Крупицы мудрости и путь постижения Истины. Часть I

Юрий Павлович Добров

«Крупицы мудрости и путь постижения Истины. Часть 1» – глубокое исследование духовного развития и смысла жизни. Уникальный взгляд на самоосознание и просветление, основанный на опыте и изучении философских учений. Ключи к истинному счастью и осознанию жизни. Автор делится записями, помогавшими стать лучше, и верит, что они могут изменить мир, если будут прочитаны тысячами людей. «Крупицы мудрости и путь постижения Истины. Часть 1» – книга, открывающая новые горизонты самопознания.

Оглавление

Сущность человека

Шри Сатья Сан Баба говорил:

«Человек — это не только тело, на самом деле он представляет собой совокупность тела, ума и „Истинного Я“ Тело инструмент действия, ум — средство для реализации, а „Я“ — наблюдатель за обеими — телом и умом. Каков ум, таков и человек».

Кришна сказал так:

«Тело — внешний покров души, есть нечто конечное, недоступное тлению, вечное. Земной человек троичен подобно Богу, которого он отражает в себе: у него есть разум, душа и тело. Если душа соединяется с разумом, она достигает „Саттвы“ т.е. мудрости и мира, если она колеблется между разумом и телом она попадает под господство „Раджас“ страсти, и вращается от предмета к предмету в роковом круге, если же она подчиняется телу, она отдаётся во власть „Тамас“ безрассудству, неведению и временной смерти».

Отсюда следует, что человек состоит из трёх начал тела, души и разума. Что такое тело мы конечно знаем, потому что мы его видим, чувствуем и пользуемся им. Тело живёт за счёт души, если в человеке нет души, то он мёртв.

Тело, которое мы обрели, стало для нас своеобразным инструментом, благодаря коему мы вошли в мир материи, дабы преобразовать невидимый, заключенный внутри нас священный дар, в видимые плоды через деяния своих рук.

Клеточки нашей плоти знают все законы, которые окружают её, вне зависимости от того фиксирует ли эти законы наше сознание или нет.

Давай дорогой читатель посмотрим на наше тело с другой стороны поабстрактней. Ты сейчас наверно удивишься моему высказыванию, но, по сути, оно верно. Наше тело есть не что иное, как биологический скафандр со всеми биологическими процессами происходящими внутри него.

Такая мысль пришла ко мне, когда у меня умер отец, и я очень сильно переживал эту утрату, как и большинство детей, которые хоронят своих родителей. Тело его лежало на столе, как и все покойники, лежат перед похоронами. Я иногда сам себе задаю вопросы, чтобы получить ответы на них. Так и в этот раз, я стал себя спрашивать.

— Неужели это лежит мой отец?

— Нет, это не он.

— А кто тогда?

— Его здесь нет. Там внутри пусто, никого там нет.

И тут мне приходит, такая мысль если там пусто и некого там нет, то получается, что это скафандр как у водолазов или космонавтов. Такое для меня открытие сразу изменило отношение к умершему отцу. Всё сразу прошло куда-то, эта утрата и печаль ушли как их и не было. Мне кажется, это пришло ко мне как озарение, а может как подсказка для дальнейшего применения. Так и получилось.

Однажды мне пришлось быть свидетелем такой картины: жена покойного мужа проявляла очень большую заботу о покойнике и всё время расспрашивала у священника, как и что лучше сделать ей сейчас, чтобы ему там, на том свете было хорошо. Она думала, что это тот же муж только мертвый, который всё чувствует, но не могла осознать, что это всего лишь физическое тело, без каких либо чувств. Вот на этом моменте почти, что у всех идёт неправильное понимание происходящего. Все чувства имеет только душа, она переживает, чувствует, видит и слышит, радуется и грустит. Женщина не могла это осознать, и когда священник сказал ей:

— «Что вы заботитесь о его теле, надо заботиться о его душе, а не о теле, тело это прах»

Она была обескуражена таким ответом, стоя в оцепенении хлопая глазами, она была готова расплакаться, и в этот момент я решил прийти ей на выручку. Спросил:

— Вы видели когда-нибудь по телевизору скафандр космонавтов или водолазов?

— Да — ответила она.

— Представьте себе, что это лежит не ваш муж, а его скафандр, заполненный различными органами и суставами тела, которые выполняют свою определённую функцию, то есть это не муж, а биологическое тело, состоящее из головы, туловища, рук, ног и всё то, что находится внутри них.

Она посмотрела на меня совершенно другим взглядом, я почувствовал, она осознала мои слова. Всё, она сразу изменилась и перестала к батюшке приставать с глупыми вопросами.

Вот как порой надо уметь объяснить и преподнести человеку, то, что он не сознаёт. Ведь это очень важно осознать, когда мы что-то осознаём, уходят все вопросы и непонимание, от этого становится легче и спокойней. Старайся донести человеку свою мысль правильно, чтобы он её понял и осознал.

Протоирей Серафим Слободской в своём Законе Божьем писал:

«Когда мы говорим, что человек состоит из души и тела, то мы этим выражаем, что человек состоит не из одного лишь мёртвого вещества — материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой.

Получается так, что с помощью этого начала можно воскресить труп. Что было и сделано, когда Христос сотворил своё чудо, воскресил Лазаря на четвёртый день после его кончины.

В действительности человек трёх со ставен и состоит из тела, души и духа. Вот что очень интересно сказал Апостол Павел

«Слово Божие живо и действенно как острие всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные»

1. Тело человека создано Богом «из праха земного» (Быт.2,7) и потому оно принадлежит земле: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3,19) сказано первому человеку после его грехопадения. Своею телесною жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ — животных и состоит она в удовлетворении потребностей тела. Потребности тела много различны, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1й инстинкт самосохранения, 2 й продолжения рода. Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа, с вполне понятной и разумной целью — дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно.

Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, без коих человек был бы в этом мире вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был лишь мёртвой машиной без движения, если бы его не оживотворила душа.

2. Душа

Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа; учёные так её и называют: виталистическая (жизненная) сила.

Душа это есть живая энергия анти материя, которая входит в человека на восьмой день. Она обладает 6 качествами: слуха, зрения, обоняния, болью, любовью, страстью, сознанием.. Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землёй.

«И сказал Бог: да произведёт вода душу живую…скотов, гадов, зверей… породу их: и стало так»

Быт.1,20—24

И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог

«вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою»

Быт. 2, 7.

Это «дыхание жизни» и есть высшее начало в человеке, т.е. его дух, которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Потому, хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию её с духом, который от Бога. Душа человека является как бы мостом, связующим звеном, между телом и духом.

Все действия, или вернее движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудноуловимы, что их для удобства различия принято разделять на три вида: мысли, чувства и желания.

1. Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг.

2. Центральным органом чувства принято считать сердце. Оно является мерилом того, что нам приятно или неприятно. Сердце естественно рассматривается, как некий центр жизни человека, центр в котором вмещается всё, что входит в душу, и из которого исходит всё, что обнаруживается душою вовне.

3. Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения её предначертаний, это наши члены, приводимые в движения при помощи мускулов и нервов.

Результаты деятельности нашего ума и чувства, порождённые сердцем, оказывают то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.

Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов внешних чувств, даёт те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой связи души с телом, эту жизнь нередко называют общим термином «жизнь душевно-телесная». Однако всё же необходимо различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.

В чём состоит жизнь телесная, мы уже знаем, Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода.

Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства. Вот оказывается, что хочет наша душа, знаний, и испытывать новые чувства.

Голос души:

«Почему ты перестал искать? Почему перестал верить? Зачем ты, закрылся от меня? Тебя убеждали, что нет ничего кроме этого материального мира И этого материального тела и ты поверил… Тебе делали больно, и ты стал прятать свои чувства от людей И от себя самого Запретил себе чувствовать. Ты искал счастье вокруг себя, во всём, что окружающие называли важным. Но это счастье было кратковременным и ускользающим. Тебя увлекла, поглотила суета этого мира. Ты спал, а я ждала. А помнишь, в детстве, ты так искренне радовался всему? А я радовалась вместе с тобой, умножая свет внутри тебя. Помнишь, как ты верил, что пришёл в этот мир для чего-то очень важного? Что вырастешь и будешь вершить достойные, добрые дела? Помнишь, как ты любил всех и всё? Всё виделось таким родным, таким светлым и люди, и растения, и животные. Помнишь, как ты чувствовал огромную силу в своей груди? Она росла, когда ты радовался, любил, верил, делал добро. Ты чувствовал меня, солнечное сплетение. Растущие свет и тепло, словно распирают грудь изнутри,

Наполняя тебя чувством неземного счастья и умиротворения, даря силу и уверенность. Это всё я, твоя Душа, я ждала, когда же ты вспомнишь обо мне. Всё это время я была с тобой. Ты расстраивался, а я тебя успокаивала. В этом мире всё временно и все трудности способствуют твоему росту. Ты сомневался, а я подсказывала тебе верный путь Ты отчаивался, а я ободряла тебя и вселяла веру в хорошее. Ты падал, а я давала тебе силы подняться. Всё это время, я наблюдала, как ты тратишь время и силы, отведённые тебе для главной цели,

На временное и пустое, на иллюзии… А ведь вместе мы можем вернуться домой. Сейчас не время жить иллюзиями! Не время прозябать в забвении этого мира! Я есть ключ к знаниям, которые укажут дорогу домой. Прислушайся ко мне, и ты вспомнишь то, о чём забыл. Я поведаю тебе о том, кто ты и как устроен этот мир. Расскажу о себе, о Боге и его мире. А знания уже даны людям. Только пожелай знать и знания придут к тебе».

3. Дух. Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением одних только вышеперечисленных потребностей тела и души.

Тело и душа — это ещё не весь человек, вернее сказать, — не полный человек. Над телом и душой стоит ещё что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судьи и души и тела и даёт всему оценку с особенной, высшей точки зрения. «Дух», говорит Еп. Феофан,

«Как сила от Бога изшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в нём одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем, удостоверяясь в своём и схождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознаёт себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Ему».

Это как раз то, о чём говорил блаженный Августин: «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в тебе».

Дух в человеке проявляется в трёх видах:

1) страх Божий,

2) совесть,

3) жажда Бога.

Первое, о страхе Божьем мы говорили выше в главе страх Господень.

Второе чем проявляет себя дух в человеке, это — совесть. Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно, что должно и чего не должно делать. Но и не только указывает, а и понуждает человека исполнять указываемое, причём за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением.

Совесть есть наш внутренний судья — блюститель закона Божия. Недаром наш народ называет совесть «голосом Божьим» в душе человека.

Третье проявление духа в человеке Еп. Феофан метко назвал «жаждою Бога». И в самом деле, нашему духу от природы свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем материальным и земным наш дух удовлетворяться не может. Кто бы из нас сколькими и сколь разнообразными благами не обладал, ему всё хочется чего-то большего.

Это вечная человеческая неудовлетворённость, это всегдашнее недовольство, эта поистине ничем ненасытная жажда показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему. Чем всё то, что его в земной жизни окружает, к чему-то идеальному, как принято говорить, а так как ничто земное этой жажды в человеке утолить не может, то дух человека и мечется, не находя себе покоя, пока не обретёт полного удовлетворения в Боге. К живому общению с коим дух человеческий всегда сознательно или бессознательно стремится.

Таковы проявления духа в человеке, которые и должны быть руководящим началом в жизни каждого человека, т.е. жить в общении с Богом, жить по воле Божьей и пребывать в любви Божьей, а это значит исполнять своё назначение на земле и наследовать вечную жизнь» архим. Аверкия.

Сущность человека является соединением тела, души и духа. Тело стремится к удовлетворению потребностей еды, питьё, выживание и продолжение рода. Душа — психическое измерение человека. Интересует учёба, мужество, обладание, положение, популярность, титулы, слава, деньги и власть. Дух, который является квинтэссенциональной частью трёх измерений человека, обладающего потенциалом, установления тесных взаимоотношений с Богом и проявляется как любовь, радость, покой, терпение, доброта, верность, кротость и самообладание. Зная это, ты читатель, можешь себя проанализировать или сканировать свою сущность. Тем самым можешь найти свои изъяны в той или другой части своего существа.

Саи Баба сказал так:

«Всякая душа потенциально Божественна, и каждый может проявить, реализовать Бога в себе. Нет другой более важной задачи в этом мире, как реализовать Бога в себе. Если хотите служить Богу — служите человеку. Какого ещё Бога хотите вы найти. Зачем искать его далеко, если он распростёрт вокруг».

Совсем недавно я нашёл ещё одну крупицу мудрости у Анастасии Новых в рассказе «Синсэй. Исконный Шамбалы», которая очень интересно и точно раскрывает нашу суть — человека:

— Скажите, а в чём смысл существования самой души, то есть меня?

— Смысл простой — прийти, в конечном счёте, к Богу как зрелое создание… Человек — это синтез духовного и животного начала. И этот синтез необходим, дабы душа приобрела определённую форму, она должна пройти через материю, то есть созреть. Человек, словно бабочка, переживает стадию развития своей души. Образно говоря, сначала, вылупившись из «яйца», человек проходит материальную стадию «личинки» или «человек — животное», где он «ползает» по Земле и в нём преобладает материальный интерес, словно у гусеницы. Он не видит в себе душу и считает себя одним целым со своей материей, то есть телом.

Затем проходит определённое время осознания, либо в течение реинкарнации из одной в другую, либо в течение одной жизни (у кого как), где его душа созревает в благой мысли духовной Любви. И постепенно человек превращается в «кокон», в стадию «человек — человек», где идёт чёткое осознание его истинного «я» — души и «кокона» — тела. Причём тела как всего лишь материи для созревания его души. Внешне это может и никак не проявляться, но внутри в нём происходят бурные, глобальные перемены. И, наконец, когда душа окончательно созревает, «кокон» прорывается и оттуда вылетает ослепительно прекрасное божественное создание — «бабочка» — душа, которая свободна в своём полёте. Присоединяясь к таким же прекрасным созданиям, она участвует в зарождении новых душ, созданию новых «личинок», которые будут проходить тот же путь. Это и есть стадия «человек — Бог». Поэтому весь смысл заключается в развитии от животного к божественному, чтобы стать полноценной частицей Бога. Это заложено в нас изначально, глубоко внутри. Поэтому мы ищем Бога, поэтому мы знаем о Боге…

Можно ли, разговаривать с Богом?

Я долго думал над этим вопросом и после нескольких проверок пришёл к выводу, что с Богом можно разговаривать только через окружающее пространство и свои чувства.

Однажды у меня появилась мысль «Вот было бы неплохо, если Господь подтверждал мои правильные мысли или разумные намерения каким-нибудь звуком, например какой-то стук, удар, хлопок, треск, крик, шорох или произошло какое-то действие, включился или выключился свет и так далее.

Вот однажды у меня сложилась такая ситуация, что я не могу сразу найти правильного действия, так сомнения мешали мне найти правильное решение. Я решил обратиться к Богу:

«Господи, помоги! Подскажи как мне поступить сейчас, я грешный человек и не ведаю, что мне делать, дай мне Твой Знак, что я должен поступить так, как думаю в этот момент».

После этого обращения я начинаю мысленно или вслух думать, как мне лучше поступить в этой ситуации. Думая, над одним из вариантов, я услышал какой-то звук.

Вначале я подумал, что мне показалось, но решил повторить и проверить правильность своих мыслей, и когда я начал только проверять мысль, как раздался треск над моей головой, сломалась ветка с дерева и упала возле меня.

— На тебе! Фома сомневающийся!

Спасибо тебе Господи!! Воскликнул я, и отошёл в сторону.

Учись слышать всё, что вокруг тебя, анализируя свои мысли, дорогой мой читатель.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я