Как подружить ребёнка с иностранным языком. Для родителей детей от 0 до 18 лет

Юлия Никонова

Юлия Никонова в течение многих лет успешно руководит образовательными проектами в России и Европе. В книге рассказывается о воспитании дочери, носителя английского языка. Эта история происходит в разных точках планеты: в Москве, в сибирской деревне и на тропическом острове.Автор делится опытом и отвечает на вопросы, волнующие родителей. Каковы лингвистические возможности каждого возраста? Когда лучше начинать изучать иностранный язык? Как мотивировать детей? Какое обучение эффективнее?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как подружить ребёнка с иностранным языком. Для родителей детей от 0 до 18 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1.

Легче раньше, чем позже

Один из самых признанных лингвистов в мире, Ноам Хомский, говорит о том, что каждый ребенок в возрасте до восьми лет обладает знанием универсальной грамматики. По мнению ученого, это знание заложено в генах человека и поэтому дети в этом возрасте способны овладеть любым языком.

После восьми лет эта способность утрачивается — окно закрывается. Теория Хомского может показаться не совсем правдоподобной, однако давно известно, что дети гораздо легче и быстрее взрослых осваивают иностранный язык. Для дошкольного возраста характерно явное преобладание функций правого полушария над левым полушарием. Это доминирование творческого над рациональным позволяет осваивать язык интуитивно, без анализа и изучения правил. Результат — полностью усвоенная структура языка и беглость речи, на формирование которых подростки и взрослые тратят многие годы и усилия.

Какой опыт изучения иностранного языка был у вас? Конечно, разный… Кому-то язык давался легко, без особых усилий, кому-то так и не покорился. Но, думаю, большинству приходилось стараться изо всех сил и результаты долго не радовали. Я, как и многие советские дети, учила английский семь лет в школе. Потом продолжила в университете, по специальности «преподаватель английского языка».

Однажды, когда я училась на втором курсе, в университете устроили встречу с носителем языка. В то время англичанин в Сибири был большой редкостью. Он рассказал что-то о себе, а потом предложил задавать вопросы. В аудитории воцарилась тишина: мы боялись раскрыть рот, боялись ошибиться, «ударить лицом в грязь» перед представителем туманного Альбиона. Даже у нас, студентов лингвистического ВУЗа, языковой барьер был огромен, что же говорить о других. Сейчас это вспоминается со смехом, но этот момент хочу выделить: мысль о том, что я не буду позориться и говорить с англичанином, потому что он лучше меня знает английский язык, чудовищна по своей абсурдности. Она лежит в основе коммуникативного барьера, который заложен самой системой обучения иностранному языку в нашей стране. Школьникам не объясняют, что правило «не умеешь — не делай» при изучении языка нужно отбрасывать. И ошибаться, ошибаться, ошибаться…

Уверенным пользователем английского языка я стала, когда начала активно работать с иностранцами. Помню, как меня лихорадило перед первым разговором по телефону с англичанином. Будет ли понятно, что он мне скажет? Смогу ли я вспомнить нужные слова и фразы? И в процессе беседы иногда больше думалось о простом понимании слов, нежели о сути разговора, — пресловутый языковой барьер долго не давал мне покоя. Несколько месяцев было очень сложно. Потом практика общения и привычка как-то «размыли» этот страх. Разговаривая с иностранцем, важно представлять ситуацию не как «человек, плохо знающий язык, говорит с носителем», а как «просто два человека общаются друг с другом».

О том, что дети могут освоить любой язык как родной в дошкольном возрасте, я узнала давно, когда еще не родилась моя дочь. Неужели мой ребенок в восемь лет будет уметь то, что я в двадцать?! Просто фантастика! Родители всегда хотят, чтобы их дети имели больше возможностей и большего могли добиться в жизни.

Когда моей дочери Жене исполнилось три года, я подумала: пора начать претворять в жизнь мечту, а заодно проверить на практике теорию Хомского. Несмотря на переезд из Москвы в Сибирь и общение в семье только на русском языке, мы постепенно начали двигаться к намеченной цели.

Некоторое время у меня были сомнения: все-таки сибирская деревня — это не Лондон. Тем не менее в пять лет Женя заговорила на английском. Это случилось неожиданно: в один сибирский зимний вечер, дочка начала прыгать на кровати и радостно кричать на английском, что теперь хочет говорить только на нем. Я до сих пор думаю, как же это произошло.

Длительные наблюдения за нашими студентами и другими детьми-билингвами показали, что результат всегда наступает внезапно. Не нужно ждать его в конкретное время, ведь изучение языка — это не этапы и не ступени. Это накопительный процесс, и нельзя сказать заранее, когда произойдет качественный скачок.

Когда Жене было семь, будучи в отпуске в Англии, я нашла педагога, которая занималась с группой детей такого же возраста. Большим комплиментом было услышать от нее, что дочка общается на английском так же, как ее британские сверстники. А через три года дочка поступила в британскую школу, ученики которой приняли ее за носителя языка. Как удалось достичь такого результата? Совершенно точно, одним из главных факторов был возраст, он работал на нас.

Неосознанное изучение

Возможность овладеть языком интуитивно — главное преимущество дошкольников, которое с началом подросткового возраста сходит на нет. Когда знакомые спрашивали Женю, как она изучает английский, она не знала, что ответить. Для нее не было отдельной деятельности «изучение языка»; все происходило само собой, неосознанно.

Когда мы, взрослые, осваиваем иностранный язык, вопрос «Почему нужно сказать так или иначе?» все время живет в нашей голове. Мы требуем от преподавателя объяснений, на это уходит бездна времени и усилий, совершенно непродуктивных усилий. Как бы вы ответили иностранцу, который изучает русский, почему вилка лежит на столе, а тарелка стоит? Или она все-таки иногда лежит? В английском, например, для всех этих случаев используется только один глагол. Взрослым все время требуются логические объяснения, и это один из основных барьеров для освоения языка. Ибо на многие вопросы о том, почему язык устроен именно так, а не иначе, ответа просто нет. Мы пытаемся понять механику языка, в то время как дети его просто впитывают.

Ребенок не прилагает усилий

Из одного преимущества вытекает другое. За счет бессознательного освоения языка детям не нужно прилагать усилия. Когда я рассказывала о нашем с дочерью опыте, многие мамы критически замечали: «Вы перегружаете ребенка! У него должно быть детство!» На самом деле никаких усилий и напряжения для ребенка в такой ситуации нет. Осваивать языки в этом возрасте так же естественно, как учиться ходить.

Ноан, белокурый пятилетний мальчик, резвится на пляже солнечного острова Тенерифе. Он подбегает к нам, начинает говорить на английском, затем в общении с мамой переходит на словацкий. Через какое-то время появляется папа Ноана, и мальчик переключается на голландский. А еще в сентябре он пошел в школу, где обучение проходит на испанском. Когда я спрашиваю маму Ноана, есть ли детство у ее сына, она удивленно поднимает брови: он ведет обычную жизнь ребенка, только с разными людьми общается на разных языках и совершенно не напрягается по этому поводу.

По мнению ученых, количество языков, которыми способен овладеть ребенок в этом возрасте, может быть два, три, четыре, а иногда и больше. Трехлетняя Белла Девяткина, говорящая на шести языках, стала известна в России благодаря телевизионной программе «Удивительные люди». Дочки Моники Белуччи, знаменитой итальянской актрисы, уже в дошкольном возрасте свободно говорили на четырех языках. Приехав в Испанию, я увидела, что языковым вундеркиндом является чуть ли не каждый третий ребенок. Ситуация, когда ребенок говорит с родителями на двух разных языках, на третьем общается в школе, а на четвертом в местном окружении, совершенно нормальна и широко распространена. Родителям остается только восторгаться.

Произношение как у носителя языка

Жене пять лет, мы на пляже. Рядом стоит англичанин, наблюдает, как она общается с его сыном. И вдруг задает мне вопрос: «Вы живете в Лондоне?» — «Нет-нет, — тут же пытаюсь его разубедить, наш дом в Сибири». Англичанин задает следующий вопрос, показывая на Женю: «Она живет в Лондоне?» Между строк явно слышится: «Ты можешь жить в Сибири, но вот эта девочка вряд ли». Что поразило его в первую очередь? Произношение.

Считается, что это не самое важное при изучении иностранного языка. Главное — говорить и понимать других. Однако произношение — это то, что дается взрослым труднее всего. Неслучайно русскоязычные актеры в Голливуде играют только «русских» героев. От акцента почти невозможно избавиться. Исключение составляют люди с идеальным слухом, непревзойденные подражатели. Если вы один из них — вам крупно повезло.

Вспоминаю уроки фонетики в лингвистическом университете: мой язык долго не хотел пролезать между зубами, чтобы произнести замысловатые межзубные звуки th! А сколько времени мы отрабатывали правильные интонации! Ведь произношение — это не только звуки, но еще и интонация. В дошкольном же возрасте дети без напряжения способны воспроизвести произношение носителя языка. Происходит это во многом за счет того, что детский мозг воспринимает большой диапазон частот человеческой речи. По мере взросления, ребенок привыкает только к тем частотам языка, которые вокруг него, и постепенно перестает слышать другие. А также малышам существенно помогает пластичность мышц лица и языка и активная имитация, характерная для этого возраста. Да и в конце концов — дети просто не считают это проблемой.

Мир стремительно летит вперед. Люди и страны все больше сотрудничают в разных сферах. Кто знает, как все сложится завтра. Какое будущее ждет наших детей? Отличное произношение можно считать приятным бонусом, а может, и реальной необходимостью. Элиза Дулитл, главная героиня пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион», яркий тому пример. Мы видим, как благодаря произношению меняется жизнь Элизы: из бедной цветочницы она превращается в прекрасную леди. Сказка ложь, да в ней намек…

Легкость в изучении третьего и других языков

Психофизиологическими исследованиями достаточно убедительно доказана разница между ранним и поздним освоением иностранных языков. Ученые обнаружили, что у тех, кто овладел вторым языком в детстве, за оба языка отвечает один и тот же участок коры головного мозга.1 Другими словами, нейроны одной и той же зоны в коре мозга «включаются», когда человек говорит на первом и втором языках. Очень вероятным выглядит предположение, что оба языка — родные, по крайней мере на нейрофизиологическом уровне. У тех, кто изучал второй язык в более взрослом возрасте, эти участки разные. Для первого языка это естественное состояние, для второго — скорее искусственное.

Другой любопытный эксперимент, проведенный недавно американскими учеными, показал, что подростки-билингвы, изучая третий язык, осваивали его как родной. В их головном мозге были задействованы те же процессы, которые используются при изучении родного языка2. В результате новый язык дается билингвам легче, и у них есть запас времени, чтобы овладеть еще одним ресурсом. И на уровне вероятного предположения, раннее овладение вторым языком дает человеку метод, который сама природа подарила младенцам для освоения родного языка.

Вижу это на примере дочери. Испанский язык я начала изучать раньше, чем она. Что мы имеем сейчас: у меня — значительно больший запас слов, лучшее знание грамматики. Я хорошо понимаю то, что читаю. Но беглости речи дочери и ее пониманию испанской речи я очень завидую. Таким образом, в рациональном и логическом плане я знаю больше, а чувство языка явно выше у нее.

Отсутствие сопротивления и страха сделать ошибку

В дошкольном возрасте ребенок чувствует себя уверенно и не боится делать ошибки. Преподавателям и родителям легче создать условия для игры и погружения в язык. Отсутствует необходимость преодолевать сопротивление и постоянно вызывать и поддерживать интерес. Это серьезное отличие от подросткового возраста. Подросток сопротивляется многому, включая и иностранный язык. Дети же открыты новому, у них нет сформированного негативного опыта и стремления кому-то что-то доказать.

Когда Женя была совсем маленькая, мы много слушали «Битлз», она прямо-таки фанатела от ливерпульского квартета, все спрашивала, когда же пойдем на их концерт. Благодаря тому времени она знает многие песни «Битлов». Сейчас в подростковом возрасте все наши взрослые рекомендации послушать ту или иную музыку воспринимаются в штыки. Какой джаз, какая классика?! — говорит моя дочь-подросток. Эх, надо было раньше познакомить ее и с другими музыкальными шедеврами!

Помочь ребенку запрыгнуть в экспресс под названием «любой язык» — в наших родительских руках. О том, как это делала я и как можете это делать вы, продолжим в следующих главах.

Резюме

Преимущества раннего старта:

• Освоение языка происходит для ребенка неосознанно, без приложения усилий.

• Родителям и педагогам легко формировать интерес к новому языку.

• Дети сразу начинают говорить на языке свободно.

• Дети легко осваивают произношение.

• Дети не боятся делать ошибки.

• Дети-билингвы быстрее осваивают третий язык.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как подружить ребёнка с иностранным языком. Для родителей детей от 0 до 18 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Башкова И.С, Овчинникова И. Г.. Нейропсихологическая характеристика билингвизма // Вопросы психолингвистики, 2013.

2

Pettit H. Bilingual children easier learn languages // Dailymail, October 2017. Точный адрес статьи:https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-4940358/Bilingual-children-easier-learn-languages.html

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я