История философии. Для студентов средних специальных учебных заведений

Юрий Петрович Батутин

Учебник по истории философии для студентов средних специальных учебных заведений. В учебнике есть таблицы сравнений по каждому течению, что делает удобным изучение философии. Цель пособия помочь студентам усвоить, что мировая философская мысль развивалась диалектически через столкновение (борьбу) противоположных философских взглядов.

Оглавление

  • Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История философии. Для студентов средних специальных учебных заведений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Надежда Юрьевна Бондаренко

© Юрий Петрович Батутин, 2019

ISBN 978-5-0050-0401-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Оглавление

От авторов

Введение.

Глава 1. Философия Древней Греции

1.1 Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

1.2 Анаксагор — основоположник ранней Афинской школы

1.3 Учение Пифагора

1.4 Учение Гераклита

1.5 Элейская Школа (Парменид)

1.6 Учение Демокрита

1.7 Софисты (Протогор)

1.8 Афинская школа (Сократ, Платон, Аристотель)

1.9 Эллинистическая философия (киники, эпикурейцы, стоики, скептики)

1.10 Школа неоплатонизма (Плотин)

1.11 Вопросы для самопроверки по 1 главе

Глава 2. Философия средних веков.

2.1 Патристика как первый этап развития средневековой философии (5—10 века); Августин Блаженный и его взгляды.

2.2 Схоластика-второй этап развития средневековой философии; Фома Аквинский и его учение.

2.3 Номинализм и реализм.

2.4 Вопросы для самопроверки по второй главе.

Глава 3. Философия нового и новейшего времени.

3.1 Спор сенсуалистов и рационалистов.

3.2 Учение сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).

3.3 Учение рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц).

3.4 Субъективный идеализм Д. Беркли.

3.5 Агностицизм Д. Юма.

3.6 Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель).

3.7 Немецкий материализм и диалектика. (Л. Фейербах, К. Маркс).

3.8 Посткласическая философия второй половины 19-начала 20 веков. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Бергсон).

3.9 Русская философия в 19—20 века. (В. Соловьёв, Н. Бердяев, Н. Чернышевский, Г. Плеханов, В. Ленин).

3.10 Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм)

3.11 Вопросы для самопроверки по третьей главе.

4. Заключение.

5. Глоссарий.

6. Список литературы.

От авторов

Пособие, которое Вы держите в руках, предназначено именно для Вас, изучающего такую интересную дисциплину как «Основы философии». Это скромная попытка помочь студентам средних специальных заведений в деле изучения истории философии через конкретные философские персоны, знакомство с которыми рекомендовано программой. Издание данного пособия продиктовано настоятельной необходимостью в связи с отсутствием достаточного количества литературы по предмету в библиотеках колледжей и техникумов. Приступая к работе над данным пособием, авторы исходят, прежде всего, из понимания природы (происхождения) философии. Она, как известно, двойственна, противоречива, состоит из познавательно-теоретического и ценностно-мировоззренческого компонентов. Цель пособия помочь студентам усвоить, что мировая философская мысль развивалась диалектически через столкновение (борьбу) противоположных философских взглядов, которые представлены как фундаментальные материалистическая и идеалистическая идеи, подтверждающие, что источником развития философской мысли и объективной действительности являются противоречия. Этот принцип положен в основу данного пособия. Фундаментальные философские идеи лежат в основе мировоззрения человека. Как, из чего строится едино-целостный мир? Как прожить правильно, ярко и достойно свою жизнь? Благодаря этим мировоззренческим вопросам, фундаментальным философским идеям, философия выступает как душа культуры человека. Для достижения поставленных целей мы расположили учебный материал в виде таблицы, в которой учения философов представлены в виде онтологического и гносеологического срезов и «среза особенного», что позволяет отнести с большой долей вероятности тех или иных учёных к материалистам или идеалистам. Это выгодно, на наш взгляд, отличает данное пособие от других, не менее достойных. Уважаемый студент, вы можете оценить полноту своих знаний по философии, ответив на вопросы в конце каждой главы. Если Вы затрудняетесь в терминологии, — обратитесь к словарю терминов, расположенном в конце учебного пособия. Желаем успехов!

Введение

Итак, Вы приступили к изучению истории философии по данному пособию. В нем рассматривается развитие мировой философской мысли через философию античных и средних веков, Нового и Новейшего времён. Философия прошла длинный и трудный путь. Философия как учение зародилась в 4—5 веках до н. э. почти одновременно во многих странах: Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Древней Греции. У истоков философии стояли великие философы, взгляды которых разделяли многочисленные ученики последователи, они объединялись в школы (но ошибочно было бы отождествлять многих из них только с той или иной школой). Отметим, что первой формой постижения мира была мифология. Миф — древнее повествование о деяниях богов и героев, в котором природные и общественные явления персонифицированы и выступают в образе богов. Он передавался устно из поколения к поколению. В бурлящей духовной деятельности мыслителей зарождается идея перейти от множества богов к единому Богу. Такой процесс называется демифологизация, которая без критического отношения к мифу приводит к возникновению религии как другой форме постижения мира. Демифологизация с критическим отношением к мифу по пути Логоса (закон развития мира, вселенский разум) создаёт упорядоченную картину мира, не описанную мифом, а рождённую мыслью на основе каких-то знаний, что позволило зародиться философии. Философия становится новой формой постижения мира, которой свойственно познание едино-целостного мира его целостно-мировоззренческое понимание в головах людей. Дальнейшее развитие мировой философской мысли в истории человечества протекает через столкновение противоположных философских идей: материализма и идеализма. Эта борьба протекает во всех периодах развития философии.

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является, в первую очередь, созданием гения древних греков. И потому философию античного мира мы разбираем на примере древнегреческой философии, в которой заложены все истоки современных философских направлений. Первые древнегреческие философы были учёными-естествоиспытателями, Они стремились понять сущность природы, мира в целом, Космоса. Главным вопросом был вопрос о первоначале мира (Из чего всё произошло?), они искали онтологические начала мироздания. Начнём знакомство с философией Древней Греции с Милетской школы.

1.1. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН)

Она возникла в 6 веке до н. э. в городе Милет. Её основными представителями были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. ФАЛЕС (625—547г.г.до н.э.) — родоначальник ранней Милетской школы древнегреческой философии. Он считался основателем греческой астрономии и геометрии. Его труды не дошли до нас

СРЕЗ ОСОБЕННОГО. Всё существующее одушевлено. У магнита есть душа.

ВЫВОД. Фалес как философ, учёный-естествоиспытатель, является стихийным материалистом. Он способствовал разработке фундаментальной материалистической идеи.

АНАКСИМАНДР (610—540 гг. до н.э.) — древнегреческий философ и естествоиспытатель, приемник Фалеса. Его сочинения не дошли до наших дней, за исключением одного небольшого отрывка статьи «О природе». Многие идеи Анаксимандра пересказали и сохранили его ученики.

СРЕЗ ОСОБЕННОГО.

Анаксимандр высказал в своей космологической теории мысль о том, что Земля находится в центре Вселенной, имеет форму плоского цилиндра. Вокруг Земли вращается три небесных кольца: солнечное. лунное и звёздное (звёзды ближе планет).

ВЫВОД.:

Анаксимандр как философ является стихийным материалистом с диалектическим уклоном. Он стоял на рельсах разработки фундаментальной материалистической идеи.

АНАКСИМЕН (585—525гг. до н.э) — древнегреческий учёный-философ, астроном, ученик Анаксимандра. Пытался создать учение о космосе, о мире.

СРЕЗ ОСОБЕННОГО.

Анаксимен утверждал, что звёзды находятся намного дальше планет.

ВЫВОД.

Анаксимен как философ является стихийным материалистом, разрабатывавший материалистические идеи. Сейчас предлагаем познакомиться с представителем, основоположником ранней Афинской философской школы Анаксагором.

1.2 АНАКСАГОР — ОСНОВОПОЛОЖНИК РАННЕЙ АФИНСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ

АНАКСАГОР (500—428гг. до н.э) — философ из города Клазомен. занимался математикой, астрономией, являлся идеологом рабовладельческой демократии.

СРЕЗ ОСОБЕННОГО.

Движущей силой, обуславливающей соединение и разделение элементарных частиц считал «нус» (ум), понимаемый им как легчайшее и тончайшее вещество. При этом ум заключён в материи, в которой он творит, но, не смешиваясь с ней, являясь чем — то «несоединимым».

ВЫВОД.

Анаксагор как философ является глубоким материалистом и он способствовал развитию материалистической идеи.

Теперь предлагаем вам отправиться в 6 век до нашей эры в Пифагорейскую школу, основателем которой был древнегреческий учёный-философ Пифагор с острова Самоса. Эта школа получила признание и имела большое влияние в 4 веке до н.э. на развитие философской мысли, пыталась решить проблему о первоначале мира. Учёные школы внесли ценный вклад в развитие математики и астрономии.

1.3. Учение Пифагора

Пифагор (580 — 500 гг до н. э.) — древнегреческий философ, математик, астроном. О его жизни и учении мало что известно, но теорема Пифагора, очевидно, принадлежит самому Пифагору. Пифагор учился в Милете, совершил путешествие на Восток, в Вавилон, Египет, Индию, где изучал не греческие религии, а математику и астрономию. В Кротоне он учредил союз с целью проведения нравственно-религиозного реформирования жизни, этот союз подвергался гонению за некоторую мистику, суеверия, сочетаемые с верой. (5,с.22,23).

СРЕЗ ОСОБЕННОГО.

Пифагор говорил о всеобщем родстве живых существ, требовал очищения тела через вегетарианство, а души — через познание музыкально-числового строения Космоса.

ВЫВОД.

Пифагор как философ является стихийным идеалистом, является одним из первых зачинателем разработки идеалистической фундаментальной идеи.

А сейчас пришла пора узнать самое интересное о ярком древнегреческом философе Гераклите. Он высказывал мысль, что всякое явление состоит из противоположных начал, которые находятся в состоянии борьбы («Враждующие соединяются, из расходящихся — прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу»). Гераклит является автором таких выражений как

«В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «Все течет, все меняется». Он открыл разумный закон бытия, которое развивается по Логосу. Суть этого закона — единство и борьба противоположностей как следствие всеобщего принципа противоречия.

1.4 Учение Гераклита

Гераклит Эффеский (544 — 483 г.г. до н.э.) — философ, политический деятель в городе Эфесе. Он родился в царской семье. Сочинение Гераклита «О природе», дошедшее до нас лишь в отрывках, славилось глубокомыслием своего учения и труднопонимаемых изречений, за это он получил прозвище «темный», а за свою трагическую серьезность его называли «плачущим философом». Гераклит высокоумен, надменен превыше всякого, возненавидев людей, он удалился в горы и жил там, кормясь травами. (4,с.26,96).

СРЕЗ ОСОБЕННОГО.

Гераклит первый открыл суть диалектического метода, сформулировал закон единства и борьбы противоположностей. Явления состоят из противоположностей, которые борются, переходят друг в друга, сохраняя общую основу и имеют момент тождества. Тем самым Гераклит утверждал, что источником развития явлений являются противоречия.

ВЫВОД.:

Гераклит первый яркий диалектический материалист. Он диалектически разрабатывал процесс познания, тем самым утверждая фундаментальную материалистическую идею.

Переходим к знакомству с Элейской школой, которая внесла большой вклад в развитие ранней греческой философии. Представителями этой школы был такие ученые-философы как Парменид, Зенон и Ксенофон. Они перешли от конкретных природный стихий как онтологических начал к бытию (сущему). Понятие бытия — центральное в философии этой школы. Бытие вечно, возникновение бытия невозможно.

1.5. Элейская школа (Парменид)

Парменид (540 — 480 г.г. до н.э.) — ученый-философ из города Элеи. Он взамен множеству богов нашел новый гарант существования мира и человека и предложил обрести веру в этот новый гарант, который представляется Парменидом как неизменное, неделимое, ни в чем не нуждающееся, лишенное чувственных качеств бытия, как некое Единое, не имеющее ни формы, ни вида; его невозможно изобразить, показать, нарисовать. (1,с.130). О Едином можно только мыслить, мысль определяет его. Заявив, что бытие есть мысль, Парменид наделил эту мысль космическим масштабом. Бытие как Единое — есть мысль, т. е. Логос, космический разум или Бог философии, а не религии. Поэтому ему не молятся, а постигают в актах интеллектуального созерцания (интуиции, эзотерии, трансцендентальности, мистики)

СРЕЗ ОСОБЕННОГО.

Парменид заменил веру в античных богов властью силы мысли (разума). Он ввел в обиход принцип тождества мышления и бытия, тем самым позволил рассматривать в качестве основы мира разумное начало, не зависящее от человека.

ВЫВОД.

Парменид стоял у истоков объективного идеализма и средневекового реализма. Он отрицал в истинном учении множественность вещей и признавал только Бытие как мысль, как Единое.

Относительно самостоятельными учеными-философами были яркие представители атомистической философии, Левкипп и Демокрит. В отличие от своих предшественников они утверждали, что существуют неделимые фрагменты вещества, пространства и времени (атомы). Атомы вещества называли просто атомами, атомы пространства — амерами, а атомы времени — хрононами. Левкипп первым высказал мысль о том, что единственное, что существует — это атомы и пустота, которые являются онтологическим началом всего сущего.

1.6 Учение Демокрита

Демокрит (460 — 370 г.г.до н.э.) — греческий философ, уроженец города Абдеры. Происходил из богатой семьи, получил хорошее образование. Отличаясь любознательностью, Демокрит пренебрёг богаством и совершил путешествие в Вавилон, Египет, Индию. Во время путешествия он воспринимал идеи и мысли людей разных стран, занимался этикой, физикой, математикой, астрономией… Демокрит полностью разделял учение Левкиппа об атомах и пустоте (к характеристикам атомов он добавляет их величину и тяжесть). (3,с.20).

СРЕЗ ОСОБЕННОГО.

Демокрит высказал, что нет явлений без причины, при этом отождествляя причинность с необходимостью; отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания. Он ценил личность творческого человека, для которого «главное — достижение доброй мысли». Демокрит говорил: «Человек добродетельной мысли стремится к справедливым и законным действиям». Основным средством воспитания ученый считал убеждение, а не насилие и закон.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История философии. Для студентов средних специальных учебных заведений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я