Формирование научного мировоззрения в образовательном процессе. Социально-философский срез

Юрий Петрович Батутин

Как внести в образовательный процесс философские идеи, которые лежат в основе мировоззрения человека? В книге рассматривается подход в образовании через осмысление и формирование духовности ученика. Как прожить правильно, ярко и достойно свою жизнь? Можно ли через обучении сформировать крепкую моральную основу? Автор раскрывает свою концепцию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование научного мировоззрения в образовательном процессе. Социально-философский срез предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Сущность мировоззрения

1.1.Структура мировоззрения

К вопросу формирования мировоззрения у учащихся мы подходим социально-деятельно (действенно-практически). Потому что сама человеческая жизнь каждого человека — практическая. И формирование мировоззрения у учащихся может происходить только в этой практической жизни. В этом случае получаемый материал необходимо просветлять знаниями. А в образовательном процессе наоборот получаемые знания должны использоваться практически в учёбе, в деле, в жизни.

Структура мировоззрения состоит из трёх компонентов. Первый компонент есть действенно-практический, второй компонент — идеально-концептуальный, третий компонент — социально — ценностный. Действенно-практический компонент включает в себя социальные чувства, психические состояния (чувства, эмоции, воля, установки.)

Идеально-концептуальный компонент включает в себя две группы форм знаний. Одна группа представляет знания, выражающие глубину освоения мира, как степень проникновения в сущность явлений, как результат познания мира человеком (учащимися). Это будут идеи, концепции, теории, учения.

Другая группа представляет знания с точки зрения присвоения их субъектом (учащимися). Это будут мнения, верования, убеждения). Эти формы знаний представляются как элемент сознания, как мера присвоения тех или иных знаний. Смотрите

О двух формах знаний (1,с79,82,85).

Социально-ценностный компонент включает в себя потребности и ценностные ориентиры. Потребности способствуют выбору тех или знаний, дел, поступков, а ценностные ориентиры направляют деятельность учащихся соответственно должному ориентиру. Этот компонент производит социально-заинтересованное оценивание и присвоение элементов идеально-концептуального и действенно-практического компонентов.

Данная структура мировоззрения чётко представляется через сознания учащихся. Первый компонент структуры мировоззрения представляется как сознание-отношение. Второй компонент есть как сознание-знание, а третий компонент представляется в структуре мировоззрения как сознание-управление.

Представляя структуру мировоззрения учащихся через их сознание, мы тем самым подчёркиваем важность, значимость сознание-отношение к тому или иному задуманному делу. Также указываем на необходимость знаний, как результатов познания мира у учащихся.. А мнения, верования, убеждения, как элементы сознания учащихся, придают серьёзность, убеждённость, уверенность, настойчивость в практической реализации тех или иных мыслей. Возникает идеально-духовное дуновение, которое ориентирует тебя на практические действия, на практическое совершение задуманного

Формирующая структура мировоззрения происходит за счёт взаимосвязи и взаимодействия каждого элемента определённого компонента с другими элементами другого компонента. Внутреннее изменения, функционирование структуры мировоззрения так или иначе происходят через столкновение разных (противоположных) элементов структуры мировоззрения. Точнее говоря, структура

мировоззрения подвергается некоторым изменениям, функционированию через свои внутренние противоречия. Для нас самым главным представляются убеждения, как результат на выходе взаимодействия элементов структуры мировоззрения, как результат разрешения внутренних противоречий в своей структуре мировоззрения.

Выделим самое важное и главное диалектическое противоречие между общим и отдельным (единичным).Общее — это то, что представляется в знаниях, как существенное и ценное, а отдельное — как истинно-являющееся конкретное.

Ещё надо выявлять противоречия между знаниями различных уровней и также противоречия между конкретным и абстрактным, точнее между конкретно-чувственными и конкретно-общими знаниями.

Надо пытаться, добиваться тем или иным способом разрешение противоречия между знанием и действенно-практическим применением его в практической жизни.

За счёт выделения и разрешения указанных противоречий будут успешно образовываться убеждения. Они для нас есть главное, как ядро, как глубинная суть формирования мировоззрения. Этому пониманию образования убеждений способствует осознание потребностей и ценностных ориентиров, как элементов социально-ценностного компонента структуры мировоззрения.

Это осознание потребностей и ценностных ориентиров сильно влияет на организацию и оформление убеждений в функционирующую, самостоятельную систему убеждений.

Вот эта система убеждений и будет мировоззрением.

Осознание ценностных ориентиров подталкивает учащихся к выполнению задуманного как должному. А осознание учащимися своих потребностей даёт толчок к обязательному возникновению интереса в системе убеждений, в сознании учащихся, как идеально-духовной побудительной силы.

Благодаря интересу, система убеждений или мировоззрение будет выступать как идеально-духовная детерминанта деятельности учащихся в практической жизни и учёбе. Думается, пора дать определение научного мировоззрения.

1.2. Понятие мировоззрения

Мировоззрение учащихся есть система убеждений, формирующаяся как мера присвоения различных знаний, опыта в социально-деятельном, заинтересованном отношении к миру, отражающая едино-целостный мир, исходя из определённого онтологического начала и становящаяся генерализованной идеально-духовной детерминантой в действенно-практическом отношении к миру (себе).

Итак, для мировоззрения важна его структура (три компонента). Нужна целостная, устойчивая, функционирующая структура, которая может изменяться, развиваться за счёт своих возникающих внутри структуры противоречий. Чтобы непрерывно продолжался процесс изменения, функционирования, чтобы не затухали противоречия нужно постоянно пополнять структуру мировоззрения образовательным процессом, как идеально-духовным топливом.

Но топливо нужно закидывать в своей основе не лопатой, а конкретным действенно-практическим упражнением, которое бы глубоко внутри содержало диалектическую (сущностно-противоречивую) ценность. Такое упражнение будет представляться и видеться как целостная единица, «клетка» адекватно отражающая и подчёркивающая диалектичность нашего мира, нашей жизни.

Такое упражнение действительно бы сильно способствовало рассеиванию мировоззренческих зёрен и было бы одним из основных упражнений в деле формирования научного мировоззрения. Не забывая об этом, мы переходим к рассмотрению образовательного процесса.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование научного мировоззрения в образовательном процессе. Социально-философский срез предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я