Франчайзинг в туристическом бизнесе. Развитие туризма в России

Юлия Филина

Отечественный туристический бизнес переживает переломный момент. Франчайзинг, одна из самых популярных концепций развития бизнеса, отлично подходит для туристической сферы. Издание содержит информацию как для руководителей туристических агентств – будущих и настоящих франчайзи, так и для сотрудников со стороны франчайзеров. Обе стороны смогут узнать, как грамотно выстраивать взаимоотношения с партнерами по франчайзингу и увеличивать свою прибыль.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Франчайзинг в туристическом бизнесе. Развитие туризма в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЧАСТЬ I

Общая информация о франчайзинге

Глава 1. Терминология

Прежде чем начать разбираться с франчайзингом в сфере туризма, давайте поговорим немного об этом явлении в целом. Начнем с терминологии.

Существуют десятки определений понятия «франчайзинг».

В англо-французской традиции, само слово «франчайзинг» мы можем перевести как «свобода»2. Во французском определении, слово «франчайзинг» означает «предоставлять права или власть крестьянину, либо рабу»3.

Одно из самых первых определений франчайзинга, ставшее хрестоматийным, можно почерпнуть в Оксфордском словаре: «Все права и свободы епископатов… пожалованы королевской короной в 1559 г. <…>4

Иными словами, английский король предоставлял права на землю влиятельным людям того времени. Это позволяло представителям знатных сословий собирать налоги с народа (под народом подразумевалась большая часть сословий: крестьяне, ремесленники и торговцы). В обмен на данную привилегию они платили часть собранных налогов и защищали его территорию (в том числе, поставляли солдат для армии).

Вместе с термином «франчайзинг» мы также встречаем такие слова, как «роялти» и «паушальный взнос». Происхождение этих понятий также уходит корнями в Средневековье.

«Роялти»: происходит от английского «royalty», французского «roi» — король, монарх. Изначально слово обозначало «власть и права суверена». В дальнейшем, термином стали обозначать ту сумму выплат, которая передавалась королю (феодалу) за передачу полномочий и привилегий. В современном значении термин был впервые употреблен в Англии. Король предоставил право на ведение добычи угля ряду лиц. Слово «роялти» стало обозначать долю короля5.

«Паушальный взнос» — это единовременный платеж за вступление в сеть.

Возвращаясь к современной экономической науке, одни из наиболее актуальных и полных определений дают не только словари экономических терминов, но, также, юридические словари.

Так, например, в «Большой юридической энциклопедии» содержится следующее определение:

«Франчайзинг (от англ. Francise — «льгота, привилегия») — форма отношений и хозяйственной интеграции крупного и малого бизнеса, заключающаяся в предоставлении крупной компанией (франчайзером) права использовать свои средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, торговую марку, товарный знак или знак обслуживания) малой компании являющейся самостоятельным юридическим лицом.

Суть соглашения, заключаемого на основе контрактов типа «франчайзинг», состоит в том, что крупная «родительская фирма» предоставляет мелкой частной фирме право в течение определенного времени, в специально отведенном месте, с возможностью выбора участка вести свое дело (…) «родительская фирма» дает своему младшему партнеру право торговать своей продукцией под маркой «родителя». (…)6

Иными словами, «франчайзинг» — это целая система ведения бизнеса, которая позволяет одной крупной компании — «франчайзеру», обладающей узнаваемым брендом (торговым знаком, торговой маркой, знаком обслуживания) и собственными фирменным стилем, технологиями работы, стандартами передать все вышеперечисленной другой независимой компании — «франчайзи» (как правило, небольшой).

Данное определение больше подходит для определенного вида франчайзинга — франчайзинга бизнес-формата.

При работе по принципу товарного франчайзинга, компания-франчайзи может получать от франчайзера товар и специальное оборудование по индивидуальным ценам.

Подробнее с видами франчайзинга ознакомимся ниже.

Глава 2. Виды франчайзинга

На сегодняшний день существует масса классификаций франчайзинга.

1. По характеру деятельности объекта франчайзинга

Определяющая и основная классификация во франчайзинговых взаимоотношениях.

Товарный франчайзинг — старейший вид франчайзинга. Производитель (франчайзер) передает франчайзи (дилеры) готовый товар для реализации. В качестве примера можно привести Geniral Motors, Ford и, конечно же, швейную компанию Зингера.

Производственный франчайзинг — производитель (франчайзер) передает франчайзи право на производство и реализацию полученной продукции. В качестве примера можно привести Coca-Cola, PepsiCo и т. д. Производитель готовит концентрат для будущего напитка, передает его боттлерам (франчайзи). Боттелеры разбавляют концентрат, разливают его в тару и занимаются реализацией на конкретных территориях — продают готовый товар торговым точкам.

Бизнес-формат (также встречается название «деловой франчайзинг») — франчайзер передает франчайзи свои разработки по ведению определенной бизнес-системы. По сути, в руки франчайзи попадает готовая бизнес-концепция. В данном случае это может быть что угодно — от концепции продажи гамбургеров до концепции обслуживания клиентов в салоне красоты.

Бизнес-формат франчайзинга прижился и возможен в тех видах деятельности, которые связаны с определенным видом деятельности, как правило, узкоспецифическим (изготовление фаст-фуда, подбор предложений и проведение сделок с недвижимостью, гостиничное дело, подбор тура и т.д.).

Безусловно, франшизы в туристическом бизнесе относятся именно к бизнес-формату. Франчайзер передает бренд, стандарты оформления офиса и вывески (для привлечения потока клиентов), систему работы с конечным потребителем и т. д.

Относительно других сфер применения бизнес-формата франчайзинга, можно отметить также рестораны быстрого питания, салоны красоты, детские развивающие центры и многие другие виды бизнеса.

2. По структуре построения франшизной системы

Выделяют два основных типа:

Индивидуальный франчайзинг. Франчайзи развивает одну точку на определенной территории.

Данный вид является одним из наиболее распространенных в туризме. Агентство либо переделывает под бренд существующий офис, либо открывает новый. При этом, франчайзер закрепляет определенную территорию (у каждой сети свои ограничения) и обязуется не продавать франшизу другому агентству в пределах обозначенной территории.

Районный франчайзинг. Франчайзи осваивает определенный район (т.е. имеет право открыть несколько офисов на определенной территории, часто в соглашениях районного франчайзинга прописывается также определенный график открытия офисов).

Существует, также, такое явление, как «Субфранчайзинг». Франчайзер передает эксклюзивное право одному (главному) франчайзи открывать торговые точки и осуществлять продажу франшиз третьим лицам (субфранчайзи) на определенной территории. Субфранчайзинг популярная модель для выхода на новые рынки в других странах.

Не следует путать субфранчайзинг с региональным представительством.

Суть регионального представительства заключается в том, что в этом случае франчайзер выбирает наиболее успешного франчайзи из числа уже существующих, и предлагает стать региональным представителем. Ставший региональным представителем, франчайзи осуществляет отбор, подключение к франчайзингу, контроль за деятельностью новых франчайзи.

3. По структуре сбытового канала

Стоит обратить внимание на четыре схемы, ставшие уже классическими:

«производитель — розничный торговец»;

«производитель — оптовый торговец»;

«оптовый торговец — розничный торговец»;

«поставщик услуги — розничный торговец».

Именно две последние схемы и являются определяющими для туристического бизнеса:

Схема «оптовый торговец — розничный торговец» характерна для сетей агентств («Магазин Горящих Путевок», «Горячие Туры», «Росс-Тур» и т.д.). Головная компания агентской турсети добивается специальных условий от туроператоров для своих офисов (повышенная комиссия). В результате офисы-розничные продавцы за счет этих договоренностей реализуют продукт операторов на особых условиях.

Схема «поставщик услуги — розничный торговец» характерна для туроператорских сетей. Оператор является поставщиком продукта (турпакетов), а офисы сети реализуют данный продукт конечному потребителю.

4. По стоимости франшизы с позиции инвестора

В международной практике отмечают следующее деление, исходя из затрат на организацию бизнеса:

до 10 000 долларов;

от 10 000 до 24 999 долларов;

от 25 000 до 49 999 долларов;

от 50 000 до 99 999 долларов;

от 100 000 до 499 999 долларов;

от 500 000 до 999 999 долларов;

от 1 000 000 долларов.

Если говорить более упрощенным языком: есть франшизы «дешёвые», «средние по стоимости», дорогие и очень дорогие. Сколько стоит открыть туристический офис по франчайзингу? Зависит от многих факторов: от региона, от условий приобретаемой франшизы, существовал ли офис раньше в качестве независимого агентства и т. д.

Как бы то ни было, франшиза в туризме — достаточно бюджетный вариант (по сравнению с франшизами в других отраслях): не требуется вложений в пару-тройку миллионов рублей.

Глава 3. Краткая история франчайзинга за рубежом

В большинстве печатных изданий по франчайзингу Вы обязательно встретите главу, посвященную истории этого явления. На мой взгляд, подробная история франчайзинга — это тема отдельной книги. В настоящем издании я бы хотела обратить внимание читателей на краткое описание основных значимых эпох и событий в рамках развития концепции франчайзинга.

Франчайзинг древних

Ученые доказали, что еще задолго до появления самого понятия «франчайзинг» уже начали существовать схожие системы взаимодействия.

Так, некоторые ученые экономисты относят появление первых франчайзинговых отношений к Древнему Миру. В частности, Ллойд Тарбаттон (Lloyd Tilghman Tarbutton) в своих исследованиях утверждает, что еще в 200 году до н.э., в Китае, местный предприниматель Ло Касс владел несколькими розничными точками торговли. Более того, Ллойд Тарбаттон также приводит в пример рикш, которым предоставляли право работать на определенных маршрутах7

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Франчайзинг в туристическом бизнесе. Развитие туризма в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

http://www.franchise-law.com

3

http://www.franchise-law.com

4

Стенворд Джон «Франчайзинг в малом бизнесе», Пер. с англ. / Джон Стэнворт, Брайан Смит; Ред. Л.Н.Павлова. — М.: Аудит: ЮНИТИ, 1996. — 200 с. — (Руководство Барклайз Банка по малому бизнесу), стр. 11

5

http://www.onlinedics.ru/slovar/lawyer/r/rojalti.html

6

Большая юридическая энциклопедия. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 688 с. — текст на стр. 649

7

http://www.franchise-chat.com/

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я