История Введенского женского монастыря в Тихвине

Юрий Александрович Ломакин, 2020

Работа посвящена истории Введенского женского монастыря в Тихвине в контексте истории русских православных монастырей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Введенского женского монастыря в Тихвине предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава четвертая

В настоящей главе обратимся к рассмотрению вопроса о социально-экономическом положении Введенского монастыря и его насельниц. Как было установлено в приведенных выше материалах, датой основания монастыря можно с достаточной степенью достоверности считать 1560 год, в один год с учреждением Иоанном IV Тихвинского Успенского (Большого) монастыря — «когда «архиепископ Пимин ездил на Тихвину к Пречистой, монастыря закладывати». [1, кн.II, с. 704]

Данных об экономическом положении Введенского женского монастыре в Тихвине в XVI веке немного. В соответствии с Историей Русской Церкви митрополита Макария, «<…> В погостах, более отдаленных от Новгорода и близких к нынешнему городу Тихвину, равно как в самом Тихвине, существовали монастыри:… Тихвинский Успенский, основанный, по повелению царя Иоанна Васильевича, в 1560 году на месте явления тихвинской чудотворной иконы Богоматери, вмещавший в себе в 1582 году сорок человек братии, в том числе трёх иеромонахов и двух иеродиаконов; Тихвинский Введенский — девичий, получавший ругу на игумению и десять стариц». [2, 35].

РУГА ж. Руга (новогрчс. или от корня ружить, вооружать, снабжать?) церковная земля и угодья, отведенные на содержанье всего причта; годичное содержанье попу и причту от прихода, деньгами, хлебом и припасами, по уговору или по положенью. Ныне руга, ружное ср. именно плата причту, особ. безземельному, в виде жалованья, и помощь хлебом от прихожан; но в вор. ругою зовут и пустошь, леваду, ненаселенную землю в частном владении. Ружная церковь, без земли, на руге. Ружная грамота, стар. жалующая ругою. Ружный приговор, мирской, о наделении причта ругой. Руговые, ружные земли. Ружник м. получающий ругу, состоящий на руге. Ружить кого, стар. оделять ругою. Ружничий прилаг. стар. Ружный. // Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.

Именно руга и являлась, по-видимому, основным источников существования насельниц монастыря в XVI веке. Данных о наличии у монастыря земельных вотчин и других недвижимых имуществ в этот период нет.

XVII век. Новый этап в бытовании монастыря наступает в конце XVI — начале XVII века, и связан он с переходом в Введенский девичий монастырь четвортой супруги Царя Иоанна IV, Анны Алексеевны Колтовской, в иночестве Дарии. «Царица-инокиня энергично принялась за устроение монастыря. Была возведена каменная церковь Введения Б.М. и другие постройки… Средства отпускались из царской казны». [3, с. 187]

В результате монастырь бурно растет. В 1604 году царица Дарья писала царю Борису Годунову: «… У Введения пречистой Богородицы… 45 стариц», т.е. мы можем отметить рост числа насельниц монастыря более чем в четыре раза. В Указе 22 июля 1604 года Борис Годунов пишет: «…мы царицу старицу Дарью пожаловали — книги к ней велели послать…и отца ея духовного черного попа Данила и стариц пожаловали, велели им денежное и хлебное жалование ругу дати… Пашню в деревнях Нижнем изсаде и Заболотье, а также деревню обжину Филисью Гору». [4, c. 182-186]

Таким образом, к началу XVII века во Введенском монастыре в качестве источника дохода. Помимо руги, появляются земельные владения.

Самой ранней из известных описей Введенского монастыря, является опись, датированная 1620 годом, то есть уже после шведского разорения. О том состояние монастыря через семь лет после нашествия шведских и литовских войск, опись монастыря 1620 года свидетельствует: «Пречистые бдцы на тихвине дечь мнстрь стоит на старинной на объжной тихвинской земли древни нижнего иссаду а в мнстре церковь каменная введения престые бдцы да два предела николае чудотворец да кирила белозерский да 5 келеи а в них блаженные памяти Гдря цря и великаго князя Иоанна Васил,евича всеа россии црца инока Дарья Алексеевна с старицами а церковное и монастырское строение строено при црцы иноки Дарии Гдревою казною и в 121 году (1613) немецкие и литовские люди тот мнстрь выжгли и церковь разорили и тот храм покрытъ изнова и келии строят внове после войны немецких и литовских людей црца инока Дар,я своею казною да за мнстремъ три места дворовые церковного причету да за мнстрем же у црцы в црицыне дворе с ей лудми вместе ненашенные бобыли…пашни пахотные мнстрские четверть с полуосминою да перелогом 3 чети без полуосмины в поле а в дву потомуж сена ставитца 3 копны да к мнстрю ж дано пустошь что была дрвня Заболотье а в неи 2 места дворовые аристка сидорова да ивашка киприянова дворы пожгли и скот побили немецкие и литовские люди в прошлом 121м году а аристко от немецкого и литовского разорения обнищал сошел безвестно в прошлом во 122 году». [5, c.9-10] Согласно описи, в монастыре к 1620 году есть земельные владения и покосы. Восстанавливается каменный храм, восстановлено пять келий. Все это — за счет средств Царицы Дарии. В то же время дворы монастырских крестьян сожжены, а большая часть людей покинула Тихвин и монастырскую слободку.

Как писал об этом периоде в жизни монастыря И. Мордвинов, «Первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, с уважением относившийся к царице-игумении назначил ей царское жалование и оказал монастырю щедрую помощь деньгами и строительными материалами. Быстрому восстановлению монастыря в немалой степени способствовали доходы с рыбной ловли на Волхове и с вотчины под Устюжной с пахотными и прочими угодьями. Все это было пожаловано царем игумении Дарии в личное владение. Через пять лет Введенский монастырь выглядел еще лучше, чем до шведского нашествия.

Незадолго до смерти игумения Дария составила «духовную грамоту», по которой передавала монастырь своей преемнице игумений Агафии. Грамота эта представляет собой своего рода отчет о деятельности бывшей царицы во славу Божию: «Мне шло царское жалование, — пишет игумения, — и что доходишки имела с вотчинишки и мы тем питалися и после разорения Литовского в монастыре в храмах устроено, и кельи, и житницы, и мельница, и конюшенной двор. И коровей, поповские и служебниковы дворы и всякое монастырское строение теми деньгами устроено». Из документа явствует, что управляемый игуменией Дарией монастырь составлял единое целое, куда входили и храмы, и хозяйство, и вотчинные владения. Обитель получала от правительства определенное денежное содержание, так называемую «ругу», кроме того, монастырь имел известные доходы от вотчинного хозяйства, а также от треб. Как и полагалось, игумения Дария оставила деньги на «помин души», завещав после своей смерти распределить немалую по тому времени сумму — 120 рублей — между храмами и монастырями вплоть до Новгорода. 5 апреля 1626 года игумения Дария, приняв схиму, скончалась». [6]

К 1647 году, когда монастырь был описан в следующий раз, хозяйство монастыря восстанавливается, растет число его насельниц: «Пречистые Богородицы на Тихвине девичь монастырь стоит на старой и на объжной на тихвинской земле, а в монастыре церковь каменная Введения Пречистые Богородицы да два придела Николы Чудотворца да Кирила Белозерского, а в монастыре келья игуменская да двадцать келей, а в них живут старицы да черной поп. Да за монастырем в слободке во дворе поп Микита Кузмин сын, у него дети Федька да Гаврилка да Якушка да Ивашко; во дворе дьякон Ивашко Микитин сын; во дворе казенной швец Евсейко Иванов сын; да монастырских детенышев: во дворе Васка Иванов сын Белоног; во дворе Максимко да Егупко Андреевы дети Кохнова; двор пуст Онисимко Евсевьева сын; да у святых ворот изба, а в ней живет сторож Никитка Иванов сын свечник, да у других ворот сторож Онтипко Михеев; да на мельнице два мельника Ивашко Никитин да Мишка Петров сын; да бобылей во дворе Ивашко Дмитриев сын Капуста с племянником с Ивашком Семеновым сыном Коковцевым, во дворе Якушко Иванов сын Мартинов; во дворе Илюшка Лукьянов сынъ кузнец, у него брат Петрушка Васильев сын, У Илюшки зять Афиногенко Мартемьянов сын; во дворе служка Тимошка Мартемьянов; двор конюшенной, а в немъ живут конюхи Пахомко Терентьев сын да Трошка Малафеев сын да два коровника Омоско Микитин сын да Савостьянко Федоров сын. У него дети Савостьянко да Парфенко; двор пустъ бобыля Ромашка Евдокимова сына Чмутова, а он сбежал в нынешнем во 155 году безвестно. Того ж монастыря в вотчине деревня Заболотье (7 душ муж) деревня Гостево в Юрьевичах; двор монастырской Деревня Загорье.. деревня Бурково; деревня Селище; деревня Борки; деревня Часовенская; деревня Падихина на реке на Тихвине, а в ней живут монастырские рыбные ловцы…; деревня Осоево (5 душ); И всего Тихвина девича монастыря в вотчине тринадцать дворов крестьянских, людей в них тридцать человек; да восемь дворов бобыльских, людей в них двадцать человек. И обоего крестьянских и бобыльских двадцать один двор и людей в них пятьдесят человек. Да тово ж девича монастыря слободка, а в ней служних два двора, а людей в них тож, да три двора детенышевы, а в них четыре человека, да три двора бобыльских. Людей в них шесть человек, и обоево служних и детенышев и бобыльских восем дворов, а людей в них двенадцать человек». [7, c. 1-12]

Монастырь обладает значительными земельными владениями, мельницами, у стен монастыря выросла значительная слободка, во владениях монастыря проживают десятки крестьянских семей.

Как отмечает И. Мордвинов, рассматривая вопрос о том, кем были в миру инокини и послушницы Введенского женского монастыря в XVII веке, «… в Введенском монастыре пострижены матери, сестры и другие родственницы монахов Большого Монастыря….». [8]

При этом в течении всего XVII века у Введенского монастыря идут бесконечные тяжбы о земельных владениях, рыбных ловлях и прочих владениях с Тихвинским Большим (Успенским) монастырем: «Запись по земельному делу Большого и Введенскаго монастырей. (1650г.) Се за Успения Прчитые Брцы и чудотворнаго Ея образа одегитрии Тихвина мнтря игуменъ семион да келарь старец селиверст з братьею что в прошломъ 156-мъ году был у насъ спор введенского тихвина двча мнтря сыгуменьею Евранеею да старицою Леонидою да старицою княжною Александрою Гагариных с сестрами о старинной их манастырской земли и о сенных покосах подле введенского ручья и в купленной их вотчине в юрьевичах на реке на рыбеже от рыбежна озера вниз по реке по рыбеже по левую сторону и о той земле и о сенных покосех и о пожне ланех что мы пожню называли своего тихвинского манастыря пожнею равдинным игуменья Евранея с сестрами на нас Гдрю Црю и великому князю Алексею Михайловичу всеа русии били челом…». [9, c. 120-121]

«Сказка Стретиловских стариков о земле Тихвинскаго Большого монастыря. (1658г.).… 166 года июля в 7 днe прчтые Бцы тихвина мнтря крестьянцы дрвни Стретилова Старики уроженцы… сказали по евангельской Христовой заповеди что та земля прчтые Бцы тихвина мнтря и исстари и ныне орана по старой межи при нашей памяти блаженныя памяти царица инока Дарья Алексеевна приехала в веденской мнтрь а у прчтые Бцы в тихвинском мнтри игумен был Иосиф и после тих начальников помнимъ мы 60 лет без году и знаемъ миы землю, которая земля прчтые Бцы тихвина мнтря и которая земля веденьского мнтря а того мы не помним и не ведали на ту землю отводу за веденской мнтрь». [10, c. 122-123]

XVIIIв. К началу XVIII века материальное положение монастыря достаточно благополучно. К 1700 году монастырь имел 303 крестьянских двора. [11, c. 704]

В 1704 году, когда монастырь был описан в очередной раз, в монастыре два каменных храма, каменная звонница. Монастырь окружен деревянной оградой. В 1704г. в ночь на 20 июня Введенский монастырь сгорел. Чтобы восстановить монастырь, Игуменья Евранея отправила сборщиц милостыни в Москву. К началу XVIII века отмечается старение насельниц монастыря, повидимому, в связи с отсутствием новопостриженных инокинь. Так, «По ведомости 1710 года состав монастыря был таковъ: иг. Ольга 70л. Келарь Авксентия 59л. Казначея Софья 57л. Соборные монахини — Евдокия 90 л, Евранея 70л, Агафия 67 л, Анисья 50 л, Таисия 69 л, Ираида 50 л, Ульяния 49л.». [12, c. 71]

Последствия пожара монастырю удалось преодолеть, монастырь восстанавливается, вновь растет число его насельниц. В 1717 году согласно переписи «… комисара и перепищика Семена Аврамовича Глебова» в монастыре числилось:—игуменья 1, монахинь 51, белиц вкладчиц 7 да присланных по указу с Москвы монахиня 1 да белиц 3». [13, c. 105]

Отдаленный от столиц Тихвинский женский монастырь, в XVII-XVIII веках часто использовали как место ссылки неугодных лиц женского пола и как тюрьму. В «Родословной Пушкиных и Ганнибалов» А.С. Пушкин указывает, что во Введенском монастыре была пострижена жена арапа Петра Великого — Абрама Петровича Ганнибала, урожденная Диопер: «Первая жена его, красавица, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с ней развелся и принудил ее постричься в Тихвинском монастыре, а дочь ее, Поликсену, оставил при себе, дал ей тщательное воспитание, богатое приданое, но никогда не пускал ее себе на глаза». Однако Евдокия Андреевна Ганнибал только была заключена в монастырь, но не пострижена. Об этом свидетельствует монастырская опись, где перечислено то, что полагается от монастыря на содержание «генерала Ганнибала жене Авдотье Андреевне». Факт содержания в Введенском монастыре жены Абрама Ганнибала подтверждается и архивными данными. [14]

Тихвинский Введенский монастырь был не единственным женским монастырем, который использовался в качестве места ссылки неугодных. Так, Великий князь Василий Иоаннович сослал в Покровский девичий монастырь, в городе Суздале Соломонию Юрьевну Сабурову. Развод состоялся в начале ноября 1526 года. 25 сентября 1698 года в тот же Покровский монастырь была отправлена супруга Императора Петра I Евдокия Феодоровна. [15, c. 48]

Ивановский, что на Кулишках, женский монастырь в Москве: «В 1610 году в этой обители пребывала и томилась царица Мария Петровна, супруга Василия Ивановича Шуйскаго, неволей постриженная в Московском Вознесенском монастыре и нареченная Еленой, но сюда присланная на жительство. Здесь же провела несколько лет и вторая супруга старшаго сына Иоанна Грознаго, царевича Иоанна от отца убиеннаго, царица Пелагея Михайловна, из рода Соловых. Сосланная царевичем еще при жизни первой его супруги (Евдокии Богдановны Сабуровой, в иночестве Александрою уже постриженной в Спасо-Евфимиевском монастыре), она была отвезена в Горицкий Белоозерский монастырь и там пострижена под именемъ Параскевы, но в последствии переведена во Владимирский Покровский и наконец в Ивановский, где и скончалась в 1620 году, только годом после царицы-инокини Александры (Сабуровой) и была рядом с нею погребена в Вознесенском монастыре». [16, c. 6]

«… Сюда, подобно как и в другие монастыри, присылались под видом сумасшедших и секретных, женщины из Сыскного Приказа, из Тайной розыскных дел канцелярии, раскольницы из Раскольничьей Конторы и замешанныя в политических и уголовных делах». [17, c. 16]

В 1740-х годах Правительство начинает собирать сведения о монастырях Российской Империи: «№3031 Подано 1740 года Июля 30 дня. Правительствующаго Сената Святейшему Правительствующему Синоду СВЕДЕНИЕ. По Указу ея Императорскаго Величества Правительствующий Сенат Приказал Святейшего Правительствующего Синода требовать ведомости в Новгородской Епархии мнтри в которыхъ имянно местах имеются и в коликомъ до новагорода и до другихъ городов токож и от проезжей до Москвы дороги расстоянии; На вышеозначенное Святейшего Правительствующего Синода требование о пребывающей в санктпитербурхе преосвященнаго Амвросия архиепископа Великоновоградскаго и Ладожскаго… ведомость имеющимся в Новогородской Епархии мнтрямъ который монастырь к новаму городу разстоянии имеется… №70. Тихвинской Введенской мнтрь в 200 верстах». [18, c.7об.]

К 1744 году экономическое положение Введенского монастыря можно считать достаточно благополучным. Во владении Введенского монастыря в этом году 1338 душ крестьян. [19, c. 704] На основании данных, содержащихся в описи монастыря (1739-1741гг.), мы можем достаточно полно представить состав насельников монастыря, как монашествующих, так и бельцов и мирян. Содержит опись и данные о доходах монастыря: «Новгородской Епархии Введенской девичь монастырь в Новгородском уезде при ручье Березовике, от Новагорода в 200 верстах в том монастыре каменнаго строения: Церквей 2, в них престолов 5; колокольня; Под церквами два погреба, хлебопекарня с кладовыми полатками длиною на 24, поперег на 6 саженях; Под колокольнею 2 полатки кладовые длиною на 3 1\2, поперег от 2 до 3 сажень; Деревянного строения: Келей настоятельских и монахинских 26, длиною на 76, поперег от 2 до 3 сажен; Круг того монастыря ограда деревянная на 187 саженях; В той ограде близ ворот анбаров хлебных 2 длиною на 6 ½, поперег на 2 ½ саженяхъ; За монастырем деревянного ж строения: Конюшей и скотной двор с принадлежащим строением длиною на 14 1\2, поперег на 6 1\2 саженях, при том дворе 2 кельи работничьи длиною на 6, поперег от 2 до 3 сажень. В том монастыре против древняго установления надлежит быть игуменья, А ныне на лицо: игуменья 1, Казначея 1, Житенная 1, Ризничея 1, Книгохранительница 1, Уставщица 1, Головщиц 2, Псаломщица 1, Пономариц 2, Просвиренная 1, Хлебопекаренная 1 У монастырских ворот 1 при игуменье келейница 1, Для присмотра хлеба 1, Больничных монахинь 3. Итого монашествующих 19. Бельцов: Попов 2, Дьякон 1. У литии и синодика белица 1. Итого 4

Монастырских служителей: Вотчинных дел управитель 1 жалованья в год денег 3 рубля хлеба ржи 6 четвертей. Стряпчей 1 денег 3 рубля хлеба 6 четвертей. Трубник 1 денег 3 рубля хлеба 6 четвертей. Конюх 1 денег два рубля хлеба 6 четвертей. Скотник 1 денег два рубля хлеба 6 четвертей. Белиц: У присмотра на конюшенном дворе 1 хлеба в год 2 четверти 2 чк. Скотниц 2 хлеба в год по 2 четверти 2 чк. Хлебопекарниц 2 хлеба в год по 2 четверти 2 чк. В поваренной службе 1. У раздачи молока 1. Огородниц 2. В монастырских вотчинах: Конюх 1 2руб. Скотников 2 по 2 руб. В гуменной работе работников 3 по 2 руб. Мельников 2 по 2 руб. Вышеозначенному конюху, скотником и протчим хлебного жалованья не производится, а довольствуются монастырскою пищею. В вотчинах же: У присмотру пашни 2. У приему и раздачи хлеба целовальник 1. У наряду работ 1. Староста 1. Конюх 1. Скотник 1. Водовоз 1. Белиц: Поселная 1. Скотниц 6. В хлебопекарни и в поваренной службах 4. У присмотру мельницы 1. У присмотру при гуменной работе 1. Присланных по указом в подначальство солдатских жен 2. Вышепоказаным работникам и работницам денежнаго и хлебнаго жалованья не производитца, а довольствуются монастырскою пищею.

За тем монастырем вотчин по переписным 186 году книгам 367 дворов. По свидетель генералитета в подушной оклад написано 1102 души; По дачам пашенной земли 760 четвертей 4 четверика. Сеннаго покосу 798 копен; Мельница на реке Тихвине, при той мельнице толчея; Рыбных ловель по реке Волхову тоней… в трех местах. В тот монастырь окладнаго хлеба в сборе не бывает. А денежных окладных доходов в год в сборе надлежит быть:… 249 рублей 34 ¼ копеек. Хлеба ржи и ярового… 276 четвертей. Столовых припасов с крестьян оброчных: Масла коровья 6 пуд. Меду сырцу 1 пуд. Яиц 500. С них же дров 40 сажень. И оные доходы оставляютца в том монастыре на расходы все. Из них платитца в Новогородскую Губернскую Канцелярию за мельницу и рыбные ловли 6 четв. 72 ½ чк. В Новгородский Архиерейский дом за двадесятую долю хлеба 16 четв. 20 чк. А в коллегию экономию от того монастыря ничего не платится.

Иван Тимирязев. Данило Авцын. Иван Юсупов. Артемий Козмин. Секретарь Тит Лопухин. Подканцелярист Алексей Иванов.». [20, c. 94-98]

Как мы видим, значительных изменений в хозяйственном комплексе монастыря по сравнению с началом XVIII века не произошло. В обители два каменных храма и каменная звонница, все остальное строение — деревянное. В обители в 1739-1741 годах 19 инокинь, каждая из которых несет то или иное послушание. Непосредственно в монастырском хозяйстве за денежное и хлебное жалование и пропитание работает 42 человека. Во владении монастыря значительные земельные наделы, многочисленные крестьянские дворы. Основа существования монастыря — обработка земли, сельское хозяйство, рыбные ловли.

В 1764 году, через двадцать четыре года, монастырь вновь описывают. Опись проводится в 1764 году и связано это с утверждением монастырских штатов. (См. Гл.1): «Состоит оной Тихвинской Веденской девичей монастырь въ Новгородском уезде Обонежской пятины в Тихвинском посадце при реке Тихвине и при ручьи Березовик, разстояниемъ отъ Новагорода в 200 старомерных верстах;… В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тесом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав. При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумении деревянных келей пять и при них сени одни, чулан один, подвал один. крыты тесом, длиною на шести, шириною на пяти саженях с половиною о дву апартаментах. Сестрических деревянных келей две, первая длиною на пяти, шириною на двух саженях с половиною; вторая длиною на шести, шириною на трех саженях с половиною, крыты дранью. Еще сестрических и белиц вкладчиц построенных из своего кошту, двадцать деревянных келей с сеньми и с чуланами, крыты все дранью… У передних святых ворот по правую сторону приделана для караула деревянная келья… По левую сторону ворот анбаров деревянных житенных три… крыты тесом. Вокругъ онаго монастыря обнесена ограда из бревен и покрыта тесом мерою двести сорок четыре сажени…. За монастырем деревянного строения: для приезжих богомольцев гостиная келья с чуланом одна… баня с сеньми одна…; двор скотской… конюшня о трех стойлах, коровьих хлевов три… лошадей шесть, скота рогатаго коров дойных… семнадцать; рига с гумном одна… Огород для сажения про монастырь овощей длиною сто двадцать, поперег двадцать пять сажен. Водяная мельница о трех поставах и пяти ступах… В сельце Юрьевичах монастырской двор… Садов при монастырь и в других местах не имеется, также и подворьев оного монастыря как в Москве, так и в Санкт Питербурхе и в Новъгород не состоит. Школ и богаделен при оном монастыре не имеется. В том монастыре против древняго установления подлежит быть настоятельнице игумении. а ныне на лицо: Игумения Наталия из великороссийских. Жалования в год овса четвертей 13 четвериков 4 Ржи четвертей 14. две игумении в келиях из великороссийских, им хлеб в год каждой ржи по 4 четверти, овса по 3 четверти и 4 четверика, а обоим овса 8 четвертей ржи 7 7 четвертей. монахинь девятнадцать из великороссийских, каждой ржи по 3 четверти, овса по 2 четверти, а всем овса 57 четвертей ржи 38 четвертей. Из них находятся в послушаниях: одна казначеею, другая житенною, третья крылосною, четвертая у продажи восковых свеч, а прочия находятся без послушания, имеют рукоделие келейное, прядут. Белиц вкладчиц восемь из великороссийских, им каждой хлеба ржи но 3 четверти, овса по 2 четверти, а всем овса 24 четверти ржи 16 четвертей. При том монастыре бельцов: попов два, каждому ржи но 5 четвертей, овса по 3 четверти, а обоим овса 10 четвертей ржи 6 четвертей. дьячок один. пономарь один, каждому ржи и овса по 3 четверти, а обоим овса 6 четвертей ржи 6 четвертей. пономарю ж одному овса 2 четверти и два четверика ржи одна четверть 4 четверика. По указом находящимся при том монастыре под началом, которым производить велено хлеб в питомство: генерала Ганибала жена Авдотья Андреева овса 3 четверти ржи 2 четверти. персиянка девка Гликерия Михайлова овса три четверти ржи две четверти. И всем вышеписанным денежнаго жалованья не производилось. При оном же монастыре находилось до штата монастырских служителей пять человек, им жалованья каждому денег по три рубли, хлеба ржи и овса по три четверти, а всем денег 15 рублей ржи 15 четвертей овса 15 четвертей. При том же монастыре находилось на пропитание отставных нижеписанных чинов: капитан Андрей Серков денег 33 рубля 33 копейки. прапорщик Иван Боярской денег 16 рублей 16 ½ копеек. капрал Илья Козлов, солдаты: Евстафей Федоров, Иван Богатырев. Дементей Петров, профос Осип Красильников, каждому денег по 3 рубля по 66 коп., ржи по 3 четверти, круп но 1 1/2 четверику, а всем денег 18 рублей 30 копеек ржи 15 четвертей круп 1 четверть 1 четверик. И все вышеписанные отставные из каких людей каких лет и какие имеют при себе фамилии, имеют ли свои или женины деревни, также раны или увечья, за отправлением оных в Новгородскую губернскую канцелярию к разбору, известия взять не от кого, и в монастыре об оных не ведомо. Итого всем вышеписанным производилось в год жалованья денег 83 рубля 29 1\2 копеек ржи 157 четвертей овса 107 четвертей 4 четверика. Круп овсяных 1 четверть 1 четверик. К тому монастырю приписных монастырей не имеется. К сей описи вместо игумении Натальи и сестер по их велению за отлучкою священника того-ж монастыря диакон Федор Марков руку приложил. Подпорутчик Николай Селиванов». [21].

Анализ описи 1764 года показывает, что произошли значительные изменения в составе насельников монастыря. С одной стороны число монашествующих прежнее — 19 монахинь и игумения, но отсутствуют многочисленные еще в 1741 году служители — скотники, конюхи, староста и т.п. Что показательно, в описи отсутствуют многочисленные земельные владения и рыбные ловли монастыря — видимо, они уже перешли в ведение государства. Не указаны и крестьянские дворы, которыми владел монастырь, по той же, видимо, причине. Всем насельникам монастыря, включая «По указом находящимся при том монастыре под началом» генерала Ганнибала жене и персиянке девке Гликерии Михайловой установлено жалование, причем только хлебное. То есть монастырь в этом году лишен практически всех своих доходов. Материальная основа существования монастыря не доходы от земельных вотчин и крестьянских хозяйств, а казенное жалование и доходы от труда насельниц монастыря. Не случайно из девятнадцати инокинь послушание имеют только четыре, и это послушание связано с церковными службами, а не хозяйственными вопросами, как это мы видели среди инокинь монастыря согласно описи 1741 года. Вместо послушания, связанного с выполнением в монастыре неких хозяйственных функций, пятнадцать инокинь «… имеют рукоделие келейное, прядут». Интересно полное отсутствие в монастыре послушниц, что также могло быть связано с ограничениями при вступлении в монастыри новых насельниц. Безусловно новое — это появление в монастыре отставных военных чинов, присланных на жительство, что было связано с политикой правительства возложить на монастыри функции общественного призрения.

По описи видно, что произошли некоторые изменения в хозяйственном комплексе монастыря. Так, длина ограды монастыря увеличилась с 187 сажен в 1741 году до 244 сажен в 1764, что позволяет предположить рост территории, занимаемой монастырем. Появились гостиные кельи для приема паломников, монастырское подворье в Устюге. Отдельно отмечен значительный по размерам монастырский огород, его наличие, при отсутствии земельных вотчин и зависимых от монастыря крестьян становится важным для обеспечения насельниц монастыря овощами.

В том же 1764 году в Введенском монастыре были проведены Описи «… ризницы, церковной утвари, книгам, вотчинам;. из последних каждая деревня описана отдельно — Острача, Борок, Падахино, Бурково, Селище и Заболотье». Описи в конце XIX — начале XX века хранились в Москве, в Архиве Министерства Юстиции. [22]

XIX век. Описей Введенского монастыря с 1764 года и до начала XIX века в настоящее время не выявлено. В 1808 году монастырь описывается кратко: «Тихвинский Введенский женский 2-го класса монастырь, Новгородской губернии и Епархии, в уездном городе Тихвине, состоит под начальством Игуменьи». [23, c. 217]

1809-м годом датировано изображение Введенского девичьего монастыря: «Тихвинский Введенский женский монастырь. Вид монастыря, гравированный резцом в лист, как обозначено в подписи под картинкой, в 1809 году». В соответствии с этим изображением в монастыре выстраивается вместо деревянной, бывшей на протяжении всей истории монастыря — ограда каменная. [24]

К 1815 году в монастыре значительных изменений не происходит: «Тихвин Введенский 2 класса девичь Монастырь находится Новгородской Епархии в уездном городе Тихвин на большой С. Петербургской дороге…». Из каменных построек в монастыре «1) Церковь соборная каменная во имя Введения во храм Божия Матери с двумя приделами: а) Св. Николая и б) Преподобнаго Кирилла Белозерскаго; 2) Церковь во имя Рождества Божия Матери с приделом Св. Иоанна Архиепископа Новгородскаго; 3) Колокольня, и 4) ограда каменныя же». Кельи монастыря остаются деревянными. Отмечено также появление вне монастыря каменной часовни. [25, 396-398]

К 1822 году изменений ситуации в монастыре также не отмечено: «Введенский, женский, 2 класса, в Тихвине. В нем соборная церковь во имя Введения во храм Божия Матери и другая, во имя Рождества Богородицы». [26, c. 34]

Весной 1833 года, при Игумении Августе, в Введенском монастыре происходит пожар, причинивший значительный ущерб: «Опись Згоревшим съ 8-го на 9-е Апреля 1833 года и от наводнения последовавшей порчи в Тихвинском Введенском девичьем монастыре. Какия именно вещи згорели. 1. Деревянные кельи двухэтажныи в пять длиною и в четыре сажени шириною отделанные по наружности и внутренности кроме печей и переплетов, которыи с работою и материалом стоили 4500 руб. II. Деревянный анбар длиною в восемь шириною в четыре сажени, который с работой и материалом стоил 2250 руб. В оном хранились: 1. Пятьсот половых в 2 1\2 дюйма досок по 150 коп. каждая — 750 руб. 2. 250 досок в 1 ½ дюйма для столярной работы по рублю каждая — 250 руб. 3. 12-ть косых переплетов для малой церкви и Холоднаго собора по 7 руб. и 50 коп. каж. С работою на 90 руб. 1. 16-ть переплетов со стеклами, которыи приготовлены были для згоревшихъ келий по 10 руб. каждый. — 160 руб. 2. Четыре скамьи с перилами, сделанныи для общественной трапезы по 15 руб. каждая на 60 руб. 3. Инструменты для столярной работы 125 руб. 4. Двести столбиков токарной работы для перил по 30 коп. каждый на 60 руб. 5. Две повозки зимних по 100 руб. кажд. И одна летняя 125 руб. на 325 руб. Сгорело и наводнением унесло до пятисот дерев, приготовленных для строения, которыи при закупе стоили по 150 коп. каждое на 750 руб. Сверх сей потери размыло водою в некоторых кельях печки и повредило пол, и под монастырскою стеною подмыло фундамент, который нужно было заливать известью со щебнем и засыпать землею. Переделка печек, полов и починка около стены монастырской стоит с материалом и работою 1500 руб. А всего сгорело с повреждением от наводнения на десять тысяч восемь сот двадцать рублей. 10 820. Игумения Августа». [27]

В этот период, не смотря на убытки от пожара, в монастыре идет активное строительство, растет число его насельниц. В 1839 году монастырь осматривает Феодосий, епископ Старорусский, который особенно положительно оценивает служение священника Тихвинского Введенского монастыря: «Указом Его императорского Величества Самодержца Всероссийского, из Новгородской Духовной Консистории, Тихвинскому духовному правлению. Консистория по выслушании во 1-х, произведеннаго Его Преосвященством Феодосием, Епископом Старорусским и кавалером в сём 1839 году обзора некоторой части Новгородской Епархии, по коему между прочим оказалось, а именно:…по своему образованию, одобряемому поведению, строгому смотрению за подведомственными им лицами, верной рекомендации о сих последних (неразб.) проповеданию Слова Божиего и по порядочному ходу церковных дел признаны им, Преосвященнейшим, заслуживающими особого внимания начальства благочинного…Тихвинского Девичьего монастыря священник Забелин.» [28, c.7]

В том же 1839 году Введенский монастырь, одновременно с Успенским монастырем, получает в надел участок леса, недалеко от города Тихвина: «План лесному участку, избираемому в наделение Тихвинским Введенским девичьим монастырем из казенной дачи, отрезной от крестьян деревни Кайваксы с деревнями за излишествомъ, остающимся сверх наделенной им 15 десятинной пропорции в котором участок обозначенном в нарезкахъ и на общем плане дачи деревни Кайваксы состоит по исчислению земли: дровяного лесу сто сорок одна десятина две тысячи двести четырнадцать сажен, сеннаго покосу восемъ десятин сто восемьдесят шесть сажен, под полуручьем Плавуном тысяча двадцать сажен. А ВСЕГО сто пятьдесят десятин тысяча двадцать кв. сажен, а одной УДОБНОЙ сто пятьдесят десятин… Описание смежностей. От А до В второй участок лесу, назначенный для большаго Мужскаго монастыря. Отъ В до С Казенная земля отделенная от крестьянъ деревни Кайваксы с деревнями за излишеством сверх 15 десятинной пропорции. От С до D Города Тихвина Градская выгонная земля.». [29]

Имея в пользовании данный участок леса, Введенский монастырь должен был в дальнейшем самостоятельно решать проблему с обеспечением монастыря дровами для отопления и лесными материалами.

Подробное описание Введенского монастыря появляется в 1854 году. Согласно описания, «Трапеза в монастыре Введенском общая, число сестер простирается до 140». [30, c.121-122]

То есть в 1854 году Введенский девичий монастырь в Тихвине это общежительный монастырь, число насельниц которого достигло значительного числа — 140 сестер.

Состав насельниц монастыря был неоднородным. О том, какие отличия имел статус насельниц монастыря, их образ жизни и служения, мы можем представить на основании описания другого женского монастыря, Воскресенского, также бывшего в середине — второй половине XIX века штатным монастырем 2-го класса, как и Введенский девичий монастырь в Тихвине: «Число сестер живущих и помещающихся в означенных кельях простирается не менее как до ста и более. Оне разделяются 1-е, на штатных и сверх-штатных; 2., на манатейных и рясофорных; 3., и на послушниц. Штат сестер в Новоторжском Воскресенском монастыре по состоянию его во втором классе, заключается в 16-ти лицах. Следовательно, те сестры, кои введены в сие число, именуются штатными, — прочия сверхштатными. Монатейными называются те из сестер, кои удостоясь большаго пострижения, носят на себе мантии и покрывают головы, лице покровом изъ чернаго флера; такъ как и самыя одежды не могут быть инаковы, как того же цвета. Удостоенныя малого пострига и имеющия одне ряски, с покровами на главе, называются рясофорными. Неимеющия ни каких из сказанных отличий сут послушницы, коих обязанность состоит в том, чтобы, кроме обыкновенных церковных молитв, исполнять монастырския послушания, по назначению настоятельницы монастыря. Штатныя монатейныя сестры собственно называются монахинями, и получают отъ казны Государственной, по Царской милости, денежное жалованье, прочия остаются без жалованья; все же вообще питаются общею трапезою, установленною в 1837 году, на вкладную сумму, к коей поелику прилагаются и плоды посильных трудов всех вообще сестер обители: то трапезою и остаются все сестры довольны». [31, c.18]

О жизни насельниц Введенского монастыря многое можно почерпнуть из воспоминаний Настоятельницы Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря Игуменьи Таисии (в миру — Мария Васильевна Солопова). Мария Васильевна родилась в Санкт-Петербурге в 1842 году. Родители ее происходили из древних дворянских фамилий: отец — Василий Васильевич — потомственный дворянин, мать — Виктория Дмитриевна — москвичка из рода Пушкиных, к которому принадлежал и великий русский поэт. Окончив в 1860 году курс обучения в Павловском институте благородных девиц в Санкт-Петербурге, в 1861 году поступила по благословению старца Лаврентия в Тихвинский Введенский монастырь, где провела около 10 лет. В своих воспоминаниях она пишет: «День моего приезда и водворения в обители был, как я упоминала, 19 февраля; это был родительская Суббота перед масляницей; масляница и в обителях имеет некоторую льготу против обыденной жизни: последнюю половину недели, с четверга, сестры освобождаются от общественных работ, то есть от послушаний, трапеза поставляется сравнительно лучшая, кроме того, на ней подают блины, да и по кельям не возбраняется печь блины и все, что угодно. Но вот наступал Великий пост, пришел вечер"Прощального Воскресенья". По обычаю, существовавшему в Введенском монастыре в то время, в Прощальное Воскресенье после вечерни, за которой все прощаются друг с другом, идут все в трапезу заговляться, идут даже и больные, и увечные, одним словом, все сестры, могущие хотя только передвигать для ходьбы ноги. Наша м. игумения Серафима обязательно ходила ежедневно в трапезу обедать, а в этот день приходила и ужинать. После ужина читались положенные молитвы, а затем снова все начинали Прощаться, кланяться друг другу в ноги, не исключая и м. игумений, тоже кланявшейся в ноги всем сестрам. Затем все расходились по кельям, где и пребывали безысходно до субботы первой"недели Великого поста, кроме церкви, которую посещали во время каждой службы, а на первой неделе — больше службы, чем отдыха. Пищи вареной не давали во всю неделю, а в"чистый"понедельник и в пятницу не полагалось ничего, кроме ломтя черного хлеба. Питие чая было предоставлено произволу и силам каждой сестры по ее усмотрению; немощным и клиросным он разрешался, а остальные предпочитали воздержание. В пятницу с раннего утра начиналась исповедь: для монахинь постриженных приезжал духовник, иеромонах из"Большого"Тихвинского монастыря, а послушницы исповедовались у своих белых монастырских священников. В субботу все были причастницами Святых Христовых Тайн. Затем, последующие недели до Страстной недели были уже гораздо льготнее, — трапеза, хотя и очень постная, поставлялась по дважды в день, и проходились обычные монастырские послушания.». [32].

Интересно описание финансовых отношений послушницы и Обители: «Надобно при этом заметить, что при себе денег у меня почти не было. Семьсот рублей, привезенные мной из мира, я целиком показала матушке игумений, прося ее взять из них 300 рублей взносу за меня, а остальные оставить в мою собственность на мои нужды. Добрая матушка опять повторила мне прежние свои слова, сказав, что все эти деньги спрячет для меня и будет мне выдавать с них проценты два раза в год по 17 рублей, что и исполняла неизменно. Но какие это были деньги при тех условиях жизни, в каковые мы были поставлены! Мы имели готовые только кельи, дрова и скудную трапезу, конечно, это существенные нужды, зато все остальное у нас должно было быть свое: чай, сахар, если бы понадобился, — и кусок белого хлеба к чаю (что при скудной трапезе было почти необходимо), одежда, обувь, белье, верхнее платье, посуда, самовар и все, все жизненное от малой до большой вещички, даже уголья и лучину для самовара, все надо было купить». [33] Твердо установленной суммы взноса при поступлении в монастырь не было, а 300 рублей, которые предлагала в качестве взноса Мария Солопова, были в тот период для любого монастыря немалой суммой. Например, в Староладолжском женском Успенском монастыре в этот же период «Взносы при поступлении в монастырь простираются от 100 до 200р.; некоторыми внесено и более; но большая часть поступающих в монастырь принимается без вкладов». [34]

Не взирая на благородное происхождение Марии Солоповой, первый год в монастыре она проходит «…искус мой в тяжелых, так называемых,"черных"работах, чему, по тогдашним правилам монастыря, все новоначальные, какого бы рода и воспитания они ни были, должны были подвергаться ради учения их монашескому самоотвержению в терпении и смирении.». [35]

И только после этого искуса послушнице Марии назначается послушание, более соответствующее ее образованию и навыкам: «Около того времени в городе Тихвине не было ни одного женского учебного заведения; некоторые из граждан обратились к матушке игумений с просьбой — поучить их детей в монастыре подготовительно для поступления в столичные учебные заведения, так как в монастыре из числа сестер были и окончившие курс наук. Матушке игумений пришло на мысль поручить это дело мне, как по всему мне подходящее. И вот вместо всякого другого"послушания"(кроме клиросного, которому я всю жизнь служу неизменно), я сделалась учительницей… С этого времени жизнь моя пошла следующим порядком: ежедневно я вставала к утрени, которая бывала у нас в 4 часа утра; после утрени редко когда пила чай до поздней Литургии, к которой, впрочем, не могла ходить, потому что к 9 часам собирались мои ученицы. После Литургии мне приносили чай на место занятий, продолжавшихся до 12 часов полудня, когда я уходила в трапезу, а дети оставались кушать свой привезенный с собой завтрак; затем от часа до двух я с ними гуляла, а потом снова занимались до четырех с половиной часов, после чего они уезжали, а я шла к вечерне и, по обычаю, стояла и"правило". Только к 8 часам вечера я возвращалась в келью». Оплата за обучение детей поступала от родителей Игумении, в пользу монастыря. [36]

Интересно описание того, как решался в этот период в монастырях, в том числе Введенском монастыре, вопрос о кельях: «Один из существеннейших вопросов для всякого живущего в обители — вопрос о келье, то есть о комнате, в которой кто живет. В некоторых монастырях почти все кельи"собственные", то есть откупленные на всю жизнь владелице, причем и ремонт, и поддержка кельи — все уже лежит на ее заботе, и она живет в ней полной хозяйкой, берет себе келейницу, то есть послушницу для услуги, по своему усмотрению и выбору. Те же, которые не имеют средств"купить келью", живут в общих помещениях, т.е. где и с кем придется. В Тихвинском монастыре, хотя и не исключительно, но существовал такой порядок, с той только разницей, что кельи продавались в"собственность"только или уже пожившим в монастыре и испытанным известным искусом, или же, если и вновь вступающим, то лицам более зрелого возраста». [37]

В конце 1860-х — начале 1870-х годов Тихвинский Введенский монастырь кроме лесного участка для снабжения дровами, владеет и некоторым количеством земли. Всего — 184 десятины. Капитал монастыря в 1874 году составлял 103 940 рублей. Доход (годовой) — 8 094 рубля. Все это — на более чем 140 насельниц монастыря. Размер дохода Введенского монастыря, судя по имеющимся данным, не намного превышал средний доход женского монастыря Новгородской губернии. Например, годовой доход Староладожского Успенского женского монастыря составлял около 5.500 рублей серебром. [38]

Важным источником доходов монастырей являлись художественные производства. Основное место принадлежало таким ремеслам и промыслам, как иконопись, изготовление священнических и Архиерейских облачений, золотошвейное дело, живописные работы. Большинство женских монастырей имело иконописные мастерские. Среди прочих занятий особое место занимало лицевое и орнаментальное шитье — вышитые изображения святых, различных библейских сюжетов. Эти занятия были неотъемлемой частью жизни монахинь. Существование женских монастырей без доходов от «рукоделий» было практически невозможно. Важным периодом в развитии художественных производств явились годы после секуляризации, когда многие женские монастыри оказались в бедственном положении. На ремеслах часто основывались все средства обители. [39]

Так, автор описания Белевского женского монастыря отмечает: «…для имеющих средства содержать себя служат (рукоделия) лишь занятием второстепенным — поделием, лекарством от уныния, а для неимущих в соединении с пособием от обители, состоящим из общей трапезы…рукоделие служит единственным средством содержать себя». [40, c. 154].

В Московском Алексеевском Девичьем монастыря в 1889 году работают мастерские золотошвейная, живописная, чеканная, переплетная. [41]

В Московском женском общежительном «Всех Скорбящих Радости» монастыре «… Трудятся сестры с раннего утра и до позднего вечера как в самом монастыре, так и на хуторе. Сами возделывают свои огороды на хуторе, сами убирают сено, жнут и молотят, сами трудятся и в скотной и на кухне, в хлебной и в просфороперкарне. Многия из нихъ занимаются шитьем одеял, одежды для монашествующих и белья по заказу, вязанием чулок; другие шьют гладью, вышивают шерстями по канве и шелками по фархату и глазету, а иногда и золотом; некоторые занимаются под руководством преподавателя живописью; иные уборкою могил и памятников, а в летнее время поливкою цветов на монастырскомъ кладбище. Трудясь на общую пользу, по мере своих сил и способностей, каждая из ниx получает от монастыря чай и сахар и все необходимое для жизни. Трапеза для всех общая». [42]

В Задонском Богородице-Тихоновском (Тюнине) женском монастыре (Москва) «Сестры монастыря занимаются шитьем золотом для церкви священных облачений; иногда исполняют такия работы и для других церквей по заказу. Усердно занимаются тканием ковров; вышивают». [43]

В Московском Никитском Девичьем монастыре «Средства, которыми монастырь может располагать… не обезпечивают существование его. Богатство монастыря составляют: жалованье Императорское древних лет; денежный вклад на поминовение усопших, малыя земли огородная и луговая, есть и мельница водяная, но за всем тем, если бы инокини не трудились до пота и крови и не знали разнаго рода рукоделий, то положительно затруднительно бы было их состояние. Сестры обители в совершенстве знают разнаго рода женския рукоделья: шитье золотом, шелками, синелью, различнаго рода вязанья и вышиванья, все это выполняется с удивительным совершенством.» [44, c.45-46]

В Троицком Ильинском девичьем монастыре (Тверской епархии): «По правилам общежития первая их обязанность — быть каждый день при богослужении во святом храме и затем различнаго рода послушания. Оне трудятся в лесу и полях, сеют и жнут хлеб, косят траву, следяъ за постройками, ведут всю служебную и хозяйственную часть обители.… занимаются рукоделиями, вышивают золотом и жемчугом, ризы, плащаницы, хоругви, воздухи, шьют церковныя облачения, пишут иконы. Трапеза, одеяние и вообще все — общее». [45, c. 59]

Следующее описание Введенского монастыря датировано 1884-м годом. В соответствии с этим описанием, жизнь насельниц Введенского монастыря во многом схожа с жизнью других русских женских монастырей: «Всех монахинь и послушниц в обители до 200, из них постриженных в полное монашеское одеяние 26, кроме того есть ещё одна престарелая схимонахиня. Сестры большею частию не переведены из других монастырей, а начинали из мирскаго звания свою монастырскую жизнь прямо в этой обители. Между ими есть еще такия престарелыя, которыя около пятидесяти лет подвизались только в здешней обители. Занятия всех живущих в монастыре таковы: неопустительное посещение всех богослужений и монашескаго правила и келейныя рукоделия — вязание, вышивание различных женских изделий, равно прядут и ткут холст для своей одежды и шьют себе сами сапоги и башмаки, а летом — сенокос, жнитво и другия полевыя работы. Иные заняты хозяйственными работами, называемыми на монастырском выражении послушаниями для всей обители — как в трапезе, кухне, печением просфор, хлеба, на скотном дворе, огороде и тому под. Кроме того и в церкви пономарское и свечное послушание и привратницы. Трапеза общая для всех сестер и очень скромная, так как доходы монастыря слишком ограничены; выдаются от обители некоторым сестрам, особенно трудящимся на разных послушаниях, необходимое платье, обувь и чай, но очень ограниченно, напр., чаю в год одной монахине дается 1 фунт. Продажа рукоделий доставляет скудныя средства для небольшаго удобства в платье и для келейной обыденной жизни, не говоря уже об излишестве, а тем более о роскоши.». [46, c. 13]

Описание монастыря содержит и сведения о доходах монастыря, таких же скромных, как и в любом другом женском монастыре в России: «Годовые доходы монастыря заключаются: В хлебопашестве, покосах и огородах на 41 десятине земли, дарованной Правительством, но хлеба и сена не достает на продовольствие обители и приходится покупать… 1) В свечном и кружечном сборе в церквах на сумму 1,300 руб. 2) От продажи просфор — 756 руб. 50 коп. 3) На поминовения — 856 руб. 70 коп. 3) С оброчных статей — 198 руб. 4) С капиталов, пожертвованных разными благотворителями для поминовения, в годъ процентов — 4, 968 руб. 20 коп. 5) От правительства на ладон, просфоры и штатной суммы, всего на сумму 311 руб. 70 коп. Итого денежного дохода в год 8,391 руб. 10коп.». [47, c.14]

Общая трапеза существует в монастыре с 1820-х годов, ввела ее Игумения Августа. По данным о монастыре 1888 года, в монастыре «… учреждена общая трапеза… Число сестер возросло до 140.». [48, c.286]

Монастырь по-прежнему пользуется вниманием высочайших особ. 26-го июня 1887г. монастырь удостоил своим посещением Великий Князь Владимир Александрович. [49, c.62-64]

По данным описания монастыря, изданного в 1889-м году, «В настоящее время в нем насчитывается слишком 200 сестер. Все они заняты постоянною молитвою и трудом, неустанно созидая и совершенствую принявшую их под свой отеческий кров святую Обитель.». [50, c. 67-68]

Монастырь принимает деятельное участие в жизни Тихвина. В 1889-м году Тихвинская городская управа принимает решение об организации «Церковно-приходского попечительства в целях сокращения нищенства в г.Тихвине.»: «Настоятелю Спасо-Преображенскаго Собора отцу протоиерею В.С. Волотовскому. Увеличивающаяся год от году бедность среди обывателей города Тихвина, в соединении с развитием нищенства, побудили Городское Общественное Управление заняться вопросом об изыскании средств к устранению такого ненормального явления городской жизни… причем единственным средством для борьбы с нищенством и увеличивающейся бедностью, было признано, по примеру других городов, устройство церковно-приходского попечительства. Городской Голова А. Богданов». [51, c.19]

Одним из учредителей Попечительства, наряду с Городской Управой и Успенским мужским монастырем, выступает Введенский женский монастырь. [52, c. 27]

В том же 1889 году в Введенском монастыре был основан приют для девочек-сирот. Содержится приют полностью за счет средств монастыря. [53, c. 205]

XX век. К началу XX века значительных изменения в монастыре на происходит. Возможно, становится несколько меньше насельниц монастыря: «Введенский в г. Тихвине. Жен. Положено по штату:34. Монашествующих: 41. Послушников или послушниц: 69». Тем же остается размер земельных владений монастыря: «Размер угодий (в десятинах). Всей: 182. Пахатной: 7. Луговой: 34. Лесной: 141». [54, c. 19]

Кроме того, монастырь владеет участками земли в городе Тихвине: «Алфавит Владельцев недвижимых имуществ г.Тихвина. Монастырь Введенский. №№ владений по инвентарю: 1040; 1054». Участков два: «Кварталъ №98. Улица Береговая. Владение Введенскаго монастыря. Количество плановой земли. Общее в квадр. саженях. 338. По улице в пог. саженях. 13. Наименование имущества: место земли. Квартал №128. Улица: Уг. Введен. и Введенск. Ручья. Владение Введенскаго монастыря. Количество плановой земли. Общее в квадр. саженях. 1584. По улице в пог. саженях. 97,50. Наименование имущества: место земли». [55].

По данным Святейшего Правительствующего Синода на 1903 год, Введенский женский монастырь в Тихвине значится в третьем классе, но число насельниц монастыря продолжает расти: «Женские монастыри. Третьеклассные. Тихвинский Введенский. Всех монашествующих. По штату положено 17. На лицо состоит: 37. Сверх того послушников или послушниц 43. Лиц проживающих на испытании 122. Секретарь Консистории Д. Андреев». [56, c.30]

Число насельниц монастыря растет и в дальнейшем, при том, что заметных изменений в доходах монастыря и составе его имущества не отмечено. В 1908 году «Монастырь владеет 182 дес. Земли и получает из казны 660 руб. 84 коп. Игумения. Монахинь 42, послушниц 175.». [57, c. 612]

Как уже было отмечено выше, Введенский женский монастырь из своих скромных доходов к началу XX века участвует в Церковнo-приходском попечительстве для помощи бедным, содержит за свой счет приют для девочек. Кроме этого, к 1910-му году за счет монастыря содержится многочисленное недвижимое имущество в деревнях Тихвинского уезда — церковно-приходские школы и часовни: «Епархия Новгородская. Уезд Тихвинский. Округ 1-й. Карт. 3 и 4. Введенский женский монастырь в Тихвине. Годичный взнос 6р. 37к. Страховая оценка. Июля 10 дня 1910г. мы, нижеподписавшиеся, произвели оценку строений, принадлежащихъ Введенскому женскому монастырю г. Тихвина 1 благочинническаго округа, Тихвинскаго уезда, Новгородской Епархии. При осмотре строений оказалось, что введенскому женскому монастырю принадлежат нижеследующие строения: 1.Иоанновская Кайваксная церковно-приходская школа, пред деревнею Кайваксово, деревянная из бревен на фундаменте из дикаго камня….. 2. В деревне Кайвакси деревянная из бревен часовня… Благочинный Тихвинскаго округа Протоиерей Василий Волотовский. Священник Михаил Нечаев. Священникъ (нрб.) Священник Николай Васильевский». «Страховая оценка. Августа 29 дня 1910г. мы, нижеподписавшиеся, произвели оценку строений, принадлежащих тихвинскаго Введенскаго женскаго монастыря церкви г. Тихвина 1 благочинническаго округа, Тихвинскаго уезда, Новгородской Епархии. При осмотре строений оказалось, что Введенской церкви Тихвинскаго женского монастыря принадлежат нижеследующие строения: 1. В Тихвинской слободе Заболотье. В строении находится деревянная, крытая тесом, зданием прочная, часовня. Часовенный староста Тихвинский мещанин слобобы Заболотья Дмитрий Данилов Герианов. 2. В Тихвинской слободе Стретиловой находится в строении деревянная крытая тесом требующая ремонта (подрубки на три венца и новой крыши) часовня.… Часовня выстроена в честь апостолов Петра и Павла. Часовенный староста крестьянин слободы Стретиловой Яков Григорьев Миронов». «3. В деревне Мулев Большедворской волости Тихвинскаго уезда — часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. Часовенный староста крестьянин той же деревни Петр Андреев. 4. В деревне Астрач Большедворской волости Тихвинскаго уезда часовня в честь Св. (Трифона?) [58, c. 1-12]

Суммы, затрачиваемые на благотворительность, для монастыря значительны. Так, в 1911 году затраты на монастырский приют для девочек составили 800 рублей. [59, c. 175]

В 1915 году — 1100 рублей. [60, c. 205]

Не смотря на начавшуюся в 1914 году Первую Мировую войну и революционные события 1917 года, монастырь содержит детский приют. [61]

При этом к 1917-му году капитал Тихвинского Введенского монастыря незначителен — 182 757 р. 25 коп. [62, c. 34а]

Более того, так как после начала Первой Мировой войны, революции и начала Гражданской войны проблема детской беспризорности обостряется, в приют передают все новых детей. Содержание приюта по прежнему лежит на монастыре. Кроме этого, монастырь производит отчисления на содержание Епархии и другие цели: «…ея Высокопреподобию Настоятельнице Тихвин-Введенского монастыря Игумении Аполлинарии. 2 января 1917г. <…> ещё прошу ваше высокопреподобие поспешить представлением взносов за 1917 год: 2)…на содержание церковных школ. 5) На содержание женских епархиальных училищ. 7) Кружечный сбор 1 января 1917г. в пользу Сербии. 8) Взнос за весь 1917 год на содержание приюта детей воинов при Велильской школе Демянского уезда в колич. 20 руб. 00 коп. Благочинный монастырей Архимандрит Антоний». [63, c.1]

Осенью 1917 года начинаются грабежи монастырей и церквей: «Благочинный Тихвинских Монастырей. Ея высокопреподобию Настоятельнице Введенского монастыря. 21 октября 1917г. В виду происходящих дневных и ночных нападений на св. обители грабителей, совершающих даже и убийства и др. оскорбления, прошу настоятельницу и всех настоятельниц св. обители принять все меры к сохранению в ней святынь и озаботиться скрытием драгоценностей и озаботиться достаточными наблюдениями и караулами для предотвращения нападений и грабежей и для тревоги в потребных случаях. Благочинный монастырей Архимандрит Антоний.… УКАЗ. Из Новгородской Духовной Консистории Благочинному монастырей Архимандриту Антонию.…поставить в известность секретно…для сведения настоятельниц монастырей и церквей и церковных старост Новгородской Епархии, что в храме хранить назначается суммы не свыше 200 рублей… Ноября 6 дня 1917г.». [64, c.43]

После октября 1917 года новые власти последовательно принимают меры к сначала к изъятию имущества монастыря, а затем и к полной его ликвидации: «Настоятельнице Введенского монастыря. Квартирный отдел городского Совета просит вас не занимать комнат, которыя освободились, без выдачи квартирного ордера. 11 сентября 1918г. №7.… Игумении тихвинского Введенского женского монастыря. Городской Земельный Отдел просит Вас сообщить точные сведения о количестве и породах принадлежащих монастырю лошадей и рогатого скота, с указанием числа дойных коров и о запасах корма для них. 8 октября 1918г.… Настоятельнице Тихвинского Введенского женского монастыря. 27 сентября/10 октября 1918г. Отдел наружной охраны и уголовного розыска при Тихвинском Отделе внутренняго управления предлагает вам немедленно и во всяком случае не позднее 2-х часов дня доставить во двор дома Никоновой Павловская улица имеющихся у Вас всех лошадей в количестве 8 штук. За неисполнение сего подвергаетесь строгой ответственности.… Исполнительный Комитет Тихвинского Совета Крестьянских, Рабочих и Красноармейских Депутатов. Игумении Тихвинского Введенского монастыря. Настоящим Подотдел Питания ставит Вас в известность, что с 11-го октября с\г необходимо, через уполномоченное Отделом лицо отпускать для больных города половину всего удоя. 10 октября 1918г.… Отдел Питания. 6 октября 1918г. В Введенский монастырь. Настоящим предписываю Вам не производить ни какой продажи капусты, картофеля и других огородных овощей без разрешения Подотдела Питания. Кроме того просьба дать сведения о количестве имеющихся у вас продуктов и овощей.… Тихвинский Уездный Совет народного хозяйства Череповецкой губернии. В тихвинский Введенский женский монастырь. 26 октября 1918г...срочно сообщить размер занимаемых монастырем помещений.… Тихвинский уездный Отдел Социального Обеспечения. 2 ноября 1918г. Настоятельнице Тихвинского Введенского женского монастыря. Отдел Социального Обеспечения просит срочно исполнить следующее. 1). Составить сведения о призреваемых в детском приюте монастыря по прилагаемой к сему анкете в 2-х экземплярах.… Земельный Отдел Тихвинского городского Совета Крестьянских, Рабочих и Красноармейских Депутатов. Настоятельнице Тихвинского Введенского женского монастыря.…представить список монахинь и лиц, проживающих в монастыре с указанием возраста и трудоспособности, список живого и мертвого инвентаря по всему хозяйству монастыря и количеству земли по угодьям и в целом». [65, c.30-56]

Окончательная ликвидация монастыря и переход всего его имущественного комплекса в ведение новой Советской власти произошла в декабре 1918 года: «Комиссия по отделению церкви от государства при Тихвинском Совете Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов. 14 декабря 1918г. №58. Настоятельнице Введенского монастыря. На основании произведенных выборов комитета монастыря от представителей трудящегося населения монастыря состоящихся сего 14 декабря 1918 с\г в присутствии члена тихвинской Комиссии по отделению церкви от государства т.т. Панова. Васильева, Румянцева оказались выбранными следующие лица… На основании произведенных выборов…предписывается немедленно названному комитету сдать всё имущество и деньги Монастыря в чем бы оно не заключалось и отныне всеми делами и распоряжениями монастыря ведает названный Комитет. Являясь за все ответственным перед Советской Властию и является единственной административной властью монастыря. За неисполнение распоряжений Комитета обитатели монастыря будут привлекаться к ответственности. 14 декабря 1918г.». [66, c.64]

1.МАТЕРИАЛ. Для историко-топографического исследования. О православных монастырях в Российской империи. С библиографическим указателем. Составил Зверинский В.В. Книга II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. С-Петербург, 1892г. С-Петербург, 1897г.

2.История русской Церкви Макария, митрополита Московскаго... Том 6 Кн.I 1448-1589гг. Санктпетербург, 1889г

3. Институт Истории РАН (СПб). Ф.89 оп.1 д.19. 2-й картон. Фонд Мордвинова. И.Мордвинов. Введенский монастырь. Материалы к историческому очерку.

4. Институт Истории РАН (СПб). Ф.89 оп.1 д.19. 2-й картон. Фонд Мордвинова. И.Мордвинов. Введенский монастырь. Материалы к историческому очерку.

5. Выпись из писцовых книг Мины Лыкова. 1620г.(Состояние Введенскаго монастыря после шведскаго разорения). // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.

6. Институт Истории РАН (СПб). Ф.89 оп.1 д.19. 2-й картон. Фонд Мордвинова. И.Мордвинов. Введенский монастырь. Материалы к историческому очерку.

7. Выпись из переписной книги Сумина. (1647г.). // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.

8. Институт Истории РАН (СПб). Ф.89 оп.1 д.19. 2-й картон. Фонд Мордвинова. И. Мордвинов. Введенский монастырь. Материалы к историческому очерку.

9. Запись по земельному делу Большаго и Введенскаго монастырей. (1650г.) // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.

10. Сказка Стретиловских стариков о земле Тихвинскаго Большого монастыря. // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.

11. МАТЕРИАЛ. Для историко-топографического исследования. О православных монастырях в Российской империи. С библиографическим указателем. Составил Зверинский В.В. Книга II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. С-Петербург, 1892г. С-Петербург, 1897г.

12. Институт Истории РАН (СПб). Ф.89 оп.1 д.19. 2-й картон. Фонд Мордвинова. И.Мордвинов. Введенский монастырь. Материалы к историческому очерку.

13. Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов къ истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.

14. РГИА СПб. Ф.796 оп.30 1749г. №479/285 31 Октября-22 июля 1771г. По доношению Преосвященнаго С.-Петербургскаго о разводе Генерал-Майора Аврама Ганнибала с первою его женою Евдокией.

15. Токмаков И.Ф. Историческое и археологическое описание Покровскаго девичьяго монастыря в городе Суздале, (Владимирской губернии). В связи с житием Преподобной Чудотворицы Софии (в мире великой княгини Соломонии) и царицы инокини Елены (в мире Евдокии Феодоровны Лопухиной). Губ. Гор. Владимир. 1913.

16. Краткий исторический очерк Московскаго Ивановскаго девичьяго монастыря. Москва. 1882.

17. Краткий исторический очерк Московскаго Ивановскаго девичьяго монастыря. Москва. 1882.

18. РГИА СПб. Ф. 796 оп.21 д.357 1740г. Сведения о монастырях Новгородской Епархии.

19. МАТЕРИАЛ. Для историко-топографического исследования. О православных монастырях в Российской империи. С библиографическим указателем. Составил Зверинский В.В. Книга II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. С-Петербург, 1892г. С-Петербург, 1897г.

20. Введенский девичий монастырь в XVIIIв. ( по описям 1739-1764гг). // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.

21. Введенский девичий монастырь в XVIIIв. ( по описям 1739-1764гг). // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.

22. Введенский девичий монастырь в XVIIIв. ( по описям 1739-1764гг). // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.

23. Словарь географический Российского государства, Описывающий азбучным порядком Географически, Топографически, Идрографически, Политически, Хронологически, Генеалогически и Геральдически все губернии, города… Собранный Александром Щекатовым. Москва. 1808г. Часть VI. Т-Х.

24. РНБ. Русския народныя картинки. Собрал и описал Д. Ровинский. Книга II. Листы исторические, календари и буквари.

25. История российской иерархии. Собранная Ставропигиального Московскаго 1-класснаго Новоспасскаго монастыря Архимандритом, учрежденной в Москве Духовной Цензуры председательствующим и ордена Св. Анны 2-го класса Кавалером, Амвросием. Часть IV, Москва, 1815г.

26. Описание монастырей, в Российской империи находящихся, с присовокуплением: Историческаго известия о существующих ныне в России Епархиях и о всех соборных, монастырских, ружных и приходских церквах в столичных городах Москве и С. Петербурге находящихся, с показанием времени когда оныя учреждены или построены, какия случались в них достопамятныя происшествия и в какие числа бывают храмовые праздники в оных. Москва. 1822.

27. РГИА СПб. ф.796 оп.115 д.872 По донесению преосвященаго Новгородскаго (нрб.) Новгородской Епархии в оТихвине Введенском общежительном девичьемъ монастыре на месте сгоревших деревянных келий новаго каменнаго двухэтажнаго корпуса. 28 Мая 1834 года. 20 Июля 1836г.

28. ЦГИА. СПб. Ф. 1941 оп.1 д.1 Тихвинское духовное Правление. О приезде в Тихвин Феодосия Епископа Старорусского для осмотра монастырей. Церквей и Тихвинского градского и уездного духовенства. 1839-1841г.

29. ЦГИА СПб. Ф. 262 оп.109 д.21 Череповецкая губерния. Тихвинский уезд. План участка земли Введенского монастыря.

30. Странник (Башуцкий). Тихвинские монастыри. Большой-Богородицкий. II. Дымский-Антониев. III. Беседный-Николаевский. IV. Введенский Девичий. Санктпетербург, 1854г.

31. Монастырь девичий Воскресенский в г.Торжке. Тверь. 1853г.

32. Записки Игумении Таисии. Настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря. Москва Русский Хронограф. 1994г.

33. Записки Игумении Таисии. Настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря. Москва Русский Хронограф. 1994г.

34. Историко-статистическое описание третьекласснаго Староладожскаго Успенскаго женскаго монастыря. CПБ. 1871.

35. Записки Игумении Таисии. Настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря. Москва Русский Хронограф. 1994г.

36. Записки Игумении Таисии. Настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря. Москва Русский Хронограф. 1994г.

37. Записки Игумении Таисии. Настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря. Москва Русский Хронограф. 1994г.

38. Историко-статистическое описание третьекласснаго Староладожскаго Успенскаго женскаго монастыря. CПБ. 1871.

39. Водарский Я.Е. Истомина Э.Г. Православные монастыри России и их роль в развитии культуры. (XI-начало XX в.). М. 2009г.

40. Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря. Составил И.Л. СПб, 1863г.

41. Московский Алексеевский девичий монастырь. На Красносельской улице, близ Сокольников. Краткий историко-археологический очерк И. Токмакова. Москва. 1888г.

42. Протоиерей И.П. Сперанский. Историческое описание Московскаго женскаго общежительнаго «Всех Скорбящих Радости» монастыря. Москва. 1915г.

43. Задонский Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь. Москва. 1888.

44. И. Токмаков. Историческое и археологичeское описание Московскаго Никитскаго Девичьяго монастыря основаннаго родителем Патриарха Филарета, Никитою Романовичем. Москва. 1888.

45. Св. Троицкий Ильинский девичий монастырь. (Тверской епархии). // МОНАСТЫРЬ. Иллюстрированный ежемесячный журнал для православнаго русскаго монашества духовенства и для паломников. Мартъ. №3. 1908.

46. Описание Введенскаго девичьяго второкласснаго монастыря. В г.Тихвин Новгородской губернии. Современное состояние обители. С-Петербург. 1884г.

47. Описание Введенскаго девичьяго второкласснаго монастыря. В г.Тихвин Новгородской губернии. Современное состояние обители. С-Петербург. 1884г.

48. Гр. М. Толстой. Царица-инокиня Дария. Душеполезное чтение. Год двадцать девятый. 1888. Москва. Март.

49.Тихвин и его Святыня. Описание города, Тихвинскаго Большаго Монастыря и пребывающей в нем Святыни. Составил Л.И. Григорьев. С-Петербург. 1889г.

50. Тихвин и его Святыня. Описание города, Тихвинскаго Большаго Монастыря и пребывающей в нем Святыни. Составил Л.И. Григорьев. С-Петербург. 1889г.

51. ЦГИА СПб. ф. 1030 оп.1 д.153 Тихвинская Городская Управа.

52. ЦГИА СПб. ф. 1030 оп.1 д.153 Тихвинская Городская Управа.

53. Приложение ко Всеподданнейшему отчету. Обзор Новгородской губернии за 1914г. Новгород. 1915г.

54. Землевладение монастырей Российской Империи. Н.А. Любинецкий. С.-Петербург. 1900.

55. Материалы по оценке недвижимого имущества в Новгородской губернии. Т.III г.Тихвин. Новгород, 1901г.

56. РГИА СПб. Ф.796 оп.184 д.5739 1903г. Святейшаго Правительствующаго Синода по экспедиции управляющ. Дело по Ведомостям о мужских и женских монастырях и монашествующем духовенстве Новгородской Епархии.

57. Православные монастыри Российской Империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. Составил Л.И. Денисов, действительный член Московскаго Общества Любителей Духовнаго Просвещения, Церковно-Археологическаго Отдела при нем и Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г.Москвы и Московской епархии. Москва. 1908г.

58. РГИА СПб. Ф.799 оп.33 д.1042 1910-1915г. Епархия Новгородская. Уезд Тихвинский. Округ 1-й.

59. Обзор Новгородской губернии за 1911г. Приложение к Всеподданнейшему отчету. Новгород. 1912г.

60. Приложение к Всеподданнейшему отчету. Обзор Новгородской губернии за 1914г. Новгород. 1915г.

61. Тихвинский Земский календарь-справочник. На 1917г. Петроград, 1916г.

62. ЦГИА СПб. Ф.1881 оп.1 д.1 Указы Новгородской духовной консистории, экземпляры благочинного монастырей Тихвинских. 7.01 — 28.12.1917г.

63. ЦГИА СПб. Ф.1881 оп.1 д.2 Циркуляры Благочинного Тихвинских монастырей. 11 января — 30 декабря 1918г.

63. ЦГИА СПб. Ф.1881 оп.1 д.2 Циркуляры Благочинного Тихвинских монастырей. 11 января — 30 декабря 1918г.

64. ЦГИА СПб. Ф.1881 оп.1 д.2 Циркуляры Благочинного Тихвинских монастырей. 11 января — 30 декабря 1918г.

65. ЦГИА СПб. Ф.1881 оп.1 д.2 Циркуляры Благочинного Тихвинских монастырей. 11 января — 30 декабря 1918г.

66. ЦГИА СПб. Ф.1881 оп.1 д.2 Циркуляры Благочинного Тихвинских монастырей. 11 января — 30 декабря 1918г.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Введенского женского монастыря в Тихвине предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я