Секреты успеха уроков физкультуры: учебно-методическое пособие

Ю. Г. Коджаспиров, 2018

Искусство физического воспитания старо как мир. Однако, всегда ли ныне практикуемые методы обучения и тренировки достаточно надежны, привлекательны и эффективны? Каждый, знакомый с этой проблемой не понаслышке, знает, что – нет. Книга заслуженного работника физической культуры Российской Федерации, доктора педагогических наук, профессора Ю. Г. Коджаспирова раскрывает секреты успеха уроков физкультуры, достигаемого путем искусного возбуждения удовольствия и повышенной учебной активности занимающихся нетрадиционными средствами функциональной музыки. Пособие предназначено учителям, тренерам, преподавателям общеобразовательных школ, гимназий, колледжей и иных образовательных организаций, а также будет полезно остальным специалистам физической культуры и широкому кругу ее любителей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секреты успеха уроков физкультуры: учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Забытые традиции глубокой древности

Идею музыкальной стимуляции жизнедеятельности неугомонные, творчески мыслящие люди упрямо вынашивали многие тысячелетия человеческой эволюции. Углубившись в историческое изучение данного феномена нельзя не отметить, что многим социальным достижениям наших далеких предков в этом направлении, без всякого преувеличения, могло бы позавидовать и современное компьютеризированное поколение, мечтающее работать на фоне удовольствия.

Удивительный опыт неразумно забытого прошлого поистине потрясает. Однако, из-за ограниченности объема данного пособия прикоснемся лишь к отдельным (наиболее актуальным) историческим фактам, оценить и воспользоваться которыми здравомыслящий читатель волен по собственному разумению.

Не все из интересного опубликовано в нашей стране, заполним хотя бы некоторые пробелы.

Уже при первобытнообщинном и рабовладельческом строе музыка понималась по преимуществу в неразрывной связи с практикой общественно-трудовой жизни. Углубленно изучая историю Древнего мира, невольно обращаешь внимание на тесную, неугасающую взаимосвязь между состоянием производительных сил первобытных народов и их музыкальным искусством.

Когда люди объединялись для какой-нибудь совместной работы и появлялась необходимость в четких, упорядоченных и равномерных действиях, музыка и пение являлись верным средством приятной и экономной координации рабочих действий. Каждый старался действовать в такт музыки и неорганизованная толпа, словно по волшебству, превращалась в единый, хорошо слаженный и неутомимый организм.

Существуют логично обоснованные научные предположения, что и запел-то первобытный человек впервые за работой, аккомпанируя поющим голосом в такт своим рабочим движениям, а для более четкого и выразительного обозначения такта впоследствии были изобретены простейшие музыкальные инструменты.

Первые объективные сведения об использовании музыки в жизни человека восходят к верхнему палеолиту, к ориньякской культуре (около 30–40 тыс. лет назад). Именно с этого времени в археологических находках вместе с простейшими орудиями труда — костяными и каменными топорами, ножами, иглами начинают попадаться музыкальные инструменты — свистки, флейты, барабаны.

О прикладном применении музыки в целях стимуляции двигательной активности человека этого периода свидетельствуют и изображения в палеолитических пещерах играющих, танцующих и охотящихся под нее людей. Под звуки ритмически размеренных ударов камня о камень много тысячелетий назад первобытные охотники воспроизводили движения диких зверей и отрабатывали методику эффективного нападения на них.

Одним из древнейших письменных свидетельств музыкальной стимуляции общественных работ в рамках государственных законоуложений может служить правило древнекитайской «Книги ритуалов Чеу-ли» (XII в. до н. э.), которое гласит: «Игрою на као-ки (огромный барабан особого рода — Ю. К.) подстрекают рвение работающих на государственных оброчных работах». К таким работам относились постройки обширных плотин, городских стен, дворцов, дорог, большие императорские охоты на диких зверей и т. п.

Древние китайцы придавали очень большое значение музыкальной стимуляции различных двигательных и трудовых процессов. Об этом сохранились документальные высказывания таких известных представителей общественно-политической и философской мысли, как Конфуций (551–479 гг. до н. э.), Мен-Цзы (390–305 гг. до н. э.), Сюнь-Цзы (315–236 гг. до н. э.) и мн. др.

В философских учениях китайских мыслителей музыке отводилась широкая практическая роль. В древнекитайских текстах термин «юэ» (музыка) относится ко всей ритмически организованной деятельности человека, включая различную работу, общие ритуалы, танец, поэзию, живопись, архитектуру и даже сервировку стола. Поэтому массовые современные представления о том, что в древности люди многое из этого просто не ведали, слишком самонадеянны и обманчивы.

К примеру, во времена Конфуция китайское образование состояло из шести обязательных предметов: церемонии, музыка, стрельба из лука, управление колесницей, письмо и арифметика. Рассуждая о роли музыки в жизни людей, Конфуций рассматривал ее как действенное средство управления их умственной и физической деятельностью, указывал на познавательное и воспитательное значение музыки, призывал расширять масштабы ее прикладного применения в государстве (рис. 1).

В связи с этим утилитарное применение музыки в трудовой и общественной практике буквально пронизывает всю историю Древнего Китая.

В эпоху династии Западная Чжоу (XI–VIII в. до н. э.) многие чиновники императорского двора традиционно посылались в различные районы страны для сбора и расширенного использования народных трудовых песен.

Китайский император Сяо-у-ди, правивший в 140–80 гг. до н. э., учредил даже специальную музыкальную палату — Юэфу, в которой в начальный период ее деятельности состояло на службе около шестисот специально подготовленных чиновников. Они собирали, систематизировали и пропагандировали среди населения различные трудовые и ритуальные песни, а также составляли профессионально ориентированные тематические сборники песен отдельных географических местностей. Так стали известны трудовые песни местностей Дай и Джао, напевы Цинь и Чу. Около 150 собранных ими песен такого рода сохранилось в Пекинской императорской библиотеке и относительно благополучно дошло до наших дней.

Рис. 1. Музыка в бытовой жизни Конфуция

В представлении древних индусов песня — испытанный друг трудящихся людей, с нею быстрее преодолеваются большие расстояния, лучше и значительно легче работается. Пространные упоминания об этом содержатся в замечательных творениях индийского национального эпоса V–IV вв. до н. э. «Махабхарата» и «Рамаяна».

Облегчающая и координирующая мышечную работу роль музыки была известна и древним египтянам. Рассматривая скульптурные композиции и живописные изображения на древнеегипетских памятниках культуры, можно увидеть многочисленные сцены организованного утилитарного использования музыкального сопровождения в бытовой жизни, на строительстве древнеегипетских пирамид, дворцовых сооружений, дорожных, сельскохозяйственных, гончарных и других работах.

Однако особого расцвета музыкальная стимуляция трудовых процессов и самых разнообразных физических упражнений достигает в античной Греции, на что современным работникам физической культуры и спорта следует обратить специальное внимание. Прежде всего из-за весьма ограниченной известности и редчайшей профессиональной ценности многих древнегреческих достижений в этом направлении.

Спорт древних греков —

Начало начал,

У них он родился,

Мужал и крепчал.

Чем больше узнаешь

О них ты теперь,

Тем будешь успешней,

Уж в это поверь.

Хоть мир и до них

На движениях жил,

Но так высоко

Их никто не развил.

(Стихотворение автора)

Письменные указания на это берут начало с произведений легендарного Гомера («Илиада», «Одиссея», «Гомеровы гимны»). Созданные около IX–VIII вв. до н. э., они, несомненно, отражали уклад общественной жизни и более раннего исторического периода.

В это время в трудовой деятельности греков были уже распространены стимулирующие мышечную работу песни, дифференцированные с учетом профессиональных особенностей и условий труда: «Гимайос» — мельничная песня, «Айлинос» — песня ткачей, «Иулос» — песня прядущих шерсть. «Лютиерсом» называлась песня жнецов. Бытовали особые, облегчающие профессиональную деятельность, песни полевых наемников, банщиков, пастухов, сторожей, красильщиков и т. д.

В «Илиаде» Гомера (Песнь XVIII, стихи 565–573, пер. с греч. Н. И. Гнедича) приводится даже обстоятельное описание музыкальной стимуляции трудовой деятельности виноградарей:

«…К саду одна пролегала тропинка,

Коей носильщики ходят, когда виноград собирают.

Там и девицы, и юноши, с детской веселостью сердца,

Сладостный плод носили в прекрасно плетеных корзинах.

В кругу несущих отрок по звонко рокочущей лире

Сладко перстами бряцал, припевая голосом тонким:

«Лмин мой прекрасный!». Они же, двигаясь стройно, запеву

Пеньем и вскриками в лад и топотом ног отвечали».

В понимании древних греков музыка была составной частью жизни и философии, поэтому интерес к ней проявляли почти все греческие философы. В связи с этим те или иные сведения о прикладном использовании музыки в самых разных видах деятельности человека сообщаются также в произведениях Платона, Аристотеля, Геродота, Пиндара, Страбона, Лукиана, Архилоха, Аристофана, Эсхила, Гесиода, Вергилия, Плутарха и других, всемирно известных античных авторов.

Например, знаменитый Аристотель (384–322 гг. до н. э.), основатель школы перипатетиков, по мнению ученых историков — самый глубокий и всеобъемлющий ум древности, осмысливая эту проблему в философских трактатах, то есть обоснованных научных сочинениях, «Политика», «Поэтика», «Этика», «Риторика», «Метафизика», приходит к заключению, что музыка имеет в обществе очень серьезные научные задачи. Она способна управлять сознанием и поведением людей, повышать их работоспособность в различных видах деятельности, давать чувственное наслаждение, развлечение и отдых, исцелять от болезней, формировать у слушателей необходимые ценностные ориентации, вкусы, интересы, потребности, социальные установки, нормы и идеалы.

Музыка использовалась как сильнодействующее внушающее средство. Греческие ораторы и поэты нередко выступали с музыкальным сопровождением. Музыка, ритм которой был тесно связан с метром стиха, делала более привлекательными и отчетливыми интонационные намерения оратора, усиливала мелодические и ритмические акценты, обусловленные речью, повышала эффект и убедительность выступления.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секреты успеха уроков физкультуры: учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я