Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все

Ю Же

Книга для широкого круга читателей, готовых думать, говорить, слушать о своём будущем честно, с открытым интересом, спокойным вниманием, стряхивая шелуху рекламы, нормопатии, страхов, открывая Себя, пусть и с трудом.2-е издание

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. Введение. Старость — будущее сорокалетних и настоящее шестидесятилетних

Старость — это наше будущее. Возраст старения начинается где-то между 45 и 50…

Или может Вам 60 и>? Тогда старость ваше настоящее.

Почувствовали волну негодующего возмущения? Не согласны?

Да, это оно и есть — то о чём эта книга. Теперь это всё чаще называется как-то лживо-стыдливо, то 2-й половиной, то пожилым возрастом… И, тем не менее, около 40—50 тема старости подступает к нашим дверям, и нам приходится делать выбор: изображать, что не слышим звонка или нас нет дома, прикидываться кем-то другим, баррикадировать дверь, выпрыгивать в окно или готовиться к встрече.

Фраза «старость наше будущее» удивительна своей непреложной очевидностью и близким к 100%-му отрицанием.

Мой опыт изысканий таков. Кому бы я ни говорила о моих планах (это началось у меня в 41), что я собираюсь готовиться к старости, или просто стареть — 99% (мои дети не в счёт) реагировали, и продолжают, примерно так: «ты что! Тебе ещё рано! Покрась волосы,…просто устала… и т.п.» 1% — это Лидия Шварц-Салант, которая так не реагировала.

«Большинству из нас нелегко принять старость: ни жизнь, ни смерть. Мы противимся неизбежному и страдаем из-за этого». (Рам Дасс)

Более того мы часто противимся не только неизбежному, но и существующему.

День Рождения чудесной деловой, красивой активной женщины. Ей 50. Но следуя идее кого-то из гостей, все поздравляют её с 30-тилетием. Только мне и нескольким гостям это кажется странным. Куда деваться её 28-летнему сыну? Почему её фактический возраст что-то стыдно-порочное, что надо скрывать? Таких примеров бесконечно много. Из 100 человек заполнявших анкеты только 3 писали, что считают себя старыми… Женщин после 40 и после 60 продолжают называть девочками и девушками.

Повсеместно утверждается непреложное правило, что после 35—40 следует занижать свой возраст и лучший комплимент — несоответствие возрасту. Люди отказываются понимать, когда я говорю им, что замечанием «ты очень молодо выглядишь» они меня почти обижают. Возрастной разрыв мы ещё попробуем многократно рассмотреть с разных сторон.

Мало кто хочет думать о смерти, но большинство готовы принять, что она неизбежно будет когда-то, то есть является нашим будущим. На старость это странным образом не распространяется. Кто готов признать очевидность подобного же факта?

Однако, я искренне желаю нам всем счастливой старости и первое, что для этого необходимо — признать, что в 40 она — наше будущее, а немногим дальше становится настоящим.

У нас в обществе доминирует культ нужности и в основном разговоры о Старости сводятся к тому, что Старость это плохо или хорошо (реже). Я попробую не делать этого. Хорошо или плохо быть взрослым, ребенком?

Я с некоторой уверенностью могу сказать о Старости 2 вещи: трудно и интересно, хотя, пожалуй, и страшно тоже. Заметьте: это же можно сказать и о другом возрасте. Помню, я спрашивала папу: как это, быть взрослым. Он отвечал: трудно, но интересно.

Табу?

В шестидесятые годы был снят запрет на обсуждение таких тем, как сексуальность, пол и духовность. Благодаря роддомам и хосписам даже рождение и смерть были извлечены из темноты на свет. Последним табу в нашей культуре осталось старение. Судя потому как старость представлена (вернее не представлена) в средствах массовой информации, мы живём в обществе, которое делает вид, что старых людей не существует.

(Рам Дасс)

Сейчас это уже не совсем так, ситуация не однозначна и она меняется. В конце книги приведён список фильмов о старости, в тексте много цитат из СМИ. Во время моей работы в нашу страну пришёл хороший мультик «Вверх». Есть кое-какая классика и современные вещи…

Ситуация изменилась, но по мне так пока стало хуже (вот, уже получается стариковское ворчание). Перелом произошёл примерно в 2010 году. Стариков видимо набралась уже критическая масса. Утвердился день Пожилых людей — 1октября, появилась куча программ, тема стала входить в моду. Всякий уважающий себя таблоид стал регулярно писать о старении. Но в каком ключе? Даже наука Геронтология звучит как «наука о старости и преодолении старения». Издаётся журнал с названием «60 лет — не возраст» (а что тогда?). Все заняты поисками средств для продления жизни, молодости и отрицанием старости. Пишется и говорится об увеличении пенсий, возврате стариков к активному потреблению, старость лишается своих смыслов, и ищутся пути включения её как дополнительного ресурса в поддержание нынешней абсурдной экономики и цивилизации в целом. (О социальных ролях ещё поговорим подробнее, опираясь на Ж. Бодрийара).

О старости говориться в СМИ. Говориться и много. Обычно это тема «проблемы старых людей». Часто происходит так. 40—50 летние женщины обсуждают и решают проблемы стариков (дряхлых, беспомощных, одиноких). Это, безусловно, благородное и полезное дело позволяет им отделиться психологически от старости по принципу «это они, а это мы».

Никто не будет утверждать, что старости не существует, но она всегда не про нас, а про кого-то.

Назвать себя старым можно с некоторым заигрыванием, жалуясь на забывчивость или боль в спине или усталость, и ожиданием, что тебя будут отговаривать и разубеждать.

Постепенно прихожу к тому, что настоящая старость табуирована, как настоящая любовь или вообще счастье. Это утверждает меня в мысли, что лишь на поверхности мы, возможно, боимся (избегаем) старости как немощности и т.п.. Это лишь передний очевидный уровень защиты. На самом деле старость пугающа огромностью перспектив, непонятностью задач и возможностей.… Да просто непознанностью.

«Третий возраст» — сайт в сети, (подобными интернет наполняется постепенно, идут публикации и ТВ-программы). Лозунги: «Живи с удовольствием!», «Стареть не модно!»… Про первый потом поговорим. А вот «не модно» — это да, это хорошо. Ни в коем случае я не хочу делать старение модным, важно и хорошо, что оно не модное. Я скорее за то, чтобы допустимым было то, что не модно.

Пожалуй, я бы оставила за старостью Стильность. Стиль может быть довольно высоким, разнообразным, индивидуальным.

Стоит ли хотеть, чтобы о Старости говорилось? Нуждается ли она в рекламе? Думаю, опять, то же что и с любовью. Хотелось бы, чтобы она выглядела привлекательно загадочно и перспективно, собственно мне кажется, она такая и есть. Написала это и вспомнилась почему-то чудесная шутка Бернара Вербера в «Танатонавтах» — реклама жизни.

Моя книга — не реклама старости. Если старость начнут рекламировать, она может стать модной как любовь и также превратиться в порно. Старость, как Счастье, Любовь, Смерть, Одиночество… экзистенциальна и потому очень индивидуальна и важна. Потому и разговор мой только лично с Вами, Читатель. Изменить общую ситуацию может только один человек, просто честный и думающий, не идущий в очереди через турникет…

Искажённые нормы

«Ты хорошо выглядела, — говорит мне подруга о моём телеинтервью, — но старше своих лет, наверное, из-за седины». Парадокс ситуации состоит в том, что это моя седина и мой возраст. Они не могут не соответствовать, тем более что поседела я ничуть не раньше своих сверстников. Но норма определяет женщин крашеными лет до 60-ти, а то и дальше.

Сейчас много говорится о тяготящих общество и особенно женщин стандартах красоты. Странно как люди сумели разделить здоровье, естественность и красоту и даже поставить их в противоречие друг с другом. Если вы протестуете против навязываемых стандартов красоты, Вы в первую очередь можете быть толстым, отрастить брюшко… Что ещё? — да всё собственно. Главное разрешить целлюлит и жировые складки. Потому что это не идёт в разрезе с потребительскими способностями и даже способствует. А вот принятие себя — отнюдь.

Красота стала насильственным понятием. Естественность — нездоровым. Рам Дасс приводит смешной рассказ о том, как спонсирующая его буддийские лекции косметологическая компания после его выступления, рекламируя товар, предложила тест: ущипнуть кожу на руке и проследить, за сколько расправится складка. Ситуация оказалась неловкой, когда у него сидящего на сцене, складка не расправлялась несколько минут. «Мне как будто должно было быть стыдно, за то, что моя кожа недостаточно эластична. И меня задарили всяким кремами. А между тем меня вполне устраивала моя кожа».

Итак, самый мощный стереотип, общественная установка, требующая пересмотра: хорошо выглядеть, чувствовать себя = молодо. Это не так. Хорошо чувствовать себя (вслушайтесь — Чувствовать Себя!) — это быть в гармоничном состоянии соответствия своей природы, психики, мира вокруг.

Помните советскую песню прошлого века «всё на свете могут наши мамы, только не умеют не стареть…». Песня трогала за сердце. А мамы действительно могут всё, и они справились с этим социальным заказом. Мамы научились не стареть. А между тем есть совершенно справедливое авторитетное мнение, что одно из условий взросления мужчины — старение его мамы. Не это ли породило весьма обширное сословие мужчин продолжающих до пенсии жить в качестве маминых сыновей, не способных повзрослеть и стать мужчинами в полном смысле этого слова. Рост этого сословия сделал моральное и физическое проживание мужчины 20—40-… лет с мамой не только не стыдным, а чем-то само собой разумеющимся. Я не агитирую за то, чтобы сыновья покидали родителей в одиночестве и сдавали их в богадельни. Часто достаточно того, чтобы общепринятое «я живу с мамой» сменилось на «мама живёт со мной». Поверьте это не так просто и не так неважно, как кажется!

Как-то у меня была встреча с 35-летним интересным архитектором. Он не женат и признался, что дети его не привлекают. Есть подружка. В основном занят работой. На мои слова о приближении старости (говорила о себе) среагировал очень резко (но типично): какая старость? Вам ещё рано. Моей маме 70, но она себя старухой не чувствует. Странно, правда? Вроде привычная и даже какая-то позитивная фраза. А если сравнить её со словами 5-ти летней девочки: я себя ребёнком не чувствую. Или 18-летней: я себя молодой девушкой не чувствую…

Я спросила архитектора: интересно, а кем же Мама себя чувствует? Ребёнком, девушкой…?

Его ответ: она себя чувствует полноценным человеком. Грустно отражает очень крепко сцепленный со старостью стереотип неполноценности. Запомним это слово — полноценность что под этим обычно подразумевается, для кого ценность? Социальная полезность и востребованность? Насыщенность жизни событиями и эмоциями?

У старости огромная ценность, но мы почему-то меряем её ценностями 1-й половины жизни. Или, ещё хуже, «ценностями» социума.

Мой папа, разменявший давно 8-й десяток, может быть чудесным примером такой общепризнанной и часто реализуемой ныне полноценности. Именно потому, и ещё потому, что он Мой папа, он фигурирует у меня множество раз, как пример всего и вся. Он профессор. Уважаемый в своей среде человек, преподаёт. Работает. В свободное время он путешествует по принципу «то, что не мог позволить себе раньше». Я очень горжусь им и радуюсь за него. Однако, он как-то признался мне, что он переживает из-за того, что не чувствует творческой энергии и не производит ничего нового. Мне кажется, что это новое лежит вовсе не в сфере его любимой науки, где он стал истинным мастером и наставником, а в сфере личного познания и опыта жизни, который так необходим его детям и внукам. Им нужны не знания, а мудрость.

Определения, обозначения

— А ну-ка, друг Папиоль! спой нам песню о том кто стар, а кто молод!

И Папиоль, аккомпанируя себе на маленькой арфе, пропел дерзкую и бойкую песню:

Молод тот, кто всё добро заложит

И помчится, гордый, на турнир.

Молод тот, кто, без гроша в кармане,

Царские подарки раздает.

Кто, гоним толпою кредиторов,

Весело садится за игру,

Ставит на кон жизнь. И трижды молод,

Кто себя в любви не бережёт!

Стар и дряхл, кто копит хлеб в амбаре,

Прячет под пол сладкое вино,

Кто, поев, страшится пресыщенья

И весною кутается в плащ.

Кто не смеет отложить работу

И бросает в изможденье карты,

Сладостного куша не сорвав.

(Фейхтвангер Лион «Испанская баллада»)

Эта беседа стареющего рыцаря и старого оруженосца во многом отражает привычные бытовые попытки определения старости, состоящие из предрассудков и страхов. Хотя, если присмотреться, оттенки и качества +/ — придаём мы. Ведь, если перечитать ещё раз стараясь быть объективным, то и в этом отрывке молодость ни чуть не лучше старости, просто разные.

Но посмотрим «Википедию». Особой активности страница не вызывает. Написано не много:

Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.

Попытки определения. Термин старость нельзя определить точно, так как в разных обществах этот термин имеет разные значения. Во многих частях света люди считаются старыми из-за некоторых изменений в их активности и социальной роли. Например, люди могут считаться старыми, когда они становятся бабушками и дедушками, или когда они начинают выполнять меньшее количество работы. В России, в Европе, в США и во многих других странах люди считаются старыми, когда они прожили определённое количество лет.

По-моему как раз неплохо. Вот первое определение хотя лаконичное…, но пожалуй не хватает слова «естественной» (потери). И всё равно, всякий ли, кто не может родить — старик. А вот про «определённое количество лет» и социальные роли — куда ближе.

Может у нас с Вами к концу книги получится предложить наш вариант. Хотя я против определений в принципе, придётся сначала уговорить перейти на термин «обозначение».

Простите что отвлеклась.

Вот ещё материал из «Википедии» (свободной энциклопедии):

Вокруг старых людей бытует множество стереотипов, например: они используют палки для хождения, часто посещают врачей, много спят, страдают старческим склерозом. Эти мнения — поверхностны и не совсем правдивы. Большинство старых людей легко перемещаются, сами заботятся о себе. Хотя, с приходом старости люди становятся более восприимчивыми к болезням.

Социальные, психологические и биологические аспекты старения, его причины и способы борьбы с ним изучает наука геронтология; частный раздел геронтологии посвящённый особенностям лечения и предупреждения болезней в старческом возрасте называется гериатрией.

Интересно в связи с этим, что есть и другой менее популярный термин — Геронтофобия, хотя она куда более распространена и требует терапии.

Здесь же приводится интересная цитата о мировоззрении ацтеков, яркая своим образным языком. Она пригодится нам в дальнейшем в разных темах.

Наиболее метко мировоззрение ацтеков в отношении старости было высказано в пиктографическом с итальянскими комментариями «Кодекс Риос»:

Были и есть все эти люди такими любителями метафор, как в словах, так и в делах, что для того, чтобы дать понять о возрасте людей они рисовали эту гору… Но кому от 40 до 60 лет тот начинает спускаться с горы, и начинает ходить согбенным, до тех пор, пока не нужно будет найти палку, чтобы поддержать себя, возвращаясь, как ребенок к первому возрасту. Но между тем, когда он не терял здравого рассудка, они называли его на своём языке шапотека капагехе [sciapoteca capagehe], что значит «народная стража», или «истинный исправитель», и потому он был у них в большом почёте в этой стране. От какового обычая должен устыдиться наш европейский народ, так как в стране, где старики-варвары были в таком почёте, старики-христиане уже столь презираемы, что сказывают, что сейчас, достигая 60 лет, не имеют рассудка, и что поэтому они не должны достигать того возраста. И следовало бы бояться тем, кто говорит это, которым Святой Дух грозит с помощью разума. Горе народу, где нет стариков!

(Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из «Кодекса Риос»). — Киев,2010)

Вы, уважаемый читатель, можете и сами изучить определения в словарях, это интересно, в том числе выдержку из В.И.Даля, наверное, по-прежнему наиболее ёмкую:

В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

СТАРЫЙ, многолетний (многодневный и многовековой), противопол. новый. Старый дом, давно выстроенный, долго простоявший. Старый друг лучше новых двух. Новгород старый город, древний. Старый человек, противопол. молодой и середовой, преклонных лет, доживающий век свой, кому под 60 и более. Старая лошадь, 12 лет или более. Старый дурак глупее молодого. Лучше служить старому, чем малому, говорили бояре, требуя в цари не царевича, а старшего в роде. Старая любовь долго помнится. Любит жена и старого мужа, коли не ревнив. Погоди, в старом походи. Старее поповой кобылы. Кто старое помянет (и: вспомянет) — тому глаз вон. Старый знакомый, снова здорово! Фетинья стара, да Федоту мила. Нового друга желай (счастья), старого не избывай. Нового счастья ищи, а старого не теряй. Стар годами, да молод умом. Стар пес, да верно служит. Старую собаку не батькой звать. Старую собаку не волком звать. Старый гудочник на старый лад. Старый ворон не каркнет даром: либо было что, либо будет что. На старый хмель хоть воды взлей, пьян будешь (хоть дрожжи слей — и брага). Стар пестрец (или стар селезень), да уха сладка. Старый конь борозды не портит, в пашне. И старую кукушку на ястреба не променять. И стар да весел, и молод, да угрюм. И стар, да петух: и молод, да протух. Старое вымерло, а новое не нарождается. Старые пророки вымерли а новые не рождаются (а новые правды не сказывают). Есть старый (отец) — убил бы его; нет старого-купил бы его! Молодой на битву, а старый на думу. Чем старее, тем правее; а чем моложе, тем дороже. Старый — что стареет, то дуреет. Старые дураки глупее молодых. Стар да мал — дважды глуп. Старого учить, что мёртвого лечить. «Старое стареется, а молодое растет. Брюхо старой дружбы не помнит. Старый, что малый; а малый, что глупый. Молод, да стары книги читал. Мал — да умён, стар — да глуп. От старых дураков молодым (дуракам) житья нет. Родился мал, рос глуп, вырос пьян, помер стар — ничего не знаю (отзыв запорожца на том свете); ответ: Иди, душа, в рай! Старый старичок, под себя тюрю мнет (светец). Ветхий, обветшалый, негодный, изношенный. Не то худо, как старо да хило, а то худо, ново (молодо), да гнило. Старое серебро на вес продается. Прежний, бывший, давнишний, прошедший, минувший. Кто старое помянет, тому глаз вон, об укоре. Давнишний, вековой, древний, исконный, споконный. Старые времена — золотой век! Старое по-старому, а вновь ничего. Старый коваль, вят. человек бывалый, опытный. У старого коня не по-старому хода. Хоть по-старому, хоть по-новому — а всё отец старше сына! Старость ж. лета, годы, век, срок от рожденья, от созданья, от изготовленья, от начала бытия, возраст, Старость земли нашей, старость рода людского для нас вечная загадка. Старость луны, число дней от новолуния. Старость не радость, а молодость (горб) не корысть. Старость — увечье; старость — неволя. Молодость не грех, а и старость не смех. От старости могила лечит. Не молодостью живём, не старостью умираем. Ни по старости мрут, ни по молодости живут. Под старость жизнь такая гадость… Под старость человек — либо умней, либо глупей бывает. Старший, в виде сущ. набольший, большак, старшина, начальник, более говорится, старшой, — шая. Как старшие положат, на том и пригороды станут. Старина ж. старинка, всё старое (не ветхое), древнее, давнишнее, давнее, прошлое, минувшее; что было и прошло; старые обычаи; древности, древния вещи. Тряхнуть стариной, вспомнить молодость. Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой! То старина, то и деянье, Кирша. Старина, старинушка м. старик, старый человек. А что, старина, много ль тебе лет? Присядь, старинушка, да отдохни! Старина ж. тамб. городище, селище, развалины, остатки строений, запустелое жилье, бывшее поселенье. Новг. паханая и перепаханная земля, противопол. новина, целина, непашь, дерновина. На залежь (старину) навоз возят, на новине хлеб сеют. Старка, старшая женщина в доме, по хозяйству, в семье; большуха. Настоятельница монастыря. Старуха в птичьем выводке, мать, особ. старая тетёрка. Вышедшая из годов, неплодная корова, кобыла и пр. Мир постановил, и старики приговорили. Молодо растёт, а старо стареется. Молодой стареет — умнеет, старый стареет — глупеет (дуреет). Не старясь (не состарясь) умирают, а стареются да живут. Старовать ряз. тул. тамб. рассуждать, толковать или беседовать дельно, мужевать. Стариковать, принимать на себя вид старика, мудреца, разумного, рассудительного человека.

И т. д. и т. п. — то есть это совсем не всё — одна из самых длинных статей словаря.

А следующая статья словаря про слово «стараться» и она меня тоже зацепила.

СТАРАТЬСЯ о чём, старываться, тщиться, пещись, усердствовать, прилежать, силиться, стремиться, усилено трудиться, заботиться, хлопотать, делать со рвением, усердно, прилагать все средства. И стараемся, да плохо успеваем. Он много обо мне, за меня старался, и много сделал». Рады стараться! солдатский ответ, на похвалу. Старались, да не выстарались, неудачно. Старался ты по мне, постараюсь я о тебе. Старайся, ребята, старайся! помрёшь, с музыкой похороним! Старанье, старательство ср. усилие, стремленье, рвение, усердие, рачение, тщание, попечение. Старанье в работе. Старательство за других, забота, либо труд, ходатайство.…

Странно ли что у слов общий корень? Случайно ли «стариться» и «стараться» так похожи? Не будем забывать о том, что В. И. Д. считал русский язык Живым, будем работать с ним весело и с любопытством.

И чуть забегая вперёд, приведу выдержку из книги этнопсихолога А. Андреева «Мир Тропы». Автор, в отличие от Даля дававшего среднестатистический конкретный временной срез языка, заглядывает дальше и в историю, и в смыслы.

Старый — по А. Андрееву и по-старорусски — матёрый, опытный. Часто употребляемое в песнях и сказках словосочетание «старый муж» означает отнюдь не созданный позднее образ немощного, дряхлого деда, а матёрого опытного 40 летнего мужика (порой в песнях так и звучит «стар матёр муж»). «Старый конь», не портящий борозды, — не дохлая кляча, а лишь альтернатива жеребцовой неопытности и лишней активности.

Понятие же «старый», как это ни парадоксально для уха современного человека, соотносится лингвистами отнюдь не с дряхлостью и недееспособностью, как раз с обратным: «старый, стар, стара, старо, укр. Старий, др. — русск. Старъ,» Родственно лит. Storas «толстый, объёмистый», др. — исл. Storr «большой, сильный, важный, мужественный» др. — инд. Sthiras «крепкий, сильный.

(Фасмер М. Этимологический словарь русского языка)

Вечор девку, вечор девку,

Вечор девку сговорили

За старого, за старого,

За старого красну замуж.

Если учесть, что основа этой фольклорной песни может быть чрезвычайно древней, то, не правда ли, смысл песни становится очень и очень неожиданным?!

(А. Андреев)

Современное понимание таких песен и сказок: девушку выдали за дряхлого 60—70летнего никуда не годного дедушку. Однако, следует предположить в таких случаях говорилось о замужестве не за Кощеем бессмертным, а мужиком взрослым, старшим (в песнях у них дети нередко). Девушка в замужестве начинает горько тосковать, не из-за немощи мужа, а из-за отделённости от родных людей, привычной обстановки, может быть, взаимопонимания.

Изстари — история. Это просто так — игра словами. Первое, кстати мне больше нравится. В любом случае они оба лишены какого-либо негатива.

Еврейское старое имя — Альтер — «старый» на идиш. Часто больному ребёнку давали такое имя, желая, чтобы он дожил до пожилого возраста. Интересно, как это соотносится с альтер-эго. Старый — другой? То же и в немецком. Имени такого нет, но альтер — старение.

Становится ясно, что нужно определить, точнее обозначить, что я имею ввиду, говоря старость.1

Возраст и только. Ничего больше. Только возраст, следующий за зрелостью, за серединой жизни, возраст после 45—50. Это и есть Обозначение Старости.

Собственно когда-то, думаю, так и было, пока культ гедонизма не вытеснил это слово в тень неприятия.

Старость — возраст после репродуктивного — по-моему очень просто, ёмко и конкретно. Однако, видимо неполиткорректно и потому изъято из употребления, кроме того благодаря «успехам» медицины репродуктивные функции человека сильно страдают в любых возрастах и искусственно дополняются также.

Основная цель данного труда и состоит в том, чтобы вернуть старости её простое и однозначное понимание как возрастного отрезка (подобно детству, юности и т.п.), а затем поискать более (чем обычно) расширенные варианты его наполнения.

Именно этому похоже сопротивляется общий разум. То есть как всегда — неопределённости. Как скептичный ребёнок говорит: да знаю я, что значит быть взрослым!… Стану большим, женюсь, буду работать и ездить на машине, потом умру. Как подросток, пугающийся перспектив, убегает в попытки не взрослеть… Также боятся старости.

Один из респондентов (высокообразованный и успешный в жизни мужчина 60 лет) отказался читать, заполнять и обсуждать анкету про старость, объясняя это поговоркой «не буди лихо пока тихо». А старость это «безусловно» «лихо» в нашем обществе насилия, взаимной зависимости и гедонизма. Старость — спящий дракон, которого не хочется будить и хочется обойти изо всех сил. Ибо мы не привыкли жить с драконами, приручать их и пользоваться их силой.

То, что было сказано про старость, примерно также и про юность. Я предлагаю, говоря «молодость», иметь ввиду только обычный возрастной показатель, а не «наполнители» вроде бодрости, красоты, глупости, сексуальности и т.п..

Итак, для меня старость — это возраст, отрезок (вектор) жизни и не более. Мне бы хотелось, чтобы и Вы в качестве эксперимента попробовали, читая книгу, также приняли это упрощённое очищенное толкование.

Однако, это не так просто. Большую часть моего труда будет составлять рассмотрение существующего почти общепринятого отношения к старости и попытки понять и, может быть, изменить его.

Последний раз. Я не собираюсь оспорить общее мнение, что старость — плохо и доказать обратное, что она — хорошо. Я хочу уговорить Вас уважаемый Читатель принять, что старость есть и она неопределённа и может быть наполнена бесконечным числом смыслов.

Чарльз Хэнди («Слон и Блоха») пишет, что если в 60-е нормой было прожить на пенсии 1,5 года, то «к 1981 году перед большинством из нас маячили не 18 месяцев, а 18 лет — годы, которые не так просто заполнить круизами, гольфом и бесконечным сидением перед телевизором, да и никакая мыслимая государственная пенсия не даст нам возможности наслаждаться таким времяпрепровождением. Мы приняли термин „третий возраст“, чтобы придать этому периоду времени немного оптимизма….»

Имидж (крысы и хомячки) и Названия

К старости отношение примерно как к смерти. Страх и отвращение. Но если смерть, как учил нас Станислав Раевский, воспринимается часто подобно порнографии (пугает и притягивает). То старость в этом смысле — нет, т.к. лишена притягательности. Только страх и отвращение. Я не собираюсь добавлять ей притягательности, хочу лишь снизить отвращение.

Какие синонимы и признаки старости? Что приходит на ум? Вот что у меня набралось по опросам. Обычно:

— дряхлость, болезни, слабость, в том числе слабоумие;

— печальные прогнозы: «всё позади», «скоро смерть»…

— в лучшем случае вторым эшелоном: мудрость, опыт и т. п.

Вы пока о своих подумайте. А то, что я насобирала, будет ещё подробнее в гл. Признаки, символы. Смыслы.

Сейчас просто хочу обратить Ваше внимание: чуть что — так «старость»!

— Чего я хочу, — повторила Одинцова и вздохнула. — Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу. Да, я стара, — прибавила она, тихонько натягивая концы мантильи на свои обнажённые руки. Ее глаза встретились с глазами Базарова, и она чуть-чуть покраснела. — Позади меня уже так много воспоминаний: жизнь в Петербурге, богатство, потом бедность, потом смерть отца, замужество, потом заграничная поездка, как следует… Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной — длинная, длинная дорога, а цели нет… Мне и не хочется идти.

— Вы так разочарованы? — спросил Базаров.

— Нет, — промолвила с расстановкой Одинцова, — но я не удовлетворена… (И. Тургенев «Отцы и дети»)

Такие примеры можно приводить бесконечно. Не мечтаешь — старик, ворчишь — старик, ипохондрик — старость и т. д. и т.п.. Неужто так беден наш хвалёный русский язык? Неужто так нужно нам это пошлое обобщение?

Такое обзывание для меня равнозначно фразам вроде «плачешь как девчонка», но оно далеко не так безобидно.

Теперь уж и девчонку девчонкой не назови, а уж старушку старушкой — тем более.

За время исследования я наслушалась часто таких заявлений.

Моя 45-летняя подруга, ставшая первый раз бабушкой, на мой вопрос об ощущениях приближающейся старости: «Нет! Какая старость?! Я маму-то старой не считаю!».

Мой папа. Чудесный папа. Ему за 70 и он тоже любит сказать, что не чувствует себя стариком.

Да что я Вас убеждаю? Вы ведь тоже скорее всего…

Вопрос: что мы скажем о девушке, которая в 18 лет себя не чувствует девушкой, а например трёхлетним ребёнком? Что мы скажем о молодом человеке в 25, который себя таким не чувствует? Что мы подумаем, если 35-летний скажет, что чувствует себя подростком? Видимо подумаем о стратегии терапии? Почему же мы скорее радуемся за старика, чувствующего себя не в соответствии с возрастом?

— Кем же ты считаешь Маму? — спросила я подругу. — Девочкой? Девушкой?

— Ну не знаю… Но не могу я её старушкой назвать… — ответил она. А ведь та уже прабабушка.

То есть пришли к тому же: старость — обидно, о ком-то родном, уважаемом, о себе любимом так не скажешь.

Слово для нас наполнено плохими смыслами. Хотя, если играючи посмотреть — с англоязычной транскрипции — красиво. Супер-стар-ость. Но это ещё пиарить и пиарить.

Слово «старина» имеет неплохие значения для нас. Часто наполнено ценностью, если это касается предметов, творческих работ, рассказов или традиций. Но при одном условии! Если оно (слово «старина») не относится к очевидно старому человеку, тут только если очень в шутку.

«Старая» — почти оскорбление.

Какие есть синонимы?

«Пожилая» — так, ни то, ни сё. Хотя тоже, как произносить… Эх, пожила-я! Пожил-ой! (Смешно). Но тоже в прошлом всё.

Мне пришлось многократно извиняться и объясняться, потому как огромное число потенциальных респондентов моих опросов воспринимало всего лишь просьбу поговорить о старости или заполнить анкету как оскорбление. Примерно 3-е из 10 человек в диапазоне (40—75) отказывалось заполнять анкету «про старость», только услышав название.

Интересно, что даже в тех странах и культурах, где старость вроде бы в почёте и достатке, все всё-равно предпочитают чувствовать себя молодыми.

Какие ещё варианты?

2я ½ (половина), третий возраст и т. п. отрезки и дроби. Об этом попозже тоже. Тут только заметим, что о человеке так можно сказать только очень отстранённо. Прилагательное как не старайся не построишь. Ну и вообще, некорректно как-то. Считать от средней по популяции норме…

Мне попалась ссылка на книгу Криса Кроули и Генри Лоджа «Следующие 50лет. Как обмануть старость». Авторы называют этот период «вторая зрелость» или «последняя треть жизни». Вы можете понять как это? В книге множество полезных и радостных сообщений. Например, «если вы способны подняться на один этаж по лестнице, вы способны и заниматься сексом». Чудесно! А как быть с математикой? И с идеей никого не обманывать?

Преклонный возраст, престарелые.

Преклонный возраст. Кто клонится? И почему похоже что подразумевается «при», а пишется «Пре». Как и слово «престарелый».

Что это, м.б. как у Чарльза Хэнди «попытка придать радости?…» Совсем можно запутаться.

Или это перед ним, этим возрастом надо пре-клонять колени? Многим бы так хотелось, но вряд ли по-моему это здесь заложено.

Красиво у Василия Тихоновца («Пассажир Окрылённого»): «Я вновь погрузился в привычную тщету жизни, незаметно склоняясь от возраста непреклонных убеждений к преклонной мудрости… И пришла осень».

Престарелый. По логике приставки — это может быть очень старый человек. Но подразумевается обычно — наоборот — не очень старый. Как подросток.

Кстати, вот понятно совсем: взрослый — подросток (всё про рост), а потом тогда должно быть — приклонный… Старый — тот, кто клонится к земле, а не тот перед кем на колено…

Старуха. Старая женщина. По-моему красиво.

У Пушкина в «Сказке о 7-ми богатырях и мёртвой царевне»:

« — Коли старый человек — дядей будешь нам вовек.

Коли парень ты румяный — братец будешь нам названый.

Коль старушка — будь нам мать,

Так и будем величать.

Коли красная девица — будь нам милая сестрица.»

А если это современная 45-летняя женщина, молодящаяся вроде царицы мачехи, как им быть тогда? Наверно тёткой звать.

Сейчас в моду усиленно вводится термин «пожилые люди». Смысл тут понятен — те, что пожили. Единственно мне непонятно зачем нужна эта подмена. Имидж у слова не лучше, а смыслов меньше.

Думаю это слово — «пожилые» — хорошо подошло бы, как и «пристарелые» к тому самому переходному возрасту 45—60. Хотя точнее и проще — Стареющие. Только не надо меня сразу камнями! ладно?

Когда. Отрезки и дроби. Или с чего начинается…

Он прожил вёсен пятьдесят и, значит, был очень стар. Однако телом не ведал устали, двигаясь с проворством…

(Умберто Эко «Имя розы»)

Переход от молодости к старости может впервые дать о себе знать почти неуловимым изменением блеска глаз. Он может начаться, когда вы, возвратившись с пляжа, отряхиваете песок и, бросив взгляд в зеркало, обнаруживаете на лице множество вертикальных морщинок. Он может начаться с момента похорон последнего родителя: вы смотрите на свои руки и видите на них старческие пятна, вы вдруг осознаёте, что стали главой семьи. Как это всё произошло? Или вы видите себя в витрине магазинчика и осознаете такое, что заставляет отвалиться вашу челюсть-женщина, смотрящая на вас из глубины витрины, удивительно похожа на вашу мать.

(из материалов, присланных Св. Костиной-Ерыкаловой)

А ещё есть красивая фраза: «Мы становимся стариками, когда поседеют виски старшего сына». А если дочки?

Постараюсь не утомить вас разными версиями деления человеческой жизни на отрезки. Обычно это происходит по одному или нескольким признакам: физиологическим изменениям, психическим и социологическим трансформациям или просто статистически.

Мне лично импонируют идеи деления на равные кратные отрезки.

Например 7. Тогда переходные кризисы приходятся на 0,7,14,21,28,35,42 и т. д. (эти и т. д. и будут нас интересовать).

Вариант попроще — 14-летний цикл, более укрупнённый. До 14 — детство, до 28 — юность, до 42 — зрелость, до 56 — начало старости, старение, до 70 — старость и дальше тоже она…

В Индийской традиции, как известно, делят ещё крупнее по 25: до 25 — время учиться, до 50 — время работать для социума, до 75 — время старости — жизни для себя, совершенствования. А дальше — как хотите.

Вот что предлагает на сегодня (март2011) Википедия:

Старость делится на несколько более коротких периодов жизни человека:

Преклонный (пожилой) возраст — 61—71 для мужчин, 56—74 для женщин.

Старческий возраст — 71—90 для мужчин, 74—90 для женщин.

Возраст долгожительства — более 90 лет. Затухание функций организма. Заканчивается смертью.

Говоря о периодизации нельзя обойти главного российского авторитета в этой области — Виктора Ивановича Слободчикова — одного из столпов российской психологии развития, от которого берут все теоретики в педагогике и социологии…

1. Ступень оживления

Родовой кризис — становление телесности человека (до 3 нед.)

Новорождённость — синтез психосоматического единства

(3 нед. — 3,5 мес.)

Кризис новорожденности — становление адресного поведения (3,5 мес. — 7 мес.)

Младенчество — синтез чувственно-практической достоверности себя в мире (6 мес. — 12 мес.)

2. Ступень одушевления

Кризис младенчества — обретение субъектности в действии (11 мес. — 18 мес.)

Раннее детство — синтез самости (1 год 3 мес. — 3 года)

Кризис раннего детства — становление самодействующего субъекта (2,5 г. — 3,5 г.)

Дошкольное детство — синтез субъекта собственных действий (3,0 года — 6,5 лет)

3. Ступень персонализации

Кризис детства — становление личного поведения

(5,5 лет — 7,5 лет)

3.2. Отрочество — синтез субъекта деятельности (7 лет — 11,5 лет)

3.3. Кризис отрочества — становление субъекта социальных отношений (11 лет — 14 лет)

Юность — синтез личностного способа бытия (13,5 лет — 18 лет)

4. Ступень индивидуализации

Кризис юности — становление авторства в собственной жизни

(17 лет — 21 год)

Молодость — синтез субъекта социальной жизни (19 лет — 28 лет)

Кризис молодости — становление субъекта собственной жизнедеятельности (27 — 33 года)

Взрослость — синтез уникального самобытия человека (32 — 42 г.г.)

5. Ступень универсализации

Кризис взрослости — обретение универсальных оснований бытия (39 — 45 лет)

Зрелость — синтез полноты реальной жизни (44 — 60 лет)

Кризис зрелости — откровение Ино-бытия (55 — 65 лет)

Старость — душа, насыщенная жизнью (62 года — …)

(Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основные ступени развития субъектности человека)

Вы уж простите, так пишут профессиональные психологи. Это знаете ли Научный язык. А кому сейчас легко? Давайте ещё почитаем.

Старость и социально, и хронологически совпадает с выходом человека на пенсию. Человек прекращает активную трудовую деятельность, «отходит от дел», «получает отставку». Уход на пенсию составляет центральный момент ситуации развития в период старости.

(Слободчиков В. И.)

Эта фраза характеризует суть периодизации современной психологии развития, её утилитарность и подчинённость. Вопреки красивому названию периода…

В старении выделяются три стадии:

1) «удаление от дел» (65—70 лет),

2) старость (70 и более лет)

3) дряхлость, болезненная старость и смерть.

Первая из этих стадий характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении; увеличивающейся потребностью к коммуникации, обострением чувства родства и привязанностей к близким людям; освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без постоянных и напряжённых занятий; ухудшением физического и умственного состояния.

Старость характеризуется Д. Бромлей весьма лаконично: полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.

Последняя стадия — одряхление, болезненная старость — характеризуется нарастанием явлений синильности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью. (Слободчиков В. И.)

Сразу скажу — мне всё это не очень-то нравится. Если Вам интересен взгляд современной отечественной психологии на старение и вообще периодизацию жизни, а также мои отношения с этими темами — посмотрите в сети Возрастная психология, периодизация и категоризация.

А вот текст про периодизацию майя, ставших модными накануне 2012года. (Отрывок позаимствован с сайта астропсихолога С. Безбородного).

Майя оценивали возрастные циклы человека по катунам (Катун=7200дней (Кунов) и =20 Тунов (360дней), т.о. катун — примерно 20лет).

Так, первые 20 лет (0 — 7200 дней жизни) у всех проходят под знаком Имиша, Дракона, когда людям свойственна порывистость, наблюдается избыток неконтролируемой энергии, молодость хлещет из всех щелей, но сохраняется сильная зависимость человека от семьи.

От 20 до 40 лет (7201 — 14400 дней жизни) каждый человек проходит через катун Ика, Ветра, когда люди активно усваивают информацию, за всё берутся, но нередко разбрасываются, но при этом стремятся закрепить свои права и обрести собственность, что всегда соответствует стремлению белых дней-знаков, к которым относится Ик.

От 40 до 60 лет (14401 — 21600 дней жизни) люди проходят через катун Акбаль, когда они больше заняты домом и семьей, проявляют осознанное творчество в организации личной жизни и мечтают стать бабушками и дедушками, так как именно в этом качестве сильнее всего реализуется нагуаль Акбаля, великого акушера, дедушки и бабушки.

От 60 до 80 лет (21601 — 28800 дней жизни) в свои права вступает катун Кан, Зерно Маиса, он подчеркивает, что в пожилом возрасте люди часто думают о материальных заботах, пропитании, мечтают об обеспечении своей старости, но также стремятся помочь своим детям и внукам, хотя бывает и наоборот.

От 80 до 100 лет (28801 — 36000 дней жизни) действует катун Чикчан, Змей, и это время характеризуется как «мудрость змеи», когда человек, уже достаточно поживший на белом свете, должен всё понимать не только сердцем, но и умом.

Период времени от 100 до 120 лет (36001 — 43200 дней жизни) закономерно приходится на катун Кими, Смерть, потому что в это время происходит не смерть, как считают западные люди, а переход в иные миры, как утверждали МАЙЯ.»2

Очень интересна трактовка возраста «зерно Маиса». Почему-то возникает подозрение, что автор, являясь достаточно молодым человеком, описал скорее знакомое ему современное положение дел. Хотя в этом что-то есть. Ведь если не брать невротических городских стариков, а посмотреть на деревенских… Какие заботы — хлеб насущный. Возможно, это действительно важный период некого заземления, концентрации. Уходит лишнее, становится понятен минимум потребностей и способы их обеспечения, и только тогда появляется ресурс для остального. Мудрость присутствует безусловно, хотя меня такая продолжительность этого периода настораживает.

Валерий Зеленский поделился со мной славянской традицией: Семь сороков — 7х7=49. В этом возрасте в славянских деревнях сажали старичков на саночки и спускали под гору. Это символизировало переход в другую категорию — ненужных деревне. Старички могли после этого уйти или вернуться и жить тихо-тихо. Такой процедуры избегали те, кто деревне был нужен — знахари, мастера, учителя и т. п.

«Третий возраст» — изобретение современной Европы/Америки.

На самом деле близко с индийской традицией периодов в 25л. 1-й возраст — ученичества. Это и детство и юность. 2-й возраст — работа в социуме, реализация. 3-й у индусов и китайцев — уход от социума, индивидуация, обретение мудрости. Для Ч. Хэнди и иже с ним — это пенсионный возраст. Однако, связанный с менее активной, но жизнью и работой в социуме. Этот возраст называют пожилым или преклонным. Видимо предполагается, что позже, м.б. в 75 наступит 4-й возраст — старость. По крайней мере её отодвинули пока и как идею, и как будущее. А третий пытаются сделать вторым.

Итак, заметим, что деление на возрастные периоды в разных формах существует довольно чётко лет до 45—50, а потом становится как бы смазанным. Думаю, это вполне закономерно.

Наступление старости — это конец отсчёта времени. Заметьте в моей предыдущей фразе нет ни доли негатива. Просто старость живет не во времени, а в пространстве. Старики живут уже не сколько-то, а просто давно и впереди тоже сроков нет. Старики живут пространством и измерениями пространства — избушка, квартира, деревня, королевство, Бог.

Умиротворение. У него нет сроков.

Хотелось бы на этом завершить эту главу. Она и так уж великовата. Но нет. Многое ведь не сказано! Как же Юнгианство?…

Периодизация, научность — вот как проявляются психологические защиты (ведь двигаться дальше к делам и смыслам боязно). Противостоять не могу. Может это не только моя защита, а ещё кому нравится? Однако, для чтения необязательно — можете пролистать.

Психологи (ничто человеческое им не чуждо) тоже не очень-то любят стариков. Психология в своём большинстве стала социальной наукой, изучает личность и её отношения. И потому её интерес простирается до кризиса середины жизни (КСЖ). Пристальное внимание уделяется самому КСЖ… А дальше? Так… поддерживающая терапия и помощь в попытках «вернуться».

З. Фрейд считал, что развитие личности заканчивается с половым созреванием и дальнейшая периодизация бессмысленна. Большинство авторов, относящихся к разным направлениям психологии до и после З.Ф., с небольшими разночтениями тщательно описывают раннюю детскую периодизацию, юность, зрелость… дальше обычно пунктирно. Предполагается, если Вам скажем 60, выбрать: относиться ли к взрослым/зрелым, гребя старательно против течения, или, как сдадут силы, в геронтопсихологию, где опять или «побеждать старость» или смириться и умереть.

К.Г.Юнг был уверен, основываясь, в том числе и на личном опыте, что инициация, развитие идёт всю жизнь. Фрейд исследовал Личность, Эго, как набор комплексов и защит, стратегий и тактик социальной жизни. Ему было важно акцентировать внимание людей на том, что этим надо заниматься очень рано, что в 30—40 уже нужно копать прошлое, чтобы понять свою личность. И гению Фрейда это удалось. Но что дальше? Тут лучше у юнгианцев. Они, не размениваясь по мелочам, изучают развитие сознания и любимый период их работы — КСЖ. Любимый ракурс — проявление Самости, как главенствующего архетипа, как некой индивидуальной вселенской задачи. (Ох, как пафосно звучит). Юнгианцы описывают, как онтогенез повторяет филогенез, то есть развитие одного человека похоже на историю человечества, но не только в плане физиологии, но и в развитии сознания. (Если Вам покажется, что я пишу сложно — почитайте Ноймана). А если интересно — почитайте Мюррея Штайна, Даниила Шарпа, Дж. Холлиса.

Если Вы не читали Юнга и его последователей и Вам не хочется уже перейти к следующей главе можете посмотреть — Ода Юнгианству (в Дополнениях).

Развитие сознания в филогенезе и онтогенезе (соответственно — всего человечества и одной личности) по К.Г.Юнгу, Э. Нойману, М. Штайну:

— мистическое слияние

— развитие Эго и проекций

— Развитие супер-Эго, абстрактного Бога, Истины.

— инфляция сверхразумного человека

— осознание контакта Эго — психика

— соединение физического и психического мира — синхронии (от себя добавлю: не отслеживание, а реализация!!)

— зеркальное сознание, (голографичность, осознанное слияние)

4 этап — то, куда цивилизованное человечество пришло к концу 20 века. Человечество стало очень умным, обзавелось супер знаниями и технологиями. При этом оно пришло к краху в большинстве областей от личного счастья и демографии, до «покорения природы». Обретя сверхразум, люди стали слабыми, нетворческими и беззащитными перед будущим. Всё это отразил постмодерн.

В личной истории инфляционный крах происходит обычно именно как КСЖ. И после него наступает 5-й — любимый этап юнгианской аналитической науки и практики.

Человек открывает для себя нелинейность (иногда иррациональность) мира и возможность жить с ней, находит контакт логичного разума с текучей энергией психики, левого и правого полушарий и т.п.. Он находит и начинает ценить ресурсы своей Тени, Анимы/Анимуса, как дополняющей части души, и встречается с Самостью.

Примерно это пытается происходить в человеческом обществе. Об этом сейчас фильмы и книги, картины и музыка, открывшиеся для широких масс религиозные, мистические, духовные движения.

Контакт Эго-Душа не только должен осознаться, им надо научиться пользоваться, жить с этим. Что требует большой работы и практически отсутствующего пока понятийного, языкового поля.

И вот когда это происходит, случается соединение физического и психического, мифа и реальности, но совсем уже на новом витке эволюции. Мы уже не играем в сказку, не наблюдаем её, не оказываемся в некой Нарнии, а живём в ней творя полноправно как мудрые старики. Мы не договариваемся об узких рамках «правильной реальности» а живём в полном мире по мере возможностей. Об этом хорошо получилось у Пауло Коэльо в «Дьявол и сеньорита Прим», о том как старая женщина видит, как понимает ответственность, как делает когда и что нужно… Ну и конечно, замечательная Урсула Буэндия — вечная мать и бабка у Маркеса в «100лет одиночества».

Я думаю это очень неслучайно, что приход человечества к этой стадии развития сознания совпадает с невероятным доселе возрастанием числа старых людей на планете. Есть надежда, что разберёмся.

Ведь всем понятно, что спасти человечество должно Чудо. Всё остальное бесполезно. Почему бы над ним не поработать?

Старение или подготовка к старости

Почему я начала с 42 (кстати, есть смешная идея великого индуса Ошо о том, что секс должен естественно умирать в 42). Моё окружение во многом представлено этим возрастом.

Мы психологи, много говорим о кризисе середины жизни. Да это важный этап. Серьёзная ломка, трансформация.

Часто ли мы решаемся сказать, что потом… старость. Похоже не очень. Мы говорим о второй ½, новых возможностях и т. п.. Да. Я не спорю. Только почему это трудно честно называть?

КСЖ и начало старения — не одно и то же. КСЖ — событие революционное, ломка и изживание привычных алгоритмов…

Во время КСЖ Человек подводит итоги предыдущих периодов в физическом, эмоциональном, интеллектуальном (хорошо бы) плане. Подводя итоги, он завершает и прощается. Да-да, прощается со взрослостью, как когда-то с детством. Если с чем-то попрощаться не удаётся — кризис растягивается, или происходит регресс (не обязательно патологичный) и допроживание. КСЖ многократно и хорошо описан (лично я больше всего люблю в этом плане Д. Шарпа, М. Штайна ну и трагичного Дж. Холлиса).

В итоге КСЖ мы должны увидеть, что ставший для нас привычным образ мира и себя в нём изжит, существуют другие модели, степени восприятия. Это большой и важный процесс.

Однако, потом (лично у меня года через 3—4) начинается другой эволюционный процесс — собственно старение. Здесь любопытны инициации и подготовки. Легче всего по аналогии.

Начиная с 41, я с интересом и часто со страхом обнаруживала в себе и своей жизни яркие моменты, которые в сумме назвала инициацией в старость. Мне кажется, я её прошла (хотя кто знает…).

Когда мне говорят: «что ты! Рано ещё!». Терпеливо (стараюсь) объясняю. Моему сыну 14, и он успешно инициируется в мужчину. Часто с гордостью говорю ему и о нём: «настоящий мужчина». Мальчики и девочки в 13—14 инициируются во взрослых. Чтобы стать ими в 25—30. Так?

Так и я чтобы в 60 стать настоящей Полноценной старухой, должна сейчас начинать готовиться. Почему тут надо не 12 лет а 20? — сами понимаете — процессы замедляются. А инерции больше.

Иначе, если сейчас не начать этот путь, то одряхлеть то я одряхлею, а состариться полноценно могу не смочь.

Понимаете меня? Есть много людей, которые дожили до 35 и выглядят взрослыми, при этом взрослыми не являясь. Например, они не обладают самостоятельностью, трудолюбием, навыками, волей, способностью любить и др. Так и со старостью. Необходимо научиться и суметь стать старым человеком, а не просто прожить долго и ослабеть.

Итак, старение, в чём же оно состоит?

Буду рада любым подсказкам с вашей стороны. Потому как ещё работать и работать. Сейчас же могу поделиться тем, что пока знаю.

Главное для меня тут — алгоритмы, которые уже упоминала. Что поделать технически-математический стиль мышления, отягощённый первым образованием.

Лично мне очень помог такой из уст в уста передаваемый образ — Шоссе. По шоссе в разные стороны мчатся машины. Кто-то на лимузине, кто-то на Оке, кто-то ведёт большой грузовик с чем-то тяжёлым и важным, кто-то автобус с детьми, кто-то сам едет пассажиром, а кто-то и вообще на мотоцикле или велосипеде. Это социум — у всех своя цель, маршрут, скорость, важно соблюдать правила или нарушать их ловко и умело)). Это время взрослости, время алгоритмов. Но старость, а точнее пока — КСЖ, это когда твой транспорт начинает барахлить, может просто закипает или топливо кончается, и ты с трудом откатываешь его на обочину и начинаешь сначала переживать, а потом думать, как быть дальше. Ну, и конечно, ты можешь починить свою машину или принять помощь друзей, или пересесть на велик, или пойти пешком…

Но есть ещё вариант — увидеть, что сразу за обочиной начинается поле, а там и озеро, лес, горы… Главное — поле.

Поскольку сначала КСЖ, с большой вероятностью ты вернёшься на шоссе доделывать дела, но запомнишь цвета и запахи, и привлекательность этого поля.

А вот старость — это когда ты решаешь покинуть суетливое шоссе с его гонкой и отправиться в путь по полю.

Когда я отправилась — было очень трудно, мучительно, ничего не получалось. Я плакала у своего психоаналитика: «я не могу понять, какие тут алгоритмы, правила». Так продолжалось какое-то время пока не дошло: единственный необходимый мне новый алгоритм — отсутствие алгоритмов. Единственное правило движения по полю — открытые глаза и другие чувства, особенно ноги. Зато останавливаться и отдыхать можно, когда захочешь, можно поднимать глаза к небу, ходить кругами и т. д. и т.п..

Не знаю, поможет ли Вам…

Ещё я поняла (смешно) смысл выражения «картина мира». То есть, конечно, я знала, что все вроде понимают под этим, но моя картина была картой, схемой…. Это было похоже на мой первый диплом по строительству: геосъёмка, план стройки, сетевой график, в любом случае, даже если это была картина, то очень чётко схематичная.

Потом как раз в переломный момент своей жизни я нарисовала мандалу под чутким руководством дочери Вари. Это было прекрасно. Очень много было в ней про мою жизнь. Я поняла пристрастие Юнга к мандалам. «В любом хаосе есть космос». Мандала — попытка ухватить хаос и запереть в космос. Чёткость, хотя и округлость, целостность, символичность…

После прохождения следующего перехода, я поняла — теперь я хочу акварель. Мир — картина маслом, акварель… Я хочу туда, и я двигаюсь туда, танцуя в поле и лёжа в траве, и немного плача от усталости.

В любом случае…

Как это не печально, но вы никогда не сможете понять что-либо, просто прочитав об этом книгу.

(Р.А.Уилсон)

Написав — тоже. Потому попробуем поработать, подумать?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

одна из моих претензий к современной научной парадигме-методологии — требование определения понятий. Такая методология сама по себе весьма ограничена подобно ньютоновской механике или эвклидовой математике. Сейчас уже очевидно, что большинство самых необходимых нам понятий, таких как «жизнь», «человек», «счастье», «любовь», «здоровье» и др. определить не возможно ввиду их беспредельности. Поэтому я уверена, что необходимо ввести как правильный теперь термин обозначение.

2

* (если Вам интересно) МАЙЯ группировали дни в более крупные календарные единицы, которые имеют следующие названия: КИН = 1 день (от названия дня происходят такие названия, как «Цолькин» — священный календарь, «АХ’КИН» — хранитель дней (майанский астролог)); ТРЕЦЕНА = 13 дней (Трецена — майанская неделя, не связанная (!) с понятием месяц, учитывается при составлении майанского «гороскопа» — Пирамиды-карты); ВИНАЛЬ = 20 дней (Виналь — календарный месяц МАЙЯ, структурно не состоящий из недель, как это принято в современном западном календаре); ЦОЛЬКИН = 260 дней (Цолькин — главный жреческий календарь МАЙЯ для определения характера родившегося в этот день человека и перспектив каждого дня, он состоит из 20 Трецен, тринадцатидневок). ТУН = 360 дней (Тун — жреческий календарь МАЙЯ, он состоит из 18 виналей, месяцев по 20 дней в каждом. Знание Туна и Цолькина входило в главную обязанность Ах’Кинов, майанских астрологов). ХААБ = 365 дней (Хааб — реальный солнечный год, продолжительность которого МАЙЯ определили с поразительной для древних людей точностью. Он состоит из Туна и Уайеба, 5 добавочных, самых страшных дней)). КАТУН = 7200 дней (Катун — это 20 Тунов, период, приблизительно соответствующий 20 календарным годам. Кстати, период Катуна очень близко соответствует периоду соединения Юпитера и Сатурна, основных планет древней астрологии.)

БАКТУН = 144000 дней (Бактун — это 20 Катунов, «единица» истории у МАЙЯ.) Тринадцать Бактунов означает Long Count — «длинный счет», аналог космических эпох из западной астрологии, период продолжительностью 1872000 дней, или 5125 лет. Каждый такой период начинается в день 4 Ахау (Солнце) и считается очередной солнечной эпохой. (по материалам Сергея Безбородного)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я