Непрерывное технологическое образование и технологическое образование школьников

Ю. Л. Хотунцев, 2017

В сборник статей проф. Ю. Л. Хотунцева и его сотрудников вошли работы, посвященные проблемам обеспечения экономики Российской Федерации инженерно-техническими кадрами, непрерывного технологического образования от детского сада до окончания технического университета и далее в системе повышения квалификации, важной роли технологического образования школьников – первого шага инновационно-технологического развития нашей страны, предложения по выполнению рекомендаций Президента Российской Федерации В. В. Путина о совершенствовании преподавания в общеобразовательных учреждениях учебного предмета «Технология», проект концепции технологического образования обучающихся в общеобразовательных учреждениях, предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных государственных образовательных стандартов и принципы отбора содержания Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Выпуск сборника приурочен к 80-летнему юбилею автора. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Непрерывное технологическое образование и технологическое образование школьников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Проблемы непрерывного технологического образования и формирования технологической и инженерной культуры

Хотунцев Ю. Л.

Инновационно-технологическое развитие многих стран требует подготовки большого количества высококвалифицированных специалистов. В указе Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной политике» от 7 мая 2012 года № 596 (п.1. «а») говорится:

«правительству Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей: а) создание и модернизация 25 млн. высококвалифицированных рабочих мест к 2020 году».

Не менее амбициозные задачи ставят другие страны и регионы. Выступая на только что закончившейся XX Международной научно-практической конференции «Технологическое образование в инновационно-технологическом развитии экономики страны», проведенной в МПГУ и МГТУ им. Н. Э. Баумана руководитель Центра профессионального образования федерального института развития образования профессор Блинов В. И. отметил, что в ЕЭС ставится задача подготовки 50 млн. высокопроизводительных рабочих мест, в КНР — 500 млн., в Индии — 750 млн. В связи с этим становится актуальной проблема создания системы непрерывного технологического образования в нашей стране.

Постоянное появление новых технологий требует непрерывного технологического образования людей в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, в учреждениях, среднего[7] и высшего профессионального образования, на курсах переподготовки и повышения квалификации. Все эти уровни технологического образования должны быть насыщены современным учебным оборудованием и привлекать для преподавания высококвалифицированных преподавателей с дипломами магистров. В Финляндии даже преподаватели дошкольных учреждений и школ имеют дипломы магистров.

Большое внимание должно быть уделено среднему профессиональному образованию, поскольку согласно [2] рабочих высокой квалификации в России осталось 5 %, в то время как в развитых странах 45–70 %. Подготовка специалистов по уровням НПО-СПО-ВПО ведется в соотношении 1:1:1, в то время как рабочих требуется в 5 раз больше. Примеров успешной подготовки инженерных кадров в рамках бакалавриата в стране практически не имеется (данные 2011 года).

Следует отметить, что на заседании съезда ректоров ВУЗов России 30 октября 2014 года, которое вел Президент В. В. Путин, выступил ректор МГУ.

В. А. Садовничий предложил вернуться к системе подготовки инженеров в течение 5–6 лет, а учителей — 6 лет и не увлекаться бакалавриатом, учитывая что многие известные ВУЗы Европы не перешли на подготовку бакалавров.

Ситуация с изучением предметной области «Технология» в общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации во многих случаях не отвечает современным требованиям и продолжает ухудшаться.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования предполагают изучение предметной области «Технология» в начальной школе и основном звене средней школы.

В федеральном государственном образовательном стандарте для старшей школы «Технология», как предметная область, отсутствует и является предметом по выбору.

Сокращение числа часов на изучение предметной области «Технология», ликвидация непрерывности и преемственности технологической подготовки, устаревшее оборудование учебных мастерских, отсутствие финансирования для приобретения материалов и нового оборудования, недостаточное информационное обеспечение, недостаточная оплата труда преподавателей и, в силу этого, уход из школ учителей технологии, в первую очередь мужчин, приводит к разрушению технологической подготовки школьников и наносит серьезный ущерб технологическому и социально-экономическому развитию нашей страны.

Знакомство с элементами использования технологий должно начинаться в дошкольных учреждениях. Технологическое образование в детских садах и начальной школе рассматривалось в частности в ряде работ [3, 4, 5], где отмечалось, что к тому времени, когда дети приходят в школу, они уже «ветераны по применению технологии». Они ездят на автомобилях, пользуются домашним оборудованием, водят велосипеды, работают в саду, помогают в приготовлении пищи, умеют пользоваться телевизором и компьютером и т. п. Дети по природе своей исследователи и изобретатели, им нравится изготавливать материальные изделия.

Школа должна предоставлять учащимся разнообразные возможности по изучению свойств материалов, использованию инструментов, проектированию и изготовлению предметов, исследованию технологических систем. Их деятельность должна вытекать из проблем и нужд школы и ее окружения, которые интересуют детей и которые вполне реальны и безопасны.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Непрерывное технологическое образование и технологическое образование школьников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

В новом законе об образовании исчезло понятие «Начальное профессиональное образование», что, безусловно, является ошибкой [2].

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я