Лекарство Синтез, или Как прогнать Ссору

Юрий Александрович Погудин, 2023

Философско-художественная повесть. Пособие по цельному мировоззрению. Краткий навигатор по смыслам православной христианской культуры.Содержит вопросы для понимания и творческие задания. Может быть важна детям и взрослым, ученикам и педагогам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лекарство Синтез, или Как прогнать Ссору предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МИР И ЧЕЛОВЕК

Добрая Философья

В школе осваивают много разных наук — математику, русский язык, природоведение и другие. Каждая из них похожа на отдельный инструмент в оркестре без дирижера. Поэзия зазвучала тонким голосом скрипки, но вдруг ее заглушил контрабас физкультуры. Не успел он доиграть, как вмешалась развесёлая чечётка математики… У слушателей закружилась голова, а дирижер всё не приходит. Где же он? И кто это?

«Добрая Философья». Таисия, 7 лет

Вдруг посреди шума, грохота и разноголосой игры, в школу вошла стройная и учёная дама, похожая на Мэри Поппинс из известной сказки. У нее очень доброе и умное лицо, а в ее руке — чудотворная палочка. После первого взмаха наступила тишина, после второго — запела скрипка, после третьего, не заглушая ее, сдержанно протянул контрабас. Затем послушно, в нужное время и с нужной громкостью зазвучали и другие инструменты‑науки. И все это прекрасное многоголосие слилось в одну единую симфонию — мировоззрение.

Кто автор этого чуда? Знакомьтесь: это Философия. Это имя с греческого языка означает любовь к мудрости. Философия, как дирижер, помогает разным наукам зазвучать вместе, а не разрозненно. Для каждой нашлось свое место, и своя мера, и каждая оказалась связана с другой — единым порядком и смыслами.

В первой части этой книги мы поговорим об искусстве Философии — о том, как она соединяет разные науки в одно мировоззрение, и как она помогает изучать мир, заниматься творчеством и понять предназначение человека.

В добрый путь!

Свято место

Во одном дворе гуляли три подружки. Две постарше, и одна помладше. Младшенькая очень хотела играть вместе, но одна из старших стала ее прогонять. Вторая же обидно разыграла младшую, позвонив ей по телефону и помолчав в трубку. Младшенькой стало обидно, и она побежала к своей маме Интуиции. Интуиция объяснила ей произошедшее. Ум человека можно уподобить комнате: она может быть прекрасной, чистой и наполненной творческой жизнью, или — пустой, неуютной и захламленной. Старшие подружки, по‑видимому, не умели заняться чем‑то стоящим, их умы заполнила Скука. Скука научила их делать неприятные вещи: задираться, дразниться и отталкивать тех, кто младше. Скука всегда приходит к тем детям, чьи умы пустуют без новых и добрых идей. «Природа не терпит пустоты».

Глубокие мысли и идеи добрых умных людей — философов, писателей, поэтов и художников — прогоняют Скуку. Как говорил великий философ Алексей Федорович Лосев, «Живая мысль делает человека бодрее, здоровее, одновременно и сильнее и мягче, менее замкнутым, более простым и откровенным, так что радость живой мысли распространяется как бы по всему телу… Живая мысль сильнее всего и красивее всего, от нее делается теплее на душе, а жизненное дело становится эффективнее и легче, сильнее и скромнее. <…> Только живой ум и может делать нас работниками жизни, неустанными энтузиастами в достижении достойных человека целей, лишает нас скуки, исцеляет от неврастенической лени, бытовой раздражительности и пустых капризов, изгоняет неверие в свои силы и подводит к здоровому общественному служению. Беритесь за ум, бросайтесь в живую мысль, в живую науку, в интимно‑трепетное ощущение перехода от незнания к знанию и от бездействия к делу, в эту бесконечную золотистую даль вечной проблемности, трудной и глубокой, но простой, здоровой и усладительной. Певучими радостями овеяна живая мысль, бесконечной готовностью жить и работать, быть здоровым и крепким. Весельем и силой заряжен живой ум. Ваш мозг, воспитанный на стихии живой мысли, запретит вашему организму болеть, наградит долголетием, откроет в каждой пылинке великую мысль, превратит бытовые будни в счастье, осмыслит все трудности и приведет к светлым победам на великих фронтах борьбы за лучшее будущее».

З. Грачева. Живая мысль

Вопросы для обсуждения:

Как ты думаешь, почему из‑за скуки человек делает что‑то нехорошее?

А почему живая мысль вдохновляет человека?

Задание:

Нарисуй цветными карандашами портрет Скуки

«Королева всех скук». Таисия, 6 лет

О мире как целом

Философия учит о мире как о целом, едином. Чашка на столе — это не весь мир. И целый город — не весь мир. И планета Земля — тоже. И солнечная система — тоже не весь мир.

Может быть, кто‑то скажет, что где‑то есть еще один мир, где живут инопланетяне. Возможно. Но давайте рассуждать. Если такой мир с инопланетянами есть, то либо до него можно долететь, либо нельзя. Если нельзя, то о таком мире мы никогда ничего не узнаем, и даже не узнаем — есть он или нет. А если долететь туда можно — пусть для этого даже потребуется придумать самый новый и самый быстрый космический корабль — то значит этот мир — вовсе не второй отдельный мир, а часть нашего общего единого мира. Мир — это такое Целое, которое не является частью чего‑либо, а значит мир — один.

Вопросы для обсуждения:

Объясни почему, если есть инопланетяне, они — тоже часть нашего единственного мира?

А почему живая мысль вдохновляет человека?

Задание:

Изобрази нашу Вселенную всю целиком. Какая геометрическая фигура подойдет для этого лучше всего? А что за пределами этой фигуры — снаружи от нее?

А что такое целое?

Возьмем книгу, например, учебник или роман. Она — что‑то одно? Она — целое или не целое? Конечно, книга — одна, и, если она не разваливается на части, она — целое. У нас вдруг появилось еще одно слово — части. Книга — что‑то одно, а частей — много. Это обложка, страницы, печатная краска… И разве это вся книга? Просто бумага и краска? С такой ерундой никто в мире не согласится. Тут же буквы соединяются в слова, слова — в фразы, фразы — в предложения, предложения — в абзацы, абзацы — в главы, главы — в книгу, а книга еще может быть частью собрания сочинений великого русского поэта, писателя и историка Александра Сергеевича Пушкина. Вот это да, какую мы гирлянду нагромоздили: буквы — слова — фразы — предложения — абзацы — главы — книги — собрание сочинений, а оно дома на полке или в библиотеке, или — на экране компьютера. А как же бумага? Выходит слова — и на бумаге, и на экране, значит слова — это не бумага и не экран. Можно ли слова пощупать? Ой… их никак не потрогать руками, но иногда от разных слов так грустно или так радостно на душе..

Бумага, краска — это материя книги. А слова, текст — это её идеи. Каждая книга начинается с идеи — как дерево или растение начинаются с семени или зерна. Посмотри, пожалуйста, на стадии созревания ягод: прорастает зернышко, затем становится все больше и больше, пускает листья, потом цветы, и, наконец, ягоды‑плоды. Так замысел (идея) поэта, писателя, философа прорастает, вызревает и распускается в тексте книги как листья, цветы и плоды — в растении или дереве.

З. Грачева. Рождение семьи

Мир — целое. Книга — часть мира, но она тоже целое. И каждое дерево — часть мира, и оно тоже целое, потому что оно тоже состоит из частей: корней, ствола, ветвей, листьев, плодов. Благодаря дереву появилась материя книги — бумага, а благодаря человеку появились идеи книги — ее текст. Книга похожа на дерево, а дерево — на книгу, и оба — похожи на мир как целое, состоящее из частей.

Целое состоит из частей. А каждая его часть может тоже состоять из частей. А можно ли сказать, что целое — и есть части? Давай рассуждать. Бумага — это книга? Нет. А буквы — это книга? Тоже нет. Если в бумаге нет книги и в буквах нет книги, то нет книги и во вместе взятых листках и буквах… А как же рождается целая книга? Целое — это такой союз частей, который больше, чем все части в отдельности. Целое — это что‑то новое. Можно сказать, что целое — это чудо. Как чудо — каждый человек, родившийся от папы и мамы.

Однажды в школьный зал проникла злая волшебница по имени Ссора. Она подышала своим леденящим дыханием, и скрылась. Что случилось потом?

Вопросы для обсуждения:

Расскажи, что такое книга как материя и что такое книга как идея?

Объясни, из каких частей состоит текст?

А почему целое не есть просто сумма своих частей?

Что общего между деревом, книгой и человеком?

Задание:

Нарисуй генеалогическое древо своих ближайших родных

Противоположности

«Ссора скрипки и контрабаса». Таисия, 7 лет

Философья в этот день не пришла вовремя на репетицию (задержалась на семинаре), и скрипка и контрабас поссорились. Скрипка сказала: я самая возвышенная, и контрабас не нужен. А контрабас завыл: нет я большой и самый главный. Дело чуть было не дошло до драки, если бы вовремя не поспела виолончель. Не ссорьтесь, сказала она, и скрипка вовремя нужна, и контрабас нам нужен, но чтобы вас соединить, звучать я тоже буду. Мой звук — срединный, между вами, летит пониже скрипки, но выше баса контрабаса, а вместе мы — триада: высокий, низкий, средний. Краям нам нужно дать средину, гармонию — союз.

Виолончель лучше всех усвоила уроки Философьи, и поэтому не дала скрипке и контрабасу подраться. Что такое низкий и высокий? Например, низкий звук — и высокий звук. Это что‑то разное. Один — такой, а второй — другой. Они будто разбежались по разным сторонам одного круга, и оказались противо‑положны. Это — противоположности. Коварная волшебница Ссора разделила их. Что же делать?

Вопросы для обсуждения:

А почему в оркестре бывает неразбериха?

Ребята, а какие еще бывают противоположности?

Давайте поиграем в игру: я буду называть одну противоположность — а вы другую..

Задания:

Нарисуй, как контрабас и скрипка поссорились

И как их помирила виолончель

Учиться мыслить: лествица категорий

Великий философ Алексей Лосев говорил, что мыслить — значит задавать вопросы и искать на них ответы. Давайте рассмотрим, какие есть вопросы в нашем языке и с какими большими понятиями они связаны[1].

Вопросы для обсуждения:

Что значит мыслить?

Какие есть в нашем языке вопросы и с какими понятиями они связаны?

Задание:

Нарисуй портрет мудрой Философьи

О гармонии в мире

В мире много интересных соответствий. Например, в неделе — 7 дней, в октаве — 7 нот, а в радуге — 7 цветов.

В круге — 360 градусов, а в году — немногим более 360 дней, так что каждый день Земля продвигается на один градус вокруг солнца.

В году — 12 месяцев и 4 времени года, а в дне и ночи — по 12 часов и в сутках — четыре времени: утро, день, вечер и ночь. Зима — как ночь года, а ночь — как зима дня. Лето — как день года, а день — как лето дня. Можно продолжить про весну и осень..

А еще: у нас пять органов чувств, и есть пять правильных многогранников (шар, куб и другие — об этом рассказывает Геометрия)..

В центре солнечной системы находится солнце, вокруг него вращаются планеты. А в центре каждого атома — мельчайшей частицы вещества — находится ядро, вокруг которого вращаются электроны. Можно сказать, что солнце — ядро нашей системы, а ядро — солнце атома.

Мир пронизывает гармония — единство его разных частей, пространств и времён.

Вопросы для обсуждения:

Назови, чего в мире 4? а 7? а 12?

Сколько всего правильных многогранников и какие они? А сколько органов чувств у человека и какие они?

Что общего между атомом и Солнечной системой?

Задание:

Нарисуй картину‑фантазию о нашей Солнечной системе в технике граттаж

От точки к миру

Однажды утром Философья пришла в гости к Геометрии. Геометрия сидела за большим столом с циркулем в руках и что‑то чертила. Философья обошла всю гостиную и внимательно исследовала все предметы аккуратной хозяйки. Вдруг ее взгляд заметил танцующую над столом пылинку в пробивающихся через тюль лучах восходящего солнца. Пылинка — это точка, подумала Философья, а луч — это линия, берущая начало от солнца. Оконное стекло — это плоскость, подхватила Геометрия, а складки тюли — поверхность. Стол — это объемное тело, заключила Философья, а комната — пространство. С большим удовольствием от родившегося единомыслия они запели мысль: от точки к линии, от линии к плоскости, от плоскости к поверхности, от поверхности к объемной фигуре, а от нее — к пространству, а от пространства — к миру. После этой встречи Философья и Геометрия стали дружить.

Вопросы для обсуждения:

Как от точки прийти к миру?

Приведи примеры этих форм из жизни и природы

Задание:

Вырежи из бумаги разных цветов две разные фигуры и продемонстрируй разные способы их взаимного расположения. Сколько их?

Дом как продолжение человека

У дома есть окна. Окно — от слова око, глаз. Окна — глаза дома. У человека есть кровеносная система, у дома — водопроводная. У человека — нервная система, у дома — электрическая. А что в доме продолжает руки человека? А продолжением какого органа человека является компьютер? Да, конечно, это мозг. Дом продолжает наше тело в природе[2], помогая приспособиться к ее условиям.

Вопросы для обсуждения:

Какие системы есть в доме и как они продолжают наш организм?

На какие части человека какие похожи части дома?

Задание:

Нарисуй жилой дом будущего в 3000‑м году

Икигай

Детство и школьные годы — это самое благодатное время для учебы. Интеллектуальные силы в это время — самые восприимчивые и отзывчивые для получения знаний и развития мышления. С самых ранних лет ребята пробуют свои силы в разных занятиях. Какое‑то из них в будущем может даже перерасти в профессию. Каждый человек ищет себя и стремится, чтобы его профессия совпадала с его предназначением. У японцев есть для этого специальное слово — Икигаи:

Помочь найти свой икигаи может также изучение профессий, и для этого существует целая наука — профориентация. Например, в ней говорится о том, что есть профессии в которых работа тесно связана с людьми, либо с природой, либо со знаками (текстом, формулами). Каждый человек приходит в мир с определенными талантами, которые могут раскрыться в его профессиональной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

Равны ли по значимости четыре составляющие икигая? Можно ли жить гармонично без какой‑нибудь одной из них?

Для чего нужна профориентация?

Чтобы вырастить даже одного ребенка и даже одного специалиста, необходимо много лет. Каков будет выбор повзрослевшего выпускника — между дальними и ближними, между другой страной и Отечеством?

Что общего между матерью и Родиной, между самыми близкими и родной страной?

Синтез

Философья страдала от разлада, который внесло в мир леденящее дыхание Ссоры. Противоположности стали без конца бороться и постоянно норовили прогнать друг друга. Каждая стала заявлять о себе как о самой главной, а другую объявляла ненужной или лишней. Философья стала искать лекарство, которое поможет преодолеть противоположности. Формулу лекарства было найти не просто. Но Философья не отступала и продолжала мыслить: одни говорят, что мир конечен, другие — что бесконечен. Во всем виновата Ссора: она разделила конечность и бесконечность. В усталой задумчивости Философья засмотрелась на играющего с клубком ниток котёнка. Клубок ниток — это шар, подсказала Геометрия. Представим, что по шару ползет муравей, навела на мысль биология. Шар — конечен, но если шар находится в воздухе, как Земля, продолжила Философья, то муравей будет ползти по нему без конца и края, то есть — бесконечно. Значит, шар — есть единство, синтез конечного и бесконечного[3]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лекарство Синтез, или Как прогнать Ссору предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Ниже более подробный вариант таблицы понятий:

2

Развивая идею т. н. органопроекции, заключающуюся в том, что «орудия расширяют область нашей деятельности и нашего чувства тем, что они продолжают наше тело», о. Павел Флоренский пишет: «Обратимся теперь к тому синтетическому орудию, которое объединяет в себе многие орудия и, принципиально говоря, все орудия. Это орудие есть жилище, дом. В доме, как средоточии, собраны все орудия или находятся при доме, возле него, в зависимости от него, — служат ему. Чего же есть проекция жилище? Что именно им проецируется? По замыслу своему, жилище должно объединять в себе всю совокупность наших орудий — всё наше хозяйство. И если каждое орудие порознь есть отображение какого‑либо органа нашего тела с той или другой его стороны, то вся совокупность хозяйства, как одно организованное целое, есть отображение всей совокупности функций‑органов, в их координированности. Следовательно, жилище имеет своим первообразом всё тело в его целом. Тут мы припоминаем ходячее сравнение тела — с домом души, с жилищем разума. Тело уподобляется жилищу, ибо самое жилище есть отображение тела. <…>Дом подобен телу, а разные части домашнего оборудования аналогически приравниваются органам тела. Водопровод соответствует кровеносной системе, электрические провода звонков, телефонов и т. д. — нервной системе, печь — лёгким, дымовая труба — горлу и т. д. и т. д. И понятно, что иначе быть не может. Ведь, заключаясь в дом со всем телом, мы заключаемся туда со всеми своими органами. Следовательно, удовлетворение каждого из органов, то есть доставление ему возможности действования, происходит не иначе, как через посредство дома, и значит дом должен быть системою орудий, продолжающих все органы» (Флоренский П.А., Сочинения в четырёх томах, т.3(1). — М.: «Мысль», 1999. — с. 415‑416).

3

«Вот представь себе шар. И представь, что по его поверхности ползет муравей. Ведь сколько он ни будет ползти по этому шару, он нигде не найдет границы для своего движения. И шар в этом смысле будет для него совершенно безграничным. Тем не менее сам‑то шар вполне измерим в отношении поверхности и даже обладает вполне конечной величиной» (А.Ф. Лосев, Дерзание духа, с.15).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я