Конспект лекций по уголовно-процессуальному праву

Ю. Л. Тарасова, 2009

Представленное учебное пособие отражает современное состояние уголовно-процессуального права не только как науки, но и как учебной дисциплины. Пособие подготовлено на высоком научном и методическом уровне. В настоящем издании рассмотрены все стадии уголовного процесса и лица, в них участвующие, с учетом последних изменений в уголовно-процессуальном законодательстве. Пособие изложено доступным языком и рекомендуется студентам всех юридических специальностей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспект лекций по уголовно-процессуальному праву предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Лекция № 4. Участники уголовного процесса со стороны обвинения

1. Процессуальный статус прокурора

2. Процессуальный статус следователя и начальника следственного отдела

3. Процессуальный статус органа дознания и дознавателя

4. Процессуальный статус лиц, пострадавших от преступления

1. Процессуальный статус прокурора

Прокурор это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Все полномочия, которыми наделяется прокурор в уголовном судопроизводстве, можно разделить на две группы:

— полномочия в ходе досудебного производства по уголовному делу;

— полномочия в ходе судебного производства.

В ходе досудебного производства согласно ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор осуществляет свои полномочия в трех направлениях:

— уголовное преследование;

— координация деятельности органов предварительного расследования;

— надзор за деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

Осуществляя уголовное преследование на досудебных стадиях, прокурор вправе:

— возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

— участвовать в производстве предварительного расследования и лично производить отдельные следственные действия;

— продлевать срок предварительного расследования;

— приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу.

С целью координации деятельности органов предварительного расследования прокурор вправе:

— в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий;

— разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

— отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего расследования уголовного дела, если при производстве ими допущено нарушение требований УПК РФ;

— поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

— изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю либо у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры;

— передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, от одного следователя прокуратуры другому.

С целью осуществления надзора за деятельностью органов предварительного расследования прокурор вправе:

— проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении;

— давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела, на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

— утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

— утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

— возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Этот перечень полномочий не является исчерпывающим, и прокурор вправе осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Полномочия прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу ст. 37 УПК РФ определяет лишь в общей форме. Она гласит, что прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. В случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу. Более определенно о полномочиях прокурора на этой стадии уголовного процесса говорится в статьях третьей части УПК РФ, регулирующих процессуальные вопросы судебного производства. Например, к его компетенции относится:

— заявлять ходатайства (ст. 230, 235 УПК РФ);

— участвовать в судебном разбирательстве (ч. 1 ст. 246 УПК РФ);

— представлять доказательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ) и др.

Все приведенные выше полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. Юридическая сила решений прокурора установлена в ч. 3 ст. 37 УПК РФ, в которой сказано, что письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными.

Прокурор не может участвовать в производстве по уголовному делу, если имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично (прямо или косвенно) заинтересован в исходе данного уголовного дела. Такими обстоятельствами признаются случаи, когда прокурор:

— является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;

— выполнял функции какого-либо иного субъекта в производстве по данному уголовному делу. Исключение из этого правила сделано для тех случаев, когда прокурор принимал участие в производстве предварительного расследования и в судебном разбирательстве;

— состоит в родственных отношениях с кем-либо из участников производства по данному уголовному делу;

— ранее принимал участие в рассмотрении данного уголовного дела;

— иные обстоятельства, например неприязненные или дружеские отношения, а иногда и просто факт знакомства, совместной работы и т. п. (ст. 61 УПК РФ).

При наличии указанных обстоятельств прокурор должен устраниться от участия в производстве по уголовному делу. В противном случае участники уголовного процесса могут заявить ему отвод (ст. 66 УПК РФ).

Решение об отводе прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу принимает вышестоящий прокурор, а в ходе судебного производства — суд, рассматривающий уголовное дело.

2. Процессуальный статус следователя и начальника следственного отдела

Следователь это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (п. 41 ст. 5 УПК РФ).

Следователь наделен широким кругом полномочий организационно-процессуального характера по расследованию уголовного дела в форме предварительного следствия. Но процессуальный статус следователя предусматривает исполнение им определенных обязанностей еще до наступления стадии предварительного следствия:

— принять сообщение о совершенном или готовящемся преступлении;

— проверить полученное сообщение и принять по нему решение в пределах своей компетенции;

— возбудить уголовное дело по факту совершения преступления;

— принять уголовное дело к производству либо направить его по подследственности.

С момента возбуждения уголовного дела и принятия его к производству следователь самостоятельно направляет ход расследования и принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда эти действия затрагивают конституционные права граждан. В таких случаях в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора. В связи с этим следователь уполномочен:

— давать органу дознания письменные поручения о проведении оперативно-розыскных или иных процессуальных мероприятий (например, о задержании, приводе или аресте лица). При этом он может лишь поставить перед ними задачу по установлению обстоятельств, но не вправе указывать, какие конкретно мероприятия должны быть для этого выполнены;

— вызывать в законном порядке любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта;

— требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, которые позволяют установить необходимые фактические данные по делу. Такие требования являются обязательными для исполнения всеми без исключения (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Этот перечень не является исчерпывающим, и следователь при необходимости может осуществлять и другие полномочия, предусмотренные специальными статьями УПК РФ.

Так как следователь обладает довольно широкими властными полномочиями, от него зависит ход предварительного следствия, закон ограничивает возможность следователя участвовать в производстве по уголовному делу при наличии определенных обстоятельств, чтобы исключить возможность злоупотребления им своими полномочиями либо его предвзятость при производстве предварительного следствия.

Следователь не может участвовать в производстве по определенному уголовному делу, если он:

— является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по этому делу;

— выполнял функции иного участника по данному делу (например, был свидетелем или привлекался в качестве специалиста);

— является родственником любого из участников производства по данному делу.

При наличии любого из указанных оснований следователь должен устраниться от участия в производстве по уголовному делу.

В противном случае любой из участников уголовного процесса может заявить ему отвод.

Правовой статус начальника следственного отдела определяется ст. 39 УПК РФ.

Термин «начальник следственного отдела» охватывает начальников следственных управлений, отделов, отделений органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности РФ и их заместителей, действующих в пределах компетенции.

Процессуальное назначение начальника следственного подразделения заключается в осуществлении ведомственного контроля за производством предварительного следствия подчиненными ему следователями. Об этом свидетельствует круг его полномочий, которые содержатся в ст. 39 УПК РФ. Согласно указанной статье начальник следственного отдела уполномочен:

— поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, создавать следственную группу или изменять ее состав;

— изымать уголовное дело у одного следователя и передавать его другому (при этом он обязан указать основания такой передачи);

— отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия либо вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя;

— возбуждать уголовное дело, принимать его к своему производству и производить предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя.

При осуществлении своих полномочий начальник следственного отдела вправе проверять материалы уголовного дела и давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Все указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им прокурору. Однако в отношениях между следователями и начальниками следственных подразделений должны строго соблюдаться правила о процессуальной самостоятельности следователя.

3. Процессуальный статус органа дознания и дознавателя

Орган дознания это государственный орган или должностное лицо, уполномоченное Уголовно-процессуальным кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

Исходя из определения, данного в ст. 5 УПК РФ, органом дознания являются в одном случае государственные учреждения (органы внутренних дел, таможенные органы, органы Государственной противопожарной службы и др.), а в другом — руководители учреждений (Главный судебный пристав РФ, старшие судебные приставы, командиры воинских частей, капитаны морских судов и т. д.). Более полный перечень органов дознания дан в ст. 40, 151 УПК РФ.

Круг полномочий, отнесенных к компетенции органа дознания, нацелен на организацию производства предварительного расследования в форме дознания. В связи с этим органы дознания уполномочены:

— осуществлять дознание по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным кодексом к их компетенции;

— выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ;

— возбуждать уголовные дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ.

Указанные полномочия начальник органа дознания или его заместитель возлагают на дознавателя, за исключением случая, когда это лицо проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспект лекций по уголовно-процессуальному праву предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я