Маркетинг услуг на примере туристического бизнеса. Часть 1: маркетинговые исследования

Юлия Правик, 2020

Рассматриваются теоретические и методические основы маркетинга услуг на примере туристического бизнеса, особенности маркетинговой политики компаний, предоставляющих услуги (на примере туристического бизнеса). Приведенный материал отражает как традиционные представления и подходы к анализу маркетинга услуг, так и современные концепции отечественных и зарубежных ученых, специалистов-практиков и дает возможность ознакомиться с новейшими теориями и практикой маркетинга услуг, методами обеспечения стабильного функционирования и развития компаний, предоставляющими услуги.

Оглавление

Виды туристической деятельности

Туристические услуги не существуют самостоятельно и независимо, не могут храниться и транспортироваться, они реализуются при создании на месте производства. Поэтому предпосылкой потребления туристической услуги является перемещение потребителя (туриста) на место производства.

Спрос на туристические услуги весьма неустойчивый во времени и пространстве. Туризм и туристическая индустрия очень чувствительны к внешним факторам. Политические, экономические, климатические и другие факторы, реклама, информация и т.д. — все, что влияет на потребности, интересы и настроения людей, отражается на туристическом спросе. Поскольку иностранные посетители прибывают из-за границы, страны, которые специализируются на иностранном туризме, преимущественно не имеют эффективных методов воздействия на объемы туристических потоков.

Туризм в зависимости от предоставляемых услуг и категорий населения, которые обслуживаются, делится на внутренний и международный.

Внутренний туризм — временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и с другими туристическими целями. Внутренний туризм не образует отдельной сферы деятельности, а взаимосвязан со всеми другими секторами национальной жизни.

Международный туризм — систематизированная и целенаправленная деятельность предприятия сферы туризма, связанная с предоставлением туристических услуг и туристического продукта иностранным туристам на территории своей страны (въездной туризм) и предоставлением туристических услуг и туристического продукта за рубежом (выездной туризм).

Виды туристической деятельности различаются по цели тура, географическому принципу, количеством участников тура и способом передвижения туристов.

Виды туристической деятельности

Классификационный признак: Цель тура

Виды туризма:

Отдых.

Спортивный отдых.

Экзотический отдых.

Деловой туризм.

Обучение и / или повышения квалификации.

Семейный туризм.

Лечение.

Экскурсионный тур.

Шоп-тур.

Паломнический тур.

Классификационный признак: Географический принцип

Виды туризма:

Тур в пределах страны проживания.

Тур в ближнее зарубежье.

Тур в дальнее зарубежье.

По классификации Всемирной туристической организации (UNWTO):

Внутренний тур.

Внешний тур.

Классификационный признак: Количество участников тура

Виды туризма:

Индивидуальный тур.

Семейный тур.

Групповой тур.

Классификационный признак: Способ передвижения

Виды туризма:

Пеший тур.

Морской тур.

Речной тур.

Автотуризм.

Горнолыжный тур.

Поездка на поезде (железнодорожный тур).

Смешанный тур.

У значительной части (более З0%) туристических фирм имеется в той или иной форме иностранный капитал. Иногда это совсем не добавляет фирмам надежности, так как иногда иностранные фирмы созданы случайными людьми. Еще одной характерной тенденцией для украинского и российского туристического бизнеса является обострение конкурентной борьбы между туристическими фирмами, поскольку их количество превышает спрос на туристические услуги.

Далее перечислены страны, по прогнозу Всемирной туристической организации — UNWTO станут лидерами в сфере выездного туризма в 2030

Страны — лидеры выездного туризма в 2030, количество прибытий, млн

Китай: 145,1;

США: 112,4;

Франция: 96,3;

Испания: 73,0;

Италия: 62,9;

Великобритания: 58,8;

Мексика: 48,9;

Россия: 56,1;

Чехия: 38,0;

Украина: 42,3.

Появление новых туристических фирм, их успешная деятельность возможны при условии, если они приходят на рынок с существенно новым продуктом. Однако в большинстве случаев новые туристические фирмы ищут доходы в уже освоенных сегментах туристического рынка, что повышает опасность появления фирм «новичков», которые могут иметь риск полной несостоятельности и обмана клиентов (включая случаи исчезновения с деньгами клиентов без предоставления туристических услуг вообще).

Групповой туризм по целям путешествий делится таким образом,%:

Отдых и экскурсии — 60,1;

Бизнес — 13,8;

Лечение — 11,0;

Обучение — 9,0;

«Шопинг» — 6,1.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я