#Про100письма: обиды

Юна Твердовская, 2020

Эта книга предназначена психологам, коучам, студентам психологических факультетов, педагогам, родителям, выросшим, но неповзрослевшим детям, обиженным, обидчикам, людям, которые интересуются психологией и любят работать над собой. Содержит нецензурную брань.

Оглавление

Глава 3

Как избавиться от обид

В психологической практике существует множество методик и вариантов работы с

— проговорить, обсудить (когнитивные направления);

— выплакаться (телесно-ориентированные практики);

— прокричаться (телесно-ориентированные практики);

— выместить эмоции, связанные с обидой (посредством битья посуды/ бокса/ боя подушками/ спортивных состязаний и т. п.) (гештальт-подход, расстановки);

— нарисовать, вылепить, наклеить (арт-терапия)

— обесценить, трансформировать (коучинговые приемы)

Как легко заметить, все эти методы направлены на то, чтобы посредством выполнения определенных действий извлечь обиду изнутри. Именно вектор действия: “достать из человека и вывести наружу”, который лежит в основе каждой из вышеобозначенных методик, является определяющим в работе с обидами.

Поэтому все эти методы могут давать эффект, и ни в коем случае мною не оспариваются. Но мои профессиональные, основанные на практической работе с клиентами выводы, концепция которых изложена в предыдущих главах, свидетельствуют о том, что для максимально эффективного избавления от обиды и ее токсичного влияния на жизнь индивида нужна более глубокая, длительная и тонкая работа, совмещающая несколько методик и подходов.

На мой взгляд, в качестве основы для этой работы идеально подходят приемы

— психоанализ дает возможность глубокого осознания и полного проживания обидной ситуации с выражением всех сопутствующих эмоций из состояния внутреннего ребенка, который по факту и был некогда обижен;

— элементы сказкотерапии дают возможность экологичного перехода из состояния внутреннего ребенка в позицию наблюдателя, что ускоряет и облегчает процесс перехода в зрелую, взрослую позицию, не предполагающую обиды.

Подключение телесных практик позволяет запустить и ускорить процессы очищения физического тела человека от токсического влияния обид.

А гештальт-приемы помогают идеально завершить процесс: закрыть программу ярким визуальным впечатлением-образом и заякорить это состояние.

Все эти методы и приемы были использованы в моей онлайн-программе избавления от обид, подробное описание которой представляю вниманию читателя ниже.

ПРОГРАММА ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ОБИД Юны Твердовской

Этап 1. Диагностика обиды через активацию внутреннего ребенка.

Задача: активировать внутреннего ребенка, который так и не прожил полученную некогда обиду.

Рекомендованные приемы основаны на психоаналитическом и когнитивном подходах, а также символдраме.

Результат: актуализация обиды/ травмирующей ситуации. На этом этапе важно вспомнить самые острые обиды. Если это будут те обиды, которые произошли во взрослом возрасте, важно также оживить в памяти все похожие детские переживания.

Опыт: учитывая, что защитные механизмы психики не дремлют и надежно и глубоко прячут в подсознании все травмирующие воспоминания, я предлагаю начинать программу с того, чтобы попасть в тайники подсознания через черный ход. Для этого можно предложить клиентам погрузиться в легкую медитацию и исследовать свое внутреннее пространство на наличие энергетических сгустков, затемнений, уплотнений. (Эту работу можно расширить за счет последующего рисунка, где значение будет иметь все: форма, цвет, смысловое содержание, а также элементы, которые могут символизировать обиды).

В беседе, которая следует за медитацией, важно упомянуть о том, как рождается обида, почему взрослые люди не обижаются, как невысказанная и непрожитая обида продолжает свое сосуществование с человеком и внутри него на протяжении многих лет. После медитативного внутреннего путешествия и беседы защитные механизмы психики начинают ослабевать, и обиды одна за другой всплывают в памяти участников программы. Суть беседы описана в первой главе данной книги, и, вероятно, внимательным читателям тоже пришлось пройти через клиентский опыт: вспомнились какие-то свои обиды. Внутренний ребенок пробудился и снова почувствовал свою боль, которую на этот раз он обязательно выскажет и проживет уже в процессе следующего этапа работы.

Но перед тем, как перейти к следующему этапу, человеку важно принять решение: готов ли он к процессу извлечения из себя застарелых обид. Ведь эта работа очень напоминает хирургическую операцию по удалению из организма чужеродного, но за годы уже ставшего родным элемента. И это решение за своего внутреннего ребенка должен принять внутренний взрослый.

Только тогда, когда решение принято, можно приступать ко второму, самому сложному и ответственному этапу программы.

Стоит сказать, что далеко не все готовы к принятию этого решения. Вот поэтому и родилась эта книга. В психологии в отличии от физиологии есть вариант прожить и изжить свои травмы и эмоциональные переживания через проекции: проработать свою болью через похожую, но чужую. Как это сделать подробно описано в четвертой главе.

А с теми читателями, кто готов к героическому решению, двигаемся дальше.

Этап 2. Отделение обиды от своего ментального и физического пространства.

Задача: извлечь из себя всю боль, которую причинила обида, с подключением физики и эмоциональной сферы.

Рекомендованные приемы включают элементы сказкотерапии и телесно-ориентированного подхода.

Результат: полное освобождение от переживаний по поводу своей обиды, сопровождаемое ощущением внутренней пустоты и состоянием физического и душевного измождения.

Опыт: как уже говорилось в предыдущих главах, для того чтобы очистить свое психическое поле от обиды, важно эту обиду высказать, объяснить свою позицию, обозначить свои проигнорированные потребности. Безусловно, это можно проговорить на расстановках, прокричать на тренингах, переформулировать на коуч-сессиях, но…

Для этого этапа я выбрала технику “Письмо обидчику” вот по каким причинам:

— написание письма предполагает полное погружение в процесс с минимальным количеством отвлекающих факторов (нет посторонних, оппонентов, сочувствующих и наблюдающих людей, которые могут смущать, отвлекать, фонить своими проекциями, эмоциями, опытом);

— написание письма оставляет возможность высказать обиду не за один присест, а возвращаться к описанию деталей и чувств по мере того, как они всплывают в памяти (при вербальном общении сосредоточиться и упомнить все невозможно, как минимум, из-за отвлекающих и переключающих внимание реплик оппонента);

— благодаря тому, что письмо пишется в уединении, обиженный может не сдерживать своих эмоций, будучи уверенным в том, что не нанесет этим вреда ни окружающим, ни себе (маленький внутренний ребенок может экологично выплакаться, наговорить обидчику (в письменном виде) грубостей и резкостей, не сдерживая порывов гнева и отчаяния);

— во время написания письма от руки задействовано также и физическое тело человека: в руке создается напряжение, которое через нажим карандаша или ручки выводится на бумагу вместе со всей негативной информацией (так токсичная энергетическая масса выходит через ментальное и через физическое поле человека);

— написание письма подразумевает наглядное разделение обиды с ментальным пространством и физическим телом человека (вся выведенная токсичная энергетика и информация локализуются в одном письме, фиксируются на бумаге. Таким образом, письмо и есть та обида, которая изъята из человека, отделена от его психики и тела, и теперь ее можно лицезреть, щупать и направлять куда угодно).

Обычно приступить к написанию письма обидчику довольно сложно, многие предпринимают несколько подходов только для того, чтобы начать. Это естественная реакция психики и работа защитных механизмов, которые не пускают в боль. Для того чтобы облегчить этот момент работы, я предлагала участникам в форме письма отвечать на вопросы мини-анкеты, двигаясь поочерёдно от первого к последнему. Примерный мини-опросник можно заменить, сузив или расширив количество и глубину вопросов.

МИНИ ОПРОСНИК

1. Кто тот персонаж, на кого направлена Ваша обида: родители/ партнёр/ дети/ вы сами/ Бог/ умерший человек?

Именно этому персонажу адресуйте ваше письмо.

2. Что, в принципе, может вас задеть? Что вас бесит?

3. Если вспоминать о детских обидах, что первое приходит вам в голову?

4. Кто ответственен за ту ситуацию?

5. Все было бы по-другому, если бы ЧТО произошло/ не произошло?

Надо отметить, что все участники программы, кто решился написать письмо обидчику, рассказывали, что им удалось от души поплакать во время написания писем. Многие свидетельствовали о том, что испытывали соматические реакции во время работы над письмом: поднималась температура, случались воспалительные заболевания, желудочные расстройства, тошнота, рвота, сбои менструального цикла, скачки давления, ломота в костях и суставах, обострялись хронических заболеваний. Поэтому я настоятельно рекомендую этот этап работы выполнять в сопровождении специалиста, который будет контролировать процесс и не допустит возникновения серьезных проблем со здоровьем.

Для меня эти соматические реакции стали лишь подтверждением того, что участникам удалось добиться отделения токсичного “кома” обиды от своего физического плана.

Ведь тело давало такую реакцию, как если бы оно только что подверглось хирургической операции. А ведь, по сути, так и есть. Главное — не застревать надолго в процессе описания конкретной обиды: решился резать — режь безжалостно и быстро, а не отрезай “по кусочкам собачий хвост”. Вот этот важный момент, в первую очередь, должен отследить и проконтролировать сопровождающий психолог.

Вторая важная особенность, о которой важно помнить на этом этапе. Когда письмо обидчику написано, надо дать несколько дней человеку пожить со своим письмом (своей обидой) рядом, но в то же время отдельно друг от друга. Посмотреть на свою обиду со стороны. Если хочется возвращаться к ней и дописывать или перечитывать, то обязательно делать это. Пока не наступит ощущение, что это письмо, (оно же обида), просто нечто неприятное, к чему не хочется прикасаться, что хочется забыть, от чего хочется избавиться навсегда. Вот к этому стойкому желанию важно подойти медленно, но не уничтожать письмо-обиду немедленно, сразу после написания. Ведь поскольку весь второй этап подразумевает работу с внутренним ребенком, именно такой детский порыв и является наиболее вероятным после написания письма: “Я лучше сразу уничтожу следы преступления, чтобы не подвергнуться осуждению и наказанию со стороны значимых взрослых”. Если допустить немедленное уничтожение письма, то можно оживить весь букет детских психотравм: чувство вины, стыда, страха, тревоги и возвращения обиды. Максимальный эффект будет достигнут только в том случае, когда человек получит опыт созерцания своей обиды со стороны и раздельного с ней проживания хотя бы в течение 24 часов.

А для того, чтобы создать и удержать этот временной промежуток, да еще и усилить общий эффект от проделанной работы, необходим следующий этап.

Этап 3. Осознание и переход в позицию наблюдателя, активация внутреннего взрослого.

Задача: переключить акцент с позиции внутреннего ребенка на позицию наблюдателя с тем, чтобы увидеть свою обиду с другого ракурса, и через осознание и анализ своих наблюдений активировать внутреннего взрослого.

Рекомендованные приемы основаны на психоаналитическом и когнитивном подходах, с использованием методов сказкотерапии и коучинга.

Результат: глубокий анализ причин своих обид и поэтапная трансформация личного восприятия травмирующей ситуации, изменение отношения к обидчику путем перевода акцента на работу со своими точками роста.

Опыт: позиция внутреннего ребёнка характеризуется тем, что все происходящие события человек так или иначе связывает с собой. По детским ощущениям сам ребенок, его личность, его переживания являются эпицентром жизненных событий, в принципе. В каждом написанном письме обидчику эту позицию можно четко проследить. Погрузившись с головой в переживания своего внутреннего ребенка, участники программы после написания письма на предложение получить ответное письмо, повинуясь инстинктам, отреагировали очень по-детски: исходя из своих личностных особенностей, они внутренне приготовились:

— либо к бою,

— либо к защите,

— либо к нападению,

— либо оправдываться.

Дабы снизить накал страстей и уйти от состояния полной зависимости, характерной для детской позиции, участникам было предложено самим выбрать номер ответного письма. Так подключая свою волю, интуицию и необходимость принимать решение, участники начинали осознавать, что они более не являются маленькими беззащитными существами, целиком и полностью зависимыми от обстоятельств и других людей, но могут брать на себя ответственность, как минимум, за свой выбор. Выбрать надо было из цифр от 1 до 100: они были рандомно присвоены письмам, написанным всеми участниками программы.

После того как выбор был сделан, человеку вместе с отправкой выбранного письма сообщалось: “Это “Заблудившееся письмо” в поисках обидчика, которому адресовано, попало к вам по ошибке. Но, как известно, всё случайное — не случайно, поэтому смело читайте его и делайте выводы, почему оно попало именно к вам. Как это заблудившееся письмо может быть связано с вашей обидой?”

Надо сказать, что участники программы испытывали смешанные чувства во время выполнения этого задания: от готовности брать ответственность за свои чувства и отстаивать свои границы, до любопытства заглянуть в чужое письмо-обиду вместе со страхом неизвестности и предвкушения возможных ответных обвинений/ порицаний/ разоблачений. Этот эмоциональный шквал многим людям просто блокировал возможность провести тот ментальный анализ, который должен был запустить процесс поэтапного перехода от состояния внутреннего ребенка через позицию наблюдателя в состояние взрослого. Для того чтобы всё-таки этот процесс запустить, необходимо было уравновесить эмоциональное состояние участников: кому-то из них для этого просто требовалось время, а большинству помогала четкая инструкция по работе с заблудившимся письмом.

КАК РАБОТАТЬ С ЗАБЛУДИВШИМСЯ ПИСЬМОМ (инструкция)[2]

Работу с заблудившимся письмом лучше разбить на три шага и, соответственно, перечитать это письмо, как минимум, трижды:

1. В первый раз прочитайте заблудившееся письмо с текущей позиции — с позиции Обиженного.

(Глубоко погрузившись в состояние внутреннего ребёнка, переключиться в другое состояние любому человеку достаточно сложно. Поэтому, когда человек начинает читать чужое письмо с подробным описанием обиды, он невольно, по-детски эмоционально присоединяется к автору. Особенно это очевидно, когда обида, описанная в заблудившемся письме, так или иначе напоминает личные переживания читающего. Были случаи, когда участник программы по проработке обид в качестве заблудившегося получал своё же письмо, но после коуч-редактирования. (О том, что подразумевает коуч-редактирование, подробно написано в конце этой главы.) Конечно, узнавание своего письма вызывало стойкое желание присоединиться к чувствам обиженного, к своим же, по сути, чувствам.)

2. Второй раз прочитайте это же письмо с позиции адресата — Обидчика.

(Когда в мозг поступает команда о резкой смене позиции, то происходит то же, что и при необходимости посмотреть на знакомый предмет с другого ракурса: обостряется внимание, усиливается мыслительная деятельность, на фоне чего меркнет и угасает эмоциональный фон. А нам того и надо! У каждой категории участников были свои инсайты, озарения и выводы после того, как они читали заблудившееся письмо с позиции обвиняемого и осуждаемого:

— человек, работающий с заблудившимся письмом может быть почти святым, как божий одуванчик: он, по сути, не мог никого обидеть и даже ненароком причинить боль;

— а были и такие люди, которые причиняли боль другим, но не осознавали прежде;

— чего уж там, были и такие, кто обижал, прекрасно понимая это, но не был способен остановиться, ибо причинение обиды другому человеку было единственным способом справиться с болью той обиды, которую когда-то причинили им.

Но несмотря на явные различия, после прочтения заблудившегося письма с позиции обидчика всем участникам удавалось полностью снять излишнюю эмоциональность и, запустив-таки мыслительный процесс, приблизится к позиции наблюдателя.)

3. Третий и при необходимости все последующие разы старайтесь читать с позиции Наблюдателя; письмо же — не ваше и не вам адресовано, оно просто заблудилось.

(Когда человеку удается посмотреть на обиду отвлеченно, с другого ракурса, с позиции наблюдателя и включить рациональный анализ, он начинает чувствовать, что боль за пережитое притупляется, отпускает, но на смену этой боли приходит горечь за упущенное время, которое и было на эту боль потрачено и которое, по сути, отравляло настоящее и крало будущее. Человек через злость, досаду, тревогу, разочарование и раздражение приходит к выводу, что если в причиненной ему обиде его вины не было, то за то, что эта обида столько времени отравляла ему жизнь, ответственность, безусловно, лежит на нем самом. И чтобы раз и навсегда закрыть эту горькую тему, ему достаточно просто взять ответственность за себя и свою жизнь, другими словами, стать взрослым).

В заключении работы с заблудившимся письмом важно это письмо отрефлексировать: пусть коротко, но ответить на главный вопрос этого этапа работы: “Что я могу найти в этом письме про себя? Что говорит о моей обиде, о которой я писала в письме своему обидчику, это случайно попавшее ко мне заблудившееся письмо?”

Этой рефлексией, собственно, и завершается третий этап работы, который условно можно назвать этапом послеоперационной реанимации, (если говорить о медицине), или в нашем случае глубокого осознания своей обиды.

Но само возникновение потребности взять ответственность за свою жизнь и осознание того, что только от этого зависит личное развитие, а, следовательно, и собственное будущее, может также быть затруднено и иметь разную продолжительность по времени в силу индивидуальных особенностей людей. Спровоцировать и ускорить этот процесс можно при помощи коучинговых инструментов, например, коуч-редактирования, о котором упоминалось выше.

По сути, глубоко под обидой скрывается одна из личностных болевых точек:

— вопрос самооценки;

— вопрос личных границ;

— вопрос доверия миру, людям;

— вопрос веры в себя и свои силы;

— общая удовлетворенность жизнью (наполненность любовью, развитый эмоциональный интеллект);

— и другие.

И обида безошибочно бьёт в одну и ту же воронку-болевую точку — много раз. В психологии это называется триггерная стимуляция. Но, как и ребенок в силу возраста и отсутствия опыта не может дать определение своей боли, так и внутренний ребенок не может самостоятельно осознать, что же на самом деле причиняет боль, чтобы затем перевести эту болевую точку в точку роста.

Хорошо, что внутренний ребенок не один; у него есть в той или иной степени психологически созревший внутренний взрослый, на когнитивные способности и опыт которого можно опираться при работе со взрослыми людьми. Поэтому основной задачей коуч-редактирования, которому подверглись все письма, было актуализировать все болевые точки автора письма и тут же продемонстрировать способ их трансформации в точки роста. В каждом письме в конце появлялись заметки коуча, которые состояли из двух одинаково начинающихся абзацев:

— “А ведь все, чего я хотел(а), это…” (про болевые точки)

— “И для этого уже сегодня я могу…” (про точки роста)

Многих участников программы заключительный абзац заблудившегося письма не только вдохновил, мотивировал на принятие личной ответственности за себя и свою жизнь, но и стал буквально личным планом действий, жизненным кредо и даже миссией. Недаром эти строки многими были распечатаны и закреплены на видных местах: на холодильнике, рабочем столе, на мониторах компьютеров и ноутбуках.

Казалось, что на этом можно было бы и закончить работу по избавлению от обид, но само по себе извлечение обиды из ментального и физического пространства человека, как и ее осознание, не гарантируют тотальную защиту от новых обид. Да, внутренний ребёнок опустошен и очищен от эмоций, но он всё еще не удовлетворен, а поэтому легко может напомнить о себе при возникновении любого триггерного события.

Поэтому без прощания с обидами и окончательного усмирения внутреннего ребенка откаты очень даже вероятны. Для предотвращения этих откатов и снижения вероятности возникновения новых обид необходим еще и четвертый этап работы.

Этап 4. Прощание с обидой и реабилитация.

Задача: завершить гештальт, заякорить ощущение жизни без обид, запустить новый механизм конструктивного взаимодействия с миром и окружающими людьми.

Рекомендованные приемы включают элементы гештальт-подхода и философии позитивного мышления.

Результат: уравновешенный и довольный внутренний ребёнок, активная взрослая позиция, взаимодействие с миром не через призму обиды, а через призму благодарности, адаптация к новой жизни без обид.

Опыт: когда ребёнку отказано в получении желанной игрушки, он остается фрустрированным до тех пор, пока не поиграет либо с той игрушкой, которую изначально хотел, либо с другой игрушкой, но в ту же игру, которую предполагала игрушка желанная. Так происходит и с внутренним ребенком: его можно сто тысяч раз успокоить, с помощью рационализации и проекций перевести во взрослую позицию, но для достижения максимального эффекта самым надежным способом остается всё тот же, который безотказно действовал в детстве, — игра.

Для психики не столь важно, с каким ребенком приходится иметь дело — с реальным или внутренним. Поэтому, если хотите донести до него любую информацию максимально доступно и доходчиво, вовлекайте его в игру. А если эта игра будет красочной, непривычной и наполненной эмоциями, то психологическое якорение закрепит и усилит эффект.

Работа на третьем этапе предполагала активацию взрослой позиции. Участникам программы было предложено вернуться к своим внутренним детям, уделить им внимание и развлечь их веселой игрой-квестом на тему, которая еще недавно была болезненной. Игра называлась “Прощание с обидой”.

Вот только теперь настало время распрощаться с тем написанным от руки письмом, которое содержало в себе обиду и, собственно, уже олицетворяло её. Поскольку после проделанной работы ни письмо, ни обида не должны причинять участникам прежней боли, с ними теперь можно и поиграть.

В основе Игры заложена следующая философия: “Мир — великодушен, мир — великий трансформатор, поэтому он готов забрать ваши обиды и трансформировать их в позитивные энергии. Для этого у него есть четыре помощника, четыре стихии: воздух, огонь, вода, земля.”

Далее участникам программы предлагается либо самостоятельно выбрать стихию, которая заберет их письмо-обиду, либо поучаствовать в общегрупповом квесте, который состоит из четырех шагов:

1. Назвать цифру от 1 до 100 (именно столько метафорических карт со стихиями содержит использованный мной в работе набор МАК к авторской ПТИ"Империя Магов"Н. Хлопониной).

2. Получить метафорическую подсказку о том, какая стихия готова забрать обиду и каким способом она готова это сделать.

3. Спланировать, подготовить и организовать прощание с обидой-письмом.

4. При желании зафиксировать этот акт на фото или видео и “похвастаться” перед другими участниками группы.

Во всех набранных мною тестовых группах программы по избавлению от обид воздержавшихся от участия в квесте не было! Групповой чат раз за разом пополнялся фотографиями и видеороликами о том, как обиды:

— улетали в небо самолетиками,

— запускались в облачный полет на воздушном шарике,

— разлетались, разорванные на мелкие кусочки, как салют в воздухе,

— развеивались в виде пепла над морем,

— топились на дне озер,

— развешивались на елку,

— смывались в унитаз,

— сгорали на свече или в костре,

— хоронились в земле,

— высевались на полях, как семена цветов…

Внутренние дети резвились вволю! Некогда тяжелые обиды становились поводом для беззаботного веселья. И это удавалось якорить как ощущениями, так и визуальными образами. Наступало время начинать жить легко!

Но для этого оставалось понять, как выстраивать взаимодействие с миром так, чтобы не наглотаться новых обид.

Про взрослую позицию и личную ответственность, которую она предполагает, всем все уже стало понятно. Как и то, что личная ответственность помогает избавляться от ожиданий и иллюзий во взаимодействии с другими людьми. Но вот как устанавливать контакт с другими людьми с позиции взрослого, участникам программы пока понятно не было: ибо у того, кто большую часть жизни жил в детской позиции (с воспаленным внутренним ребенком), такого опыта быть не может по определению. Поэтому новый способ коммуникации необходимо было срочно предъявить и отрепетировать здесь же, в групповом чате.

Чтобы добиться желаемого, необходимо четко представлять себе результат получения желаемого, который и будет указывать на достижение цели. Когда желаемое — это комфортное, конструктивное и позитивное общение с другим человеком, то что будет являться маркером того, что достигнут наилучший результат? Очевидно, что при самом благоприятном и душевном взаимодействии с другим человеком люди испытывают благодарность. А согласно философии позитивного мышления начинать добиваться цели необходимо с ощущения того, что она уже достигнута. Выходит, что начавшийся с благодарности контакт с другим человеком неизбежно перерастет в конструктивное взаимодействие?

Работает ли этот постулат или нет, каждый участник программы должен определить для себя самостоятельно в реальной жизни. А вот в групповом чате можно проверить обратное действие благодарности: когда ты благодаришь за то, что уже получаешь, и, соответственно, фокусируешься на том, что уже имеешь, ты перестаешь ожидать чего-то несбыточного и не обольщаешься напрасными иллюзиями. Действительно, БЛАГОдарность дает моментально обратную реакцию в виде ощущения внутренней БЛАГОдати у того, кто благоДАРит. В этом легко убеждались все участники, когда их внутренние дети от души наигрались, а в чате была запущена волна благодарности:

— стихиям, забравшим обиды,

— миру,

— друг другу,

— своим обидчикам,

— программе,

— самим себе,

— и мне, как автору идеи и психологу, сопровождавшему группу.

Благодать снизошла абсолютно на всех. Уже после завершения недельной программы люди писали о чудесных событиях, встречах, случайностях, которыми стала наполняться их жизнь! А может раньше они просто не замечали всех этих чудес, так как были целиком и полностью поглощены своими обидами?

После тяжелой работы над собой жизнь участников программы заметно облегчилась: они не просто осмелились попрощаться с грузом своих обид, но и позволили использовать часть своего личного опыта/ этой героической работы на пользу совершенно незнакомым людям. Их письма обидчикам легли в основу тех писем, которые составили пятую главу этой книги, и призваны теперь уже сами, подобно стихиям, запустить процесс позитивной трансформации обид читателей.

Но перед тем, как погрузится в трансформационные процессы, важно ознакомиться с возможными вариантами работы с книгой и непосредственно с письмами. Этому посвящена четвертая глава.

Примечания

2

В скобках приведены пояснения для сопровождающих специалистов и тех, кто прорабатывает свои обиды самостоятельно, клиентам достаточно предъявить инструкцию без пояснений.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я