Эта повесть – своего рода бунт против лицемерия толпы. Бунт, который начинается в психушке, продолжается в скиту монастыря и выливается на улицы тихого провинциального городка. Жанр – сатира, гротеск, магический реализм. Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трещинка. Для тех, кто любит магический реализм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
В дверях нового гостя встретила улыбающаяся Госпожа Янь и молча проводила его в комнату, в которой в старом скрипучем кресле, покачиваясь, сидел сочинитель, успевший раскурить набитую ароматным табаком трубку. Нежно — голубой дым заиграл причудливыми узорами в косых тоннельчиках солнечных лучей. Курочкин вошел, прижимая к груди летнюю панаму, чтобы скрыть тремор рук, отчего стал похожим на большого дрессированного пуделя.
— Батюшки мои, — подался с кресла вперед сочинитель, чтобы стоя поприветствовать гостя, но тут же без сил опрокинулся назад, так как б; льшую часть энергии, отвоеванную у болезни таблетками, он уже потратил в первые часы сегодняшнего утра. — Батюшки мои, — повторил он. — Что с вами сделала жизнь, подумать только?! Ай-яй-яй! Ведь ваш образ, Иван Мефодьевич, я выписывал с особой тщательностью, полагая, что в будущем вас ждет слава и почет, каких не видывали Врубель и Левитан вместе взятые. Однако ж, что с вами сделали десять лет жизни! — Сказочник сокрушенно покачал головой и, заметив, что Курочкин весь сотрясается от похмелья, тут же шепнул преданной китаянке: — Уважаемая Госпожа Янь, принесите, пожалуйста, холодной водки и чего-нибудь закусить. Я выдернул бедолагу прямо из очереди за бочковым пивом. Он не успел привести свою душу и тело в более — менее устойчивое положение.
— Вы, пожалуйста, присаживайтесь, — ласково обратился к гостю хозяин. — Думаю, что Бог простит нам этот грех, тем более, что ваш алкоголизм, Иван Мефодьевич, особенный, русской природы. Я вижу, что пьете вы от грубости и несовершенства мира.
— Мира? — безучастно спросил художник.
— Я не имею в виду название кинотеатра, в котором вы работаете, хотя… — Сочинитель задумчиво улыбнулся. — Ваш кинотеатр, который, кстати, находится неподалеку от церкви, весьма оправдывает свое название.
Курочкин присел на краешек стула и слезящимися мутно — красными глазами смотрел прямо перед собой в одну точку. Кажется, будто даже полуобнаженная китайская дива, способная вдохновить на творчество и обольстить сотню утонченных художественных натур, не произвела на Курочкина никакого впечатления. В настоящие мгновения тяжкого похмелья он был глух и слеп к живописной силе могучего бога Эроса. Чтобы поднять градус его творческой активности хоть на какую-то высоту, нужен был иной градус — градус его величества Бахуса. И он нашелся благодаря волшебному перу сказочника. Когда Госпожа Янь, подобно паруснику, вплыла в комнату с подносом в руках, на котором знаменосно реяла запотевшая поллитровка «Растяпинской» в окружении закуски и стограммового граненого стаканчика, символа целой имперской мухинской рабоче — крестьянской эпохи, — глаза художника заблестели, и сам он точно ожил.
Дело в том, что сия живописная картинка, помимо предвкушения доброй и крепкой выпивки, вызвала в Курочкине волну приятнейших ностальгических воспоминаний. Ведь именно Иван Мефодьевич некогда по просьбе хозяина растяпинского вино — водочного комбината Баумана разработал лучший рекламный плакат его продукции, глядя на который даже у равнодушного к водке обывателя слюнки текли как у собачки Павлова. И было из-за чего! На развороте любимой местной газеты «Растяпинская правда» лежал огурец с помидором, лучок, краюха черного хлеба, а в центре этой композиции Эйфелевой башней вздымалась запотевшая бутылка «Растяпинской», которая точно подмигивала со своей недосягаемой высоты всем прочим маленьким тварям, приглашая их насладиться, экая прелесть… И с какой недоброй иронией платит жизнь дивиденды за это произведение автору!
Курочкин спешно поблагодарил за угощение сочинителя и Госпожу Янь, наполнил дрожащими руками стограммовый стаканчик, выпил, крякнул от удовольствия, закусил половинкой помидора, после чего выдохнул часть своей душевной горечи и проговорил с тонким пониманием процесса:
— Дай Бог не последняя. В таких случаях наш профессор Рослик приговаривал так: «У нас запляшут лес и горы». Мр-р-р, хорошо!
Захрустел огурчик, пошел в ход и хлеб с лучком. Душа Курочкина постепенно устаканивалась. Захотелось поговорить. Но прежде он налил еще одну стопку и выпил.
— А я слыхал, что вас будто похоронили где-то здесь на страховском кладбище, — заметил Курочкин, отчего-то расплываясь в блаженной улыбке. — А у вас тут, как я погляжу, рай. Настоящий мусульманский рай: красавица — наложница, холодная водка, природа, тишина. Что еще надо для счастья? Эдак и я тоже не отказался бы помереть. Прямо в рай, прямо в рай, — хихикнул он. — Только ножки подгибай.
Сочинитель скорчился от очередного приступа боли и незаметно для гостя сунул в рот обезболивающую пилюлю.
— Что для немца лекарство, для русского смерть, — едва слышно пробормотал он, запивая водой таблетку.
— Что вы сказали? — спросил осоловевший Курочкин.
— Я говорю, что это далеко не мусульманский рай, как вы изволили заметить. — И чтобы не выдать гостю своего ужасного физического состояния, сочинитель пустился в подробности. — Пророк Мохаммед, когда был во сне вознесен в рай, выбрал из трех предложенных ему напитков молоко, отвергнув вино и воду. Поэтому мусульмане не пьют вина. А для православных, для которых царствие небесное сравнивается с добрым вином, мусульманская вера так и осталась молоком для грудного ребенка. Мелочи всегда подтверждают главное. Однако же я пригласил вас по делу.
— По какому же? — спросил Курочкин, поглядывая то на соблазнительную «Растяпинскую», то на изящную китаянку, точно выбирая, какой из двух источников удовольствия предпочесть. Его взгляд остановился на водке.
— для начала расскажите мне, пожалуйста, вкратце, что с вами случилось? Почему после такого скандального взлета премьерного полотна «Самораспятие» вы куда-то исчезли, будто бы даже попали в какую-то эзотерическую восточную секту типа дзэн? Что произошло, Иван Мефодьевич? Ведь у вас душа православная. От того много страдаете и пьете.
Польщенный Курочкин улыбнулся.
— Время было такое, — отозвался он. — Перестройка, перестройка, кому — шик, кому — помойка. Живопись упала в цене. До лубочных Горбачевых и матрешек с физиономиями членов ЦК я не докатился. «Самораспятие» мое прогремело, однако его никто так и не купил. Стал промышлять по предприятиям. Где трафаретик сделаю на бочку с квасом, где газету поздравительную напишу. Денежный заказ подвернулся у Баумана, разработал для него три рекламных плаката. Кстати, не без моей помощи о растяпинской водке узнал весь мир, — с гордостью прибавил он. — Потом работал на телевидении, декорации в студии расписывал. Ну, а затем, — вздохнул он тяжело, — вышла гнусная история с директрисой, и я ушел в кинотеатр.
Курочкин вытер со лба пот панамой и снова уставился на початую бутылку водки.
— Вы допивайте, задумчиво проговорил сочинитель. — Мне пока нельзя. Принял ударную дозу химии, от которой голова кружится как от водки. Так что у вас произошло со Шпигель? — спросил он.
Курочкин выпил еще стопку и попросил разрешения закурить.
— Пожалуйста, прошу вас, — проговорил сочинитель, подвигая к гостю изящную бронзовую пепельницу в виде крылатого дракона.
— Некрасивая получилась история, — смущено ответил художник. — Влюбилась она в меня, эта фурия. Проходу не давала. Заказы денежные подкидывала. А чем взяла? До сих пор не понимаю. Худая, длинная, как жердина, усы из-под носа торчат как кусты чертополоха. А нате вам — однажды добродетель моя дрогнула.
— Однажды? — улыбнулся сочинитель.
— Ну, не однажды, конечно, — рассмеялся Курочкин. — Только в самый пик нашей страсти она меня чуть под монастырь не подвела. Вы ж ведь знаете, кто у нее муж? Банкир.
— Как же она вас чуть под монастырь не подвела? — спросил заинтересованный сочинитель.
— Как? Пригласила она меня однажды написать с нее портрет обнаженной Данаи…это с воблины-то такой…, к которой по легенде золотым дождем солнечного света проникает в спальню Зевс — любовник. Ну, привез я к ней домой софиты, установил мольберт, приготовил кисти. Она легла, разделась. И тут, как в анекдоте, ее муж! Можете себе представить, что было? Она в крик, бросается ему в ноги, на меня пальцем тычет. Это, говорит, он — негодяй — соблазнитель, а я, мол, невинная овца. Не знаю, поверил ей муж или, как всякий рогоносец, захотел обмануться на счет своей блудливой жены, но охранники его так меня в тот день отметелили, что я потом два месяца по больницам кочевал. С телевидения я, разумеется, ушел. Слава Богу, пристроился в кинотеатре. Боялись брать, зная мстительный характер Нелли Николаевны. Так-то…
Курочкин осклабился и повторил еще сто граммов. От жары он стал заметно хмелеть.
— Я и пью из-за этой курвы, — певуче — пьяным голосом сообщил он. — Если бы не она… я бы… я бы… Может быть, еще человеком стал. Она меня предала, чтоб ей пусто было… Наказали бы хоть вы ее. Ведь ваша власть-то не от мира сего, — подмигнул окончательно захмелевший художник. — Что вам стоит, господин сочинитель, превратить ее, например, в жабу? Или нет, не в жабу. В крольчиху или в поросенка, чтоб узнала и она, почем фунт лиха. Нет, лучше в змею! — воскликнул он. — В змеюку.
— Хорошо, — неожиданно спокойно согласился сочинитель. — Я что-нибудь для вас сделаю. Но только и вы должны мне помочь.
— Я? — растерянно заморгал художник, но тут же воскликнул радостно: — Всегда готов! Как пионер. Если дело благое, то я всегда — за!
— Послушайте, Иван Мефодьевич, я хочу создать магический театр, в котором вы и двое других героев должны будете сыграть в моем исцелении решающую роль. Один герой уже дал согласие. Теперь ваш черед. Скоро наступит ночь срывания всех масок, и каждый предстанет друг перед другом в истинном свете. Вас я уже вижу в образе ливанского юноши, который тридцать лет строил из знаменитого ливанского кедра замок для своей возлюбленной, и спустя тридцать лет невеста согласилась стать его женой перед Богом. Вы слышали эту легенду?
— Кажется, нет, — пробормотал Курочкин.
— Эта легенда древняя, — сказал сказочник. — Бедный талантливый ливанский художник влюбился в дочь богатого вельможи. Но когда он посватался, родители девушки заявили, что отдадут свою дочь замуж только тогда, когда жених построит для нее замок. Девушка любила художника и принялась ждать. Тридцать лет юноша сооружал из ливанского кедра замок, и когда построил его, то пришел к невесте просить руки. Родители ее давно умерли, сама она постарела, постарел и художник. Но любовь их была крепка, и когда невеста входила в замок, она прилюдно поклонилась терпению возлюбленного, так как вход во дворец был узок и мал. Художник ведь начинал свое творение тридцать лет назад, когда оба они были совсем еще юными. И я вижу, что в волшебную ночь, когда с героев спадут все маски, — продолжал сочинитель, — вы превратитесь в красивого ливанского юношу из легенды о замке из кедра. Так вы согласны?
— Да, — ответил размечтавшийся Курочкин. — Делайте со мной все, что хотите… — Он обвел мутным взглядом комнату сочинителя и вдруг совсем не по теме прибавил, вспомнив о своем неприятном хаме — соседе Перцеве, который в последние дни был особенно отвратителен и неукротим. — Вот если бы вы еще Ваську Перцева наказали, — пробормотал художник, смеживая сонные веки. — Этот хам надоел всему нашему дому… А ливанский юноша — это хорошо. Да, хорошо… Управы нет на этого Перцева…
Сочинитель улыбнулся, взял в руки волшебное гусиное перо и, окунув его в чернильницу, написал на листке бумаги: «В этот жаркий июньский полдень, когда православный народ возвращался из церкви, прославив Троицу, художник Курочкин направлялся на работу в кинотеатр с символическим названием „Мир“. Иван Мефодьевич был сильно пьян»…
Не успел он поставить в конце предложения многоточие, как художник таинственным образом исчез, так и не допив до конца столь желанный Курочкиным и подобным ему слабохарактерным, легко ранимым существам, напиток. Впрочем, в бутылке оставалась лишь капля «Растяпинской».
Госпожа Янь принялась убирать со стола остатки угощения, а в это время к дому уже приближался третий герой — стройный, подтянутый, крепкий молодой человек с узкой талией и широкими плечами. Он был одет в щегольской белый костюм, от которого исходил аромат дорогого французского одеколона; глаза его были прикрыты темными очками; рельефные мускулы угадывались под тонкой материей модного пиджака. С первого взгляда на него было понятно, что мужчина этот весьма уверен в себе, в своих физических и нравственных силах, и что за его плечами уже есть богатое событиями прошлое, которое людей слабодушных может и возвысить в своих глазах или раздавить.
Это был Олег Бойцов, в прошлом — известный растяпинский спортсмен, отсидевший пять лет за рэкет и хранение наркотиков, а ныне — не менее известный в Растяпине христианский миссионер и ведущий популярного среди молодежи ток — шоу о пагубном влиянии алкоголя и наркотиков.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трещинка. Для тех, кто любит магический реализм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других