1. книги
  2. Общая психология
  3. Юлия Купрейкина

Если лампочка готова меняться. Душевный альманах от настоящих психологов. Выпуск третий

Юлия Купрейкина
Обложка книги

Сколько психологов нужно, чтобы поменять лампочку?Не томя продолжительной интригой, ответим: если лампочка готова меняться, то всего один… В этой шутке содержится намёк на важнейший «ингредиент» успешной работы с психологом — готовность к переменам.У вас в руках третий выпуск альманаха с уже понятным вам названием «Если лампочка готова меняться». В нем мы, специалисты центра «Мой психолог в Омске», собрали наши статьи разной тематики, но с общей идеей: психологические проблемы — решаемы.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Если лампочка готова меняться. Душевный альманах от настоящих психологов. Выпуск третий» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Три условия формирования самоценности

Беспомощность и зависимость младенца не вызывают противоречий. Мы понимаем, так предусмотрено законами природы, что на обретение самостоятельности и уверенности в своих силах человеку необходимо время, в течение которого формируются представления о жизни и о себе. От этих представлений во многом зависит качество жизни уже в зрелом возрасте. Но так бывает, что зрелый внешне человек в стремлении ощутить безопасность и значимость выбирает опираться на других, потому что не умеет или не знает, как опереться на себя. Это проявляется в ситуациях, когда люди требуют от близких доказательств любви в режиме нон-стоп, когда чувствуют себя покинутыми и недостойными счастья, если любимый человек не ответил на звонок, когда не решаются заниматься интересным делом, потому что страх критики парализует, когда допущенная в отчёте ошибка становится приговором уверенности в своём профессионализме, когда не умеют самостоятельно себя развлекать и утешать, одним словом, когда не ощущают себя «достаточными». В этой статье мы постараемся разобраться, из чего складывается ощущение ценности своего Я.

Младенческая беспомощность упомянута неслучайно. Многим известно, что в первый год жизни малыша родители зависимы от ребёнка, а точнее, от его потребностей, не меньше, чем ребёнок зависит от самих взрослых. Социально-культурные предписания родительского поведения и крепнущая день ото дня привязанность к малышу стимулируют заботиться о нём, жертвуя часто своими желаниями и даже удовлетворением базовых потребностей. Опустив философско-идеалистические представления о родительстве, признаем: забота о том, кто не может позаботиться о себе сам, очень изматывает. Усталость и раздражение перерастают в отстранённость, избегание и, увы, даже агрессию. Но заветное «потом будет легче» действительно наступает благодаря тому, что ребёнок научается понемногу заботиться о себе самостоятельно.

Становясь взрослыми, мы расширяем круг значимых лиц, нередко по привычке возлагая на них ответственность за свой комфорт — уже преимущественно эмоциональный. И часто требуем добросовестного (в нашем понимании) исполнения взятых на себя «обязательств» по заботе о нас. «Какой футбол с друзьями?! Ты, вообще-то, женатый человек!», «В смысле ты устала на работе?! Ты вообще понимаешь, что оставила меня без ужина?», «Конечно, зачем брать меня с собой в кино?.. Вам ведь и без меня весело…» Во всех этих примерах одна сторона неизбежно столкнётся с масштабным дискомфортом, чувством уязвимости, отверженности и обиды, в то время как другая будет накапливать злость и явственно ощущать желание отдалиться, отделаться, отвязаться от «раздражителя» в лице близкого. К сожалению, в таких отношениях ждать заветного «потом легче будет», может, и не придётся, ведь тот, кто не осознает своей ценности, может никогда не перестать требовать её подтверждения от других. Отсюда напрашивается первый вывод и первое важное условие для обретения самоценности.

1. Умение самостоятельно заботиться о себе.

Когда некоторые мои клиенты слышат это утверждение, они, слегка ухмыльнувшись, спешат меня обезоружить, мол, я и так забочусь: покупаю себе качественную еду и косметику, хожу в спортзал, сплю только с красивыми и умными. И в целом это здорово, но забота о себе предполагает не только выхолащивание фасада своей жизни, но и знание своих фундаментальных потребностей. Почему жена не готова отпустить мужа на футбол, а муж закатывает истерики из-за отсутствия ужина, не приготовленного женой? Что стоит за их эмоциональными реакциями? Часто это страх утратить чувство безопасности, не получить признание своей значимости. Эти абстрактные, как кажется, вещи всегда нуждаются в расшифровке. На встрече с психологом может выясниться, что жена опасается утратить контроль над мужем, его вниманием и в результате лишиться ощущения нужности. А муж, который остался без ужина, придёт к ужасающей для себя мысли, что жена подрывает порядок вещей, отказываясь жить, «как все нормальные люди». Разобраться с тем, какая потребность взывает о помощи, не всегда просто, но точно необходимо, ведь если игнорировать голод, то можно умереть, так и не узнав, а каково это — быть сытым.

Знание своих потребностей необходимо ещё и для того, чтобы находить как можно больше ресурсов для их удовлетворения, не складывая все яйца в одну корзину. Это не значит, что ценность значимых людей вмиг утратится, это значит, что я смогу управлять источниками этих ресурсов в зависимости от ситуации, и это от меня будет зависеть качество моей жизни. Таким образом, мы обнаружили второе условие формирования самоценности.

2. Наличие ресурсов, необходимых для поддержания желаемого уровня жизни.

С материальными ресурсами всё примерно ясно. Мы нуждаемся в комфортном жилище, деньгах, трудоустройстве, которое позволяет их зарабатывать, не забудем и о здоровом теле, благодаря которому можем всё это получить. Бреши в этих составляющих неминуемо нанесут ущерб ощущению самоценности. Чтобы устранить его, потребуются ресурсы и иного толка, а именно социально-психологические навыки. Умею ли я просить помощи и отказывать? Умею ли презентовать себя и защищать свои границы? Умею ли признавать свои достижения и промахи? Знаю ли я, как и где добывать нужную мне информацию? Обладаю ли я необходимыми коммуникативными навыками и навыками построения доверия в отношениях? Умею ли ставить цель и подбирать эффективные стратегии для её достижения? Подобных вопросов может быть большое количество, а утвердительные ответы на них помогут понять, как на многое я, оказывается, способен.

А если не способен? Если считаю, что не справляюсь самостоятельно со многими аспектами жизни? Во-первых, это нужно перепроверить, желательно в сопровождении грамотного специалиста. Во-вторых, если действительно обнаружится острый дефицит навыков, то наверняка придётся иметь дело с последствиями такого расклада. Зачастую они выражаются в разного рода и в разной степени дискомфорте. Поскольку неприятности, неудачи, стресс-реакции на них — неотъемлемые составляющие жизни, то очевидной становится необходимость проживать это с минимальными потерями.

3. Умение проживать стрессовые ситуации и принимать ограничения жизни.

Несмотря на то что в заглавии этого пункта есть слово «умение», и в целом это тоже можно отнести к части ресурсов, всё же хочется сделать акцент именно на этой составляющей ощущения самоценности. Подчеркну, мы говорим не о рафинированной реальности и не о людях с суперспособностями, а о нас — о тех, кто ошибается (иногда по-крупному), теряет что-то или кого-то очень дорогого, сталкивается с критикой и отвержением, равнодушием, болью… Самоценность возникает не когда мы научаемся всего этого избегать или отрицать, убеждая себя в том, что «ну раз изменил, значит, это просто не мой человек» или «не хочу работать, пока кругом одни дураки». Самоценность ощущается в тот момент, когда я признаю, что меня предали, отвергли, не выбрали, обесценили, не поставили в приоритет, забыли, но при этом моя жизнь не утратила смысл, не погрузилась безвозвратно во мглу, состоящую из боли и страха. Самоценность — это убеждённость, при которой состояние «мне плохо» не означает, что плохой я сам.

Как правило, убеждение о своей самоценности формируется в детстве. Однако, если этого не случилось, винить родителей или кого-то ещё нецелесообразно. Гораздо эффективнее сфокусироваться на жизни в настоящем: что я могу сделать сейчас, чтобы помочь себе сформировать или укрепить самоценность? Например, подумать, как я могу обеспечить реализацию всех перечисленных в статье условий. Первое и третье конструктивнее разбирать в команде со специалистом. А вот исследовать свою ресурсную базу можно и самостоятельно, например, при помощи упражнения «Резюме».

1. Перечислите свои качества и умения (я могу… я умею… я знаю…) в следующих областях:

— забота о себе: например, могу себя обеспечить, умею сам себя развлечь…

— романтические отношения: например, умею принимать желания своего избранника…

— отношения с близкими и друзьями: например, умею сопереживать и поддерживать, умею вовремя отказать без чувства вины…

— деловая сфера: могу взять руководство крупным проектом, умею признавать свои ошибки…

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Авторы: Юлия Купрейкина, Валентина Фоменко и др.

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Если лампочка готова меняться. Душевный альманах от настоящих психологов. Выпуск третий» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я