Ювенальная юриспруденция. Том 2

Коллектив авторов, 2016

Учебник подготовлен в соответствии с учебной программой и в доступной форме раскрывает содержание учебной дисциплины «Ювенальная юриспруденция», знакомит обучающихся в высших учебных заведениях юридического профиля с основами профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений, а также иного асоциального поведения несовершеннолетних и защиты их прав, с ювенальным правом, ювенальной юстицией и концепцией ювенальной юриспруденции. В учебнике подробно рассмотрены история вопроса, система органов ювенальной юстиции, ювенальное правосудие, гарантии защиты прав и свобод несовершеннолетних граждан в России и зарубежом. Материалы учебника представляют интерес для юристов, депутатов различных уровней власти, государственных и муниципальных служащих, представителей правоохранительных органов и судей, работающих с несовершеннолетними. Кроме того, издание предназначено для подготовки студентов юридических ВУЗов к экзамену и для преподавателей, преподающих данную дисциплину, относящуюся к вариативной части профессионального цикла по выбору профессиональной деятельности «Юриспруденция» ФГОС ВПО. Уникальность – сочетание традиционных теоретических основ и новейших разработок и трудов современных исследователей в области ювенального права в Российской Федерации с предложением нового понятия «концепция ювенальной юриспруденции» и направлений совершенствования действующего законодательства Нормативная правовая база соответствует последним изменениям российского законодательства по состоянию на июль 2016 года. Достоинством нового учебника выступают приложения в виде глоссария и рекомендаций для принятия нового законодательства в сфере ювенальной юриспруденции; уникальный список использованной литературы. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ювенальная юриспруденция. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Лекция 6

Тема: Ювенальная криминология

1. Понятие криминологии. Ювенальная криминология как часть общей криминологии.

2. Криминологическая характеристика беспризорности, безнадзорности, правонарушений, иного асоциального поведения несовершеннолетних. Современное её состояние.

3. Причины «детской» преступности. Антропологическая школа криминологии.

4. Прикладное значение ювенальной криминологии.

1. Понятие криминологии. Ювенальная криминология как часть общей криминологии

Начиная с 90-х годов XX столетия, в России наблюдается непрерывный рост преступности несовершеннолетних. Причём в последнее время, как замечают учёные-криминологи и практические работники правоохранительных органов, происходит значительное омоложение преступников. Иными словами всё больше преступлений начинаю совершать дети. Что самое страшное, зачастую эти преступления носят жестокий, варварский, изуверский характер. Такое положение дел является показателем духовного, нравственного здоровья общества.

Говоря о преступности, и ища ответы на поставленные действительностью вопросы, мы обращаемся к науке, которая десятилетиями изучала это явление — криминологии.

Криминология — (от латинского crime — «преступление» и греческого logos — «учение») — это учение о преступлении. Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности[33].

Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Криминология изучает широкий круг социальных и биологических явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т. е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

В литературе предмет криминологии определен далеко не однозначно. Помимо вышеназванных элементов к предмету криминологии некоторые авторы относят[34]:

— закономерности функционирования и развития криминологической науки, ее место и роль в жизни общества;

— организацию конкретных криминологических исследований;

— криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью;

— ликвидацию последствий преступности;

— управление процессами борьбы с преступностью.

Объектом криминологии являются экономические, политические, идеологические, культурные и иные социальные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют её отдельные стороны, а также физиологические и биологические отношения.

Предмет же криминологии гораздо уже. Основным элементом предмета является преступность как особое биологическое и социально-правовое явление.

Следующая задача, решаемая криминологией, сводится к ответу на вопросы, почему возникла и существует преступность, что создает для нее питательную почву, каковы истоки преступности, т. е. к выявлению сложных биосоциальных связей преступности с жизнью общества и его противоречиями.

Преступность — это не только криминологическое понятие, но реальное социальное негативное явление, проявляющееся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, являющихся носителями сознания и воли. Поэтому нельзя получить сколько-нибудь полные и достоверные знания о преступности, не изучая лиц, уже совершивших преступления.

Наконец, криминология изучает проблему предупреждения преступности — специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель преодоления этого негативного общественно опасного явления.

Теоретическая цель криминологии состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определении задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью[35].

Перспективные цели криминологии сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы. Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, её предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс.

Из целей криминологии вытекают ее задачи, к которым можно отнести[36]:

1. получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем;

2. криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т. д.) для дифференцированной борьбы с ними;

3. выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработку рекомендаций по их преодолению;

4. изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификацию различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

5. определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

В криминологии традиционно выделяют две части — общую, включающую в себя базовые, основные теоретические представления о преступности, преступлениях и преступнике, и особенную, изучающую криминологические характеристики отдельных видов преступлений и своеобразия деятельности по их предупреждению.

Преступность несовершеннолетних и её предупреждение относится к особенной части криминологии. Во второй половине 1990-х годов Э.Б. Мельникова выступила с предложением о выделении в системе общей криминологии ювенальной криминологии. Иными словами было предложено возвести исследование преступности несовершеннолетних и её профилактику в особый статус и акцентировать на этом внимание посредствам переименования. Ювенальная криминология должна была стать теоретико-практическим подспорьем при создании ювенальной юстиции в России и её системы, а также ювенального права[37].

Совершенно очевидно, что ювенальная криминология неотъемлемая составляющая часть общей криминологии, вбирающая в себя её концепции, методологии и методики. К сожалению, отечественные криминологи, при исследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в большей степени опираются на общетеоретические знания криминологии, нежели на специальные знания, обусловленные спецификой ювенальной ветви. Исторически повелось, что теоретическим вопросам особенностей ювенальной криминологии внимание уделялось гораздо меньше, чем криминологии как науке о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности, т. е. общей криминологии. Этот пробел явно наблюдается в учебной литературе.

Говоря об особом положении ювенальной криминологии, мы не можем обойти стороной вопрос характерных особенностей, присущих ювенальной криминологии.

Во-первых, это особый объект криминологических исследований — личность несовершеннолетнего с её специфическими признаками:

1. подвижностью в связи с физическим и социальным ростом человека;

2. вытекающим из этого социально-правовым статусом несовершеннолетнего;

3. особенностями поведения несовершеннолетних — неадекватностью в конфликтных ситуациях, завышенными или, наоборот, заниженными возрастными ролевыми ожиданиями.

Во-вторых, особая микросреда несовершеннолетнего с её влиянием на его личность и поведение. Речь идет о семье, школе, досуге, ближайшем окружении, работе. Особая роль — воспитание и влияние взрослых.

В-третьих, научная разработка соответствующей системы мер предупреждения отклоняющегося от нормы, т. е. девиантного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Специфика ювенальной криминологии состоит в том, что комплекс исследуемых обстоятельств и признаков личности несовершеннолетних преступников значительно шире, чем при изучении преступности взрослых.

Криминология, изучая проблемы преступности несовершеннолетних с помощью научных методик, получает данные, предназначенные:

— для более углубленного изучения причин преступности, личности несовершеннолетнего преступника;

— использования результатов массовых криминологических исследований для оценки тенденций в преступности несовершеннолетних на базе соответствующих изменений в социально-экономической обстановке в стране;

— определения «болевых точек» в преступности несовершеннолетних на данный момент.

Эти результаты криминологических исследований очень важны, но прежде всего для решения стратегических задач борьбы с преступностью несовершеннолетних, а не для расследования и судебного разбирательства по конкретным делам.

Вместе с тем установление состояния, динамики, структуры преступности несовершеннолетних при анализе статистических показателей и качественных характеристик преступности несовершеннолетних даёт в руки следователя, суда тактическое оружие по конкретному уголовному делу (внимание обращается на серьезные изменения в условиях жизни и воспитания, ценностных ориентациях самих подростков).

Резюмируя вышеизложенное, отметим, ювенальная криминология является теоретико-практической основой для разработки концепций, программ, стратегий борьбы с преступностью несовершеннолетних, беспризорностью, безнадзорностью, иным асоциальным поведением, дальнейшей профилактики этих негативных проявлений общественной жизни. А также основой для дальнейшего развития, модернизации и совершенствования юридического обеспечения защиты прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и деятельности ювенальной системы в целом.

2. Криминологическая характеристика беспризорности, безнадзорности, правонарушений, иного асоциального поведения несовершеннолетних. Современное состояние

Преступность несовершеннолетних — это вид преступной деятельности, выделяемый на основе такого критерия, как несовершеннолетний возраст субъекта преступления. Несовершеннолетними в соответствии со ст. 87 УК РФ, признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет[38]. С криминологической точки зрения этот возрастной отрезок делится на три группы: 14–15 лет, 15–16 лет, 17–18 лет[39].

Изучение преступности несовершеннолетних и ее предупреждение — особенно актуальная и сложная задача, поскольку:

— для общества чрезвычайно важно успешное решение масштабных задач охраны жизни, здоровья, развития подрастающего поколения; борьбы с первичной преступностью, составляющей около 75 % всего ее объема; ликвидации безнадзорности несовершеннолетних (своеобразного резерва преступности);

— несовершеннолетние склонны к отклоняющемуся поведению, принадлежат к так называемой криминогенно активной части населения;

— преступность несовершеннолетних имеет более интенсивную негативную динамику по сравнению с преступностью в целом;

— рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях сокращения общей численности этой возрастной группы населения;

— существуют особенности генезиса и мотивации совершения преступлений несовершеннолетними, обусловленные спецификой их жизнедеятельности и воспитания, их личностными и социально-групповыми нравственно-психологическими характеристиками;

— многие криминогенные факторы, оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в среде несовершеннолетних;

— значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми преступниками;

— криминально активные несовершеннолетние склонны к совершению общественно опасных деяний как до, так и после достижения возраста уголовной ответственности, что приводит к постоянному возрождению преступности.

Анализ преступности несовершеннолетних как особого объекта криминологического исследования включает изучение характеристик:

— совершённых преступлений (виды, формы, мотивы);

— личности (с учётом ограниченного периода её формирования, ограниченной дееспособности, подвижной динамики содержания социальных функций);

— причин и условий преступности;

— результативности мер профилактического воздействия.

Современное состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает тревогу в обществе. Темпы так называемого омоложения преступности очень быстры. Юные преступники, которые 10 лет назад разбивали уличные фонари, теперь разбивают головы людей[40]. Органами МВД ежегодно регистрируется более 154 тысяч преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое 11-е преступление совершено лицами, не достигшими совершеннолетия[41]. Это только данные о совершенных преступлениях и несовершеннолетних преступниках, которые учтены правоохранительными органами. Добавим сюда высокую латентность подростковой преступности.

По данным официальной статистики, в России ежегодно совершают преступления около ста тысяч подростков, которым еще не исполнилось 14 лет, из них примерно три тысячи убийств. Другими словами, лица, не являющиеся по уголовному законодательству субъектами преступлений, убивают примерно девять человек в день, и при этом их действия не являются уголовно наказуемыми. В связи с этим можно отметить, что профилактическое направление работы с данной категорией правонарушителей оказалось в значительной степени свернутым.

Средний возраст несовершеннолетнего преступника — неполные 16 лет. 94, 3 % правонарушителей — лица мужского пола. Если в семейном положении приблизительное равенство подростков, проживающих с одним родителем (46,2 %) и с обоими (42,5 %), то в характеристиках экономического и образовательного уровня таких правонарушителей преобладают существенные различия: 30,2 % подростков живут в условиях, когда семья не может обеспечить удовлетворение потребностей в питании, одежде, жилье; 55,7 % подростков были обеспечены только необходимыми материальными благами. На момент преступления 57,7 % подростков обучаются в образовательных учреждениях; 44,3 % отказываются от получения полного среднего образования. 80,2 % подростков-правонарушителей педагоги оценивают как плохих учеников.

Хищения материальных ценностей составляют 73,8 % всех преступлений. Как показывают исследования, в целом по России отмечалось увеличение уровня преступности несовершеннолетних на 14,2 %; привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних — на 13 %; возросло количество преступлений, совершенных подростками по предварительному сговору, на 15,3 %. Больше всего совершают хищения подростки, у которых наиболее низкое материальное положение.

Что касается культурных потребностей, то у 78,8 % основной досуг носит развлекательный характер (общение с друзьями на улице, компьютерные игры, просмотр телевизора). Наличие работы у членов семьи подростка и у него самого опосредует связь обучения подростка и повторяемости преступлений. В семьях, где нет совершеннолетних безработных, а также не достигших пенсионного возраста, рецидивов преступлений меньше всего. Подростки, вынужденные работать и одновременно продолжать обучение, как правило, совершали повторные преступления, а те, кто только работал, их не имели.

Как показывают данные социологических исследований, если подросток переводился из средней школы на индивидуальное обучение, заочную систему или вечернюю школу, это являлось также условием для рецидива преступления.

Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46 % воспитывались в неполной семье. О питейных традициях многие узнают в гораздо более раннем возрасте и, как правило, в семье. Среди несовершеннолетних, совершивших преступления, свыше 42 % уже ранее употребляли алкоголь и преступление совершили в нетрезвом состоянии. При этом 14 % впервые употребили спиртные напитки с родителями, родственниками.

О влиянии семьи на преступность несовершеннолетних говорится во многих источниках СМИ. К тяжелым последствиям недостатков семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления, источником которых в большинстве стали обстоятельства, окружавшие ребенка в семье. Вклад таких семей в преступность несовершеннолетних по официальным подсчетам составляет 30–35 %. 36 % несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в семьях, в которых родители и родственники были ранее судимы.

При этом подчеркивается, что в семьях девиантов (в первую очередь, правонарушителей) отсутствует эмоциональный контакт ребенка с обоими родителями или с одним из них, в случае с мальчиками — с отцом (примерно 75 % от всех изученных государственным органом опеки и социальной защиты семей). Далее (или одновременно) следует значительное снижение уровня взаимопонимания, не говоря уже о каком-либо сотрудничестве между самими родителями (60 % семей).

Криминогенная обстановка в семье, несомненно, влияет на ее членов. Среди обследованных в исправительных колониях осужденных имели судимых родителей 60 %, братьев — 35 % и детей — 5 %. По другим данным, полная криминогенная зараженность микросреды была обнаружена почти у 60 % обследованных подростков-правонарушителей. Отцы судимы у половины подростков этой группы, у 38 % подростков отцы хулиганили в быту. Аморальное поведение имеют матери почти каждого пятого подростка. Обращается внимание на жестокость и насилие в таких семьях. Изучение дел об убийствах, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует о том, что именно по данной категории дел преступлению предшествовали длительные конфликтные отношения между будущей жертвой (чаще всего это отцы или отчимы и другие взрослые родственники, иные лица по месту жительства несовершеннолетнего) и осужденным. В каждой четвертой семье указанные лица систематически терроризировали несовершеннолетнего и других близких, пьянствовали и сами спровоцировали преступление. В этих семьях утверждались аморальность, культ насилия в межличностных отношениях как способ общения. Одним из источников определения влияния семьи на преступность несовершеннолетних служат материалы судебной статистики.

Необходимо отметить, что за последние годы, с 1996 по 2016, в России отмечается снижение общего количества преступлений, совершённых несовершеннолетними или при их соучастии[42].

Если учесть, что подростков в России стало меньше за эти же годы, то эти цифры нас не должны настраивать на слишком оптимистический лад. Статистика рождаемости и смертности подростков говорит следующее: в 1991 г. было 40 152 440 детей. В 2008 г. перепись показала 27 000 000. Потеря составляет 13 млн. детей. Российская газета отмечает, что в России осталось 3 800 000 детей в возрасте от 10 до 18 лет (включая все национальности).

Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, единица (Российская Федерация)

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ювенальная юриспруденция. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

33

Титушкина Е.Ю. О понятийном аппарате криминологии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Выпуск № 3–2 / 2014. http: //cyberleninka. ru/article/п/o-ponyatiynom-apparate-kriminologii.

34

Филатова T.B. K вопросу о предмете, методах, некоторых персоналиях зарубежной и отечественной криминологии // Социально-политические науки. Выпуск № 4 / 2013. http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-predmete-metodah-nekotoryh-personaliyah-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-kriminologii.

35

Шалагин А. Е., Кабиров Д. Э. Отечественная криминология: история, современное состояние, перспективы развития // Вестник Казанского юридического института МВД России. Выпуск № 14 / 2013. http://cyberleninka. ru/article/n/otechestvennaya-kriminologiya-istoriya-sovremennoe-sostoyanie-perspektivy-razvitiya.

36

Антонян Ю.М. Криминология будущего: междисциплинарные научные связи // Юридическая наука и правоохранительная практика. Выпуск № 4 (30) / 2014. http://cyberleninka.ru/article/n/kriminologiya-buduschego-mezhdistsiplinarnye-nauchnye-svyazi.

37

Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. Учеб, пособие. — М.: Изд-во «Дело», 2001.

38

Криминология: учеб, для вузов // Под общ. ред. А.И. Долговой. — М.: Норма, 2005. С. 785.

39

Криминология: учеб, для вузов // Под ред. В.Д. Малкова. // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

40

Краснова О.В. Некоторые психологические аспекты стремительного роста детской преступности и пути их решения //Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

41

Никитина Е.М. Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России, пути решения этих проблем // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

42

Официальный сайт Федеральной службы госстатистики // gks.ru/db-scripts/cbsd/dbinet.cgi…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я