Ювенальная юриспруденция. Том 2

Коллектив авторов, 2016

Учебник подготовлен в соответствии с учебной программой и в доступной форме раскрывает содержание учебной дисциплины «Ювенальная юриспруденция», знакомит обучающихся в высших учебных заведениях юридического профиля с основами профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений, а также иного асоциального поведения несовершеннолетних и защиты их прав, с ювенальным правом, ювенальной юстицией и концепцией ювенальной юриспруденции. В учебнике подробно рассмотрены история вопроса, система органов ювенальной юстиции, ювенальное правосудие, гарантии защиты прав и свобод несовершеннолетних граждан в России и зарубежом. Материалы учебника представляют интерес для юристов, депутатов различных уровней власти, государственных и муниципальных служащих, представителей правоохранительных органов и судей, работающих с несовершеннолетними. Кроме того, издание предназначено для подготовки студентов юридических ВУЗов к экзамену и для преподавателей, преподающих данную дисциплину, относящуюся к вариативной части профессионального цикла по выбору профессиональной деятельности «Юриспруденция» ФГОС ВПО. Уникальность – сочетание традиционных теоретических основ и новейших разработок и трудов современных исследователей в области ювенального права в Российской Федерации с предложением нового понятия «концепция ювенальной юриспруденции» и направлений совершенствования действующего законодательства Нормативная правовая база соответствует последним изменениям российского законодательства по состоянию на июль 2016 года. Достоинством нового учебника выступают приложения в виде глоссария и рекомендаций для принятия нового законодательства в сфере ювенальной юриспруденции; уникальный список использованной литературы. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ювенальная юриспруденция. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Лекция 5

Тема: Девиантное поведение несовершеннолетних как угроза общественной безопасности русского народа и народов Российской Федерации

1. Понятие и классификация девиантного поведения.

2. Формы девиантного поведения несовершеннолетних и пути их преодоления.

3. Девиантное поведение несовершеннолетних и преступность.

1. Понятие и классификация девиантного поведения

Современный кризис, охвативший страны мира, в том числе и Россию, характеризуется такими чертами, как усиление социальной отчуждённости среди молодёжи, всё большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, приводящего к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Наблюдается значительный рост проявления в среде детей и молодёжи девиантного поведения. Это ведёт к дестабилизации обстановки в стране, подрыву законности и правопорядка, а в конечном счёте делает государство слабым, уязвимым и ставит его на грань исчезновения.

Девиантное поведение (от лат. deviation — отклонение) трактуется в двух значениях:

Во-первых, как поступок или деятельность человека, не соответствующего официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Во-вторых, как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространённых, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам[1].

Таким образом, девиантное поведение подразумевает отступление от нормального поведения, под которым понимается нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей[2].

Нормальное поведение является следствием соблюдения социальных норм, т. е. нравственных, духовных, морально-этических, правовых, политических, организационно-профессиональных, индивидуальных, социально-психологических требований, установленных в обществе.

Социальная норма — это совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений[3]. В этом смысле, девиантное поведение есть социальное отклонение — нарушение социальных норм, которые характеризуются определённой массовостью, устойчивостью и распространённостью[4].

Формы и виды девиантного поведения весьма разнообразны. К наиболее опасным, наносящим вред человеку, обществу, государству относят: насилие, наркомания и токсикомания, пьянство и алкоголизм, проституция, девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний, правонарушения, самоубийства, а также социальный паразитизм, отклонения в сфере морали.

Причины возникновения девиантного поведения многочисленны. Некоторые исследователи насчитывают более 200 факторов, обусловливающих отклоняющееся поведение. К наиболее важным относят:

1) общий уровень развития общества (нормальное, кризисное и т. д.);

2) непосредственно окружающая человека среда (семья, школа, улица и т. д.);

3) наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);

4) обучение и воспитание, включая самовоспитание, социальную активность человека;

5) действенность социальных институтов общества.

2. Формы девиантного поведения несовершеннолетних и пути их преодоления

Любая девиация вообще берёт своё начало в отклонениях морального поведения человека. Для любого отклоняющегося поведения характерно то, что основой для него служат именно девиации морали, искажённое нравственное сознание, которое является благодатной почвой для развития форм девиантного поведения. Иными словами, девиантное поведение своими корнями лежит в духовной сфере общества.

Мораль — это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Она, выступая в роли нормативной системы регулирования отношений между людьми, носит всеобъемлющий характер, т. е. наличествует во всех без исключения сферах общественной жизни.

Нравственность — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственное поведение заключается в оценке, продуманности собственной позиции и поступков, в постоянном, добровольном, обоснованном выборе решений, позволяющих наиболее полно выразить компромисс между личными и общественными требованиями[5].

Нравственное поведение формируется посредством нравственного воспитания личности, где особое место занимают её нравственное формировании и развитие.

Духовно-моральная жизнь народа охватывает практически все сферы и виды общественной деятельности. Духовность и нравственность пронизывают все виды общественной жизни.

1. Духовным и нравственным смыслом наполнены отношения любви, которая является неотъемлемым свойством духовной и нравственной жизни каждого человека и всех народов. С любовью связывают такой важный институт общественной жизни, как семья.

2. Существенная сторона духовной и моральной жизни народа — воспитание подрастающего поколения: семейное и общественное.

3. Значительную роль играет религия. Она вносит большой вклад в духовную и моральную жизнь народа, являясь частью его духовного мира.

4. Для понимания духовно-моральных устоев народного сознания чрезвычайно важное значение имеют стили народного художественного творчества.

5. Одним из важнейших устоев является идеология. Она сводится к народному идеалу об устройстве общественной жизни[6].

В последние годы распространение наркотиков и наркопреступлений приобрело угрожающие масштабы. По статистическим данным, в России число наркоманов составляет более 10 млн. человек. За последние несколько лет число школьников и студентов, употребляющих наркотики возросло в 7–8 раз. Число смертельных случаев от употребления наркотиков увеличилось за последние десять лет среди населения России в 12 раз, среди детей — в 42 раза. Средний возраст приобщения к наркотикам у мальчиков 14,2 года, у девочек — 14,5 года. Наркотизация молодого населения увеличивается непропорционально быстро[7].

Только органами наркоконтроля в суды направлено 95 уголовных дел по преступлениям, совершенным преступными сообществами (2014 году — 108), и 5 614 уголовных дел в отношении преступных групп, действующих на территории России (в 2014 году — 4 809). При этом около четверти из них были организованы за пределами Российской Федерации или имели в своей структуре подразделения, находящиеся на территории иностранных государств.

По итогам 2015 года правоохранительными органами расследовано 14,1 тыс. наркопреступлений, совершенных в организованных формах, что на 14,3 % больше, чем в 2014 году. Из них 11,1 тыс. — ФСКН России (рост на 10,2 %), 2,2 тыс. — МВД России (рост на 43 %) и 0,8 тыс. — иными ведомствами (рост на 8,8 %).

К уголовной ответственности привлечено 13,2 тыс. участников организованных преступных групп и сообществ, что на 18,8 % превышает показатель за 2014 год, в том числе органами наркоконтроля — 75,6 %, или около 10 тыс. лиц данной категории (рост на 13,6 %).

В рамках работы по ликвидации инфраструктуры трансграничных поставок и дистрибуции наркотиков правоохранительными органами в прошедшем году пресечено свыше 11,7 тыс. фактов оптовых поставок запрещенных веществ (рост на 6,1 %), в том числе ФСКН России — более 90 % или 10,6 тыс. фактов (рост на 4,7 %).

Всей правоохранительной системой из оптового оборота (актива оргпреступности) изъято 26,5 тонны наркотиков, при этом на ФСКН России приходится 20,8 тонны. Тем самым только силами органов наркоконтроля предотвращен экономический ущерб на сумму 114 млрд, рублей, не допустив попадания наркотического опта для розничной реализации в обществе.

При этом особая роль в поставках на территорию Российской Федерации «тяжелых» наркотиков принадлежит этнической наркопреступности.

В 2015 году органами наркоконтроля фиксируется рост на 30 % числа задержанных за оптовые поставки наркотиков иностранных граждан и почти в 1,5 раза — граждан Российской Федерации, являющихся выходцами из иностранных государств.

Всего в 2015 году правоохранительными органами Российской Федерации из незаконного оборота было изъято 35,5 тонны подконтрольных веществ, что соответствует показателю за 2014 год, в том числе органами наркоконтроля изъято порядка двух третей (23,3 тонны) от общей массы[8].

Под наркоманией понимается болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжёлым нарушениям психических и физических функций.

ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года № 3-ФЗ устанавливает, что наркомания — это заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества (ст. 1).

Наркотическими средствами признаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, которые при введении в организм способны изменить одну или несколько функций и в следствие многократного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости у человека.

Принято выделять пять условных категорий людей, употребляющих наркотики:

— экспериментаторы — лица, не возвращавшиеся к этому пагубному занятию после первого знакомства с наркотиками;

— эпизодические потребители — те, кто прибегает к наркотикам в силу сложившихся обстоятельств, вне которых у них не возникает больше желания принимать наркотики;

— систематические потребители — принимают наркотики по определённой схеме, наивно полагая, что это не будет иметь каких-либо негативных последствий для их психики или физиологии;

— постоянные потребители — последовательно формируются из первых трёх групп, зачастую зависимы от наркотиков уже психологически и вынуждены принимать препараты постоянно;

— больные наркоманией — входящие в эту группу индивиды зависят от наркотиков не только психологически, но и физически[9].

Последствия употребления наркотических средств и психотропных веществ:

1) биологические — прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей, снижение сопротивляемости, прогрессирующее истощение молодого организма;

2) социально-психологические — нравственно-этическая деградация личности молодого человека, подростка или ребёнка;

3) криминальные:

— ввиду того, что средства на постоянную покупку наркотиков не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения;

— другую группу составляют уже преступления, относящиеся к незаконному изготовлению, приобретению, хранению, хищению, перевозке или сбыту наркотиков; склонение детей и подростков к употреблению наркотиков; посев, выращивание запрещённых к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; организация и содержание притонов для потребления притонов для потребления наркотиков.

Общая профилактика употребления наркотических средств состоит из двух взаимосвязанных элементов[10]:

1. Сокращение употребления или спроса на наркотики;

2. Уменьшение незаконного предложения наркотиков.

Основными направлениями профилактической работы являются:

— формирование общественного мнения, направленного против употребления наркотиков; пропаганда здорового образа жизни;

— осуществление разъяснительной работы среди население об опасности немедицинского потребления наркотиков, о необходимости соблюдения антинаркотического законодательства и правовых последствий его нарушения;

— проведение мероприятий оперативно-розыскного характера, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Алкоголь — другой вариант наркомании. Он ныне является национальным бедствием нашего общества. Однако утверждение о якобы «врождённом» пьянстве русских, неумеренном, повсеместном и непрестанном ложно. До воцарения династии Романовых русские пили мало, только пять-шесть раз в году, во время особенно больших праздников[11].

В России насчитывается более 500 тыс. подростков-алкоголиков, 80–85 % из них школьники и учащиеся средних специальных учебных заведений, в том числе 3,8 % пью систематически, 18 % — умеренно, 27 % — эпизодически. В последние годы наблюдается рост алкоголизма среди женщин. Причём он значительно помолодел: на лечение стали поступать девушки 15–16 лет, а наличие хронического алкоголизма регистрируется у некоторых девушек уже в 18–20 лет.

Главный показатель алкоголизации — потребление в расчете на душу населения. В России сегодня этот показатель составляет 20–25 литров чистого 100 % алкоголя[12].

С медицинской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся хроническим влечением человека к спиртным напиткам.

С социальной позиции алкоголизм — это форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением человека к спиртному и последующей деградации личности[13].

У детей и подростков алкоголизм имеет ряд характерных особенностей:

— быстрое привыкание к спиртным напиткам;

— тяжёлое течение болезни;

— принятие ребёнком или подростком больших доз алкоголя;

— быстрое развитие запойного пьянства;

— низкая эффективность лечения.

К факторам, способствующим алкоголизации подрастающего поколения, следует отнести[14]:

1. Дети и подростки в большинстве случаев приобщаются к алкоголю через членов семьи. Причём это не обязательно семьи алкоголиков или пьяниц. Программирование предпочтительного отношения к алкоголю как к обязательному элементу застолья начинается с самого раннего возраста внутри семьи.

2. Низкий уровень материального положения семьи и их образования.

3. Усиленные притязания подростков на взрослость. Потребление алкоголя представляется им символом самостоятельности, мужества, средством раскрепощения, самоутверждения, решения проблем.

4. Распространению алкоголя среди подрастающего поколения способствует и популяризация алкоголя в кинофильмах и телевизионных передачах.

5. Пример сверстников — одна из значимых причин детского и подросткового алкоголизма. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из благополучных семей приводит детей к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом времяпрепровождения является выпивка.

6. Сейчас выявлена ещё одна причина влечения подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. Попытки оградить своего ребёнка от неизбежных забот и обязанностей приводят к формированию у последних таких черт характера, как безволие, зависимость, безответственность и неподготовленность к жизни.

Алкоголизм — это болезнь не одного человека, а семейная, поскольку все члены семьи так или иначе чувствуют на себе последствия алкогольной зависимости. Такая семья не выполняет свои основные функции, в ней не реализуются потребности личности: нарушаются семейные планы, члены семьи не уделяют должного внимания друг другу, большую часть времени испытывая тревогу, беспокойство, равнодушие или вину, жизнь семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемость, а отношения — деспотичностью, жестокостью и равнодушием.

Основные направления деятельности при работе с больными алкоголизмом заключаются в нижеследующем:

— диагностика, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения кого-либо из членов семьи к алкоголю;

— повышение уровня социальной адаптации больного, склонного к употреблению алкоголя;

— профилактика алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание больных алкоголизмом с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

— просвещение больного и членов его семьи с целью оздоровления семьи, её быта и культуры внутрисемейных взаимоотношений;

— социальная реабилитация больного, имеющего алкогольную зависимость;

— посредничество между больным и окружающим его социумом по преодолению явлений дезодаптации[15].

Широко распространённой девиацией в Российской Федерации, пришедшей с древних времён, является проституция (лат. prostitutio — предание разврату, обесчещение, осквернение) — профессиональное удовлетворение сексуальных потребностей клиентов за вознаграждение, продажа своего тела с целью добыть средства к существованию.

Признаки проституции[16]:

— род занятий — удовлетворение сексуальных потребностей клиента;

— характер занятий — систематические половые связи с разными лицами без чувственного влечения, направленные на удовлетворение половой активности клиента в любой форме;

— мотив занятий — заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования лица, занимающегося проституцией.

На макроуровне проституция обусловлена в первую очередь социально-экономической обстановкой в стране, в зависимости от которой она переживает свои подъёмы и спады.

На мезоуровне проституция зависит от взаимоотношений данной личности с различными социальными группами. И так как среди социальных групп наиболее значимой является семья, то, говоря о предрасположенности к занятию проституцией, выделяют следующие причины:

— неблагополучные семьи;

— отсутствие семьи;

— приобщение к алкоголю, наркотическим или токсическим веществам, насилие в семье и т. д.;

— сексуальные притязания в детском возрасте со стороны взрослых членов семьи;

— желание стать материально независимыми от семьи;

— сексуальная активность индивидуума, лишённого материальной и семейной поддержки;

— недостаточная информированность в подростковом возрасте о половых отношениях;

— бесконтрольность и безразличие образовательных учреждений и органов местной администрации к внешкольным занятиям детей, подростков и молодёжи.

В последнее время, к сожалению, стала распространяться детская проституция, причём как среди девочек, так и среди мальчиков[17].

Поведение детей, занимающихся проституцией, принципиально отличается от поведения взрослых людей. Их характерными отличительными особенностями являются:

— неосознанность детьми совершаемых ими поступков;

— получение оплаты за свой труд в различных формах;

— продажа своего тела в любом месте по желанию клиента;

— принятие ребёнком при оказании сексуальных услуг больших доз алкоголя или наркотических средств;

— правовой нигилизм, т. к. в число друзей ребёнка входят криминальные элементы;

— занятия проституцией с вынужденным перерывом, т. к. время от времени дети попадают в детприёмники-распределители, приюты, принудительно возвращаются в семьи;

— запугивание, шантажирование ребёнка возможным обнародованием его занятий проституцией перед группой знакомых сверстников, родителями или школьным коллективом в случае отказа заниматься этим видом деятельности.

Общество всегда искало меры борьбы с проституцией. В истории существовали три основные формы политики по отношению к проституции: запрет, регламентация, профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регламентации. Причём лишь последний способ приносит надлежащий эффект.

Таким образом, основными факторами сдерживания развития проституции и заключаются в следующем:

1. На макроуровне, связанным с государственным управлением:

— повышение жизненного уровня населения;

— сглаживание социального и материального неравенства в обществе;

— укрепление и стабилизация института семьи;

— контроль за выпуском и продажей порнографической литературы, видеопродукции;

— введение уголовной ответственности за сутенёрство;

— формирование отрицательного отношения к проституции в обществе.

2. На микроуровне, изучающем становление и развитие конкретной личности:

— развенчание мнения о проституции как о праздном, обеспеченном, красивом образе жизни;

— воспитание в ребёнке высоконравственных качеств и моральных норм.

С ликвидацией системы социализма и внедрением капиталистического развития общества в Россию был привнесен и «американский образ жизни», одной из характерных черт которого является содомия[18].

Сексуальные девиации — это различные формы отклонений от общепринятых в рамках данной этнической культуры форм полового поведения, не относящееся к болезненным состояниям.

Причины сексуальных отклонений от установленных в обществе уклада половых отношений до конца не изучены. Считается, что в формировании всех сексуальных половых отклонений, включая и их патологические, извращённые, формы, играет роль множество биологических и сексуальных факторов. Имеют значение неблагоприятная наследственность, гормональные нарушения, органические поражения головного мозга вследствие родовой травмы, интоксикация, различные искажения психосексуального развития, в том числе обусловленные изоляцией от сверстников, психические расстройства при шизофрении, эпилепсии, органических психозах.

Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Для того, чтобы в значительной степени уменьшить риск возникновения сексуальной расстройств необходимо: выполнение беременной женщиной гигиенических требований; тёплый, эмоциональный климат в семье, исключающий нервные потрясения; отказ от приёма во время беременности психотропных средств и гормонов; воспитание детей и подростков, формирующее у них здоровое отношение к сексуальности; подробная, психологически правильная информация о половой жизни; здоровый образ жизни; профилактика и своевременное лечение нервозов и других заболеваний, вызывающих нарушение половых функций; сознательный выбор партнёра с учётом сексуальных факторов и вступление в брак только после достаточного знакомства и привыкания друг к другу; обучение молодой пары правильному общению до и после вступления в брак.

С началом строительства капитализма в России, с 90-х годов, наблюдается резкий всплеск преступности в стране. Преступность — это одна из самых актуальных социальных проблем и сегодня.

Преступление — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред.

Выделим формы преступной деятельности:

— политическая преступность (злоупотребления властей против своего народа в политических целях; уголовное преследование по скрытым политическим мотивам, квалифицируемое как злоупотребление служебным положением, превышение власти);

— корыстная преступность;

— насильственная преступность;

— организованная преступность;

— экономическая преступность;

— латентная преступность;

— преступность несовершеннолетних.

Последняя растёт быстрыми темпами и является в настоящее время острой проблемой. Она обусловлена рядом факторов:

1. Возрастные особенности:

— бурное физическое развитие детского организма;

— нравственная неустойчивость;

— неадекватная самооценка;

— процесс интенсивного формирования воли;

— противоречивость мировоззрения;

2. Педагогическая и нравственная запущенность:

— наличие неорганизованного свободного времени;

— низкий образовательный, духовный и профессиональный уровень;

— проблемы в семье:

— отсутствие родителей или неполная семья;

— антиобщественные проявления в поведении родителей, родственников;

— разрыв родственных связей;

3. Мотивы совершения преступлений:

— иметь то, что невозможно купить;

— демонстрация своей взрослости, получение одобрения группы подростков;

— слабое осознание того, что совершает преступление;

4. Склонность к девиантному поведению;

5. Подчинение взрослым преступникам;

6. Низкая правовая культура;

7. Противодействие воспитанию, режиму образовательных учреждений;

8. Отсутствие у несовершеннолетних определённых жизненных планов.

Факторы, оказывающие влияние на преступность в целом и несовершеннолетних в частности, разнообразны. К ним относят:

— социально-демографические, связанные с урбанизацией, миграцией, изменениями половозрастных структур;

— экономические, связанные с проблемами производства, реализации товаров и услуг, ценами;

— социально-психологические и социальные;

— организационно-управленческие;

— идеологические — отсутствие в обществе объединяющей людей идеи, господство бездуховности;

— моральные — аморальность в жизни и поведении людей;

— информационные — пропаганда СМИ жестокости, насилия, секса, праздного образа жизни и т. д.;

— социально-воспитательные — развал существовавшей системы воспитательной работы;

— криминальные — распространение криминальной идеологии и других элементов криминальной субкультуры в обществе.

Профилактическая деятельность строится на надлежащем воспитании личности. Индивидуальное профилактическое воздействие на преступника — это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители, под воздействием воспитателей, общественности и коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевая навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю. В то же время индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятного влияния окружающей среды на конкретную личность.

Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбрать такие профилактические методы, которые обеспечат:

— выработку нравственного сознания у преступника;

— формирование у него навыков и привычек позитивного поведения;

— воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным явлениям;

— социальное оздоровление микросреды.

Важной проблемой на сегодняшний день стал вопрос растущего насилия и агрессии. В нашем обществе наметились тенденции принятия их как закономерной неизбежности реформирования общества. Изменение отношений к проявлениям агрессии, насилия обусловлено и создавшейся в обществе необходимостью самостоятельного противостояния, сопротивления и самозащиты от возросшей враждебной среды и социального окружения. Сама среда обитания человека изменилась: произошло усиление её агрессивности. Если ранее существовала установка на единение государства, коллектива, человека, что ставило последнего в жёсткие обстоятельства подчинённости, смирения, то сейчас, в связи с процессом размежевания государства и общества, крайней индивидуализацией для отдельного человека возникает необходимость индивидуализации и социальных отношений. Человек должен самостоятельно распоряжаться своей судьбой, выбором возможностей, направлениями деятельности.

Агрессия имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страданий (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия).

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:

— выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

— тенденцию к разрушению;

— направленность на причинение вреда окружающим людям;

— склонность к насилию (причинению боли)[19].

Одной из форм проявления агрессии является насилие, т. е. применение тем или иным классом, социальной группой, индивидом различных форм принуждения в отношении других классов, социальных групп, индивидов с целью приобретения или сохранение экономического или политического превосходства, завоевания тех или иных прав и привилегий[20].

Причины насилия могут проистекать из биологических, социальных, политических, психологических и иных факторов. Обучение агрессии происходит в первую очередь в процессе наблюдения проявления агрессии у родителей. Результатом становится высокая готовность к агрессии в конфликте. А агрессия — это и есть деструктивная форма развития конфликта. Следовательно, самое важное — обеспечить ребёнку достойное детство, а потом будет намного легче сдерживать ребёнка, подростка или взрослого человека от совершения им недопустимых поступков, которые относят к девиациям.

Обучение насилию проводится и через «символическое моделирование», т. е. через книги, журналы, телевидение и видеопродукцию.

Семейное (домашнее) насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, психологического, экономического и другого оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха и зависимости.

Семейное насилии принято подразделять на четыре типа:

— со стороны родителей по отношению к детям;

— со стороны одного супруга по отношению к другому;

— со стороны одного ребёнка по отношению к другому ребёнку;

— со стороны детей, внуков по отношению к престарелым родственникам.

Насилие по отношению к детям в Российской Федерации широко распространено. Более 50 тыс. детей убегают из дома из-за жестокого обращения. Ежегодно более 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, для многих из них исходом побоев является смерть — каждый десятый ребёнок умирает, около 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством[21].

Только за первые три месяца 2015 года, по данным СКР, количество подростков, пострадавших от домашнего насилия, выросла в полтора раза по сравнению со всем прошлым годом. 597 детей против 391[22].

По данным опроса Левада-центра, 52 процента россиян полагают возможным просматривать личную переписку, вещи и карманы своих детей. Практически столько же родителей дают себе право ограничивать его общение с приятелями. 79 процентов взрослых выступают за то, чтобы их дети работали в свободное от учебы время, при этом каждый четвертый взрослый не считает для себя зазорным забирать у своих детей деньги, которые те заработали. Если же возвращаться к теме домашнего насилия, то 41 процент россиян думают, что у них есть право бить собственного ребенка[23].

Последствиями таких действий становится нарушение физического и психического развития, появление различных заболеваний, нарушение социализации, возникновение социальной дезадаптации, склонность к девиантному поведению.

Насущной проблемой современности является лидирующее положение России по количеству самоубийств детей и подростков по сравнению с другими странами мира.

Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») — это умышленное лишение себя жизни. Является крайней формой проявления насилия по отношению к самому себе.

Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре такого поведения выделяют:

— собственно суицидальные действия;

— суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намёки).

Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершённый суицид. Суицидальная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившейся смертью. Попытка может быть обратимой или необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершённый суицид — действия, завершённые летальным исходом.

Суицидальные проявления включают:

1) Пассивные суицидальные мысли — характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти.

2) Суицидальные замыслы — более активная форма проявления суицидальности, тенденции к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства.

3) Суицидальные намерения появляются тогда, когда присоединяется волевой компонент — решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные, скрытые.

Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествует угнетённое настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причём окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в этом случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное самоубийство) — вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобили, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция[24].

Специфика организации работы с лицами, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению социальной изоляции пациентов и суицидальных тенденций. Основными направлениями работы являются профилактика и реабилитация.

Профилактическая работа направлена на:

— предотвращение возможных физических, психологических, социокультурных обстоятельств у отдельных индивидуумов и групп риска;

— сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;

— содействия им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение человека к активной жизни в обществе, к общественно полезному труду. Она может быть медицинской, психологической, профессиональной, бытовой, социально-педагогической, социально-экономической, социальной.

В эпоху 90-х одним из бедствий нашей страны стал социальный паразитизм. Он и по сей день существует и постепенно развивается. Общая оценка численности людей, ведущих паразитический образ жизни, по России в целом, составляет не менее 10 % от городского населения. Только бездомных в России насчитывается около 40 млн.

Социальный паразитизм — это антиобщественный образ действий, а нередко и образ жизни, основными чертами которого являются извлечение нетрудовых доходов и уклонение от общественно полезного труда, паразитическому существованию, как правило, органически присущи примитивизм интересов, низкий культурный уровень, бездуховность, аморальное поведение, нарушение правовых запретов.

Таким образом, социальный паразитизм представляет собой такой образ жизни (общественного поведения) индивидуума, когда он умышленно (сознательно) стремиться обеспечить себе приемлемые условия существования в данном обществе за счёт самого общества.

Видами социального паразитизма являются бродяжничество и попрошайничество.

Бродяжничество — это систематическое перемещение лиц в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы.

Под попрошайничеством понимается систематическое выспрашивание у посторонних лиц денег, продуктов питания, одежды, других материальных ценностей.

В числе специальных мер, направленных против социального паразитизма, необходимо назвать общегосударственные меры борьбы с пьянством и алкоголизмом, наркоманией и нетрудовыми доходами.

Главный приоритет активной социальной политики — защита тех, кто не в состоянии обеспечить себя сам. Государство и общество не должны бросать на произвол судьбы немощных, пожилых людей, неспособных свести концы с концами. Кроме того, в стране много частично или полностью нетрудоспособных людей, которые не в состоянии приспособиться к новым условиям экономического развития. Государство обязано дать этим людям возможность заработать на жизнь хотя бы в рамках тех условий, выйти за пределы которых они не в состоянии[25].

Итак, девиантное поведение как отклоняющееся от социальной нормы поведение человека нашло своё широкое распространение в нашей стране, что, безусловно, создаёт угрозу общественной безопасности, законности, правопорядку и дисциплине в целом. Источником развития такого поведения является духовный кризис, поглотивший государство. Под его воздействием люди попадают в плен страстей и придаются чревоугодию, блуду, сребролюбию, гневу, печали, унынию, тщеславию, гордости. Они в свою очередь служат катализатором, отправной точкой для попрания норм, установленных в обществе, как писанных (нормативно-правовых актов), так и не писанных (нравственных норм). Провоцируют совершение девиантных поступков. Причём прослеживается пряма связь перечисленных выше видов девиации и страстей[26]. Следовательно, только с преодолением духовного кризиса представится возможность эффективной борьбы с отклоняющимся поведением.

3. Девиантное поведение и преступность несовершеннолетних

Взаимосвязь отклоняющегося поведения и совершения преступных деяний очевидна. В первую очередь потому, что преступления являются одним из видов проявления девиантного поведения. С другой стороны, само по себе отклоняющееся поведение приводит к противоправному действию. Это явно прослеживается во взаимосвязи преступности и алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции и др.

Связь алкоголизма несовершеннолетних и преступности многоканальная, прямая и обратная. Алкогольные эксцессы у несовершеннолетних — это способы «взрослого» самоутверждения, проведения досуга, свободного общения.

Несовершеннолетних по их отношению к алкоголю и мотивации его потребления принято делить на ряд групп[27]:

1) начинающих пить «из любопытства»;

2) употребляющих алкоголь в целях самоутверждения;

3) «любителей кайфа»;

4) «алкогольных эстетов»;

5) бравирующих;

6) страдающих алкогольной болезнью.

Употребляя алкоголь из любопытства некоторая часть несовершеннолетних, удовлетворив своё естественное в этом возрасте любопытство, больше никогда алкоголь не употребляет. У других же — приобретает личностный смысл, когда выпивка становится средством самоутверждения. Группа алкоголизирующих подростков легко превращается в «скоп», избрав для самоутверждения в качестве способов пьяный кураж, хулиганство, демонстрацию силы, совершение актов вандализма, драки, поножовщину и т. п.

Наибольшим криминальным риском обладают группы подростков, бравирующих употреблением алкоголя. Суть этой бравады — стремление «всех перепить». Досуг их примитивен. Такое стремление к алкоголю способствует быстрому перерастанию социальной и психологической зависимости в физическую зависимость от спиртного, что ведёт к деградации личности, к той стадии алкогольной болезни, когда несовершеннолетний начинает пить без разбора что попало, с кем попало и где попало и в таком состоянии легко идёт на любое преступление для добычи средств на алкоголь[28].

Аналогичная взаимосвязь имеет место между токсикоманией и преступностью. Среди групп несовершеннолетних правонарушителей в целях одурманивания себя распространены разные виды токсикомании — сознательного самоотравления, а значит, и самоуничтожения. По некоторым даны, от употребления токсических веществ ежегодно гибнет до 11 тыс. подростков.

Мотивы употребления токсических веществ почти совпадают с мотивами употребления алкоголя. Основные из них: 1) потребление из любопытства; 2) бравада своей смелостью; 3) стремление самоутвердиться в среде себе подобных; 4) групповая сопричастность («за компанию»); 5) желание получить «кайф» (расслабиться); 6) желание развлечься; 7) желание уйти от трудных жизненных проблем; 8) снять психологический барьер перед совершением других форм асоциального и криминального поведения (перед занятием групповым сексом, совершением преступления и т. п.)[29].

Обнаружить токсикоманов можно:

— по исходящим от их одежды неистребимым запахам;

— ношению с собой различных ёмкостей (пузырьков) с жидкостями, целлофановых пакетов, в которых распыляется жидкость;

— ношению в носу смоченной токсической жидкостью ваты;

— выбритым затылкам;

— накладкам на руке;

— стремлению к группированию и уединению в перерывы между занятиями в туалетах и других местах и т. п.[30]

В случае выявления токсикоманов необходимо установить круг их общения, взаимные связи и взаимные влияния; лидерство в группе, а также лиц, поставляющих в учебное заведение токсические вещества и склоняющих учащихся к их употреблению.

Наркомания и преступность несовершеннолетних имеют двоякую взаимную связь. С одной стороны несовершеннолетний, «подсевший на иглу», для получения очередной дозы, не имея средств для её приобретения, идёт на совершение противоправных действий. С другой стороны, есть категория несовершеннолетних, не употребляющих наркотические средства, но занятых в наркобизнесе. Чаще всего несовершеннолетних используют в качестве сборщиков сырья, его перевозчиков (гонцов), вербовщиков клиентуры и сбытчиков.

Существенное влияние на отклоняющееся поведение несовершеннолетних оказывает мода, которая может провоцировать совершение подростками преступных действий.

В определённой степени мода сыграла свою роль в распространении проституции, когда она стала показываться как престижное и прибыльное занятие. Это привело к существенному омоложению проституции.

В криминологии известно, что «там, где проституция, там — криминал»[31]. Тем более подростковая проституция — мощный фактор стимулирующий развитие организованной преступности. С одной стороны проститутки становятся объектом преступных посягательств, или на них паразитирует огромная надстройка преступного мира. С другой стороны — сами проститутки становятся субъектами совершаемых преступлений. Наиболее типичны три способа. Первый заключается в том, что проститутка усыпляет богатого клиента с помощью клофелина, «который приходит в себя только через несколько часов и обнаруживает пропажу кошелька, кольца, перстня, а то и машины»[32]. Второй способ заключается в том, что проститутка везёт клиента как бы к себе на квартиру, поясняя, что «родители на даче (в отпуске и т. п.)». Уже раздевшись и доведя клиента до кондиции, открывает дверь на стук распалённым «родственникам», которые и милицией грозят, и оружием за растление несовершеннолетних. Так убедительно говорят, что горе-любовник посчитает за счастье отдать им тысячу долларов и убраться восвояси».

Третий способ заключается в том, что по дороге на плацдарм (квартиру, другое место для занятия сексом) «ночная бабочка» просит на минутку притормозить и тогда в салон врываются крутые парни. Грабят водителя, газом ли, крепким ударом по голове приводят в бесчувствие, сами садятся за баранку, угоняя автомашину.

Итак, явственно наблюдается связь отклоняющегося поведения несовершеннолетних и совершения ими преступных действий. Имея групповой характер, девиантное поведение подростков приводит к его концентрации и унификации, превращаясь в криминальную субкультуру, т. е. совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплочённости, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ювенальная юриспруденция. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб, пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 7.

2

Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 7.

3

Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 17.

4

Там же. С. 25.

5

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб, пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 47.

6

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб, пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 52–53.

7

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб, пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 59–60.

8

Официальный сайт ФСКН России // Аналитические материалы, fskn. gov.ru pages/main/prevent/3939/4052/

9

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб, пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 62.

10

Анафьянова Т.В. Особенности социально-медицинской работы с лицами и группами девиантного поведения в регионе: монография. Академия Естествознания.2011. http: //www. monographies. ru/r u/book/ view?id= 132.

11

Бушков А. Иван Грозный. Кровавый поэт. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. С. 213.

12

Для сравнения: 2/3 населения Земли не употребляют ни алкогольную, ни табачную продукцию. 41 государство мира живёт в «сухом законе». 80 государств живут в законе трезвости, когда на пьющего человека смотрят как на ненормального. Сегодня на Земле насчитывается до 700 крупных трезвых народов.

13

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб, пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 71.

14

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб, пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. http://lib.sale/ sotsialnaya-rabota-knigi/prichinyi-posledstviya-upotrebleniya-alkogolya-84704. html.

15

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб, пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 72–78.

16

Герасимов М.В. Определение проституции в уголовном праве России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Выпуск № 72 / 2010. http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-prostitutsii-v-ugolovnom-prave-rossii.

17

Шалагин А.Е. Проституция как социально-негативное явление и ее общественная опасность // Актуальные проблемы экономики и права. Выпуск № 1 (21) / 2012. http://cyberleninka.ru/article/n/prostitutsiya-kak-sotsialno-negativnoe-yavlenie-i-ee-obschestvennaya-opasnost.

18

См. подробнее: Платонов О.А., Райзеггер Г. Почему погибнет Америка: взгляд с Востока и с Запада. — М.: Столица-Принт, 2008.

19

Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 84–87.

20

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб, пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 125.

21

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб, пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 134–135.

22

Официальный сайт Следственный Комитет Российской Федерации // sledcom.ru.

23

Официальный сайт новостного канала РЕН-тв // ren.tv/novosti/2015-06–01…nachalo-2015-goda…seme…

24

Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 145.

25

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб, пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 150–154.

26

См. подробнее: Зорин К.В. Гены и семь смертных грехов. — М.: Русский Хронографъ, 2009.

27

Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, K.С. Лисецкого. Самара: Изд-во «Самарский университет». 2002. 206 с.

28

Пирожков В.Ф. Криминальная психология. — М.: «Ось-89», 2007. С. 53–54.

29

Пирожков В.Ф. Криминальная психология. — М.: «Ось-89», 2007. С. 55.

30

Там же. С. 56.

31

Там же. С. 77.

32

Там же. С. 78.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я