Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все

Ю Же

Книга для широкого круга читателей, готовых думать, говорить, слушать о своём будущем честно, с открытым интересом, спокойным вниманием, стряхивая шелуху рекламы, нормопатии, страхов, открывая Себя, пусть и с трудом.2-е издание

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2. Темы

Время и отношения с ним

— Простите, Вы не скажете, который час?

— Хаим, живи проще!

(Одесский анекдот)

Время за прошедшие десятилетия заметно подпортилось и пожелтело.

(В. Тихоновец «Пассажир Окрылённого»)

Время старости.

— Когда ты поедешь в город? Говорила, что надо в больницу и в администрацию….

— Надо-надо.

— Давай в понедельник?

— Серёж, милый, мне надо пока корова не отелилась. Но когда речка встанет. А тогда ведь гололёд будет… И внуки должны приехать.

— Так когда. Баб Мань?

— Скажу, Милый. Скажу.

Время существует не безусловно, как наивно полагают многие. Оно в пространстве. Природе и окружении. Когда внука заберут. Когда дочка деньги привезёт. До половодья, после картошки, и уж конечно засветло или затемно….

Остальной социум с его понедельниками, приёмными днями и договорённостями по часам — он тоже лишь часть «окружающего мира», самая суетливая порой часть и сложная для взаимодействия.

Время старости другое — порой кажется долгим, растянутым. Зато оно реально зациклено. Ритмично, связано с тем, отчего изначально бралось — ритмом земли и пространством. Всё то, в чём только начинают убеждать квантовые физики вроде С. Хоккинга.

Старость имеет весьма серьёзное отношение ко времени. Вполне можно сказать, что она ответственна за него.

Пожалуй, бесспорно, что все ранние возраста нацелены во времени вперёд на ожидания и планирование.

Старикам присуща фраза: «мне ждать нечего». В негативном аспекте — это ворчливая безнадёжность и пессимизм. В позитиве — открытость, любопытство и приятие в сторону будущего. Это предполагаемое всеми религиями безусловное приятие заранее (!) всего «что Бог пошлёт». Базой для этого служит опыт прожитой до того части жизни.

У меня, например, около 40 лет появилось ощущение накопленного опыта выживания. «Как было видели, как будет — посмотрим» — чудесная формула жизни от Татьяны Ивановны Афанасовой. Для стариков это обозначение себя во времени. «Время в котором стоим» (выражение абхазских стариков, подаренное Фазилем Искандером).

Дама в 45 говорит: «у меня ещё всё впереди» и подразумевает, что она собирается соблазнять, влюбляться, сексуально развлекаться, может быть рожать, может быть… — всё про то, что было или должно было быть у неё в 35—35, то есть сзади, в прошлом. Конечно, у неё всё или многое впереди — старость с её новыми ощущениями, задачами, кайфами и трудностями. Но об этом она говорить не хочет и думать от страха отказывается. Она говорит: «у меня всё впереди», пытаясь вывернуться и двинуться в хвост времени, назад. Зачастую получается. Героически и глупо как всякий героизм. Фраза кусает себя за хвост, а человек, пытающийся её осуществить, попадает в ловушку.

Сначала нас победило «иметь, а не быть», потом мы стали «иметь» время. «Время есть?». Теперь не быть, а быть где и когда. Жизнь подменяется расписаниями и планами. Старость — пора выйти из этого в настоящее время.

Ну и конечно, Старики помнят. Помнят за других. Помнят вас маленькими. Помнят для вас историю рода и те времена, когда… Они, их жизни и память — ткань времени.

Настоящие качественные старики смотрят во времени не вперёд, ни назад, а вокруг, во всей многомерности пространства. Многим приходилось наблюдать, когда с приходом слабоумия старики путают настоящее с прошлым, ждут давно случившегося, видят покойников среди живых и т.п.. Начинается это с простой путаницы во временных связях. Людей привыкших жить в узкой реальности логической матрицы такое пугает или смешит (что тоже в общем — страх). Но если приглядеться, то это взгляд! Не обязательно дожидаться слабости ума, чтобы увидеть многомерность.

Время жизни. Это великолепная тема для индивидуальной и групповой работы.

Время — некая данность, договорённость, возведённая людьми в ранг закона. В большинстве своём люди чувствуют и принимают относительность и неопределённость времени, но оно крепко держит нас как привычная карта территории. И даже отрицание времени есть зацепка за него.

Проще всего оттолкнуться от Дней рождения. Люди делятся на тех, кто их любит, равнодушен, не любит.

«Дни рождения меня никогда не травмировали — в основном потому, что я старался их игнорировать.» (Р. Дасс)

В основном считается, что дни рождения отмеряют наше взросление, наше Время жизни. И потому в детстве они радуют — мы же торопимся! Потом напрягают — мы уже вроде не торопимся, а потом и вовсе — расстраивают.

Ну, игнорировать мне, например, тоже не нравится. Я вижу такую историю. Вот Галактика, Солнце, далеко-далеко от него наша Земля летит по большой орбите вокруг. И вот в какой-то точке этой орбиты, точке которую никак не пометить, не назвать, только очень условно, и всё же она есть наверное. В этой точке-моменте моё тело отделилось от материнского и началась Моя жизнь. И вот когда Земля пролетает где-то примерно в этом месте (ооочень примерно!) можно этот момент рождения вспомнить и порадоваться. Порадоваться, что это случилось, что здесь, с этими людьми… Вот и всё. Сколько раз уже Земля прошла это место, сколько ещё… Я люблю свои Дни рождения и отмеряемые числа — ведь это жизнь, моя жизнь. Кроме того мы с детьми и друзьями весело празднуем….

Время удобная координата, если вы наполняете её смыслом.

Фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003) Корейского режиссёра Ким Ки Дук наверное четче всего передает эту ситуацию.

Старики существуют вне времени? Да, они создают и поддерживают пространство. Хотя…

Во времени они, конечно, тоже существуют. Но не в том оцифрованном ритме цивилизации. А в безмерном, космическом и физическом времени, «том в котором стоим». Том, которое обусловлено вращением Земли и сменой времён года, сменой ландшафтов, разрушением гор, ростом лесов. Они участвуют в этом времени, являясь им, его тканью, стоят в нём, как стоят деревья.

Переход в старость это во многом переход во времени и в другое время. Раньше оно шло, бежало, тянулось где-то рядом. Теперь мы становимся им и оказываемся внутри.

— Время — поезд, он сначала трогается и едет, а потом проносится мимо. Если повезёт — сможешь ненадолго запрыгнуть на подножку и прокатиться.

— А теперь что? Мы, старики, что сидим в поезде у окошка? или может стали машинистами? Как у Макаревича, да? «Один говорил, мол, мы машинисты, другой говорил — пассажиры».

— Нет… Мы не пассажиры и не машинисты, и не поезд. Поезд — несется в своём искусственном времени. Мы — полотно дороги, деревья по сторонам и речка рядом. Мы то, по чему, от чего и к чему едут.

— Сложно… И немного страшно.

— Да, никто и не говорил, что будет легко. Хотя трудно, пока не поймёшь и не примешь. Трудно почувствовать, что, как у Пелевина в «Жёлтой стреле», есть что-то кроме мчащегося поезда.

— Похоже на Дао.

— Может быть…

Ну, а теперь поскольку времени у нас много, давайте пофилософствуем о времени? Предлагаю тем, кому интересно.

О самом понятии Время. Стивен Хоккинг — умнейший наш современник. Вот его чудесная шутка: «Мне повезло, что я занимаюсь теоретической физикой, потому что она вся умещается в голове». Каково, а? Представляете какая голова у Стивена. Лично я, наверное, никогда бы не осмелилась сказать, что в моей умещается больше 1/10 (это я себе льщу) теоретической физики, мои знакомые, наверное, тоже. Так вот этот очень умный физик написал очень хорошую книгу о Вселенной и Времени, в том числе и ещё терпеливо переписывал её десятки раз, чтобы она была понятна всем у кого голова поменьше или забита чем другим. Если Вы её читали или собираетесь, то мои потуги можете смело пропустить. И всё же.

Когда Вам кажется, что время — штука ничуть не загадочная, а простая, банальная и однозначная, то скорее всего Вы как большинство из нас путаете время с его измерением. Так происходит с множеством важных понятий. Сначала мы думаем, как поймать их в ловушку определений и измерений, а потом забываем сами понятия, путая их с символами. Так время для нас превратилось в стрелки, а потом и цифры на часах и календарях, даты и т.п..

Время вначале было очень земной, природной категорией, оно было просто ещё одной категорией пространства. Время связывало Землю с Космосом даже тогда, когда было не понятно, кто вокруг кого крутится. Это я к тому, что время придумали мерить исходя из того, видно ли Солнце и как, и также и про Луну. Год и день когда-то был солнечным, месяц — лунным. А ведь время, настоящее время, и есть пространственная категория, некое вращательное измерение добавленное к привязанным к земной поверхности трём другим.

Мне приходилось читать, что в древние времена, когда часы были только солнечными и ночью время никого не интересовало, час определялся разделением на 12 светлого времени, то есть дня. Таким образом получалось, что зимний час был почти в 2 раза короче чем летний. А день оставался днём, потому как его никто не увеличивал с помощью электричества. Конечно, если вы живёте в плену машин, это не кажется удобным. Но в деревне это очень близко к действительности. Мне бы понравилось, если бы зимний час был короче, а летний, когда надо много сделать — длиннее. Кстати современная электроника по-моему вполне могла бы позволить такой переход. Но кого сейчас интересует природность?

Вот пришла весна 2011 и Медведев от нечего делать взял да и отменил переход на зимнее время, оставив нас на летнем. Тем самым Россия снова вылетела из европейского формата, теперь временного. Но главное не это. Дети-школьники и те, кто ещё работает в этой стране, начиная с октября, будут вставать до рассвета, некоторые задолго до рассвета. Но кого это волнует? В обсуждении «проекта» обсуждались в основном переживания городских пенсионеров. Мне понравилась одна реплика на радио: «я лично против отмены перевода часов: мы итак ничем не управляем, раньше хоть временем можно было 2р в год!». Сквозь слёзы…

Приведу кусок из своей статьи «О новом планировании — 2» (www.maap.ru)

Арнольд Минделл («Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме. Осознание пути…»): «некоторые из нас забыли, что наше чувство времени первоначально было связано с пространством. Не имея электрических фонарей ли наручных часов, мы замечали происходящие на Земле перемены. То, что мы сейчас называем «временем», некогда связывалось с перемещением по земле теней деревьев… (и т.п.)».

И заметьте историческое время также может восприниматься весьма пространственно — «время в котором стоим».

«Судя по всему, время представляет собой современное абстрактное понятие, производное от опыта движений и изменений в пространстве.»

Шаманы и учёные говорят, что наша жизнь зависит от перемещений в пространстве Земли, Луны, планет, звёзд, Солнца. При этом время становится оцифрованным. Оно уже скоро даже с движением стрелок не будет связываться, только с абстрактными цифрам.

Цивилизованный человек в ловушке этого оцифрованного усредненного официального времени (и календаря), отчуждаемый от ощущений собственного тела и планеты, брошен, покинут сам Собой в стрессе и тревоге.

Ещё из Минделла: «Конечно, вы можете всегда настаивать на своем повседневном образе действий и любой ценой держаться времени идущего вперёд. Если вы слишком долго подавляете настроения и чувства, то вероятно начнете проклинать повседневную жизнь или, как минимум, высказывать массу жалоб на стресс или невозможность всего этого. Чем больше вы цепляетесь за движение вперед во времени, тем больше вас одолевают эти настроения — и тем больше вы начинаете бояться смерти и уничтожения».

Книга хорошая. Можно всю пересказывать. А.М. — чудесный летчик. И опробовав его методики можно многому научиться в планировании…

Газета «Еврейское Слово» 15.12.2009 В конце времён. «И было в конце двухлетнего срока..» (Бытие, 41:1) Иосиф томился в тюрьме у фараона. «Можно сказать, что окончание заключения — время одновременно тяжёлое (время тянется в конце бесконечно долго) и радостное: Йосефу предстояло выйти на свободу и стать вторым человеком в Египте после фараона». Время благодаря своему положению в неделе или году меняет свою природу, становится вдруг святым, священным. Природа времени — одна из загадок современной науки.

Да, кстати, я ведь начала с науки, со Стивена Хоккинга. У физиков время, как и у всех, приравнено к другим измерениям — пространственным. Так было изначально, когда пытливые умы только начинали сочинять правила «естественных» наук. Эти же пытливые умы и сочинили абстрактное время, для того чтобы была некая база измерения и описания происходящего вокруг. Абстрактное время стало той самой точкой опоры, благодаря которой Ньютон заставил всё вращаться вокруг науки. Но Земля, как ни странно своего движения не изменила, сдвинулось лишь человечество. А точнее наоборот решило, что, держась за этот колышек, стало независимым.

И Аристотель, и Ньютон верили в абсолютное время. Иными словами они считали, что временной интервал между двумя событиями можно однозначно измерить и что результат будет одинаков независимо от того, кто производит измерение, лишь бы у измеряющего были правильные часы. Время было полностью отделено от пространства и считалось не зависящим от него. Такова точка зрения большинства, точка зрения здравого смысла.))) Но нам пришлось изменить свои представления о пространстве и времени. Представления, основанные на «здравом смысле», относятся к сравнительно медленным объектам (яблоко, планета), но они оказываются совершенно неуместными, когда скорости становятся близкими к скорости света.…. Теория относительности покончила с понятием абсолютного времени.

(С. Хоккинг «Краткая история времени»)

А квантовая теория похоже покончила с остальными абсолютными понятиями.

Очень многие говорят: какое нам дело до всего этого. Ведь мы живём среди яблок и планет в зоне здравого смысла, что нам до скорости света? Но, друзья мои, ведь мы как раз и живём в скорости света, мы видим и яблоко, и планету только «благодаря» скорости света, Благодаря ей мы можем поймать яблоко, не дать ему встретиться с планетой. И наш выбор к какой скорости приблизить скорость нашей мысли.

Например, Чарльз Тарт в «Пробуждении» сравнивает её со скоростью ослиной повозки.

Но мне ближе идея Курта Воннегута («Времятресение»).

Этот кусок просто невозможно не привести целиком, я очень люблю разыгрывать эту сценку со своими гостями. Старый вымышленный забытый писатель-фантаст выступает перед своими друзьями и друзьями писателя Курта Воннегута…

Толпа затихла, когда я занял своё место справа от него.

— Вселенная очень сильно расширилась, — сказал он, — … Поэтому свет теперь недостаточно быстр, чтобы проделывать путешествия, которые надо проделать. Ему теперь не хватит и бесконечно долгого времени. Когда-то свет был самой быстрой штукой на свете, а теперь его место на свалке истории вместе с дилижансами.

И теперь я прошу этого храбреца, осмелившегося встать рядом со мной, выбрать две мерцающие светящиеся точки в небе над нами…

Я показал на две светящиеся точки примерно в десяти футах друг от друга. Одна точка была Полярной звездой. Про вторую я ничего не знал….

— Они мерцают? — спросил он.

— Да, — ответил я.

— Точно? — спросил он.

— Клянусь, — ответил я.

— Отлично! Дин-дин-дон! — сказал он. — Теперь вот что. Какие бы небесные тела ни скрывались за этими двумя точками, можно быть уверенными, что Вселенная стала настолько разреженной, что свету от одной из них до другой нужно добираться тысячи или миллионы лет. А теперь я попрошу вас посмотреть, со всем возможным безразличием, сначала на одну, а потом на другую.

— Хорошо, — сказал я. — я это сделал.

— Это заняло одну секунду, не так ли? — спросил Траут.

— Не больше, сказал я.

— даже если бы это заняло час, сказал он, — существует нечто, что, говоря консервативным языком, преодолело расстояние между этими небесными телами в миллион раз быстрее света.

— Что же это было? — спросил я.

— Твоё сознание, — ответил он. — Это — новое свойство Вселенной, оно существует только потому, что существуют люди.…

(К. Воннегут. Времятресение)

Разве не замечательно. Попробуйте почувствовать себя истинным независимым стариком Вселенной и у Вас получится проделать это с кем-то помоложе, получив общее удовольствие.

Вот ещё один из моих любимых авторов в качестве отвлечения-развлечения. Вы ведь никуда не торопитесь?

У Бенджамена Хоффа в «Дао Винни-Пуха» (А может у Милна???) возникла идея нового слова — скоробуды (по другой версии — щасвирнусы).

Скоробуд вечно куда-нибудь спешит, и похоже, вся его жизнь проходит под знаком отсутствия: УШЁЛ СКОРО БУДУ…. Скоробуду не сидится на одном месте. Ему обязательно надо бежать туда, где его нет. (Заметим — бегает он редко, если это человек, чаще ездит, летает…)…. Вся наша скоробудовская наука, религия и деловая этика испокон веков внушали нам, что всех нас ожидает впереди Великая Награда и, чтобы быть достойными её, мы должны всю жизнь работать, работать и работать, как заведённые. Она то ли храниться на небесах, то ли спрятана за ещё нераскрытой молекулой, то ли ждёт нас в правительственном номере отеля, но она всегда чуть впереди нас — вот тут за углом, с другой стороны земного шара…

Хофф описывает Общество Скоробудов, повязанное идеей Достижения Великой Награды, жизнь в котором проходит под лозунгом Экономии Времени. «Характерным примером претворения этого лозунга в жизнь является пресловутая Стойка с Гамбургерами — подходящий памятник Скоробуду и его вечной занятости.» Б.Х. предлагает сравнить фастфуд с чайными домиками Китая.

Лично мне кажется, что тотальными признаками культуры Экономии Времени являются более привычные вещи — электрические чайники, кофе машины, микроволновки, магазинный хлеб. Да собственно Хофф того же мнения. «Стойка, как теперь стало уже общеизвестно, представляет угрозу для всякого, кто к ней приближается. И, к сожалению, это далеко не единственное изобретение ума, запрограммированного на Экономию Времени. Сюда же можно отнести супермаркеты, микроволновые печи, ядерные реакторы, ядохимикаты и прочие прелести. Если бы все мероприятия, направленные на Экономию Времени, действительно его экономили, то, рассуждая логически, у нас должен был бы накопиться значительный его запас — гораздо больший, чем у предыдущих поколений. На деле же, как ни странно, с каждым годом времени у нас всё меньше.… И весь фокус-то в том, что экономить время в принципе невозможно — его можно только тратить. А вот тратить его можно либо с умом, либо впустую. У Скоробудов времени не остаётся совсем, потому что они тратят его целиком на неимоверные усилия, призванные сэкономить каждую секунду».

Не могу не отметить при всей красоте текста два момента. Как бы не пытался автор откреститься от родной американской культуры, она его до конца не отпускает. Терминология держит: экономить нельзя тратить. А ведь время и тратить нельзя. Оно вообще не товар и не деньги. Оно пространство. Люди придумали сделать предметом торга все измерения. Но это лишь одна из фантазий. Кроме того — отсутствие времени — кокетливая ложь. Современная цивилизация действительно экономит людям кучу времени, которое они тратят нещадно за телевизором и компьютером, всякими развлечениями и отвлечениями, имеющими слабое отношение к жизни.

Когда Авраам хотел кофе он шёл за хворостом, а Сара разводила костёр и разминала кофейные зёрна, приносила воды от родника и… потом в общем они пили кофе. А сейчас мы нажимаем кнопку электрочайника, высыпаем пакетик и нервничаем полминуты «ну скоро?»

Время — это часы и минуты, не отрезки и точки встречи. Это, что важнее, обозначение некой категории ситуации. Ну как бы это сказать… Лето — это не время, когда на календаре написано «июнь», а время когда в нашей полосе цветут травы и завязываются плоды. Время косить и время сажать.

«Время собирать камни и время разбрасывать»… и время смотреть на камни. А вообще, не знаю, почему все так любят цитировать эти самые камни.

Там ведь есть ещё:

Время родиться и время умирать,

Время насаждать и время вырывать насажденья,

Время обнимать и время избегать объятий,

Время отыскивать и время дать потеряться,

Время хранить и время тратить,

Время рвать и время сшивать…

А вот моя скромная находка. Время старости — пространство.

Она приходит не с косой. С косой — старуха Смерть.

Старушка Старость приходит с граблями (иногда может быть с лопатой, мотыгой, ведром). Она никогда не скажет «сколько вам осталось», но скажет, что Вам надо бы сделать, где прибраться, что посадить… А начнёте бегать-суетиться, сами знаете про грабли…

Первая половина жизни наполнена культом времени. Мы торопимся, догоняем, обгоняем, считаем и экономим, тратим время. И мы боимся смерти, которая придёт и скажет, что оно кончилось и что мы что-то не успели. Но когда мы готовы принять и смерть и жизнь, отвернувшись слегка от часов и календарей, старость освобождает нас от этой зависимости. Время в старости течет само по себе где-то в стороне. И старики замечают его по другим людям, своим детям и внукам. Сами же они заняты пространством.

Когда выросшие мы вспоминаем своих бабушек и дедушек, мы с трудом можем сказать сколько им было лет, когда мы слушали сказки у них на коленях или когда приходили рассказать об успехах в институте.

Мифологическая реальность тоже свободна от времени. Но об этом попозже…

Топология

Жизнь не восхождение и спуск с горы. Это пропаганда социума, утверждающего, утверждающегося, что он — верх. Очень старая пропаганда, древняя можно сказать.

Жизни ближе метафора большого U.

Хотя в горах тоже много символического смысла. Представим, что человек взбирается на вершину. Что там? Скорее всего безжизненность, скалы, снег… и амбиции. На вершинах гор безусловно красиво, но там никто не живёт. Смысл восхождения в возвращении в долину с новыми впечатлениями и силой.

Если же смотреть с точки зрения развития психики, движения от Самости к Самости (как изначальному и основному смыслу земного бытия) — это обратный ландшафт. Движение жизни по большому U.

Самость заземляется, проявляется в земной реальности социума, а потом, вырастив большое эго, реализовав его, возвращается обратно.

(В боковой проекции U — это виток спирали. Но это так — между прочим).

И еще не забудьте, что это наша банальная фантазия, договоренность, что земля — низ.

Может быть, должно быть так:

Рисунок — круг Земли с лепестками/синусоидой. Что отражают точки на кривой? Можно говорить о некой условной точке центра сосредоточения, концентрации сознания… Круговорот сознания, как круговорот воды.

Ругаете меня? Ничего не поняли? Простите, попробую ещё раз.

Метафора подъёма-спуска с горы очень и очень въелась в сознание и подсознание.

Молодые вечно «карабкаются» или «идут в гору», а старикам — «спуск на саночках»….

Мне и самой в начале подготовки к старению приснился яркий сон.

Мой сон про спуск с горы.

Мы с детьми и нашей машиной-микроавтобусом как-то оказались на высокой заснеженной горе. Я как старшая и водитель очень озабочена тем, как мы туда забрались, а главное как спуститься. Я разрабатываю всякие планы, думаю про лебёдку, ручник и т. д. и т. п. Ругаюсь на детей. И тут им надоедает. Они достают сноуборды, лыжи, ледянки (у нас так было принято) и начинают веселиться, кататься, спускаться и подниматься. А я чувствую отчаяние, одиночество. Но потом вижу, что внизу красивая зелёная долина. И приходит понимание, что я вполне могу легко и весело туда спуститься. Что машина никакого значения не имеет. Что дети рядом и нечего портить им радость жизни. Правда, что я в отличие от них не буду подниматься обратно. Они катаются здесь, а я прокачусь и уйду туда в долину. Буду там обживаться и может их дождусь.

Сон оставил глубокие переживания и в общем приятное успокоение, ощущение понимания «что дальше». Или «где дальше»…

Образ подъёма на гору и спуска очень древний и потому ставший «глубокой» частью культуры, архетипического коллективного бессознательного по Юнгу (ой, простите, опять).

А теперь я предлагаю Вам сменить этот рельеф на противоположный. Считайте, прошлые тысячелетия так жили, а теперь по-другому. Итак.

Мы приходим в мир Земли из Космоса, то есть «сверху». И рождаемся на горе. Там ещё первое время воздух очень разреженный и Человечек такой маленький, неустойчивый, и торжественный, ликующий. Родился! Пуп Земли! Вершина мира! Ничего не вижу кругом, только Я… и Весь мир. Люди вокруг???… А вот кажется кто-то есть…

Постепенно приходит понимание, что надо куда-то идти. Осторожно, нащупывая опору, потом всё быстрее и быстрее, на ходу осваивая навыки движения и общения… Серпантин… остановки… возвраты (на верху ведь так классно!)… и всё же неминуемо тянет вниз. И вот уже видна долина под горой. Там полно людей, машин, дел, развлечений, городов… Человек устал, конечно, но спешит, торопится туда и неизбежно попадает. Там в долине людей Человек проводит свою зрелость. Здесь строит дом (хотя чаще находит чужой), ну в любом случае, обживается, прорастает кучей связей, привычек, нужностью и зависимостью, здесь осваивает жизнь социума и живёт ей. Оттуда многие очень не хотят уходить. Это Вам не с горы спускаться. А гора зовёт, другая с другой стороны ущелья. И надо собраться, передать дела, дома и машины, взять необходимое и начинать подъём.

Старость — не спуск, а подъём. Порой медленный, трудный, с одышкой, с клюкой, с поддержкой, фантазиями о возврате… «Присяду на пенёк, отдохну денёк». А потом вдруг: «а почему бы не вернуться? Я могу ещё разок!». И возвращаются, уже не очень-то понятно зачем.

Но здоровые уходят, стараются, идут вверх.

Оглядываетесь и видите с высоты птичьего полёта тех, кто внизу остался, присматриваете за ними. Здесь обязательно встречаешь детей, идущих навстречу, и радуетесь вместе этим встречам. Поднимаетесь. Доходите до вершины и уходите туда, откуда пришли.

Ну как?

Я не могу тут поставить как иллюстрации мои любимые картинки, Вы наверняка найдёте их в интернете. Могу предложить закрыть глаза и представить…

Город с дорогами, домами и небоскрёбами, трубами, рекламными щитами, храмами… — в долине, а на горе, откуда мы смотрим вниз и куда привела маленькая тропинка — небольшая избушка, может юрта или типи или каменный домик.

Могу привести более поэтичное изложение тибетцев:

Сфера «лха» — это вершины снежных гор, где находятся ледники. Лха — высочайший пункт, точка, которая раньше всех улавливает свет восходящего солнца.… лха находится настолько близко к небу, насколько небо достижимо на земле. Психологически лха представляет первое пробуждение.… В теле лха — это голова, в особенности глаза и лоб.

Затем существует «нянь», что буквально означает «друг». Нянь начинается с широких горных отрогов и заключает в себе леса, джунгли и равнины.… В теле принцип нянь заключает в себе плечи, туловище, грудь и рёбра.… быть смелым и полезным для других.

Наконец существует «Лю», что буквально означает «водяное существо». Это сфера океанов, рек и озёр, сфера воды и сырости.… Лю — это свежесть подобная солнечному свету, отражённому в глубокой луже воды.…Это богатство… В нашем теле лю — это ноги, ступни, всё что находится ниже талии.

Лха, нянь и лю также имеют отношение ко временам года. Зима — это лха. Самый возвышенный и величественный сезон. Зимой вы чувствуете себя как бы наверху, над облаками, вы ощущаете бодрящую свежесть, как будто летите в воздухе. Потом приходит весна, которая спускается с небес и начинает соприкасаться с землёй, это переход от лха к нянь. Далее наступает лето, представляющее собой полное развитие уровня нянь., когда все растения зелены и в полном цвету. Лето развивается в осень, связанную с лю, потому что в это время происходит заключительное развитие, плодоношение… осуществление лю. И снова…

(Чогьям Трунгпа)

Красиво, правда? И правдиво, правда? Только не говорите: «ну, это у них там…». О Топологии Души буду писать ещё книгу.

Восток и Запад, традиции и современность

— Постарел ты, брат!

— Есть малость.

— А раненько!

— На то я и русский. У нас это — живо!

Закуривая третью папиросу, Тихон Ильич

упорно и вопросительно глядел в окошко:

да неужели так и в других странах?

(Иван Бунин «Деревня»)

Немного о традициях. Россия как всегда между востоком и западом, нахваталась больше с «Запада» и тоскует по «Востоку»

На Востоке и Юге (если уж хоть немного на географию ориентироваться), пожалуй: старость = почтение, почтенность. Традиции аксакалов, дедушек Цзы. Старость здесь подразумевает мудрость и опыт. Это, как и вся культура, больше про мужчин. Но старая женщина тоже весьма почитаема.

На западе старость похоже очень давно не в моде. Гедонизм побеждает мудрость. И хотя седовласый старик может быть почитаемым мудрецом, для него всё равно главная радость — молоденькая девушка (д-р Фауст в пример).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я