В монографии представлен анализ практики государственно-частного партнерства в регионах России, рассмотрены теоретико-методологические основы регулирования государственно-частного партнерства. В работе проведен анализ практики развития государственно-частного партнерства в регионах России. Подробно исследован зарубежный опыт развития государственно-частного партнерства и возможности его использования в процессе модернизации экономики России, дана характеристика законодательного регулирования государственно-частного партнерства в процессе модернизации экономики России, выявлены возможности совершенствования регулирования ГЧП в процессе модернизации экономики региона. Монография может быть интересна для руководителей, представителей органов власти, частного сектора, студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений экономического профиля при изучении курсов «Система государственного и муниципального управления», «Региональный менеджмент», «Региональное управление», «Взаимодействие властных структур и бизнеса», а также для слушателей курсов повышения квалификации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственно-частное партнерство: региональный опыт развития предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Рагулина Ю. В, Петрова Ю. И., Плахотников А. А., Елесина М. В., 2014
© Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2014
Введение[1]
Сложившаяся в России сырьевая ориентация экономики не может обеспечить высокое качество экономического роста и ее устойчивое социальное развитие. Перед государством стоит задача перехода на инновационное развитие и реальную модернизацию экономики. В этих условиях идет поиск инструментов стимулирования инвестиционной активности частного капитала и при этом обеспечения наиболее эффективного сочетания интересов государства и предпринимательских структур. В качестве такого инструмента на первый план выдвигается государственно-частное партнерство (ГЧП).
Взаимодействие государства и частного бизнеса, создание устойчивых партнерских отношений между ними как на федеральном, так и на региональном уровне осложняется недостаточной проработанностью институционально-экономических основ этого взаимодействия, вопросов перераспределения прав собственности, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов в рамках отношений ГЧП, поспешностью принятия административных решений по созданию ГЧП без обстоятельной проработки его модели и механизма. Нечеткое представление о финансовых источниках, потенциальных рисках и ожидаемой эффективности от реализации проектов в ряде случаев приводит к неэффективному использованию государственных ресурсов и потере бизнесом заинтересованности в участии в ГЧП.
Некоторые институциональные формы партнерства и адекватные им экономические отношения нередко ошибочно расцениваются не как механизм прогрессивного поступательного экономического развития, а лишь как текущий пересмотр, изменение сложившейся системы отношений собственности и простая перемена подходов к финансированию.
Между тем ГЧП представляет собой не простое объединение ресурсов государства и бизнеса, а новую экономическую форму взаимодействия государства и бизнеса с целью достижения наиболее эффективных для общества результатов. Это взаимодействие может осуществляться в разнообразных институционально-экономических формах и на различных уровнях национального хозяйства (федеральном, региональном и муниципальном). Разнообразны и цели различных партнерств.
Одной из наиболее сложных проблем при этом является вопрос финансового обеспечения ГЧП, предопределяющего уровень его инвестиционного потенциала и экономическую эффективность. В связи с тем, что любое вложение капитала предполагает его рациональное, экономически выгодное (прибыльное) инвестиционное размещение, одним из важнейших организационно-управленческих вопросов ГЧП является поиск компромиссных решений, обеспечивающих, с одной стороны, достаточную для бизнеса доходность вложенного капитала при разумном распределении рисков, а с другой стороны, максимально быстрое и качественное решение актуальных социальных проблем и эффективное управление объектами государственной собственности.
Существует настоятельная необходимость теоретического осмысления проблем, возникающих в процессе регулирования и функционирования механизма государственно-частного партнёрства, имущественных отношений, специфических проблем управления объектами собственности в рамках ГЧП и их отчуждения, осуществляемого в тесной связи с исследованием финансового механизма, источников финансирования, форм и процесса финансового обеспечения ГЧП, распределения имущественных долговых обязательств и соответствующих им прав и ответственности, возникающих рисков, критериев оценки реальных финансовых и социальных результатов ГЧП.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственно-частное партнерство: региональный опыт развития предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Рагулина Юлия Вячеславовна — доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, проректор Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы, действительный член Академии наук международных отношений, академик Общероссийской общественной организации «Муниципальная Академия». Сферой научных интересов Ю. В. Рагулиной является управление в социальных и экономических системах, региональная и муниципальная экономика, экономика знаний, система взаимодействия властных структур и бизнеса. Ю. В. Рагулина — автор учебников, в том числе с грифом Минобрнауки России, монографий, публикаций, в журналах, индексируемых в международных системах цитирования Webof Science, Scopus.
Петрова Юлия Игоревна — кандидат экономических наук, профессор, заместитель декана по учебной работе и международным связям факультета «Международные экономические отношения», автор ряда научных статей по проблемам инновационной политики и управления качеством. Организатор учебной работы и международной деятельности, участвует в разработке учебных планов по направлению «Экономика» (бакалавриат), создании и реализации программ «двойного диплома» с зарубежными университетами.
Плахотников Алексей Алексеевич — аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», исполнительный директор ООО «ТЭКО-сервис», активный участник программ поддержки экологии, общественных дискуссий в этой области, в том числе на федеральных каналах телевидения. А. А. Плахотников является членом экспертного совета Клуба инноваторов «Лестница», созданного по инициативе управляющей компании Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора НОУ «Региональный центр управления и культуры». В числе научных достижений А. А. Плахотникова публикации исследований прикладного характера по проблемам организации эффективной системы государственно-частного партнерства в Тамбовской области.
Елесина Мария Владимировна — магистр факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», номинант на премию Правительства Российской Федерации за высокие научные результаты, победитель Международного научного студенческого конгресса, член Научного студенческого общества факультета. Сферой научных интересов М. В. Елесиной является социально-экономическое развитие регионов и России, инновационное развитие экономики, теория и практика взаимодействия властных и предпринимательских структур. М. В. Елесина является автором публикаций в журналах, индексируемых в международных системах цитирования ISSN, Scopus, а также рекомендованных ВАК.