обучали детей и людей). И это очень хорошо, потому что процесс воспитания не может происходить, существовать без процесса обучения. Воспитание всегда совершается через процесс обучения чему-либо конкретному. Раз обучение всегда есть, то и воспитание есть всегда объективно. Оно ведь только через обучение совершается. И мы снова утверждаем, что нельзя разрывать объективную взаимосвязь процессов обучения и воспитания. Не надо разрывать и выдёргивать процесс обучения на обочину при работе с детьми. Действительно объективная взаимосвязь процессов обучения и воспитания требуется самой социально-практической жизнью любой семьи, общности, общества. Родители в каждой семье через обучение и воспитание своих детей проявляли заботу о них. Эта забота о детях в каждой семье общества позволяет накапливать и обобщать управленцам жизненно-практический опыт по взаимодействию родителей и детей, а также опыт работы родителей по обучению и воспитанию детей. С развитием общества, социальной среды и государства возникают серьёзные проблемы по обучению и воспитанию детей. Государство, как главная машина управления развития человеческого общества, вынуждено конкретным представителям этой машины дать задание думать и разрабатывать проблемы объективной взаимосвязи процессов обучения и воспитания. Государство понимает, что нет ничего вечного. Всё движется и крутится, причём всё живое — достойно гибели. Поэтому управленцы развития обществом должны младшему поколению передать весь жизненно-практический опыт старшего поколения. И эта передача жизненно-практического опыта от поколения к поколению должна проистекать через объективную взаимосвязь процессов обучения и воспитания. Нельзя допускать разрыва этой взаимосвязи. Нельзя пренебрегать каким-либо одним идеально-духовным процессом из двух данных. Если мы отбросим процесс обучения, то остаётся воспитание. Но оно существует и совершается только через обучение. Значит без обучения, совершается не воспитание, а какой-то фанатизм, морализация, какое-то одурачивание молодёжи. Если мы отбросим процесс воспитания, то остаётся обучение, то есть профессионал-дикарь. Это социально-биологическое, бездуховное существо с холодным оружием в руке. Хорошая, будущая социально-практическая жизнь любого младенца подтверждает и требует, чтоб его одновременно обучали и воспитывали. Мы исходим из того, что"формирование"личности есть самый широкий социальный процесс по идеально-духовному воздействию на людей социальной средой. Эта формировательная деятельность есть двухсторонний процесс взаимодействия человека и социальной среды. Смотрите (2;с.6). Молодой человек (учащийся), как активный объект, может непосредственно отражать явления социальной среды в своём непосредственном взаимодействии с ней, а может отражать явления социальной среды и опосредованно через субъект. То есть в последнем случае взаимодействие активного объекта с социальной средой происходит именно через субъект. Поэтому формировательная деятельность раздваивается на стихийную формировательную деятельность и на управляемо-формировательную деятельность. Смотрите (2;с.8). При стихийной формировательной деятельности происходит непосредственное взаимодействие социальной среды и человека.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование научного мировоззрения в образовательном процессе. Социально-философский срез предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я