Как подружить ребёнка с иностранным языком. Для родителей детей от 0 до 18 лет

Юлия Никонова

Юлия Никонова в течение многих лет успешно руководит образовательными проектами в России и Европе. В книге рассказывается о воспитании дочери, носителя английского языка. Эта история происходит в разных точках планеты: в Москве, в сибирской деревне и на тропическом острове.Автор делится опытом и отвечает на вопросы, волнующие родителей. Каковы лингвистические возможности каждого возраста? Когда лучше начинать изучать иностранный язык? Как мотивировать детей? Какое обучение эффективнее?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как подружить ребёнка с иностранным языком. Для родителей детей от 0 до 18 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2.

Живая языковая среда. Как организовать

Наше движение к заветной цели «английский свободно» началось, когда дочери исполнилось три года. В это время в Москве жили наши друзья из Канады — Лорейн и Джон. У Лорейн занималась группа малышей, их успехи в английском впечатляли. Мы решили воспользоваться предоставленным шансом и стали возить дочь к ней на занятия. Дочка быстро научилась говорить с североамериканским акцентом «Hello, Hippo!» и считать до десяти.

Занималась она с удовольствием: на занятиях много смеялись, все обучение строилось на игре. Но после пары месяцев занятий нам нужно было на несколько лет уехать из Москвы в Сибирь. Мы жили в местечке на юге Красноярского края, недалеко от Шушенского. Со связью там было непросто: интернета не было, о хорошей мобильной связи мы только мечтали. Для проведения скайп-конференций с моей компанией приходилось ездить к ближайшему передатчику сотовой связи.

Однако желание, чтобы дочка освоила английский, было действительно велико. Передо мной встал вопрос: как это сделать.

Я начала рассматривать несколько вариантов организации общения на английском. Это то, что я называю живой языковой средой — общение, творческие занятия, игры, быт — все то, что делает язык частью жизни.

Именно частью жизни, а не учебным предметом. Рассмотрим эти способы организации языковой среды более подробно.

Один родитель — один язык

Такой метод практикуется в семьях, в которых у родителей разные родные языки или кто-то из них хорошо владеет каким-то иностранным. Ребенок легко осваивает языки обоих родителей, если они создают ему соответствующую среду. Чем больше общаются, тем выше результат. Другое важное преимущество, — это бесплатно.

Владея английским, самым простым решением было бы и мне самой говорить на нем с дочерью. Однако в то время этот вариант показался трудноосуществимым. Английский для меня неродной язык, а мне нужно было знать, как сказать: «вытри сопли», «вытри попку», «не ковыряйся в носу» или «давай соберем пазл». Слова и выражения, которые нужны для ежедневного общения с малышами, не найдешь в учебниках и словарях, им не обучают в школах и университетах.

Папам легче. Как правило, они не настолько вовлечены в повседневные заботы о детях. Ну папы — они же такие папы! Поэтому им можно обойтись без пополнения запаса «специальными» знаниями. Например, один мой знакомый в Иркутске говорит с двухлетним сыном на английском, и это их особый язык отношений — отца и сына.

Для меня ситуация казалась неестественной. Очень беспокоило, найдутся ли нужные слова на английском в важный момент. Смогу ли передать дочке всю свою любовь и ласку, общаясь с ней на другом языке? Утешу ли, когда ей будет плохо или больно? Подберу ли верные слова, если нужно сделать замечание? Я считала, что общение на английском может нарушить близкие отношения с дочерью и взаимопонимание между нами.

Однако недавно на конференции по билингвизму я узнала, что не только мой знакомый из Иркутска, но и другие родители в разных городах России с успехом используют подход «один родитель — один язык». Да, вначале для многих это было непросто, но постепенно они втянулись и с успехом общаются с детьми на английском или другом языке. Им уже не нужно контролировать себя, чтобы не перейти на русский. Проблем с близостью не возникает — многие эмоции можно передать интонациями или невербально, например, с помощью объятий, поцелуев.

Мамы, которые практикуют такой подход, активно поддерживают друг друга, помогают советами и рекомендациями, составляют списки слов и фраз для общения с детьми. И говорят, что во многом благодаря такой помощи они не сошли с этого пути. Я думаю, что если бы у меня десять лет назад была такая же поддержка, я точно воспользовалась бы этим подходом. Поэтому, если владеете каким-то другим языком, вам стоит попробовать, и результаты вас очень порадуют. А за подмогой можно обратиться в Facebook группы Bilingual Camps и Myenglishkid.

Безусловно, более простое решение — общаться на другом языке не постоянно, а в определенное время, например во время игры с малышом, прогулок или приема пищи. Важно это делать системно, чтобы обеспечить регулярность языковой среды, да и ребенок должен привыкнуть к тому, что общение с мамой или папой в это время происходит на другом языке.

Такая практика будет плюсом и для вас: все время придется совершенствовать свой иностранный. Вначале чтобы создать языковую среду для малыша, а потом чтобы не отстать от него. В какой-то момент вы и не заметите, как ребенок «впитает» язык и обгонит вас. Мамы, которые общаются с детьми на английском, утверждают, что прогресс больше, чем при самых интенсивных занятиях.

Что же делать, если ваша вторая половина не говорит на этом языке? Ваш партнер может чувствовать себя исключенным из общения. Возможные пути решения проблемы — переводить то, что вы говорите малышу, или предложить изучать язык вместе с ребенком, подключив при этом дополнительные занятия для взрослых. В любом случае партнер должен поддерживать вас в решении общаться с ребенком на другом языке. Вам понадобятся доводы, почему важно передать ребенку этот язык и почему нужно начать именно в дошкольном возрасте. Смело используйте аргументы из первой главы!

Если вы все-таки не можете говорить с ребенком на иностранном языке, то есть другие способы создания живой языковой среды.

Детский сад на другом языке

Детский сад, где полный день или часть времени с ребенком разговаривают на иностранном языке, — отличная возможность погружения в среду. Для нашей семьи это было бы оптимальным решением вопроса. Однако подобные заведения в то время были только в столице. В ближайшем к нашей деревушке большом городе не было даже обычных частных детских садов. Сейчас в разных городах России появляются двуязычные, или билингвальные, детские сады. Если стоимость услуг такого заведения вам подходит, то я бы назвала этот вариант наиболее предпочтительным. В детском саду ребенок проводит много времени, как и в семье. В этом случае погружение в среду двух языков получается примерно равное.

Игровой формат обучения, естественная коммуникация, педагоги, чаще всего носители языка — как раз то, что нужно ребенку для успешного освоения любого языка. Вы и не заметите, как ребенок быстро овладеет английским, французским, а может, китайским?

Занятия с преподавателем

Опыт занятий Жени с Лорейн в Москве был очень положительным, поэтому мы очень хотели продолжить занятия с преподавателем из англоязычной страны. Где найти такого специалиста в Сибири? Иностранцы, живущие в этой части нашей страны, так и остались редкостью. Поэтому я решила организовать приезд такого учителя самостоятельно. Мы жили в 30 километрах от Абакана, где я договорилась с местным детским центром о совместном проекте. Для него мы и пригласили квалифицированного преподавателя из Англии.

Джессике очень хотелось преподавать английский в маленьком российском городе. Сибирь ее совершенно не пугала: ни морозы, ни отсутствие знаний русского языка, ни бродячие псы. Последние, напротив, вызвали у нее безумную жалость, и она постоянно покупала для них еду в супермаркете. Как истинной англичанке, ей было очень важно гуманное отношение к животным, а также помощь и забота о них.

Однажды она меня очень озадачила: спросила, где в Абакане можно купить «счастливые яйца» (happy eggs). Это сейчас такой продукт появился в некоторых магазинах в России, а тогда я буквально выпала в осадок… и совершенно не понимала, про каких таких счастливых куриц и яйца говорит Джесс.

Оказалось, в Великобритании так называют куриц, которые живут не в клетках и могут свободно передвигаться. Яйца от таких кур тоже называют счастливыми. Британские компании, производители happy eggs, пишут о том, что на первом месте у них забота о благосостоянии куриц (интересно, на каком месте у них благосостояние покупателей?). Жителей Абакана, как и всей России, наверное, не особо беспокоило счастье куриц, но деревенские домашние птицы в Сибири, как правило, имели свободу передвижения, отчего и попадали под основной критерий определения курьего счастья. Покупать happy eggs мы отправили Джессику на местный рынок в четвертом микрорайоне.

Джесс играла с Женей в прятки и другие игры, занималась с ней рисованием и разными творческими проектами. Уроков как таковых не было, просто было общение, живая языковая среда, в которой дочка впитывала не только английский, но и любовь к братьям нашим меньшим. Мы очень благодарны Джессике за ее чудесный оптимизм, доброжелательность, сердобольность к бездомным псам и любовь к счастливым курицам!

Наверное, многие из вас подумали, что, будучи директором языковой школы, я могла легко пригласить в Сибирь преподавателя-носителя языка. Однако ни первый преподаватель, Лорейн, ни Джессика не были преподавателями нашей школы. Проект в Абакане был отдельным направлением, который закончился не очень успешно. Приглашать еще одного носителя языка только ряди занятий с дочкой было очень дорого.

Альтернативой преподавателю-носителю языка могло стать обучение с русскоязычным педагогом. Этот вариант можно было реализовать с самого начала — не приглашать Джессику, а заниматься с местным преподавателем. Но обучение малышей с носителем языка имеет ряд преимуществ.

Во-первых, ребенок знает и чувствует, что преподаватель «из другого мира», говорит и понимает только другой язык, возможности общаться с ним иначе просто нет. А если с преподавателем еще и интересно, это важнейший фактор мотивации. Нам повезло: Жене было здорово с Джессикой!

Во-вторых, носитель языка владеет специальной детской лексикой. Ведь знаем же мы детские слова и выражения на русском. Никто их специально не учит. Это заложено в нас с детства. Даже если мы давно и не употребляли их, при общении с детьми все это автоматически всплывает в голове. Так и носитель языка знает язык, нужный малышам. И, что важно, он никогда не перепутает. Ребенку в три года нужно говорить одно, а в пять уже другое. И я убеждена, что только носитель языка может знать такие нюансы.

В-третьих, кроме собственно языка идет важный процесс — передача культуры. Культурные аспекты вроде бы и не ощутимы, но в реальности играют очень большую роль в освоении языка.

И, наконец, важнейший и очень приятный бонус, — произношение, про которое было написано в предыдущей главе. Дети дошкольного возраста в состоянии легко перенять произношение носителя языка. Общаясь с Джесс, Женя уже помаленьку лепетала с британским акцентом.

Если говорить о минусах, носители языка, как правило, не владеют родным языком ребенка. Ни Лорейн, ни Джессика не говорили на русском, но никаких проблем во взаимопонимании у них с дочкой не возникало. Хотя для подстраховки я первое время присутствовала на занятиях.

Сейчас в нашей школе Windsor с малышами работают преимущественно преподаватели-носители языка, владеющие русским. Они, конечно, этого никогда не показывают. Но это помогает им понять, что хочет ребенок, если он еще не в состоянии выразить свою просьбу на английском. В любом случае в языковой школе есть помощники, например, администраторы, которые может перевести преподавателю, о чем говорит ребенок. Так мы поступаем и в нашей школе в Испании, где преподаватели-англичане не говорят по-испански.

Другая сложность с русскоязычными преподавателями: в то время в Абакане было непросто найти специалиста с высоким уровнем английского, умеющего работать с малышами. Сейчас, конечно, многое изменилось. В России появилось много энтузиастов, которые организуют тренинги для учителей. Интернет и социальные сети резко повысили возможности профессионального общения и развития. Появляется больше языковых школ и билингвальных детских садов в разных городах. Уровень преподавателей растет, и это радует. Найти педагога для малышей сегодня значительно проще.

Некоторые семьи приглашают к детям иностранных нянь. Это также отличная возможность обеспечить ребенку языковую среду. В то время нам это не пришло в голову. Живя в маленькой деревянной времянке в ожидании окончания строительства дома, такой вариант мы даже не рассматривали. К этой мысли и ее реализации мы пришли позднее, пополнив ряды иностранных гостей Абакана представителем еще одной страны, тем самым в очередной раз удивили себя и друзей.

В общем, стратегий организации живой языковой среды несколько. Какой из вариантов подойдет для вашей семьи — выбирать вам. У всех разные жизненные ситуации, они меняются во времени. Наша с дочкой история кому-то покажется нереальной, но, поверьте, она возможна!

Какой бы путь вы ни выбрали — главное, обеспечить коммуникацию, особенно на этапе старта. Если не получается это делать регулярно, не надо отчаиваться! Существуют другие способы создания и поддержания языковой среды. Об этом пойдет речь в следующей главе.

Резюме

Живая языковая среда может быть создана с помощью:

• общения с ребенком по методу: один родитель — один язык;

• общения ребенка с носителем языка (преподавателем или няней);

• занятий с русскоязычным преподавателем (неформальные занятия, общение на изучаемом языке);

• посещения языковых курсов (с носителями языка или русскоязычными преподавателями);

• посещения билингвального детского сада.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как подружить ребёнка с иностранным языком. Для родителей детей от 0 до 18 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я