#Про100письма: обиды

Юна Твердовская, 2020

Эта книга предназначена психологам, коучам, студентам психологических факультетов, педагогам, родителям, выросшим, но неповзрослевшим детям, обиженным, обидчикам, людям, которые интересуются психологией и любят работать над собой. Содержит нецензурную брань.

Оглавление

Глава 4

Как работать с книгой

В предыдущих главах описаны идеи и результаты исследований на тему зарождения, жизни и токсичности обиды, исходя из которых я вижу два основных варианта работы с этой книгой: в сопровождении специалиста (психолога, коуча) или самостоятельно.

Так как книга рассчитана на массового читателя, будет логичным начать с разбора вариантов самостоятельной работы, а окончание главы посвятить подробным методическим рекомендациям сопровождающим специалистам.

Итак, если вы решили самостоятельно распрощаться с обидами, для начала я всё же рекомендую ещё раз рассмотреть вариант работы с профессиональным психологом. Но когда других вариантов нет и решение принято, то удостоверьтесь в том, что вы готовы:

— провести эту работу от начала и до конца;

— не застревать на отдельных этапах;

— при возникновении побочных симптомов (панических атак, депрессивных состояний, соматических обострений) самостоятельно их купировать или обратиться к своему специалисту за срочной помощью, в том числе и медицинской;

— в случае продолжительности этих проявлений более трёх дней незамедлительно обратиться к квалифицированным специалистам.

Важно осознавать всю глубину и ответственность этой работы, поэтому предыдущие главы к прочтению обязательны.

Когда все рекомендации выполнены, и вы готовы приступить к работе, выбирайте наиболее откликающийся Вам вариант.

Вариант ЛАЙТ

Преимущества этого варианта в том, что при работе по данной схеме нет необходимости отключать ведущие защитные механизмы психики (отрицание, избегание, вытеснение, рационализация, обесценивание и другие), которые надежно консервируют обиды внутри: в процессе работы они плавно переключаются в режим работы других защитных механизмов — проекции и сублимации.

Какой же смысл в этом переключении, если как первая, так и вторая группа имеют своей целью защитить психику от травмирующих воспоминаний, без восстановления которых предстоящая работа, вроде как, и невозможна?

Дело в том, что защитные механизмы психики действуют по-разному: одни консервируют травмирующие ситуации глубоко в подсознании, другие адаптируют их к реальности, а третьи трансформируют в конструктив.

Отрицание, избегание и вытеснение складируют, консервируют и запирают глубоко внутри все болезненные ситуации, блокируя все воспоминания о них. Поэтому результаты работы этих защитных механизмов выражаются плохой памятью и воспоминаниями обрывочного характера, что помогает выживать. В этом случае эмоциональные маркеры, указывающие на наличие обид, либо совсем отсутствуют, либо проявлены крайне скудно. На наличие обид могут указывать только внешние проявления: сложности в жизни, в личных отношениях, финансовой сфере, наличие соматических заболеваний, в том числе различного рода зависимостей. При этом человек твердит: “У меня все хорошо, обиды — это не про меня, просто так жизнь складывается!”

Рационализация и обесценивание являются пограничными защитными механизмами: они помогают адаптировать пережитые психологические травмы под реалии жизни.

Многословность, склонность к философствованию, острый ум, наличие чувства юмора и даже сарказм — все это проявление работы адаптирующих защитных механизмов.

Эмоциональная сфера в данном случае страдает только потому, что находится под постоянным волевым контролем. Хотя время от времени контролирующие краны может срывать, что выражается в эмоциональных срывах. Например, под воздействием алкоголя, (когда волевой контроль ослаблен), человек может быть излишне добрым, плаксивым или агрессивным. В такие моменты накопившаяся боль изнутри вырывается наружу. И это, безусловно, лучше инфарктов, которые вероятны в тех случаях, когда контроль настолько надежен, что просто не допускает эмоциональных срывов. Вербально работа этих защитных механизмов может выражаться фразами типа: “Это мой опыт. Никто тебе не друг, никто тебе не враг, а каждый человек учитель”.

Проекция же и сублимация тоже защищают от травмирующих воспоминаний, но через трансформацию. В результате работы этих механизмов человек не прокрастинирует, не сведет всю активность к болтовне, стёбу и подколам, а будет вдохновенно действовать. Слово “вдохновенно” является определяющим: механическое проживание рутины (ходить на работу, заботиться о семье, доме и детях, формально выгуливать себя: раз в неделю в кафе с друзьями/ раз месяц в театр/ раз в полгода в путешествие) — это не про трансформацию, а скорее про выживание и прокрастинацию. “Вдохновенно” — это про увлеченность, от которой дух захватывает.

Поэтому так часто сублимация и проекции находят отражение в искусстве. “Вдохновенно” — это еще и про активную включенность эмоциональной сферы, про развитый эмоциональный интеллект. “Мне было больно, но теперь, благодаря этой боли, я чего-то умею и чего-то стою!” — готов признать человек.

У человека есть ведущие защитные механизмы, но могут срабатывать и другие в зависимости от текущего состояния, уровня жизни, внешних обстоятельств. А это говорит о том, что возможность влиять на переключение этих механизмов человеку доступна. Вот именно такое переключение предполагает Лайт-вариант работы с данной книгой. А проекцией и сублимацией в данном случае будет активная работа над собой через травмы и боль других, незнакомых людей. По сути, для этого достаточно случайно открыть одно из писем обидчику, которые собраны в пятой главе, и несложной рефлексии.

Алгоритм работы

1. Выбрать наугад письмо обидчику (открыть на случайной странице, загадать номер письма или номер страницы).

2. Прочитать письмо минимум 3 раза:

— с сочувствием, присоединением и эмпатией к обиженному — автору письма;

— с любопытством и анализом поступков обидчика — того, кому адресовано письмо;

— с позиции справедливого судьи, внимательного наблюдателя.

3. Ответить самому себе на следующие вопросы:

— Почему я “наткнулся” именно на это письмо?

— В чем я похож на автора письма?

— А в чём я могу быть похожим на обидчика?

— Что это письмо говорит о моей обиде, о которой я мог(ла) и не вспоминать?

— Как это письмо характеризует те обиды, которые я вольно или невольно причинил своим близким?

— Что я могу сделать уже сегодня, чтобы освободить свою жизнь и жизнь моих близких от токсического воздействия обид?

— Как я могу изменить свою жизнь к лучшему прямо сейчас?

4. Найти предмет, так или иначе напоминающий о собственной обиде, и расстаться с ним любым способом, который первым приходит на ум (можно воспользоваться вариантом прощания с обидами через стихии, описанным в третьей главе).

5. Поблагодарить (хотя бы мысленно, но искренне и вдохновенно) кого-то значимого:

— себя за проделанную работу;

— неизвестного автора письма;

— своих близких;

— мир, стихии, сами обиды;

— книгу…

Кому подойдет ЛАЙТ-вариант

— тем, кто отметил, что их ведущие защитные механизмы психики — отрицание, избегание, вытеснение, рационализация и обесценивание;

— тем, кто никогда прежде не обращался к психологу и не работал над собой;

— тем, кто не любит глубоко погружаться в прошлые воспоминания или эти воспоминания — недоступны;

— тем, кто готовится к созданию семьи;

— тем, кто планирует рождение ребенка.

Вариант с ПОГРУЖЕНИЕМ

Преимущества этого варианта в том, что данный вариант предполагает возможность не просто погрузиться в свои травмирующие ситуации, но и проработать их максимально глубоко, вытащить свои обиды из себя и освободится от их токсического воздействия на свою жизнь, причем делать это по мере возникновения потребности и в своем темпе. Например, при повторении триггерной ситуации, когда возникает свежая, новоиспеченная обида, работа с книгой поможет найти отправную точку этой обиды в своем прошлом опыте и провести работу над собой не с позиции последствий и результата, а комплексно, с учетом причинно-следственных связей.

Алгоритм работы

1. Выбрать наугад письмо обидчику (открыть на случайной странице, загадать номер письма или номер страницы).

2. Прочитать выбранное письмо.

3. Отследить свои чувства, связанные с письмом, и личные травмирующие воспоминания.

4. Попробовать описать свою обиду так, как это сделано в письме (лучше письменно!).

4/1. Если приступить к написанию письма сразу сложно, можно воспользоваться опросником, приведенным ниже, и писать письмо, отвечая по порядку на предложенные вопросы:

— Кто тот персонаж, на кого направлена Ваша обида: родители/ партнёр/ дети/ вы сами/ Бог/ умерший человек?

— Что вас задевает при воспоминаниях об этом человеке?

— Какую обиду из вашего прошлого напоминают эти чувства?

— Кто ответственен за ту ситуацию?

— Все было бы по-другому, если бы ЧТО произошло/ не произошло?

— Что бы вам хотелось получить тогда, когда вы почувствовали себя обиженным, уязвленным? (Начните со слов: “А ведь всё, чего я хотел(а)…”).

— Что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы удовлетворить те потребности, которые были проигнорированы в момент обидной ситуации (Начните со слов: “И для этого уже сегодня я могу…”).

5. Когда письмо написано:

— прочитать его вслух;

— отрезать от него последние два абзаца, которые начинаются со слов: “А ведь всё, чего я хотел(а)…” и “И для этого уже сегодня я могу…”;

— закрепить листок с этими словами на видное место с тем, чтобы хотя бы раз в день в течение 21 дня видеть и перечитывать эти слова (кстати, эту часть письма можно заменить инфографикой или коллажем).

6. С самим письмом обидчику необходимо расстаться любым способом, который первым приходит на ум, можно воспользоваться вариантом прощания с обидами через стихии, описанным в третьей главе.

7. Поблагодарить (хотя бы мысленно, но искренне и вдохновенно) кого-то значимого:

— себя за проделанную работу;

— неизвестного автора письма;

— своих близких;

— мир, стихии, сами обиды;

— книгу…

Кому подойдет вариант с ПОГРУЖЕНИЕМ

— тем, кто уверен в устойчивости своей психики;

— тем, кто раньше уже работал с психологом индивидуально или в группе;

— тем, кто имеет контакты психолога, к кому можно обратиться за срочной помощью, если таковая понадобится в процессе самостоятельной работы;

— тем, кто постоянно работает над собой;

— тем, кто недавно пережил обиду;

— тем, кому нравится глубоко погружаться в себя, свои прошлые воспоминания с целью самоанализа и духовного развития;

— тем, кто переживает кризис: личный, в отношениях, в работе;

— тем, кто ищет взаимопонимание с детьми, супругом, партнёром.

Вариант ПРОФИ (методическое руководство для специалистов, работающих с запросом об обидах)

Преимущества этого варианта очевидны. Работа в сопровождении профессионального специалиста предполагает глубокую проработку темы обид, безопасность клиента в процессе работы, устойчивый результат и максимальную эффективность.

Алгоритм работы зависит от того, планирует ли специалист встраивать работу с материалами данной книги в свои программы, комбинируя с привычными инструментами, приемами и методами, или использовать предложенную в книге авторскую методику работы с обидами целиком.

Авторская методика работы с обидами полностью изложена в третьей главе, а коллекция “заблудившихся писем”, подвергшихся коуч-редактированию, представлена в пятой главе данной книги.

Эти же письма могут встраиваться в привычную практику специалистов:

— в качестве элементов личных консультаций;

— в качестве заданий, упражнений для тренингов;

— как этапы курса;

— как клиентский опыт в обучающих программах.

Кому подойдет вариант ПРОФИ

— профессиональным психологам, кто ведет частную практику, тренинги, группы психокоррекции;

— обучающим психологам;

— студентам психологических отделений ВУЗов.[3]

Примечания

3

Ссылка на источник и автора программы является требованием согласно закону об авторском праве.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я